В августе 2009 г. был принят Федеральный закон "О кредитной кооперации", в соответствии с которым через 6 месяцев после его принятия кредитные кооперативы обязаны привести в соответствие с новым законодательством свои Уставы, нормативные акты и привести в соответствие свои финансовые показатели. Т.н. финансовые нормативы, которые перечислены в ФЗ "О кредитной кооперации" становятся обязательными для каждого кредитного кооператива, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, с 5 августа 2010 г. Для того, чтобы выполнять данные нормативы, кооперативу необходимо не только понять их экономическую природу, но и провести существенную организационную работу по приведению деятельности КПК в соответствие с нормативами.

 

Финансовые нормативы в ФЗ "О кредитной кооперации" определены следующие:

 

  • Н1 - Максимальная величина займа, предоставляемая одному члену - не более 10% от общей суммы задолженности по выданным займам.
  • Н2 - Максимальная величина займа, предоставляемая нескольким членам кооператива, являющимся аффилированными лицами - не может превышать 20% от общей суммы задолженности по выданным займам.
  • Н3 - Величина резервного фонда должна составлять - не менее 5% от суммы привлечённых средств.
  • Н4 - Максимальная сумма привлечённых средств от одного члена - не более 20% от общей суммы средств, привлечённых кооперативом.
  • Н5 - Минимальная величина паевого фонда - не менее 8% от суммы средств, привлечённых кооперативом от пайщиков.
  • Н6 - Максимальная сумма средств, направляемая в кооперативы второго уровня - не более 10% от суммы паевого фонда и привлечённых средств кооператива.
  • Н7 - Максимальная сумма средств, привлечённых от юридических лиц, не являющихся членами кооператива - не более 50% от общей суммы привлечённых средств.
  • Н8 - Общая сумма средств, направляемая на цели, не связанные с выдачей займов - не более 50% от общей суммы привлечённых средств.

Что касается нормативов Н1 и Н2, то они определяют принципы деятельности кредитного кооператива - работать только с обеспеченными микрозаймами, в противном случае сбережения пайщиков могут быть подвергнуты существенному кредитному риску. Данные нормативы решаются посредством пересмотра кредитной политики кооператива, в которой должны быть отражены:

  • Определение видов займов и их соотношение в структуре общего портфеля займов. Здесь необходимо найти баланс между рискованными, но высокодоходными займами и низкодоходными, но надёжными. При принятии данного решения нужно руководствоваться интересами пайщиков. При этом нужно принять во внимание принцип "не клади яйца в одну корзину", доля одного вида займа не должна быть слишком высокой, в этом случае уровень кредтиного риска возрастает многократно.
  • Распределение структуры займов по отраслям. Единовременная выдача займов работникам нефтяной отрасли на потребительские или на предпринимательские нужды может существенно подорвать финансовое состояние кооператива в случае падения цен на нефть или в период экономического кризиса.
  • Определение сроков предоставления займов. Выдача займов на длительные сроки резко увеличивают риск невозврата займов. Кроме того, необходимо привести в соответствие сроки привлекаемых ресурсов и выдаваемых займов.
  • Размеры процентных ставок и взносов. Здесь необходимо учитывать тот факт, что доход по займам должен покрывать операционные расходы и выплату процентов по вкладам.
  • Учёт сезонности в платежах. Риск ликвидности ещё никто не отменял. Специально для этого пунтка разрабатывается таблица денежных потоков, учитывающая риск ликвидности и распределяющие свободные денежные средства.
  • Определение размеров взносов в резервный фонд. Определяется базовая структура платежей за пользование займами и целевые взносы членов кооператива, а также базовая схема распределения прибыли от деятельности кооператива.

Н5. Минимальная величина паевого фонда кредитного кооператива должна составлять не менее 8% суммы денежных средств, привлечённых кредтиным кооперативом от пайщиков и отражённых в финансовой (бухгалтерской) отчётности на конец предыдущего отчётного года.
Данный норматив является самым спорным среди специалистов на данный момент.

