Кооперативное движение в России имеет свою историю. С 1861 по 1880 г. в России было создано около 1000 кооперативных учреждений мелкого кредита. Весомый вклад в развитие кредитных кооперативов внес министр финансов Российской Империи С.Ю. Витте, разработавший основные положения аграрной реформы. В годы столыпинской реформы кредитные кооперативные товарищества превратились в социально значимые финансовые институты.

Вокруг сельскохозяйственной кредитной кооперации стала развиваться и потребительская кооперация, осуществлявшая закупку машин, обработку льна, строительство зернохранилищ и зерноочистительных станций, маслодельных заводов и др. К1917 г. кооперация в России превратилась в огромную организованную систему, включающую около 10,5 млн человек.

Во многих странах кооперация выступает как инструмент преодоления материального обнищания населения, решения хозяйственных и социальных вопросов. Кооперативное движение в мире охватывает большую часть самодеятельного сельскохозяйственного населения. Оно широко распространено в сфере обслуживания сельхозпроизводителей. В агропромышленном комплексе многих стран кооперация стала эффективным мобилизующим фактором. Использование кооперативных принципов позволяет формировать социально ориентированную экономику, в которой преобладают саморегулируемые предприятия.

В национальных хозяйствах ряда развитых стран сельскохозяйственные кооперативы играют ведущую роль в экономических связях аграрного сектора с другими отраслями АПК. В кооперативных формированиях, как правило, осуществляется производство, переработка, реализация сельскохозяйственной продукции. Потребительские кооперативы выполняют функции производственно-технического обслуживания своих членов, предоставляют им кредиты, обеспечивают сервис разных видов, решают социальные вопросы. В большинстве случаев кооперация играет положительную роль в выводе общественных отношений из стагнации, способствует сокращению безработицы.

Мировой опыт показывает, что кооперативное движение развивается в соответствии с конкретными факторами общественного развития, наблюдается постепенный переход от простых форм к более сложным на базе формирующихся условий. При этом важно учитывать, что поддержка мелких и средних кооперативов положительно сказывается на оживлении экономической и трудовой активности населения той или иной страны.

Особую роль и значимость в становлении и развитии кооперации имеет государственная поддержка, научное обеспечение и грамотное методическое сопровождение процесса становления кооперативов, их союзов и ассоциаций, а также подготовка и повышение квалификации кадров, распространение научной и методической литературы по вопросам кооперации.

В условиях рынка и в интересах собственного выживания кооперативы в агропромышленном комплексе вынуждены своеобразно реагировать на товарно-денежные отношения, что нередко сопровождается модификацией их принципов, изменением организационно-правовых форм. В России при разукрупнении сельскохозяйственных организаций созданы новые предпринимательские структуры, основанные на частной собственности и мелкотоварном производстве, что не всегда сопровождается улучшением экономических показателей. Многолетний опыт убедительно доказывает преимущество крупных организаций перед мелкими. В связи с этим для исправления непродуманных действий в сфере АПК в начале 1990-х годов следует вдумчиво, взвешенно и на научной основе устранить преграды, препятствующие сохранению колхозов, крупных сельхозорганизаций, создавать новые производственные и потребительские кооперативы, обеспечивать им наиболее эффективные условия хозяйствования, как в сфере производства, так и в сфере переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Для выживания потребительского кооператива в условиях рынка необходимо обеспечить удовлетворение экономических и социальных интересов его членов-пайщиков, что предполагает ведение коммерческой деятельности и получение максимальной прибыли, которая как в производственном, так и в потребительском кооперативах является собственностью его членов или учредителей. Они решают вопрос о ее распределении и использовании.

Кооперативные формы хозяйствования во многих развитых странах играют важную роль в разработке аграрной политики, формировании бюджетов и др. Объединяя и аккумулируя деятельность кооперативов, руководящие деятели кооперативной системы на всех уровнях в государственных органах власти отстаивают интересы сельских товаропроизводителей.

В большинстве развитых стран дальнего зарубежья за многие годы существования кооперация превратилась в многогранную социально-экономическую систему, охватывающую достаточно широкий фронт деятельности. Так, в Нидерландах объединившиеся сбытовые кооперативы создали аукционный кооперативный рынок овощей и фруктов, через который реализуются 85% овощей, 58% шампиньонов, 87% фруктов. Создание такой мощной кооперативной структуры позволяет обеспечить производителям сельскохозяйственной продукции гарантированный сбыт и получение солидной прибыли.

В хорошо развитом кооперативном секторе ряда стран сельскохозяйственная кооперация представляет собой многоуровневую организационную структуру. Так, в США она состоит из низовых кооперативов — региональных и национального отраслевого кооператива. В Дании во главе сельскохозяйственной кооперации — Сельскохозяйственный Совет, в Швеции — Союз сельских хозяйств, в Норвегии — Крестьянский Союз, объединяющий 17 национальных кооперативных союзов.

