Принятие ФЗ "О кредитной кооперации" определило новую модель регулирования и контроля за деятельностью кооперативных финансовых институтов в нашей стране. К 4 августа 2011 г. все кредитные кооперативы обязаны стать членами саморегулируемых организаций кредитных кооперативов, которые, в свою очередь, должны быть включены в Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных кооперативов. Вести данный реестр должен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, контролю и надзору в сфере кредитной кооперации.

Закон чётко разграничивает функции регулятора и саморгенулироемой организации. Федеральный орган исполнительной власти тесно взаимодействует с саморегулируемыми организациями, тем самым осуществляя контроль за деятельностью кредтиных коопертаивов и их пайщиков. Кроме того, закон определяет непосредственный контроль за кооперативами, число пайщиков которых превышает 5 тыс., а также за кредитными кооперативами второго уровня.

Целью деятельности СРО является регулирование и контроль деятельности кредитных кооперативов, являющихся его членами, а также представление и защита их интересов.

Кредитный кооператив, обязанный быть членом СРО в соответствии с Федеральным законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Федерального органа исполнительной власти в случае нарушения сроков вступления в СРО, а также в случае нарушения требований действующего законодательства.

В целях соблюдения имущественной ответственности своих членов саморегулируемой организации по обязательствам перед членами кредитного коопреатива саморегулируемая организация вправе предъявлять к кредитным кооперативам, привлекающим денежные средства своих члелнов-физических лиц, требования о страховании риска ответственности кредтиных кооперативов за нарушение договора передачи личных сбережений.

Саморегулируемые организации обязаны формировать компенсационный фонд за счёт платежей членов СРО, при этом размер ежегодных обязательных платежей в компенсационный фонд для члена СРО устанавливается в размере не менее 0,2% от среднегодовой суммы активов. Минимальная сумма всех обязательных платежей члена СРО в компенсационный фонд членом саморегулируемой организации больше не производится не должна превышать 5% от величины активов члена СРО.

Деятельность саморегулируемых организаций кредитных кооперативов регламентируется положениями трёх Федеральных законов: №7-ФЗ от 12.01.1996 г. "О некоммерческих организациях", №190-ФЗ от 18.07.2009 "О кредитной кооперации" и №315-ФЗ от 1.12.2007 "О саморегулируемых организациях".

Функциями саморегулируемых организаций кредитных кооперативов являются:

  1. Разработка и установление правил и стандартов, обязательных для исполнения СРО и её членами.
  2. Разработка типовых Уставов и внутренних нормативных документов членов СРО.
  3. Обучение сотрудников членов СРО.
  4. Установление условий членства в СРО.
  5. Осуществление коонтроля деятельности членов.
  6. Рассмотрение жалоб на действия своих членов.
  7. Ведение реестра своих членов.
  8. Взаимодействие с Федеральным органом исполнительной власти.
  9. Обеспечение имущественной ответственности членов.
  10. Аттестация сотрудников и членов СРО.
  11. Применение мер дисциплинарного воздействия к членам.
  12. Представление интересов своих членов.
  13. Образование третейских судов для разрешения споров.
  14. Сертификация продуктов и услуг членов СРО.
  15. Анализ деятельности кооперативов.
  16. Обеспечение информационной открытости своих членов.

Создание саморегулируемых организаций предполагается через союз (ассоциации) кредитных кооперативов или некоммерческого партнёрства, с последующей реорганизаций в СРО при условии достижения одного из двух показателей - число кооперативов не менее 100 или число пайщиков не менее 100 тыс. При этом, согласно действующему законодательству некоммерческое партнёрство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а его членв не отвечают по обязательствам, в то время, как члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации, а члены некоммерческого партнёрства не отвечают по его обязательствам, как и некоммерческое партнёрство не отвечает по обязательствам своих членов.