Разумеется, паевой фонд является важным элементом в деятельности кооператива, формирующим собственные средства кооператива.
Но необходимость определённого минимального размера паевого фонда для кредитного кооператива можно обосновать двояко. С одной стороны, для стабильной работы кооперативу необходим некий запас прочности: паевой фонд относится к собственным средствам кредитного кооператива и не может быть в любой момент истребован его членами. С другой стороны, любому физическому лицу, чтобы начать работать, необходима некоторая стартовая сумма средств. В этом смысле паевые взносы необходимо рассматривать как "стартовый капитал", предоставленный кредитному кооперативу его членами. Как в первом, так и во втором случае нельзя однозначно сказать, что существует одинаковый для всех кредитных кооперативов пороговый уровень, ниже которого паевой фонд не должен опускаться. Но законом данный уровен установлен: 8%.

Кроме того, к числу особенностей кредитных кооперативов обычно относится более высокая процентная ставка по займам и вкладам, интенсивно оборачиваемый и высоко диверсифицированный портфель займов, что позволяет оперативно реагировать на возникновение рисков и управлять ими более эффективно, чем просто наращивание собственного капитала. Также, для многих кредитных кооперативов повышение достаточности собственных средств может обернуться непомерными барьерами для начала и развития деятельности.

На наш взгляд, по отношению к кооперативам, норматив Н5 вообще приобретает условный характер, поскольку паевые взносы имеют возвратный характер, т.е. пайщик их может изъять при выходе из кооператива. В этом случае ему также будет выплачена денежная стоимость доли имущества кооператива, соответствующая доле его паевого взноса в этом фонда, т.е. причитающаяся доля в паевом фонде. Нет никаких гарантий, что в случае возникновения кризисной ситуации пайщики не будут требовать свои паи и не минимизируют, таким образом, объём собственных средств кооператива.

Необходимо отметить, что принцип субсидиарной ответственности пайщиков по обязательствам кооператива несколько сглаживает актуальность норматива Н5, как регулятора риска несостоятельности. Многие кооперативы, используя установленный законом принцип имущественного обособления личных сбережений, формируют свои активы исключительно из сбережений пайщиков, сознательно минимизируя паевой фонд.

В конченом итоге, в стране не оказалось кооперативов, которые бы могли соответствовать данному нормативу. Те кооперативы, которые являлись прибыльными, увеличивали неделимые фонды кооператива. Теперь же, кредитные кооперативы, которые считаются достаточно успешными с точки зрения обеспеченности своих обязательств собственным капиталом, также стоят перед необходимостью увеличивать паевой фонд.

До введения этого норматива кредитные кооперативы устанавливали небольшой размер паевого взноса, чтобы условия привлечения в члены кооператива новых пайщиков были более привлекательными - все деньги пайщиков, вложенные в кредитный кооператив в виде сбережений, работали и приносили пайщикам доход. Эта логика руководителей кредитных кооперативов понятна, но сейчас необходимо понимать, что паевой фонд кооператива - это часть капитала кооператива, а следовательно, защита обязательств перед пайщиками.

Ряд экономистов считают, что этот норматив не может точно характеризовать степень надежности КПК. Только при сопоставлении величины принимаемых на себя рисков, доходности портфеля и уровня его ликвидности можно сделать вывод о достаточности или недостаточности собственных средств (в частности паевого фонда) КПК. Многие системы (банковская, например), а также системы кредитной кооперации других стран выбрали норматив достаточности капитала (Капитал / активы, взвешенные по степени риска) как обязательный. У нас был узаконен норматив, определяющий долю паевого фонда в пассивах, а не в активах кооператива. Пассивы - обязательства КПК перед членами. Активы - предоставленные займы, следовательно, это риски КПК. Но действительная сущность данного норматива в том, что паевой фонд привязан к резервному фонду, т.к. в формуле они имеют общий знаменатель, т.е. РФ=0,625 ПФ.

