О потребкооперации - значимом социально-экономическом акторе в нашей жизни - почти нет в последнее время научных публикаций. Потребительская кооперация - один из компонентов социальных отношений в сельской местности; она направляет и контролирует действия людей в экономике, социальной сфере, культуре, быту, семье; имеет социальный статус и выполняет определенные социальные роли. Это - стабильная совокупность форм социальной жизни; в ней отражаются специфика местных обычаев, традиций и правил поведения; социальные нормы и социальные статусы. Это социально-экономическая и культурная организация с комплексом учреждений, часть регуляторов общественных отношений на селе.

 

Потенциал сельской потребительской кооперации отражен в Законе РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации" 1992 г. Закон провозглашает потребительские общества субъектами собственности, признает пайщика главной фигурой потребительской кооперации, декларирует кооперативную демократию, структурную перестройку и инвестиционную политику. Закон - основа для совершенствования работы кооперативных организаций и предприятий. Он, в частности, повысил персональную ответственность руководителей и специалистов за результаты хозяйственно-финансовой деятельности, усилил роль пайщика в управлении и контроле. Организационную структуру потребительской кооперации составляют потребительские общества, создаваемые на основе членства путем объединения имущественных паевых взносов для финансово-хозяйственной деятельности в целях материальной и иной поддержки пайщиков. Основная работа с пайщиками сосредоточена на кооперативных участках. Чаще всего центрами этих участков являются магазины - главное звено реализации задач и функций потребительской кооперации.

 

Кооперация как форма взаимодействия людей берет на себя часть функций по удовлетворению материальных и духовных потребностей сельского населения. Социальная миссия потребительской кооперации проявляется в том, что осуществляемые в рамках этой формы торговля, общественное питание, закупки сельскохозяйственной продукции, производство товаров, платные услуги, капитальное строительство, сельскохозяйственное производство, развитие транспорта, образовательные, медицинские и санаторно-курортные услуги, - направлены на социальную поддержку и защиту сельского населения.

Для выявления степени совпадения социальной реальности с нормативными актами и сложившимися представлениями, относящимися к потребительской кооперации, нами в 2007-2008 гг. проведено исследование. Поскольку в деятельности каждой организации имеются недостатки, хотелось социологически изучить проблемы потребкооперации, на основе полученных результатов сформулировать рекомендации и реально помочь этой значимой сфере жизни нашей страны. На основе исследования создана эмпирическая база данных социологической информации по районам (Канашском, Красноармейском, Батыревском) Чувашской республики. Исследование проводилось по специально разработанной программе. Сбор социологической информации методами анкетного опроса и интервью сопровождался анализом документов, наблюдением. При анкетировании выборочная совокупность составляла 2% от генеральной совокупности пайщиков населенных пунктов районов (500 человек).

Респонденты видят в потребительской кооперации хозяйственную организацию, ориентированную на социальную миссию. По мнению 86,4% опрошенных, потребительская организация должна использовать свою хозяйственную деятельность для оказания необходимых социальных услуг, 67,2% стремится оказать помощь малообеспеченным слоям населения. В представлениях 34,6% населения республики потребительская кооперация оказывает помощь в трудоустройстве граждан, 44,5% считает, что она материально и морально помогает инвалидам, 67,8% - пенсионерам. Эти показатели отражают реализацию потребкооперацией своей социальной миссии.
В ответах отразилось убеждение в том, что районные потребительские общества призваны активнее бороться с бедностью. 45,6% ответивших считают, что райпо недостаточно проводят работу по развитию закупок, созданию малых производств, магазинов на дому. Слабо организована переработка молока, выпечка хлеба. Плохо развиваются бытовые и производственные услуги, народные промыслы, не хватает новых рабочих мест.

Поскольку к массе населения ближе всего такая структура потребкооперации как магазин, опрос показал, что население видит следующие направления улучшения работы магазинов: иметь более оборудованный приемозаготовительный пункт (на это указали 47,8% опрошенных); активнее оказывать бытовые услуги на дому - 36,9%; помогать населению реализовывать продукцию животноводства и растениеводства, кожевенное и вторичное сырье, макулатуру - 48,4%. Многие выразили пожелание заключать долгосрочные договоры с сельскими подворьями на продаже сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий народных промыслов - 67,8%. Покупатели хотели видеть в магазинах уголок потребителя, небольшую библиотеку, списки многосемейных пайщиков, инвалидов, информацию о кооперативных выплатах, закупочных ценах и др.

Не приводя дальнейших данных, перехожу к заключению. Мы видим, что потребительская кооперация не полностью удовлетворяет запросы пайщиков, конкретных групп населения. А в этом и состоят ее ближайшие задачи, связанные с обеспечением материальных и духовных потребностей сельских жителей, в оказании помощи в повышении качества их жизни, в удовлетворении их потребностей - биологических, материальных, социальных, психологических, духовно-нравственных.