Сущность и теоретические основы сельскохозяйственной кооперации

Понятию «кооперация» в экономической литературе дано несколько десятков определений. Чаще всего кооперация трактуется как добровольное сотрудничество юридически и экономически самостоятельных предприятий с целью повышения их производительности. В узком смысле этот термин употребляют для обозначения сотрудничества на долгосрочной договорной основе.

Российский ученый А.В. Чаянов рассматривал кооперацию как единство двух начал: во-первых, как предприятие, его организационно-хозяйственную форму, во-вторых, как процесс социального движения.

Под процессом «кооперация» в сельском хозяйстве понимают организацию специфической формы хозяйственных образований – кооперативов. Кооператив – это самостоятельное  предприятие, созданное путем добровольного объединения на основе членства граждан и юридических лиц и формирования общего имущества с целью обеспечения своих потребностей, совместного сельскохозяйственного производства, обеспечения своих хозяйственных, социальных и иных потребностей. А.В. Чаянов отмечал, что кооператив «никогда не может являться самодовлеющим предприятием, имеющим собственные интересы, лежащие вне интересов создавших его членов, это предприятие, обслуживающее своих клиентов, которые являются его хозяевами и строят его управление так, чтобы оно было непосредственно ответственным перед ними и только перед ними. При экономически обоснованной кооперации мелкое крестьянское хозяйство, не расстраивая свое производство и не нарушая свою самобытность, вычленяет те элементы и звенья своего хозяйства, которые позволяют более эффективно организовать производство в крупных размерах, используя высокопроизводительные машины и оборудование. Кооператив можно рассматривать как часть хозяйства его членов, которая вычленена из общего крестьянского хозяйства и объединена в кооперативное формирование».

Аналогично, прежде всего, как социальные структуры, определял сельскохозяйственные кооперативы М.И. Туган-Барановский – «свободное добровольное объединение в форме хозяйственного предприятия, которое имеет своей целью не получение наибольшего барыша на затраченный капитал, но увеличение благодаря общему велению хозяйства трудовых доходов своих членов  или снижение расходов этих членов  на потребительские нужды».

Различные авторы по-разному трактуют сущность кооператива. Так, например, заслуживает внимания следующее определение кооператива - «кооператив - предприятие, организовавшее на добровольных началах часть экономической или иной деятельности определенной группы лиц и призванное удовлетворять индивидуальные потребности его членов в рамках рыночного хозяйства».

Актуально и сегодня мнение А.В. Чаянова о том, что только благодаря кооперации мелкое и слабое экономически крестьянское хозяйство может противостоять напору крупных торговых, перерабатывающих, посреднических и других организаций. Этот факт обусловливает современную кооперацию, когда на продовольственном  ранке преобладает мелкотоварное производство, которому приходится конкурировать с крупными монополистами в сферах поставки ресурсов и переработки продукции.

Процесс кооперирования, развивается путём последовательного выделения из сельскохозяйственного предприятия тех функций и операций, которые экономически подготовлены  к  кооперативному объединению  и  в кооперативных формах приносят больший вклад, нежели в рамках одного хозяйства. В сферу кооперирования вовлекаются те функции, которые становится невыгодно выполнять в отдельном хозяйстве. В настоящее время в АПК существуют такие виды сельскохозяйственных потребительских кооперативов как снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, обслуживающие, кредитные.

Кооперативы, с одной стороны являются коммерческими организациями, с другой – некоммерческими, так как создаются для удовлетворения интересов своих членов. Кооперированные формирования представляют собой открытую социально-экономическую систему. Поэтому, оценивая эффективность деятельности такого сложного  формирования,  следует учитывать не только взаимодействие элементов внутри системы, но и взаимодействие этой системы с внешней средой. В результате чего изменение состояния одних элементов  системы оказывает влияние на состояние других ее элементов. Поэтому возникает необходимость  в методологическом синтезе подходов  к оценке экономического эффекта и эффективности  кооперац. Вопрос поиска критериев для оценки деятельности кооперативов неоднозначен. Повышение эффективности функционирования кооперативных форм производится, прежде всего, в интересах общества, что позволяет говорить о ее непосредственном влиянии на повышение эффективности всего сельскохозяйственного производства. Эффективность кооперации является комплексной категорией, определяемой множеством показателей. С одной стороны кооператив функционирует в условиях рынка, поэтому важную роль в оценке эффективности его работы играют показатели экономической эффективности. Для структур, действующих в условиях рынка, оценка эффективности связана с понятием прибыли. Потребительский кооператив является организацией, формирующей собственный капитал и имеющей свои затраты и доход.