Т.е., если будут выполнены эти нормативы, то Резервный фонд кооператива составит 62,5% от Паевого фонда (для сравнения, нормативы в СКПК: норматив величины резервного фонда установлен не менее 10% паевого фонда). Если посчитать собственные средства КПК при соблюдении этих нормативов (даже при отсутствии других составляющих капитала) и вычислим норматив достаточности собственных средств КПК к его обязательствам (сумме привлеченных от членов кооператива средств). Получаем 0,13, то есть 13,0 % от суммы привлеченных средств от членов кооператива.

Вот так взаимодействие двух нормативов и их соблюдение автоматически дает защищенность средств членов кооператива собственными средствами КПК в размере 13.0%. В совокупности двух показателей все взаимоувязано.

Данное соотношение также регулирует деятельность ипотечных кооперативов, которые принимают не сбережения пайщиков, а паевые взносы, т.е. юридически у них нет привлечённых средств пайщиков. Фактически, при возврате паевого взноса они подвержены большим рискам, нежели КПК. Поэтому соблюдение формулы РФ=0,625 ПФ поможет им избежать споров и судебных тяжеб с выходящими из кооператива пайщиками.

Таким образом, паевой фонд:

  • обеспечивает безопасность привлечения личных сбережений и устойчивость кооператива.
  • Накопленный пай заёмщика может использоваться в качестве залога при заимствовании средств из фонда финансовой взаимопомощи.
  • Паевой фонд является бесплатными ресурсами и соответственно, увеличивают доходность кооператива.
  • Паевой фонд оптимизирует налогообложение.

Существуют следующие варианты формирования паевого фонда:

  1. Увеличение величины обязательного паевого взноса для всех членов кооператива.
  2. Распределение накопленных резервов по паям членам кооператива.
  3. Внесение добровольных паевых взносов только пайщиками-сберегателями.
  4. Внесение добровольных паевых взносов только пайщиками-заёмщиками.
  5. Внесение добровольных паевых взносов всеми пайщиками, которые в данный момент пользуются услугами кредитного кооператива.
  6. Снижение доли выплат начислений на паевые взносы (за счёт присоединения большей части начислений к паенакоплению члена кооператива).
  7. Мотивировать пайщиков на внесение добровольных паевых взносов, введя практику распределения годовых доходов на паи (паенакоплений) или предложив членам кооператива, внесшим дополнительный паевой взнос, например, более выгодные условия по предоставлению займа: это, будет оправданно, так как в этом случае возврат займа становится обеспеченным. При невозврате займа кооператив будет вправе уменьшить на соответствующую величину сумму обязательственных требований к нему пайщика - попросту говоря, уменьшить его пай.

В последнем случае возможно два варианта.

  1. Приём добровольных паевых взносов от сберегателей и установление повышенных процентных ставок на договора сбережений. Так, если пайщик заключает договор сбережений на 100 тыс. руб., то 10% от договора он может внести на паевой взнос, соответственно процентная ставка по договору сбережений повышается.
  2. Приём добровольных паевых взносов от заёмщиков. Пайщик, заключая договор займа, должен внести 10% от суммы займа на добровольный паевой взнос. Если этой суммы у пайщика нет, то договор займа заключается на сумму, на 10% превышающую запрашиваемую сумму, а излишек идёт на пополнение ПФ. Затем сумму ДПВ направляется на погашение по займу.

Тем не менее, большинство кооперативов не желают увеличивать паевые взносы и решили обойти стороной требование законодательства, прежде всего основываясь на том факте, что пайщики кооперативов обычно не самая богатая часть населения России и, как следствие, не все будут готовы внести дополнительные паевые взносы. А это приведёт к тому, что кооперативы вынуждены будут вернуть часть сбережений. В идеале решить данную проблему можно было бы в масштабе страны, когда при поддержке государства будет наращен объём паевого фонда коопретаивов первого уровня. Но пока данная проблема не решена, кооперативы действуют самостоятельно.

