Как правильно пользоваться распродажами

Ближе к середине июля на витринах одна за другой появляются долгожданные надписи SALE!, провоцирующие экономных граждан на штурм «тряпочных» и обувных магазинов. Потребительский ажиотаж вполне понятен: кто же откажется от модной кофточки за полцены или от фирменных сапожек за смешные деньги?

Но особо обольщаться не стоит. В отличие от западных наши сезонные распродажи – это всё ещё игра без правил, в которой простому покупателю выиграть удаётся нечасто. Как не попасться на уловки предприимчивых торговцев, выяснила «Наша Версия».

Было время, когда мы и понятия не имели о грандиозных «обвалах цен». (Какие распродажи при тотальном дефиците?) Правда, граждане, которым посчастливилось побывать на «загнивающем Западе», с восторгом рассказывали о том, как им удалось купить на «сейле» отличные джинсы/платье/кроссовки буквально за копейки. В эпоху развитого социализма под распродажей подразумевалась выездная торговля на предприятиях. Естественно, о работе в такие дни никто и не думал: люди часами простаивали в очередях. (То, что после «отоваривания» все щеголяли в одинаковых костюмах и туфлях, никого особо не смущало.) Ни о каких скидках речь не шла, товар толкали по госцене.

Понятие «сезонные скидки» вошло в наш обиход вместе с вожделенным товарным изобилием. Сегодня на распродажах регулярно отовариваются 57% россиян, ещё 22% и вовсе не пропускают ни одного «сейла». А вот оставшийся 21% подобные мероприятия не жалует, поскольку не верит, что на них действительно можно сэкономить. И не зря.

В отличие от европейских стран, где порядок проведения «сейлов» строго регламентирован, в России нет официально установленных правил, гарантирующих прозрачность ценообразования и соблюдение прав потребителя. Справедливости ради надо сказать, что облапошить любителей халявы время от времени пытаются и в Европе. Но по сравнению с фокусами отечественных торговцев уловки их иностранных коллег – просто детский лепет.

У нас в ход идёт всё – от безобидного лукавства до откровенного обмана. Классический пример: на ценнике указано, что цена снижена на 30%, и очарованному скидкой покупателю невдомёк, что незадолго до начала акции продавец поднял её на те же 30%. Кстати, на Западе за такие манипуляции владельцам магазинов грозит крупный штраф.

Другой излюбленный приём наших «купцов» – скрывать от потенциальных клиентов часть правды. Заходите вы, например, в свой магазин и видите, что уже давно облюбованная вами курточка, за которую вы как-то не решались выложить 5 тыс. рублей, теперь подешевела вдвое. Редкая удача! Осталось найти свой размерчик, и вперёд – к кассе. Но тут оказывается, что за полцены продаётся размер XS, который с трудом налезет даже на 12-летнего ребёнка. А стоимость вашей «эмочки» не изменилась. Или же при покупке джинсов вам обещают отдать вторые за каких-то 99 рублей, забывая при этом упомянуть, что эти вторые обычно стоят всего 299 «деревянных», причём их всего две пары, и опять-таки неходового размера. Нередко бывает и так, что на витрине красуется огромная надпись: «Скидки до 70%», а при осмотре ассортимента выясняется, что это соблазнительное предложение распространяется на одну-две самые убогие вещицы. Остальное же продаётся по прежним ценам или с небольшой скидкой. Введённый в заблуждение «шопер», понятное дело, начинает возмущаться: «Как же так! Обманули!» На что ему спокойно отвечают, что 5, 10 и 15 – это тоже до 70.

Труженики прилавка резонно полагают, что среднестатистический покупатель без труда разделит исходную сумму на два. Так что, если вещь продаётся с 50-процентной скидкой, цену урезают по всем правилам. А вот утруждать себя более сложными вычислениями, скажем, отнимать 35% от 3699 рублей, станут немногие. Потому, когда скидка колеблется от 15% до 45%, торговцы не стесняются накинуть лишнюю сотню-другую. Вообще, к ценникам стоит приглядываться внимательнее. Иногда помимо старой и новой цены на них могут быть наклеены ещё какие-то бумажки. Попробуйте поковырять их ногтем – и вы обнаружите массу интересного. Например, «докопаетесь» до истинной старой цены (а не той, которая демонстративно перечёркнута жирной чертой) или выясните, что джемпер, который вам пытаются «впарить» как «хит сезона», на самом деле – обычный лежалый товар: его уценяли уже раз пять.

Впрочем, многим разгорячённым «супервыгодными предложениями» посетителям торговых центров и бутиков не до внимательного изучения хитрых ценников и выявления прочих ухищрений продавцов. Главное для них – успеть хапнуть что-нибудь по дешёвке. Ласкающее слух слово «скидка» способно превратить здравомыслящего человека в неразумное существо с прекрасно развитым хватательным рефлексом. В итоге экономные товарищи начинают лихорадочно сметать с полок всё подряд – нужное, не очень нужное и совсем уж ни на что не годное. Такой покупательский психоз специалисты называют синдромом распродажи.

