Исследования показывают, что многие работники идут на компромисс со своими моральными принципами под воздействием условий, существующих в организации, в которой они работают. Важное место при этом занимает система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации, которую называют корпоративной этикой.

Корпоративная этика, в отличие от универсальной, обусловлена особенностями деятельности и целями организации, а также исторически сложившимися стереотипами поведения в данной организации. Она является частью более широкой нормативной системы, так называемой корпоративной культуры.

Организация, функционирующая достаточно продолжительное время, в которой сложилась корпоративная культура, в состоянии разработать кодекс ведения бизнеса. В Республике Саха (Якутия) кооперативная культура складывалась практически на протяжении всего XX в. Её уровень высок, и она может быть формализована в форме кооперативного кодекса ведения бизнеса.

Для приведения в соответствие коммерческой деятельности потребительских обществ с принципами и ценностями кооперации нами разработан кооперативный кодекс ведения бизнеса. При разработке использовался «Кодекс ведения бизнеса» кооперативного общества оптовом торговли Р. Квинни и «Кодекс наилучшей практики. Корпоративное управление» Кооперативного союза Великобритании, а также Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития и духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации» и «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании».

В кодексе, разработанном для республики более конкретно отражен важный аспект роли пайщиков в экономической деятельности и управлении. Мы уверены, что кодекс внесет важный вклад в деятельность кооперативов:

Потребительским обществам и союзам рекомендуется учитывать положения, содержащиеся в Кодексе ведения бизнеса, при разработке устава и внесении в него изменений.

Кодекс ведения бизнеса содержит следующие основополагающие положения.

Потребительское общество требует от всех своих работников вести себя в соответствии с целями потребительского общества:

Потребительское общество в отношениях с партнерами по бизнесу:

Потребительское общество нацелено на развитие отношений с поставщиками, основанное на взаимном доверии:

Отношение потребительского общества к окружению:

Потребительское общество в отношении нравственного воспитания в области повышения роли духовно-нравственных качеств работников потребительской кооперации в борьбе с бедностью и бездуховностью:

Следует соблюдать следующие принципы.

Потребительское общество в отношениях с работниками потребительской кооперации:

Коллектив потребительского общества в отношениях с населением:

Потребительское общество в своей финансовой деятельности:

Потребительское общество в отношениях с конкурентами:

В вопросах, связанных с международным бизнесом:

Совет потребительского общества:

По нашему мнению внедрение в практику кооперативных организаций кодекса ведения бизнеса будет способствовать повышению качественного уровня кооперативного менеджмента.