Слово «кооперация» имеет латинскую основу и обозначает совместное ведение дел. В широком смысле слова, кооперация — это сотрудничество людей, организаций, публичных образований (муниципальных образований, регионов, государств) в каком-либо виде деятельности для реализации совместных целей, удовлетворения взаимных интересов. Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР» определил кооперацию как форму общественно полезной деятельности.

 

«...Кооперация есть действительно метод или форма хозяйственной деятельности, характеризуемая прежде всего совместным участием в ней заинтересованных в этой деятельности лиц», — писал один из наиболее ярких отечественных теоретиков кооперации Н. Озерецковский. Он выделял такие признаки кооперации, как ее частнохозяйственный характер, организованность деятельности, ее направленность на удовлетворение собственных интересов участников кооперации (в этом отличие кооперативов от общественных организаций), ее сущность как объединения лиц в отличие от хозяйственных обществ, представляющих собой объединение .капиталов, а также ее служебную роль по отношению к объединяющимся в кооператив хозяйствам и лицам: кооператив создается для организации «известной хозяйственной функции, свойственной хозяйствам членов», при этом сам не вовлекаясь активно в рыночный оборот. «Это устремление деятельности кооперативных объединений внутрь, на обслуживание хозяйственных потребностей членов и составляет специфическую черту кооперации, обособляющую ее от сферы коллективных капиталистических организаций». Он называл кооперацию «общим делом», что близко смыкается с такой принятой в англоязычных странах характеристикой кооперации, как «common bond» — в буквальном переводе «общая связка», или то, что в России называли «общий котел».

Социальные черты кооперации являются не менее важными, чем хозяйственные: это добровольность участия в деятельности кооператива, самоуправление, демократизм, равноправие членов кооператива (одно лицо — один голос, недопустимость преимущества отдельных членов кооператива в зависимости от имеющихся у них паев).

Н. Озерецковский выделял и такую функцию кооперации, как поднятие общей культурности трудящихся.

По определению российского историка кооперации Л.Е. Файна, кооперация показывала и показывает себя как своего рода «цивилизатор» рыночных отношений, связующее звено между мелкими, индивидуальными собственниками и хозяйствами и рынком.

Кооперативные организации стали появляться в Европе в середине XIXв. (в Англии, Франции, Германии, Италии), несколько раньше появились теоретические работы Роберта Оуэна, Шарля Фурье и др. Роберт Оуэн — английский экономист, общественный деятель, философ и теоретик кооперации — первым употребил понятие кооператива и кооперации в начале 1820-х годов.

В России кооперация имеет свою интереснейшую историю. Она началась за 30 лет до отмены крепостного права и связана с пребыванием на забайкальской каторге декабристов: после поражения вооруженных восстаний против самодержавия 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге и 29 декабря на Украине большая группа участников была сослана. Среди них: С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, А.З. Муравьев, А.И. Якубович, братья А.П. и П.П. Борисовы, B.Л. Давыдов, Е.П. Оболенский и другие. Созданный в 1827 г. в Читинском остроге первый потребительский кооператив можно считать началом истории российского кооперативного движения. Когда в 1830 г. в поселке Петровский Завод завершилось строительство тюремного здания, декабристы были отправлены туда, и 2 марта 1831 г. в присутствии всех декабристов был зачитан проект Устава, одобренный генералом Лепарским, комендантом Петровского Завода. Устав был принят и вступил в действие. На третий день состоялись выборы должностных лиц. Устав определил цели и задачи «Большой артели» как потребительского общества, поставив во главу угла основные принципы кооперативного устройства: добровольность членства, равноправие, продажа товаров за наличные деньги, выборность органов управления и контроля путем тайного голосования.

С 1834 г. начал действовать другой кооператив — «Малая артель». Так декабристы назвали свое «Общество взаимного вспомоществования», созданное для оказания денежной помощи нуждающимся декабристам после их выхода из тюрьмы. Свою кооперативную деятельность бывшие члены кооператива не прекращали и после того, как в 1839 г. покинули Петровский Завод и разъехались по Забайкалью на постоянное поселение. (См. подробнее: Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. — М., 1998. Коряков И.А., Корякова JI.X. Очерки истории потребительской кооперации Забайкалья. — Чита, 1993.)

Кооперативные идеи развивали М.В. Петрашевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, позднее — М.И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов, С.Н. Прокопович, Н.Д. Кондратьев и др.