Основанием для отказа включения некоммерческой организации в Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных кооперативов может являться:

  • непредоствление документов, предусмотренных ФЗ "О саморегулируемых организациях";
  • ответствие у некоммерческой организации документов, подтверждающих наличие способов обеспечения имущественной ответственности членов некоммерческой организации;
  • отсутствие специализированных органов некоммерческой организации;
  • отсутствие стандартов и правил, принятых организацией.

Таким образом, важнейшим элементов в создании СРО является набор необходимого количества членов, создание органов управления, разработка внутренних нормативных документов для будущего СРО.

На данный момент Лига кредтиных союзов совместно с Национальным союзом некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи ведутся активные работы по созданию единой СРО. Так, идёт работа по согласованию норм проекта устава и протокола учредительного собрания создаваемой организации.

Одним из основных документов партнёрства будут являться правила и стандарты партнёрства, которые должны обеспечить защиту интересов как членов партнёрства, так и самого партнёрства. Этот документ должен, с одной стороны, устанавливать нормы, ограничивающие риски деятельности членов СРО, а с другой стороны, чётко определить те процедуры и правила, по которым должны действовать органы управления партнёрством для того, чтобы устранить возможный конфликт интересов между сторонами. Кроме того, именно этот документ должен являться инструментом защиты от недобросовестных организаций, желающих стать членами СРО.

К сожалению, система саморегулирования деятельности кредитной кооперации не является универсальной, она не затрагивает сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, которые "отстранены" от этой системы. Фактически, закон "О кредитной кооперации" не коснулся данные виды кредитных кооперативов, которые по-прежнему регулируются ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", т.к. имеет место боязнь лишиться специфических мер поддержки при потере "сельскохозяйственной" специфики
Тем не менее, сегодня имеет место единства характера деятельности кооперативных микрофинансовых институтов, единства финансовых и нефинансовых рисков, а также логики финансовых нормативов.

Саморегулируемые организации кредитных кооперативов могут устанавливать финансовые нормативы и стандарты деятельности, обязательные для исполнения всеми кредитными коопертаивами, членами СРО.

Саморегулируемые организации могут установить следующие требования для кредитных кооперативов:

  • требования к ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности;
  • требования к формированию финансовой и управленческой отчётности кредитных кооперативов;
  • требования по соблюдению финансовых нормативов;
  • требования к фомированию и использованию резервов (МФ);
  • требования по организации системы внутреннего контроля.

Кроме того, СРО может установить меры дисциплинарной ответственности за нарушение Правил и стандартов саморегулируемой организации.

Важной проблемой в деятельности кредитных кооперативов в ближайшем будущем станет выбор саморегулируемой организации, в которую должен войти каждый кооператив. В связи с этим были разработаны следующие критерии, которыми должен руководствоваться кредтиный кооператив при выборе и вступлению в СРО:

  1. Допустимая величина вступительного и членского взноса, которую кооператив способен уплатить.
  2. Отсутствие "скрытых" дополнительных обязательных платежей, которые могут возникнуть после вступления в СРО.
  3. Оптимальное сочетание членских взносов в СРО и членских взносов в Ассоциацию.
  4. Возможность получения дополнительных элементов инфраструктурной поддержки (обучение кадров, информационная поддержка).
  5. Соответствие правил и стандартов СРО деятельности кооператива.
  6. Открытость и гласность СРО, отсутствие скрытых действий со стороны органов управления.
  7. Понятные регламенты и процедуры, принятые в СРО.
  8. Удобство коммуникаций.
  9. Опыт кредитного кооператива, на базе которого создаётся СРО.
  10. "Добропорядочность" и добросовестность других сленов СРО.
  11. Авторитетность органов управления СРО.
  12. Наличие дополнительных услуг в СРО.
  13. Прозрачная политика СРО в области размещения средств компенсационного фонда.
  14. Определён чёткий регламент направления средств компенсационного фонда.
  15. Защита интересов кредитного кооператива

Источник: Кредитная кооперация Чувашии