«Сладкое слово «халява» действует на нас подобно магическому заклинанию, – рассказывает психолог Ирина Корчагина. – Мы клюём на разницу между старой и новой ценой, и нас с непреодолимой силой тянет в сторону кассы. К тому же, приобретая что-то со скидкой, человек в собственных глазах выглядит рачительным хозяином. И ему плевать, что потраченная сумма в три раза превышает запланированные расходы, а большая часть денег ушла на абсолютно бесполезные вещи. Неудивительно, что 80% ненужных вещей покупается именно во время всевозможных акций и распродаж».

Как же не поддаться распродажному безумию и не пасть жертвой бессмысленных приобретений? Психологи советуют соблюдать несколько простых правил. Для начала проведите ревизию своего гардероба. Наверняка там покоятся купленные на прошлых «сейлах» вещи, которые вы так ни разу и не надели. Возможно, это отобьёт у вас желание приобрести как можно больше обновок. Перед походом по магазинам составьте список необходимых покупок (например: белые капри, высокие сапоги, пижама) и строго его придерживайтесь. Берите с собой только ту сумму, которую можете потратить без ущерба для семейного бюджета, а кредитную карточку вообще лучше оставить дома. Не спешите бежать к кассам с кучей подешевевших шмоток, а погуляйте немного по торговому залу в ожидании возвращения способности здраво мыслить (о нём вы узнаете, когда начнёте задумываться, зачем вам, к примеру, этот фиолетово-зелёный комбинезон всего за 999 рублей). Затем, уже на «трезвую» голову, снова окиньте взором груду выбранных вещей и оставьте только то, что вам действительно нужно.

Если вы всё-таки умудрились купить что-нибудь ненужное, то в течение двух недель пришедшуюся не ко двору вещицу можно вернуть продавцу. Правда, во многих магазинах висят объявления о том, что купленные со скидкой товары возврату и обмену не подлежат. «Это грубое нарушение прав потребителей, – пояснил «Нашей Версии» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – Даже если вы приобрели товар на распродаже, у вас точно такие же права, как если бы вы купили его в обычный день. При необходимости напишите заявление на имя директора магазина с требованием возврата денег или обмена покупки. Если вам продали некачественный товар, нужно сослаться на статью 18 закона «О защите прав потребителей», если вещь не подошла по размеру/цвету/фасону или просто разонравилась – на статью 25. Вам отказали? Обращайтесь в суд и Роспотребнадзор».

Вернуть бракованный товар покупатель не вправе лишь в том случае, если его заранее предупредили о том, что вещь имеет дефекты (все недостатки должны быть подробно описаны в товарном чеке). Причём, если при покупке сапог вам сообщили о заедающей «молнии», это не значит, что вы не можете жаловаться на отвалившийся через пару дней каблук.

Правила удачного шопинга

1. Имейте в виду: фирменные магазины устраивают распродажи только в своих основных торговых залах и не используют для этого арендованные помещения или рынки. Если в павильоне возле метро вас уверяют, что это фирменная вещь, а такая дешёвая она потому, что сейчас действуют сезонные скидки, – не верьте.

2. Делать покупки нужно в первые три дня с начала распродажи. Дальше нет смысла стараться: все лучшие модели и ходовые размеры уже разберут. Иными словами, кто первый встал, того и Gucci.

3. Самый дорогой и неходовой товар обычно раскладывают ближе всего, на уровне глаз покупателя. А самое ценное может быть скрыто от вас где-нибудь на верхней полке или отдалённой вешалке. Так что, зайдя в магазин, в первую очередь обследуйте «задворки».

4. Не спешите проходить мимо битком набитых корзин с табличкой «Всё по 299 рублей». Не исключено, что в груде аляповатого барахла затерялась вполне достойная вещь, которую грех не купить за такие смешные деньги.

5. Покупая новую одежду, помните об уже имеющейся, равно как и о своей обуви и аксессуарах. Может статься, что юбка или блузка, на которую вы нацелились, не сочетается ни с одной деталью вашего туалета.

6. И последнее. Замечено, что если вещь «твоя», то она тебя обязательно дождётся, пережив все распродажи и нашествия изголодавшихся шопоголиков.

Россия - родина распродаж

Если верить отечественным историкам, распродажи изобрели в московском Гостином Дворе в позапрошлом веке. Однажды купец Ножевой линии в конце трудового дня встретил на улице разносчика с изюмом. «Купите, сударь, остатки! Дёшево отдам», – взывал тот. И тут-то торговца осенила гениальная идея: запустить в своей лавке торговлю остатками товаров под невиданным девизом: «Остатки сладки! Качественный товар по самым дешёвым ценам». От покупателей, говорят, не было отбоя. Это начинание подхватили и другие члены Московской купеческой гильдии, договорившись устраивать обвал цен в Фомин понедельник (второй понедельник после Пасхи). Даже слово специальное появилось. То, что англичане называют sales, французы – soldes, итальянцы – saldi, а испанцы – rebajas, по-русски звучало как «продажи по ценам без запроса» или просто «дешёвки». Не прошло и несколько лет, как эпидемия распродаж охватила всю Москву. А от французов, трудившихся в шикарных магазинах на Кузнецком мосту, об операции под кодовым названием «Остатки сладки!» вскоре узнала и вся Европа.

Источник: Наша Версия