Идеи кооперации на селе во многом опирались на традиции крестьянской общины, но необходимую свободу предпринимательской инициативе крестьян дала отмена крепостного права — после этого сельская кооперация стала развиваться быстрее. Особое развитие получили кооперативы льноводов, табаководов, кооперация в дегтярном производстве, молочная, маслодельная, птицеводческая кооперация. Столыпинская аграрная реформа также способствовала развитию сельскохозяйственной кооперации.

1 января 1914 г. сельскохозяйственных товариществ было 1254, накануне первой мировой войны оборот сельскохозяйственной кооперации составлял около 20 млн руб. Россия в 1913 г. была вторым в мире после Дании экспортером сливочного масла, основу экспорта составляла высококачественная продукция кооперативной маслодельной промышленности.

Развивалась кооперация и в городах — в целом, в 1905 г. в стране насчитывалось 1629 ссудо-сберегательных и кредитных товариществ и 1100 потребительских обществ, а спустя всего лишь три года, накануне Первого всероссийского кооперативного съезда, действовало соответственно 4261 товарищество и 3499 обществ. Такая же динамика роста наблюдалась в производственной кооперации.

Был разработан типовой устав потребительских обществ, в 1911 г. был основан Центральный кооперативный банк, названный Московским народным банком.

Лучшими теоретиками и практиками кооперации был подготовлен текст кооперативного закона, который после четырех лет обсуждения был принят IV Государственной думой в апреле 1916 г., но так и не вступил в силу, так как на него наложил вето Государственный Совет. Однако практически сразу после прихода к власти Временного правительства оно 20 марта 1917 г. своими распоряжениями вводит в действие этот закон, а затем еще несколько общих законодательных актов о кооперации. (Интересно, что эти законы после приобретения Финляндией государственного суверенитета остались на ее территории действующими и помогли ей значительно развить свою систему кооперации.) Представители кооперации вошли во Временное правительство. В сентябре 1918 г. был открыт Московский кооперативный институт. Все эти меры помогли увеличить число вовлеченных в кооперативное движение людей в два-три раза.

После октября 1917 г. появились декреты о кооперации, фактически ликвидировавшие основные принципы ее самостоятельности, добровольности, материальной заинтересованности. Однако с начала 1920-х гг., во многом благодаря трудам теоретиков кооперации, отношение государства к этой сфере хозяйствования меняется к лучшему: 16 августа 1921 г. появляется Декрет о сельскохозяйственной кооперации, 28 декабря 1923 г. — постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома СССР «О реорганизации потребительской кооперации на началах добровольного членства», 22 августа 1924 г. — Закон о сельскохозяйственной кооперации, 24 января 1924 г. — Декрет «О кредитной кооперации», 15 декабря 1924 г. — Закон «О трудовых артелях» и т.д. Утверждаются положения об отдельных видах кооперативов — торфяных товариществах (утверждено СНК СССР 2 марта 1924 г.), переселенческих товариществах (Декрет СНК РСФСР от 9 августа 1924 г.), промысловой кооперации (Закон о промысловой кооперации 7 июля 1921 г.) и т.д. Выходят книги А.В. Чаянова с его идеями «кооперативной коллективизации», то есть постепенным, ненасильственным переходом крестьянских хозяйств к простейшим формам кооперации, книги Н.Д. Кондратьева с его принципами сочетания на базе нэпа рыночных и плановых начал, рыночной проверки методов государственной политики... В 1922 г. в СССР было 22 тыс. сельскохозяйственных кооперативов, в 1925 г. — почти 55 тыс. (цит. по кн.: Вопросы теории и истории кооперативного движения в России / Сост. Безгина О.А. — Самара, 2008).

В 1926 г. положение дел в стране в корне меняется: государство отказывается от нэпа, от свободной социально-экономической деятельности, экономика страны становится жестко централизованной. Кооперация превращается в полугосударственную систему, с 1930-хгг. на нее распространяются действия централизованных планов и заданий. Роль пайщиков сводится к пассивному наблюдению за деятельностью кооператива. 3 октября 1937 г. А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев и ряд других виднейших теоретиков сельской кооперации приговорены к расстрелу.