В большинстве зарубежных государств в основе сельскохозяйственной кооперации — фермерское хозяйство. Фермеры, сохраняя хозяйственную самостоятельность, являются собственниками кооперативного имущества, будучи членами кооперативов, принимают управленческие решения на уровне кооперативной системы и несут за них ответственность перед членами кооператива. Одной из форм такой кооперации выступает кооператив по совместному использованию сельскохозяйственной техники, проведению мелиоративных, прокатных и ремонтных работ.

В целом в кооперативном движении стран ЕС наблюдаются процессы интернационализации. Все чаще западноевропейские кооперативы взаимодействуют с американскими и канадскими. Особенно характерно это для отраслей зернового хозяйства, производства масличных культур и кормопроизводства. В результате в кооперативном движении формируются новые модели — мультинациональные кооперативные объединения.

Развитие кооперативного движения в мире показывает, что роль кооперативов в формировании продовольственных рынков как поставщиков продуктов высокого качества и экологической чистоты все больше возрастает. Одновременно растет их значимость в формировании социально направленной антимонопольной политики, особенно в условиях глобализации экономики.

В России этап возрождения сельскохозяйственной потребительской кооперации начался с принятия в 1995 г. Федерального закона № 193 «О сельскохозяйственной кооперации».

Процесс развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитным (СКПК), имеет положительную динамику.

Динамика развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в России


2006

2007

2008

2009


абс.

к 2006, раз

Россия, всего Федеральный округ:

473

1253

1623

1793

3,8

Центральный

46

177

265

257

5,6

Северо-Западный

30

57

67

65

2,2

Южный и Северо-Кавказский

148

297

372

409

2,8

Приволжский

104

316

372

440

4,2

Уральский

26

49

60

73

2,8

Сибирский

97

230

270

285

2,9

Дальневосточный

22

133

217

264

12

Существенную роль в государственной поддержке кредитной кооперации в России играет ОАО «Россельхозбанк», предоставляющее кредиты сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам:

Наряду с этим сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам ОАО «Росссельхозбанк» предоставляет кредиты на потребительские цели сроком до 5 лет: на приобретение транспортных средств, средств малой механизации (непроизводственного назначения); строительство приусадебных построек, реконструкцию и ремонт объектов недвижимости (непроизводственного назначения); приобретение (строительство) жилого помещения в сельской местности; неотложные нужды (в том числе приобретение товаров длительного пользования); приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям; подведение к объектам недвижимости непроизводственного назначения инженерных коммуникаций; телефонизацию жилого помещения (установку стационарного телефона) и связанных с этим затрат (приобретение материалов и оборудования, оплату работ, услуг, подведение кабеля к участку, проведение, прокладку кабеля по участку к дому, абонентское устройство и другие связанные с этим затраты); подключение к сети Интернет; иные потребительские нужды капитального характера.

В последние годы в число приоритетных видов деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов все чаще включают туризм. В связи с этим ОАО «Россельхозбанк» выдает кредиты на развитие туризма в сельской местности на срок до 5 лет, в том числе на развитие народных промыслов, торговлю в сельской местности, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовку и переработку дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и других пищевых и недревесных лесных ресурсов в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 07.04.2009 № 124.

С 2006 г. банк участвует в процессе развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов путем внесения в паевые фонды сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов взносов ассоциированного члена. За 2006—2009 гг. банк внес взносы ассоциированного члена в паевые фонды 87 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в 35 регионах Российской Федерации в сумме 697,63 млн руб. Анализ финансового состояния данных кооперативов показал, что 69 из них в хорошем финансовом состоянии, вероятность возврата взноса в полном объеме и в срок высокая; у 14 финансовое состояние удовлетворительное, вероятность своевременного возврата взноса ассоциированного члена в установленный срок средняя; 3 имеют плохое финансовое состояние, банк проводит мероприятия, направленные на возврат взноса ассоциированного члена.

В 2010 г. сельскохозяйственным перерабатывающим и снабженческо-сбытовым потребительским кооперативам было выдано 300 кредитов на 1,6 млрд руб., сельскохозяйственным кредитным — 207 кредитов на 0,84 млрд руб. Всего за 2006—2010 гг. кооперативам предоставлено 4135 кредитов на 17,6 млрд руб., в том числе сельскохозяйственным перерабатывающим и снабженческо-сбытовым потребительским кооперативам — 2603 на 12,8 млрд руб.; сельскохозяйственным кредитным — 1532 кредита на 4,8 млрд руб.

В 2009 г. суммарная выручка кооперативов от основной деятельности составила более 6,8 млрд руб., что на 47% больше, чем в 2008 г. В 2009 г. снабженческо-сбытовые сельскохозяйственные потребительские кооперативы закупили и реализовали сельскохозяйственной продукции на 3,7 млрд руб., что на 30% больше, чем в 2008 г. В том же году сельскохозяйственные перерабатывающие потребительские кооперативы реализовали продовольственной продукции на 2,9 млрд руб., что на 60% больше, чем в 2008 г.

