Пайщикам кредитных потребительских кооперативов предоставили налоговые льготы.

Пайщики кредитных потребительских кооперативов получили налоговые льготы. Госдума внесла поправки в налоговое законодательство, которые предлагают отмену подоходного налога на определенные выплаты.

 

В настоящее время источником займов, предоставляемых членам кредитных потребительских кооперативов, является фонд финансовой помощи кооператива, который создается в том числе за счет личных средств членов кооператива.

Депутаты Госдумы (ГД) решили поддержать кредитные и сельхозкооперативы, предоставив их пайщикам налоговые льготы. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс вчера были одобрены комитетом Госдумы по финансовому рынку. Участники рынка,  не опасаются, что эти поблажки приведут к появлению на рынке недобросовестных кооператоров, хотя еще пару лет назад правительство было готово их «извести».

Сегодня доходы пайщиков различных потребительских кооперативов, полученные от размещения денег в них, облагаются по ставке 13%. Депутаты Самарской губернской думы предложили уравнять пайщиков кооперативов с вкладчиками банков, которые имеют льготы по налогу на доходы физлиц (НДФЛ).

Вчера комитет ГД по кредитному рынку поддержал самарских законодателей: в случае принятия законопроекта доходы участников кооперативов будут облагаться НДФЛ лишь в том случае, если он превышает ставку рефинансирования ЦБ плюс пять процентных пунктов. Предложен тот же принцип, что и по вкладам физлиц в кредитных организациях.

Решение комитета Госдумы является несколько неожиданным, учитывая, что еще год-два назад парламентарии пытались так зарегулировать деятельность потребительских кооперативов, чтобы они не превратились в конторы по отмыванию грязных денег. Так, кооперативы обязали предоставлять сведения о крупных денежных операциях своих клиентов в Росфинмониторинг.

По мнению зампреда комитета ГД по финансовому рынку Юрия Зеленского, вряд ли граждане в массовом порядке начнут переводить в кооперативы свои деньги из банковских вкладов, по которым есть гарантии Агентства по страхованию вкладов, тем более что доходы по ставкам, превышающим ставку рефинансирования плюс пять процентных пунктов, будут по-прежнему облагаться по ставке 35%.

Замдиректора Лиги кредитных союзов Клавдия Волохо добавляет, что в настоящее время у кредитных кооперативов появился свой регулятор в лице Минфина. «Наша система вступает в эпоху жесткого регулирования, — заявила РБК daily г-жа Волохо. — Впрочем, мы и сами заинтересованы в том, чтобы на рынке не появлялись недобросовестные кооператоры, использующие кооперативы в мошеннических целях». По оценкам Лиги кредитных союзов (на основе данных Росрегистрации), в 2006—2007 годах в России было зарегистрировано порядка 4,5 тыс. кредитных союзов. В целом, по оценкам правительства, на 1 января 2008 года было зарегистрировано 66 647 потребительских кооперативов, в том числе кредитных.

Как рассказал "РБГ" Михаил Мамута, президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка, совершенствование налогового законодательства о кредитной кооперации является крайне своевременным и назревшим вопросом. Его решение необходимо для дальнейшего развития кредитной кооперации как целостной и непротиворечивой системы. "Причем речь идет не только о приведении в соответствие порядка налогообложения доходов граждан - пайщиков кредитного кооператива и вкладчиков банка, но и уточнения порядка налогообложения самих кредитных кооперативов, - отметил эксперт. - Действующая редакция Налогового кодекса не учитывает присущую им специфику. Так, с точки зрения законодательства кредитные потребительские кооперативы (КПК) - некредитные и некоммерческие организации. Из этого вытекает два, на наш взгляд, неоправданных налоговых ограничения. Первое - формальная невозможность отнесения на реализацию затрат, связанных с выплатой кооперативом процентов по сбережениям своим вкладчикам (хотя это их главная деятельность). И второе - сложность с отнесением на расходы управленческих затрат, связанных с осуществлением кооперативом основной уставной деятельности (то есть де-факто любых расходов на управленческий аппарат и его обеспечение). Кроме того, Михаил Мамута отметил, что кредитные кооперативы не имеют права на уменьшение налогооблагаемой прибыли на величину создаваемых ими резервов на возможные потери по займам. "Это парадоксальная ситуация вызвана нестыковками между фактическим и формальным статусом кредитного кооператива, - говорит эксперт. - Но приводит она к удорожанию услуг самого кредитного кооператива, так что ее разрешение пойдет на пользу в первую очередь пайщикам".

В свою очередь, Андрей Приходько, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ "Интерком-Аудит", отметил, что авторы законодательных поправок проявили инициативу, которая может стимулировать развитие рынка потребительских кредитных кооперативов граждан. Инициатива фактически состоит в том, чтобы уравнять порядок налогообложения граждан при размещении вкладов в банках и налогообложение граждан, вкладывающих средства в кредитные кооперативы, считает эксперт. "Подобная инициатива, если будет поддержана Государственной Думой, на наш взгляд, приведет к еще большей конкуренции на кредитных рынках, которая, вероятно, отразится на платежеспособности отдельных финансовых структур", - отметил Андрей Приходько.