Сельская кооперация продолжала существовать, однако ее потенциал использовался далеко не полностью, по сути, к ее помощи государство активно прибегало лишь в период стабилизации экономики после Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы проводились съезды уполномоченных представителей кооперации, принимались планы, росли цифры, Центросоюз СССР вступил в Международный кооперативный альянс... Реальный импульс развитию кооперации дало принятие в 1988 г. Закона СССР «О кооперации в СССР»; массовым стало образование на селе кооперативных организаций после выхода Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. М 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и начала реформирования колхозов и совхозов.

Новым стимулом развитию сельскохозяйственной кооперации стало принятие в 1992 г. Закона РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», в 1995 г. — Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», затем Федеральных законов «О развитии сельского хозяйства», «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др., а также ряда федеральных целевых программ.

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» развивает и конкретизирует применительно к сельскохозяйственным кооперативам нормы Конституции РФ о свободе экономической деятельности, признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8), использовании и охране земли и других природных ресурсов, возможности их нахождения в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9,36), праве граждан на объединение и свободе деятельности объединений (ст. 30), праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), охране права частной собственности (ст. 35), свободе труда (ст. 37) и т.д. Реализация конституционных прав и свобод обеспечивается, в частности, принятием специальных государственных программ в поддержку села.

Из действующих на сегодняшний день следует назвать, в частности: Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы, принятую постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446; Федеральную целевую  программу «Социальное развитие села до 2012 года», принятую постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858; Федеральную целевую программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 годы и на период до 2012 года», принятую постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 99, и др.

На поддержку развития сельскохозяйственных кооперативов, как финансовую, так и организационную и методическую, направлен целый ряд нормативных правовых актов Министерства сельского хозяйства РФ.

Правовое регулирование сельскохозяйственных кооперативов не сводится только к Федеральному закону «О СХК»: Гражданский кодекс РФ устанавливает общие основы правового положения производственных и потребительских кооперативов как участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности, обязательственных прав, определяет общие положения договорного права и конкретные характеристики отдельных видов договоров, регулирует вопросы личных неимущественных прав кооператива, например, права на защиту деловой репутации, права производственного кооператива на фирменное наименование и т.д.

Земельные отношения с участием сельскохозяйственных кооперативов регулируются Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и рядом иных правовых актов.

Особенности государственных закупок сельскохозяйственной продукции наряду с Гражданским кодексом РФ устанавливает Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Кооперативы — как производственный, так и потребительский — могут быть объявлены банкротами, основания и порядок этих процедур устанавливает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127 -ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Кооперативы обязаны соблюдать антимонопольное законодательство, прежде всего Федеральный закон «О защите конкуренции», требования Федерального закона «О рекламе».

Следует также учитывать нормы федеральных законов, регулирующих правоотношения в отдельных сферах сельского хозяйства: Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве», Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», Федеральный закон от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений», Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. № 183-Ф3 «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЭ «О племенном животноводстве», Федеральный закон от  11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4973-1 «О зерне», Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1490-1 «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами» и т.д.

Если речь идет о правонарушениях в сфере сельскохозяйственной кооперации, следует помнить о нормах Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ и т.д.

Особый вопрос в применении Федерального закона «О СХК» — это вопрос о соотношении его норм с нормами других кооперативных законов: если кооператив соответствует определению сельскохозяйственного кооператива, данному в Федеральном законе «О СХК», и создан на основе данного закона, то другие законы о кооперативах могут применяться лишь дополнительно, субсидиарно — в той части, в которой их нормы не противоречат Федеральному закону «О СХК», и в том случае, если рассматриваемые отношения не урегулированы непосредственно самим Федеральным законом «О СХК».

На этом основывается и судебная практика: так, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в постановлении от 20 июля 2006 г. по делу № А58-2201/05-Ф02-3123/06-С2, отменяя решение арбитражного суда первой инстанции, указал, что особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов определяются законом о сельскохозяйственной кооперации, поэтому Федеральный закон «О производственных кооперативах» был применен ошибочно. (См. также п. 2 комментария к ст. 48 Федерального закона «О СХК».)

Субъекты Российской Федерации в пределах своей юрисдикции, установленной Конституцией РФ, вправе принимать нормативные правовые акты, в том числе законы. Они не вправе принимать законы, определяющие правовое положение сельскохозяйственных кооперативов, а также законы в сфере валютного, финансового, кредитного регулирования и по иным вопросам, отнесенным ст. 71 Конституции РФ к сфере исключительного ведения Российской Федерации. В то же время вопросы государственной поддержки деятельности сельскохозяйственных кооперативов, особенностей их участия в реализации социальной политики региона, установление льгот по уплате ими региональных налогов и ряд иных вопросов могут быть решены на уровне законов субъектов Российской Федерации. Такого рода специальные законы в отношении сельскохозяйственных кооперативов были приняты в Волгоградской, Орловской, Рязанской областях, Ставропольском крае и в ряде иных регионов России.

