Пенсионная система в условиях экономического кризиса

Когда Ю. Цезарь ввел систему военных пенсий в Риме, он вряд ли отдавал себе отчёт в том, что создает прецедент, который серьезно усугубит финансовые трудности Римской империи несколько столетий спустя. История современной пенсионной системы - пожалуй, самый масштабный по влиянию на государственные финансы и общественное развитие пример подобного решения.

Первая организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 г. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование.

Основной задачей преобразования пенсионной системы России является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему, так же оно направлено на изменение существовавшей ранее распределительной системы начисления пенсий, дополняя её накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Кризис случился явно «не вовремя». В сфере регулирования доходов обсуждавшиеся на протяжении последних лет проблемы совершенствования двух важнейших институтов - заработной платы и пенсии, так и не были решены за долгий период финансового подъёма. Система социального обеспечения, способная функционировать исключительно в условиях финансового и экономического роста, так и не вышла за рамки социалистических принципов перераспределения ресурсов от богатых к бедным и дотаций со стороны государства.
Несомненно, финансовый кризис поднял наверх системные недостатки в функционировании социальной сферы. Речь идет о применении накопительного пенсионного страхования. Всего лишь год тому назад Минфин и Минэкономики доказывали незыблемость сохранности и надёжного увеличения капитализируемых средств, гарантируемых государством. А сегодня молчание, факты явно противоречат аргументам, которые приводились в 2002 г. про то, что вчера казалось ещё нормальным, сегодня выглядит неустойчивым.

В 2006-2007 гг. государственная управляющая компания ВЭБ, которая Распоряжается более чем 90% всех пенсионных накоплений, не смогла обеспечить даже процентов на уровне инфляции (доходность ВЭБ за 2007г. - 4,1%; 2008 - 2,1%, на 1.07.2009 - 3,21%). В 2008 г. ситуация ухудшилась: накопленные пенсионные сбережения сократились на четверть, а то и на треть их общей величины. Одним словом, пенсионные накопления, формируемые на протяжении последних семи лет, по своей покупательной способности уменьшились на треть.

Российская пенсионная система (начавшаяся с 1 января 2002 г.), которая включает в себя базовый, страховой, накопительный элементы, оказывается нерезультативной, т.к. она не обеспечивает даже в приемлемой мере увязку страховых взносов и пенсионных выплат.

Работники, получающие зарплату, которая превышает среднюю ее величину по стране, могут рассчитывать на пенсию, размер которой будет составлять 25-30% (и ниже) их заработной платы.

Тогда как у граждан западных стран объемы личных сбережений «на старость» достаточно велики, что можно проследить по таблице 1.

Таблица 1.

Общие показатели объёма сбережений западных стран

Страны Уд. вес зарплаты в % ВВП Доля средств, резервируемых на обязательное пенсионное страхование % ВВП Дополнительное договорное (негосударственное) корпоративное пенсионное страхование Величина среднего по стране размера зарплаты (в %)
Великобритания, США, Канада 60-65 12-14 3-4 50
ФРГ, Италия, Австрия, Франция 45-50 10-15 2-3 70

По - оценкам актуариев ПФР, расходы по распределительной составляющей в 2009 г. составят 5,4% к ВВП, а к 2020 г. сократятся до 3,7%; в период 2010-2020 гг. прогнозируется дефицит базовой части пенсионной системы, который к 2020 г. достигнет 1,5% ВВП.

Согласно прогнозным оценкам экспертов Организации Экономического Сотрудничества и Развития, расходы на пенсии (при сохранении размеров пенсий на достигнутом уровне) в ближайшие 10-15 лет увеличатся в 1,5-1,8 раза (см. табл.2).

Таблица 2

Прогнозные оценки увеличения пенсионных расходов, %к ВВП.

Страна 2000 г. 2020 г.
Австрия 17,6 23,7
Бельгия 13,8 17,0
Германия 16,4 31,6
Греция 13 15,7
Италия 19,7 25,6
Франция 11,7 13,6
Швеция 12,1 15,9
Швейцария 10,6 16,9
Россия 5,6 8,1

Пенсионная система России вошла в фазу финансовой неустойчивости, которая будет усугубляться. Необходимо изменить порядок зарабатывания и расходования пенсионных средств. Так, всё более очевидным становится привлечение граждан к обязательному пенсионному страхованию. Как свидетельствует опыт экономически развитых стран, финансовое участие работников в своем пенсионном страховании - один из наиболее действенных механизмов формирования страхового пенсионного института.

Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы не позволили преодолеть кризис государственного пенсионного обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного пенсионного страхования.

Пенсионная система России является чувствительной к внешним в0здействиям со стороны органов власти. Пенсионная реформа 2002 г. и последующие законодательные изменения привели пенсионную систему к неоправданно завышенному перераспределению ресурсов от работников с высокими уровнями заработной платы в пользу низкодоходных слоев населения.

Государству следует решить такие вопросы, как накопить пенсию работнику за период своей трудовой жизни (35-45 лет), достаточном для получения пенсии, сопоставимой (хотя бы на 50-60%) с его заработной платой (в развитых странах это минимальная задача перед правительством). Так же усилить надежность негосударственных пенсионных фондов, наладить их деятельность, регулировать инвестирование пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов, осуществляемые в соответствии с рядом федеральных законов и постановлений Правительства РФ. Мировая практика свидетельствует об успешном использовании на инвестиционные цели средств, аккумулированных в негосударственных пенсионных фондах.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию о бюджетной политике в 2008-2010 гг. отмечена необходимость определения стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы и решения проблемы несбалансированности бюджета.

Источник: Социально-политические аспекты реформирования экономической системы современного общества. Материалы международной научно-практической конференции (30 октября 2009 г.)