Для повышения конкурентоспособности малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе установлены пониженные ставки кредитования сельскохозяйственных потребительских кооперативов и организаций потребительской кооперации на инвестиционные цели.

К числу перспективных направлений развития кооперативных форм хозяйствования относятся предприятия и организации системы потребкооперации России. В связи с этим необходимо осуществлять кредитование организаций потребительской кооперации системы Центросоюза России на цели формирования инфраструктуры заготовки, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования; строительства и реконструкции сельскохозяйственных кооперативных рынков, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности; предоставления услуг малым формам хозяйствования на основе коллективного применения высокопроизводительной энергонасыщенной техники; строительства и реконструкции современных складских мощностей для хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Для устойчивого развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов необходимо наращивать и развивать их членскую базу; создавать резервы и регулировать нормативы; расширять перечень источников формирования фонда финансовой взаимопомощи; обеспечивать формирование резервов, адекватных объему деятельности; развивать кооперативную организацию и создавать общие кооперативные институты, обеспечивающие страхование вкладов, обучение кадров и т.д.

По состоянию на 01.01.2010 совокупный кредитный портфель сельскохозяйственных потребительских кооперативов составил 8,71 млрд руб., в том числе ссудная задолженность кредитных потребительских кооперативов — 2,13 млрд руб. В 2009 г. рост совокупного кредитного портфеля сельскохозяйственных потребительских кооперативов был 12,1%, СКПК — 17,9%. На рост кредитного портфеля отрицательное влияние оказали нестабильное финансовое положение кооперативов и начало погашений инвестиционных кредитов, выданных в предыдущие годы. Следует заметить, что средства паевого взноса позволили сформировать портфель займов, обеспечить ежегодное увеличение резервного фонда за счет распределения прибыли, привлекать новых членов в кооперативы.

На федеральном уровне поддержку и развитие сельской кредитной кооперации осуществляют Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК), Германский фонд поддержки малого предпринимательства (ГЕРФО), Союз сельских кредитных кооперативов России (СКК), саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

Фонд развития сельской кредитной кооперации создан в феврале 1997 г. Основные цели деятельности фонда — финансовая поддержка кредитных кооперативов, содействие становлению системы сельской кредитной кооперации в России, научно-методическое, консультационное и информационное обеспечение сельских кредитных кооперативов, обучение и подготовка кадров. Финансовые ресурсы фонда — 300 млн руб. За 1998—2009 г. фонд предоставил СКПК займов на 2,5 млрд руб.

Германский фонд поддержки малого предпринимательства создан в декабре 2004 г. Цель фонда — развитие малого бизнеса членов сельских кредитных кооперативов. Средства фонда составляют 1 млн евро. Фонд выдает займы субъектам малого бизнеса через систему сельской кредитной кооперации, финансирует кредитные кооперативы из 20 регионов России, осуществляет обучение и подготовку кадров, техническую поддержку сельских кредитных кооперативов.

Союз сельских кредитных кооперативов России создан в августе 1997 г. Главная цель союза — содействие развитию системы сельской кредитной кооперации. Сегодня союз объединяет 220 сельских кредитных кооперативов из 50 регионов России с общим числом членов более 80 тыс. Основные задачи союза: представительство, защита прав и интересов участников союза в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций; координация деятельности сельских кредитных кооперативов; привлечение инвестиций и технической помощи российских и международных финансовых организаций; организация обучения и подготовки кадров, консультирования и информационного обеспечения сельских кредитных кооперативов.

В России функционируют две саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов — «Агроконтроль» и «Чаянов».

Союз «Агроконтроль» зарегистрирован 02.06.2008 в Едином государственном реестре саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов уполномоченным федеральным органом Минсельхозом России. В него входят 53 ревизионных союза, объединяющих 2050 сельскохозяйственных кооперативов, в том числе 850 производственных, 1200 потребительских, включая 500 кредитных.
Союз «Чаянов» был внесен Минсельхозом России в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов 10.11.2008. Он создан на основе действующего с 2000 г. Российского аудиторского союза сельскохозяйственных кооперативов, в состав которого входили более 40 региональных аудиторских союзов. Объединяет 49 ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

Главные функции саморегулируемых организаций:

К первоочередным мерам, направленным на создание финансово устойчивой многоуровневой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, относятся: назначение органа регулирования и надзора за деятельностью СКПК; совершенствование законодательной базы; формирование институтов стабилизации и гарантий при кооперативах 2-го и 3-го уровней; тесное взаимодействие с органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях; подготовка профессиональных кадров для системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Источник: АПК: Экономика, управление, №06, 2011.