Система сельскохозяйственной кооперации

Сельскохозяйственная кооперация — система сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их союзов.

В определении сельскохозяйственной кооперации акцент делается на структуру сельскохозяйственной кооперации, прежде всего на единство двух составляющих — потребительских и производственных сельскохозяйственных кооперативов. Критерием раздела этих групп является направленность основной цели деятельности кооператива: для производственных таковой будет извлечение прибыли, для потребительских — удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива. Все остальные различия (по видам деятельности, по специализированноми или смешанному характеру деятельности) не носят столь существенного характера, поэтому не включены в определение.

Помимо кооперативов и союзов в систему сельскохозяйственной кооперации входят и организации инфраструктуры кооперации, т. е. такие юридические лица, которые обслуживают потребности кооперативов и их союзов, например, аккумулируют и перераспределяют денежные средства как фонды либо осуществляют специальное обучение руководителей и работников системы сельскохозяйственной кооперации. Так, например, в системе сельской кредитной кооперации действует не только Союз сельских кредитных кооперативов, но и Фонд развития сельской кредитной кооперации, давно зарекомендовавший себя как отраслевой учебно-методический центр. Поэтому представляется целесообразным расширить понятие сельскохозяйственной кооперации, включив в него наряду с кооперативами и их ассоциациями также организации инфраструктуры кооперации.

Сельскохозяйственный кооператив — организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного потребительского или сельскохозяйственного производственного кооператива.

Признаки, обязательные для сельскохозяйственных кооперативов.

1) Учредителями организации могут быть только сельскохозяйственные товаропроизводители и (или) ведущие личные подсобные хозяйства граждане.
2) Членство в кооперативе добровольное Это закреплено как один из основных принципов создания и функционирования кооператива.
3) Цель объединения в кооператив — совместная производственная или иная хозяйственная деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Понятие хозяйственной деятельности шире понятий производственной и предпринимательской деятельности: например, кредитные потребительские кооперативы создаются для финансовой взаимопомощи пайщиков, предоставления ими займов друг другу из объединённых пайщиками средств, - эта деятельность хозяйственная, но не производственная и не предпринимательская, поскольку не направлена на систематическое извлечение прибыли. Совместный характер деятельности проявляется как в её цели, так и в формах её ведения, а также в формах и методах управления деятельностью кооператива, его принципах.
4) Имущественная основа кооператива — объединение паевых взносов членами кооператива.

Критерии членства в кооперативах

Одним из принципов создания и функционирования кооператива является личное участие членов кооператива в его деятельности. Поэтому в качестве одной из основ членства в кооперативе является критерий личного трудового участия в деятельности производственного кооператива либо участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Поскольку само понятие личного труда применимо именно к физическому лицу, круг членов производственного кооператива ограничен только физическими лицами (юридические лица могут быть лишь ассоциированными членами сельскохозяйственного производственного кооператива).

Вторым критерием членства является соответствие лица требованиям действующего законодательства и устава кооператива.

Третьим критерием членства является внесение пайщиками паевых взносов в установленных уставом кооператива размерах и порядке. Это требование продиктовано тем, что паевые взносы являются имущественной основой кооператива, определяющей возможность его самостоятельного участия в гражданском обороте.

В соответствии с кооперативными принципами каждый член кооператива вне зависимости от суммы внесённых им паевых взносов обладает одним голосом — в кооперативе голосуют не капиталы, а лица. Право голоса — одно из базовых прав члена кооператива, в отличие от ассоциированного члена кооператива, право голоса которого имеет ряд ограничений, установленных законом или допустимых к установлению уставом кооператива.

Кооперативный принцип взаимопомощи членов организации проявляется не только в совместном ведении ими трудовой или хозяйственной деятельности, но и в их субсидиарной, т. е. дополнительной, ответственности по обязательствам производственного кооператива или по внесению дополнительного взноса для покрытия убытков кооператива.

