В России растёт небанковский сектор кредитования малого бизнеса

Спрос на мини-кредиты со стороны российского бизнеса оценивается рейтинговыми агентствами в сумму не менее $30 млрд. Общее же предложение по кредитному рынку оценивается в $5 млрд. Рынок микрокредитования еще меньше. Он оценивается в $1 млрд. Финансирование малого бизнеса в России, таким образом, остается заботой самого малого бизнеса.

 

 

 

 

На кредит в банке могут рассчитывать немногие, у кого есть возможность обеспечить кредит достаточно ликвидным залогом, который устроит банк. Но дело не только в формальных критериях. Банкам просто неинтересен этот бизнес. По двум причинам. По мнению директора Российского микрофинансового центра Михаила Мамуты, крупные банки, наращивая свое региональное присутствие, особенно в крупных городах, одновременно закрывают филиалы в мелких населенных пунктах, то есть в тех регионах, где такие кредиты необходимы больше всего. А это означает, что в подобных районах кредитование станет массовым нескоро.

Само микрокредитование, по мнению Мамуты, часто оказывается невыгодным. Оно не удовлетворяет критериям "точки безубыточности" банковского кредита. Дело в том, что, внедряя технологии массового кредитования, банки снижают себестоимость кредитных продуктов. Это снижение имеет определенную точку, ниже которой трудно надеяться не только на получение прибыли от кредита, но вообще на возврат кредита при существующем порядке оценки формирования кредитных резервов. "И конечно же, никакой банк не будет выдавать кредит малому бизнесу себе в убыток", - делает вывод Мамута.

Специалисты видят выход в том, чтобы изменить отношение банкиров к малому бизнесу - не пытаться применять к ним те стандарты, которые применяются к крупному бизнесу. Банки с осторожностью идут на кредитование малых предприятий и пользуются той установкой, что лучше не дать кредит вовсе, чем потом иметь проблемные, "плохие" кредиты. Завышенные требования к малым предпринимателям проявляются сегодня в чрезвычайно низком уровне просрочек.

Уровень просрочек мини-бизнес-кредитов считается нормальным и неопасным для банка, если он не превышает 3%. Банки не предоставляют статистику такого рода, но по разрозненным данным можно смело сделать вывод - уровень невозвратов микрокредитов намного ниже "опасной черты".

При исследовании рынка кредитования малого бизнеса, как банкам, так и другим исследователям приходится сталкиваться еще и с тем, что динамику роста малого бизнеса пока приходится отслеживать на глазок. Причина в отсутствии статистики по этому сегменту рынка. Так, если зарегистрированные юридические лица фиксируются статорганами, то по предпринимателям без образования юридического лица (ПБОЮЛ) не ведется никакой статистики вовсе - о них знают только налоговые органы, да и то лишь в том объеме, в котором ПБОЮЛ удалось легализовать свою деятельность.

Каждый банк для себя такую статистику ведет и бережет эту "коллекцию" как зеницу ока, но собрать такую статистику по рынку пока невозможно. Какое-то время Центральный банк вел такую статистику, но потом отказался от нее. Особенностями кредитования малого бизнеса являются такие сдерживающие факторы, как сложности в реальной оценке способности субъектов малого предпринимательства обслуживать свои долговые обязательства, комментирует Александра Бугаева из отдела кредитования малого и среднего бизнеса Международного московского банка. Зачастую бухгалтерский учет ведется по упрощенной системе или не ведется как таковой, платится вмененный налог, не все доходы отражаются в учете. Также не всегда у малого бизнеса имеются предметы залога в объеме, достаточном для покрытия суммы задолженности по кредиту. «В этом случае мы предлагаем различные программы кредитования, которые предусматривают анализ заемщика исходя из реальных показателей (не бухгалтерских), а также ММБ предоставляет необеспеченные кредиты на сумму до 1,5 млн руб. на срок до трех месяцев, что позволяет малым предприятиям решить временную нехватку в оборотных средствах", - рассказал А. Бугаев.

По евростандартам к категории "микробизнес" относятся предприятия с численностью 10 человек. В России в эту категорию решили относить учреждения с числом работающих 15 человек. В результате в "микрокатегорию" попали около 70% всех зарегистрированных малых предприятий. Их потребность в кредитах, по данным Михаила Мамуты, оценивается в $8 млрд. Спрос малых предприятий на кредиты оценивается в $30 млрд. Получается, та сумма, которая необходима микробизнесу, - это 30% от всего спроса, который генерируется малыми предприятиями. И в то же время у этого сегмента наибольшие сложности с доступом к кредитам, поскольку им нужны незначительные суммы и работают они не только в крупных городах. В итоге предприниматели получают кредиты как физические лица, просто на "неотложные нужды".