Но сельский кредитный кооператив имеет скорее социальную направленность деятельности, нежели коммерческую, поэтому только прибыль или другой аналогичный показатель не могут быть взяты в основу определения экономической эффективности его работы. Кооперация выполняет такие социальные функции как: удовлетворение различных потребностей пайщиков, в том числе улучшение потребления, условий жизни и труда, формирование новых рабочих мест, образование и воспитание, создание производственной и социальной инфраструктуры села и т.д. Следовательно, социальная значимость этой формы хозяйствования выступает так же критерием её эффективности.  Специфическими показателями социальной эффективности можно считать: увеличение рабочих мест; повышение квалификации кадров; формирование   сознания, ответственности членов; повышение уровня жизни работников: создание объектов социальной инфраструктуры.

Как было отмечено выше, организационная структура кооперативной организации определяется ее двойной природой как социальной и экономической единицы: объединение группы людей и предприятий. Кроме того, она определяется и специфической кооперативной целью - осуществление экономических интересов членов кооператива. Основная цель создания кооперативного общества, в том числе и кредитного кооператива - это оказание содействия  членам кооператива в экономических взаимоотношениях и деятельности. К таким услугам могут быть отнесены содействие в сбыте производимой членами кооператива продукции, обеспечение помещений для хранения, предоставление транспорта, представление интересов членов на уровне оптового сбыта или розничной продажи товаров, и т. д. По этим причинам потребительские кооперативы не являются коммерческими организациями. «Эффективность кооперативной организации должна измеряться не суммой доходов, полученных в конце финансового года, а эффективностью осуществления экономических интересов членов».  Некоторые авторы предлагают для оценки эффективности деятельности кредитных потребительских кооперативов, как специфической категории, использовать систему, состоящую из трех групп показателей: экономической и социальной эффективности, суммарной эффективности в хозяйствах-пайщиках и финансового состояния.

Однако эффективно удовлетворять экономические интересы своих членов может только экономически мощная организация, являющаяся полноценным субъектом рыночных отношений. Поэтому правление кооператива должно обеспечить соответствующий баланс между экономической эффективностью самого кооператива, с одной стороны, и эффективностью осуществления экономических интересов членов, с другой. Управление кооперативом должно осуществляться таким образом,  чтобы его члены могли максимально удовлетворять свои экономические интересы без ущерба для финансовой стабильности кооператива. Хотя извлечение прибыли не стоит на первом месте в деятельности потребительской кооперации, реализовать свои цели потребительское общество способно лишь при условии доходности своей деятельности. В условиях товарно-денежных отношений цель извлечения прибыли кооперативом будет выступать средством достижения задач, определенных уставом кооператива. Отмеченный принцип эффективности и его отличие от доходности должен находить отражение в построении таких форм организации, которые позволяли бы эффективно осуществлять экономические интересы членов.

Всесторонне экономическую эффективность кооперации можно оценить лишь с помощью показателей, определяющих масштабы и темпы прироста производства в хозяйствах-участниках кооперации, а также эффективность использования земли, фондов и средств.

Одним из показателей эффективности деятельности потребительского кооператива должна выступать прибыль или превышение доходной части кооператива над расходной. С понятием «прибыль» сочетается представление о прибыли, получаемой за счет третьего лица – в производстве за счет рабочего, в торговле за счет продавцов и покупателей. Применение этого показателя в таком его значении возможно лишь для характеристики  результатов производства в сельскохозяйственных производственных кооперативах, являющихся коммерческими организациями.

Для характеристики же деятельности потребительских кооперативов, которые являются некоммерческими организациями, и прибыли не создают, применять этот показатель в таком его значении нецелесообразно. В составе прибыли различают процент на капитал, вознаграждение за риск, предпринимательскую прибыль. Кооперация не в состоянии освободить своих членов от необходимости отчисления процента на капитал, но зато она в состоянии снизить риск в деятельности предприятия, путём объединения усилий через ответственность её членов. Если риск в кооперативных предприятиях сокращается, и в соответствии с этим члены кооператива избавляются от значительной части платежа из него  в  пользу   предпринимателя,  то от  платежа предпринимательской прибыли члены кооператива избавляются полностью, что вытекает из самой сущности потребительского кооператива. Поэтому, если говорят, что кооператив даёт прибыль, то это выражение употребляется по аналогии с коммерческим предприятием, но имеет совершенно другой смысл. Кооперация, таким образом, устраняет экономические и коммерческие конфликты. Продукция потребительских кооперативов продается по той же цене, что и у коммерческого субъекта рынка, но разница между  продажной ценой и ценой покупки у члена сбытового кооператива возвращается ему в виде дивиденда. В кооперативном предприятии, продающем товар только своим членам, прибыль приобретает совсем иное, нежели в коммерческом предприятии значение.

Вышесказанное касалось предоставления услуг потребительскими кооперативами своим членам. Согласно закону, не менее 50 % своих услуг кооператив обязан производить для своих членов. Следовательно, если 50 и менее процентов услуг кооператив оказывает сторонним заказчикам, то в данном случае кооператив имеет прибыль, которую он опять же должен распределить между пайщиками. То есть на определенных промежутках времени эта сумма все-таки может быть названа прибылью кооператива.