Отличия ассоциированного члена от действительного члена кооператива:

  1. От ассоциированного члена кооператива не требуется личного трудового участие в деятельности производственного кооператива либо участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
  2. Общее число ассоциированных членов с правом голоса на общем собрании кооператива не должно превышать 20% от числа членов кооператива.
  3. Субсидиарная ответственность членов кооператива по его обязательствам не распространяется на ассоциированных членов кооператива.
  4. Члена кооператива получает дивиденды лишь на дополнительный паевой взнос, тогда как в отношении ассоциированных членов кооператива дивиденды начисляются на всю сумму паевого взноса.
  5. При ликвидации кооператива ассоциированные члены кооператива имеют право на выплату объявленных, но не выплаченных дивидендов до выплаты стоимости паёв членам кооператива.
  6. Ряд понятий действующего законодательства/, такие как приращенный пай, кооперативные выплаты, применяются только в отношении действительных членов.

Субсидиарная ответственность.

Субсидиарная ответственность членов кооператива, т. е. дополнительная ответственность по отношению к ответственности кооператива как основного должника, возникает при невозможности кооператива в установленные сроки удовлетворить предъявленные к нему требования кредиторов.

Общее понятие и порядок применения субсидиарной ответственности определены ст. 399 ГК РФ: вначале кредитор обязан предъявить требование к основному должнику (кооперативу), а также использовать возможность удовлетворения требования путём зачёта встречного требования либо путём бесспорного взыскания средств с основного должника. Если основной должник ответил отказом, кредитор вправе обратиться с этим требованием в субсидиарному должнику. Лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, - привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора.

Паевые взносы.

Основой формирования имущества кооператива являются паевые взносы. Паевые взносы в сельскохозяйственный кооператив платят как члены кооператива, так и ассоциированные члены кооператива. В качестве паевого взноса могут быть приняты не только денежные средства, но и земельные участки, земельные и имущественные доли, имущественные права и т. д.

При этом паевые взносы пайщиков, в отличие от паевых взносов ассоциированных членов, могут быть 2 видов: обязательные и дополнительные. Обязательный взнос вносится всеми членами кооператива в обязательном порядке, он даёт право голоса и право на участие в деятельности кооператива, на пользование его услугами и льготами, а также на получение полагающихся кооперативных выплат. Дополнительный паевой взнос вносится пайщиком по желанию Данный взнос даёт право на получение дивидендов. Размер и порядок начисления и выплаты дивидендов определяет устав кооператива.

Пай — доля участия пайщика в образовании имущества кооператива. Несмотря на то, что паевые взносы могут быть в форме имущества, пай учитывается в стоимостном выражении. Пай складывается из паевого взноса и приращенного пая, которые формируется за счёт кооперативных выплат или иных средств кооператива. Сумма паёв членов кооператива образует паевой фонд.

Кооперативные выплаты и дивиденды.

Источники формирования и порядок использования имущества кооператива во многом определяют порядок распределения прибыли и убытков кооператива: кооперативные выплаты распределяются только между членами кооператива, критерием распределения является личное трудовое участие члена кооператива в его деятельности (для производственного кооператива) либо участие в хозяйственной деятельности кооператива (для потребительского кооператива). Например, если потребительский кооператив закупает товары, чтобы распределить их между членами кооператива, а излишки продавать в магазине, он может закрепить в уставе, что кооперативные выплаты прямо пропорциональны стоимости товаров, закупленных пайщиками в его магазине. Т.е., чем больше покупаешь в кооперативе и чем больше приносишь ему тем самым прибыли, тем больше кооперативных выплат получаешь. Могут быть установлены и иные критерии распределения кооперативных выплат.

Дивиденды, формируемые тоже из прибыли, распределяются по дополнительным паевым взносам пайщиков и по паевым взносам ассоциированных членов кооператива. Если кооперативные выплаты зависят от величины участия в деятельности, то дивиденды определяются размером имущественного участия пайщиков в образовании и приращении его собственных средств.

Формирование неделимого фонда — одна из гарантий экономической устойчивости кооператива как самостоятельного участника гражданского оборота, как единого целого.

Неделимый фонд в период существования кооператива не подлежит разделу на паи членов кооператива или выплате при прекращении ими членства в кооперативе. Лишь при ликвидации решается вопрос о судьбе неделимого фонда. Неделимый фонд образуется для решения общехозяйственных проблем деятельности кооператива.