Так, например, КПКГ "Выбор" разработал схему пополнения паевого фонда за счёт поступлений компенсационных взносов от займов. В данном кооперативе устанавливается следующие соотношение процентных ставок по займам: 20% годовый - компенсационные взносы и 40% - в качестве дополнительного паевого взноса. В итоге процент по займам для кооператива 60%. Пай является возвратным и затем добровольно идёт на погашение процентов по займу. Таким образом в кооперативе имеется в обороте постоянная сумма паевых взносов, которая соответствует нормативам. На сегодняшний день в КПК "Выбор" величина паевого фонда составляет на 1 января 2010 г. 16,9% от суммы личных сбережений членов.

Ряд других кооперативов решили начислять проценты по вкладам на паевые взносы пайщиков, либо переводят сбережения на счетах "До востребования" на дополнительные паевые взносы и т.д.

Фактически данный норматив должен защитить кооперативы от массовых требований пайщиков при возврате сбережений. Но, при расчетах с этим пайщиком или при выходе его из КПК сумму можно паевого взноса можно зачесть в счет погашения обязательств пайщика перед КПК (п.4. статья 14 закона о кредитной кооперации). А если же паевой взнос небольшой, то реализовать такое право практически невозможно.
Сегодня, проанализировав экономический и правовой смысл этих нормативов, они могут оказаться вполне разумными с точки зрения защиты как сбережений пайщиков от - деятельности кооператива, так и кредитного кооператива.

С другой стороны очевидно, что если собственных средств у кооперативов будет недостаточно, если по-прежнему паевой фонд будет копеечным, то кредитный кооператив второго уровня, к собственным средствам которого предъявлены очень жесткие требования, не сможет ни появиться, ни жить, а значит, не будет эффективной системы финансовой взаимопомощи между кредитными кооперативами.

Интересно сравнить финансовые показатели, заложенные в нашем законе, с опытом других государств, в том числе на постсоветском пространстве. Так, в Узбекистане минимальный размер уставного фонда кредитных союзов в Ташкенте устанавливается в эквиваленте 50 тысяч долларов США, а в других населенных пунктах - вдвое меньше. Общий размер сформированного капитала должен составлять не менее 15 % от общей суммы активов кредитного союза. Размер кредита одному заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков не может превышать 25№ от капитала кредитного союза. Максимальный размер доверительного кредита, выданного одному заемщику, не должен превышать 10% от капитала кредитного союза. Значение коэффициента текущей ликвидности для кредитных союзов должно быть не менее 20%. Свободные денежные средства, остающиеся в распоряжении кредитного союза, могут быть инвестированы в государственные ценные бумаги в размере, не превышающем 20% от капитала кредитного союза. Кредитный союз, планирующий делать инвестиции в недвижимость в размере, превышающем 10% от общего актива, должен согласовать данное решение с Центральным банком Узбекистана. При этом за нарушение нормативов ЦБ Узбекистана вправе давать обязательные для исполнения кооперативом предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений, ограничить проведение финансовых операций на срок до шести месяцев, приостановить, прекратить действие лицензии кредитного союза или аннулировать ее.

Наш регулирующий орган также будет устанавливать дополнительные финансовые нормативы. Кроме того, определенные ограничения будет устанавливать саморегулируемая организация для своих членов. Это будут как нормативы достаточности капитала, так и другие группы нормативов - нормативы ликвидности, качества активов, рентабельности, структуры баланса.

Н3. Уровень резервирования измеряет соотношение резервов и общих активов. По своей сути резервы выполняют три основные задачи:

