Думский комитет по финансовому рынку в понедельник одобрил поправки к законопроекту "О национальной платежной системе" (НПС) и рекомендовал нижней палате принять документ во втором чтении. В первом чтении законопроект был рассмотрен еще в 2010 году, однако в дальнейшем его продвижение задержали споры вокруг подготовленных ко второму чтению поправок, в том числе касающиеся международных платежных систем.

Как сообщил журналистам глава комитета и один из разработчиков проекта Владислав Резник, в итоге общее решение было найдено. "Что касается истории с международными платежными системами и требованием о запрете передачи информации по внутрироссийским операциям за рубеж, Минфин выступил против этой позиции. Мы с этим согласились", - рассказал В.Резник. Международные системы смогут использовать услуги операционных центров, находящихся за границей, но в России должны быть зарегистрированы расчетный и платежный клиринговый центры, деятельность которых будет регулировать ЦБ.

В законопроекте, заверил В.Резник, содержатся абсолютно равные конкурентные условия для работы как международных платежных систем, так и национальных платежных систем. Так, международные системы, как и национальные, должны будут утверждать у Банка России правила платежной системы и изменения в них. "Они должны будут также обеспечивать бесперебойность услуг, которые они предоставляют, то есть отказаться кому-то заплатить по каким-либо причинам не смогут. Это приведет к лишению регистрации и невозможности работать на нашем рынке", - рассказал депутат.

Всего ко второму чтению документа поступило более 110 поправок. Планируется, что Госдума рассмотрит обновленный законопроект на заседании 1 июня. Так, поправками детально прописываются функции участников платежной системы и требования к их деятельности. В том числе платежные системы будут обязаны публично раскрывать правила своей деятельности. Также ко второму чтению пересмотрены подходы к регулированию НПС. "Сохранена заложенная действующим Гражданским кодексом система регулирования безналичных расчетов. Мы отказались от переписывания Гражданского кодекса", - рассказал В.Резник.

Кроме того, по его словам, было минимизировано "нормотворчество Центробанка". "Почти все отсылочные нормы были подняты на уровень закона. Особенно это касалось нормативных актов, которые затрагивают организацию и деятельность платежных систем, надзора за ними", - пояснил депутат. Он добавил, что впервые указано на недопустимость применения Банком России санкций за невыполнение требований рекомендательного характера в отношении кредитных организаций, платежных систем и других участников.

В документе уточнены понятия электронных денег и перевода электронных денег. Кредитные организации, работающие в этой системе, будут получать специальный вид "облегченных" лицензий, которые будет выдавать ЦБ. Дополнительно проработаны и вопросы об ответственности сторон - оператора по переводу электронных денежных средств и его клиента. "Грубо говоря, определили, на ком лежит бремя доказывания в случае, если что-то произошло. Мы указали, что это бремя доказывания лежит на банках", - заметил В.Резник. Помимо этого, в документе заложены основы регулирования так называемых мобильных платежей. "Созданы условия для использования мобильных телефонов в качестве устройств для осуществления самых разных платежей. Я думаю, что принятие этого закона - это первый шаг к тому, что кредитные карты - пластик - через какое-то количество лет, не самое большое, видимо, исчезнут", - резюмировал глава комитета.

Между тем, депутат Госдумы, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков полагает, что законопроект о Национальной платежной системе в ходе подготовки ко второму чтению стал концептуально хуже, поскольку из-под регулирования Банка России выведен целый сегмент финансовых операций, которые выполняют небанковские платежные агенты. При этом создаются неравные условия конкуренции, поскольку к участникам различных сегментов рынка безналичных платежей применяются разные требования.

В то же время, он отметил положительные моменты: в законопроекте в текущей редакции дается определение электронных платежных инструментов и вводится полноценное регулирование этого сегмента - операции с такими инструментами должны осуществлять только кредитные организации. Кроме того, найден компромисс в отношении процессинга при операциях с картами международных платежных систем.

Однако в пакет изменений, которые будут вносится в законодательство в связи с принятием закона об НПС, не были включены предложенные ранее, в том числе Ассоциацией региональных банков России, меры по стимулированию развития рынка безналичных платежей.

Редакция закона ко второму чтению вызывает двойственное отношение: есть прогресс в плане законодательного регулирования рынка в целом, но при этом сделан шаг назад по сравнению с первым чтением с точки зрения следования общей концепции закона, подытожил А.Аксаков.
/Финмаркет/