Это, по мнению Мамуты, приводит к накоплению бизнес- рисков в портфеле потребительских кредитов. А сами банки порой не могут точно определить, какой из кредитов ушел на ремонт квартиры, а какой - на ремонт офиса. Проблемы могут начаться после того, как кредиты "пошли в дело".

"Пока бизнес растет, - говорит Мамута, - проблемы с возвратом не будет, сложности могут возникнуть с дальнейшим развитием бизнеса. Банк, не зная о том, куда ушли деньги, не сможет, например, увеличить лимит кредитования. Ведь, по его методологии, такое увеличение однозначно оценивается как увеличение риска. Но с учетом перспектив самого бизнеса такое увеличение лимита, наоборот, могло бы риски снизить.

Кроме того, одобренный банком кредит может не подходить бизнесу по размеру и по срокам, но это тоже остается незамеченным. Если это дефолт единичный, то не так плохо, прогнозирует Мамута, но если для микробизнеса ухудшатся общие хозяйственные условия (например, таможенные ограничения на ввоз товаров физическими лицами), то целая группа кредитов в балансе банка может разом оказаться в категории "плохих" долгов.

Кредитовать микробизнес могут не только банки. Существует еще масса организаций, которые не подпадают под действие банковского закона. Это сектор кредитной кооперации и некоммерческих организаций, которые регулируются Гражданским кодексом. Небанковским сектором кредитования можно назвать кредитные кооперативы и разного рода фонды поддержи малого предпринимательства или коммерческие компании, которые как раз и призваны решить проблему снижения стоимости кредитов, выдачи совсем мелких кредитов, но с хорошей степенью рентабельности.

Однако большинство микрофинансовых организаций в России функционируют как некоммерческие организации. Кредитная кооперация - тоже некоммерческая в своей основе, поскольку это фактически институт финансовой взаимопомощи. То же самое можно сказать и про фонды поддержки малого предпринимательства. В результате для выдачи самих кредитов такие фонды, как правило, начинают использовать все те же банки. Что ведет к появлению тех самых специфических проблем банковского кредитования микробизнеса.

Решение этой проблемы простое - коммерциализация своей деятельности. Можно создать просто коммерческую компанию - не кредитную, чтобы не попасть под действие закона о банках и банковской деятельности, и, таким образом, избежать противоречий с действующим законодательством, если займы будут выдаваться из собственных средств. Проблемы появятся, если такая компания начнет активно привлекать средства. И вероятность определенного конфликта с законодательством становится ощутимой. По закону о банках и банковской деятельности только кредитные организации могут привлекать средства во вклады и размещать кредиты от своего имени и за свой счет. Если же значительные средства привлекаются не банками, может возникнуть спорный момент. Особенно в случае, если привлеченные средства, займы оказываются принадлежащими физическому лицу. Так, при организации Женской микрофинансовой сети было принято решение создать небанковскую кредитную организацию. Но поскольку это первая организация такого рода в России, им пришлось столкнуться с достаточно большим количеством проблем. Работать получилось не очень удобно: выдавать кредиты наличными нельзя, а известно, что микропредприятия работают именно с наличными денежными средствами.

По признанию Михаила Мамуты, в ЦБ понимают проблему. И даже идут навстречу, соглашаясь на упрощение деятельности организаций, работающих в форме небанковских депозитно-кредитных организаций (НДКО). Пока микрокредитная НДКО в России одна, но вскоре на рынке могут появиться и другие участники.
В целом небанковский сектор растет очень быстро - последние три года он увеличивается почти в два раза каждый год. По данным Михаила Мамуты, совокупный портфель небанковских организаций оценивается примерно в $400-450 млн в целом по России. А количество субъектов микрофинансирования - на уровне тысячи - полутора тысяч организаций. Именно из-за неразвитости рынка перспективы рынка микрокредитования огромны. Этим сегодня уже пользуются банковские игроки с иностранным капиталом в активах.

Предприниматель-банкрот банку невыгоден, и потому именно иностранные банки первыми пошли на перекредитование кредита внутри банка. То есть предпринимателю не нужно изворачиваться в поисках еще ряда кредитов в других банках, чтобы покрыть долги. Достаточно полностью раскрыться в банке, выдавшем "основной" кредит, объяснив проблему невозврата. Действующий кредит, таким образом, банком может быть разбит на части либо предложена какая-то еще схема - банк сам заинтересован в возврате кредита.

Сегодня на рынке наиболее крупными игроками кредитования малого бизнеса можно назвать ВТБ-24, объявивший о выделении одного миллиарда долларов на кредитование малого бизнеса. По 500 миллионов намерены предоставить Росбанк и банк "Траст". Ситуацию может изменить и принятие нового закона о малом бизнесе, в котором будет узаконен сам микробизнес. Но пока ожидания этого бума - это ожидания будущего.

Источник: Газета