  1. Финансирование непродуктивных активов. Поскольку резервы не несут явных процентных затрат, основной их функцией является финансирование активов кредитных кооперативов, не приносящих доход (земля, строения, оборудование). Если основного капитала не достаточно, кооперативу для финансирования образовавшегося дефицита приходится использовать более дорогостоящие средства, сбережения или кредиты.
  2. Улучшение доходов. Резервы оказывают также значительное влияние на возможность кооператива получить дополнительный доход и, следовательно, увеличить капитал, который даётся взаймы по рыночным ставкам, приносит значительный доход кооперативу. Очень прибыльно использовать резервы для финансирования продуктивных займов. Доход от использования капитала может быть получен намного быстрее, чем доход в виде небольшой маржи от операций со счетами пайщиков.
  3. Оплата убытков. В качестве последней возможности своего использования резервы могут привлекаться для оплаты убытков, вызванных невозвратом ссуд или возникшим дефицитом средств. Во многих странах законодательно установлено, что любое снижение капитала, произошедшее вследствие убытков, должно быть обязательно одобрено общим собранием кооператива. Это может стать болезненным и неприятным моментом для работы любого кооператива, поэтому намного лучше заблаговременно формировать резервы под сомнительные долги и, таким образом, нивелировать влияние ненадёжных активов.

Эффективное управление ликвидностью становится более важным, когда кредитный кооператив работает не только с паями, но и привлекает сбережения, представляющие собой непостоянную величину. Следуя традиционному подходу, паевой фонд представляет собой неликвидные средства, т.к. большинство внешних заимствований имеют длительный срок погашения, таким образом, существует необходимость формирования резервов. Под ликвидными активами обычно понимают средства в кассе для выдачи ссуд, т.е. величину, которую данный кооператив контролирует непосредственно. С появлением накопительных счетов, с которых в любое время можно снять деньги, концепция ликвидности кардинально меняется, т.е. теперь под ликвидностью понимают все наличные деньги, необходимые для выплаты пайщику в случае снятия им денег.

Законом установлены ограничения Н5 и Н7, которые определяют максимальную сумму взноса каждого пайщика. Это сделано для того, чтобы в случае изъятия денежных средств пайщиком, кооператив не испытывал затруднений с ликвидностью.

Некоторые кооперативы могут испытать проблемы с нормативом Н6, который устанавливает максимальный развер взносов в кооператив второго уровня и принимался с целью защиты пайщиков, а также с целью равномерного распределения нагрузки на поддержку инфраструктурного обслуживания на всю систему кредитной кооперации. Тяжело соответствовать Н6 крупным кооперативам, на базе которых создавался кооператив второго уровня и которые по сути субсидировали его развитие и деятельность.

Что касается последнего норматива, то здесь законодатель пытается ещё раз уточнить, что основная сфера деятельности кредитного кооператива - выдача займов пайщикам и на эти цели должно направляться не менее 50% средств ФФВ. Более того, кооператив не должен допускать простоя денежных средств в кассе, что может практически сделать кооператив убыточным и нерентабельным.

Сейчас перед КПК стоят следующие задачи для приведения его деятельности в соответствие с нормативами, установленными законом:

  • детальный анализ финансового состояния кооператива;
  • ревизия кредитно-сберегательной политики;
  • внесение изменений в Устав, Положения о займах и сбережениях, фондах, в Учетную политику;
  • корректировка стратегического плана развития кооператива с учетом требования закона ФЗ-190.

Думается, что кооперативы не должны в одиночку решать эти проблемы. В большинстве регионов сформировалась система, объединяющая разные кооперативы, позволяющая сглаживать минусы одних и использовать плюсы других, и разбалансированность может не только обострить недостатки, но и плюсы могут превратиться в минусы с позиции нового Федерального закона. Скорее всего, некоторым кооперативам, чтобы сохранить пайщиков, продолжать им оказывать услуги, не потерять рабочие места придется поступиться своей юридической самостоятельность, пройти процедуру реорганизации, став подразделением более крупного кооператива.

Эффективно работать в новых правовых условиях и успешно решить задачу совершенствования кредитной кооперации в стране можно только совместными усилиями.

Стоит подчеркнуть, что вышеперечисленные финансовые нормативы не могут в полной мере отразить эффективность деятельности кредитного кооператива. Все показатели, которые перечислены в законе, являются лишь основополагающей базой, на которую должны в будущем опираться саморегулируемые организации кредтиных кооперативов и регулирующий орган при утверждении дополнительных финансовых нормативов.

Источник: Кредитная кооперация Чувашии