КООПЕРАТИВНЫЕ БАНКИ И КРЕДИТНЫЕ КООПЕРАТИВЫ КАК ИНСТИТУТЫ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, АКТУАЛЬНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В данной статье прослеживаемся история кредитной кооперации, начиная со второй половины девятнадцатого века и по настоящее время. Отмечены регионы, в которых кредитные и сельскохозяйственные кооперативы наиболее активно осуществляют свою деятельность. Также отражен опыт развития кредитной кооперации за рубежом, в частности, в Германии, Польше. Освещен вопрос о преимуществах кооперативных банков по сравнению с кредитными кооперативами.

 

Если проследить историю кредитной кооперации, начиная с девятнадцатого века, то можно увидеть, что развитию кооперативных банков придавалось в России немалое значение.

Первое ссудосберегательное сообщество было образовано в 1865 году в Костромской губернии. При этом практически одновременно подобные организации возникли во многих других городах России. К концу 19 века их уже стало 117, и объединяли они более 83 тысяч человек. В последующие годы кредитные товарищества многократно увеличивали свою численность, и к 1914 году их уже было более тысячи. Кооперативное движение росло невероятными темпами и к 1916 году насчитывало более 16 тысяч сообществ с общим числом пайщиков свыше 10 миллионов человек. Это позволяет сделать вывод, что в начале XX века Россия занимала ведущее место в мире по численности кредитных кооперативов и числу пайщиков. Практически каждый четвертый житель царской России был членом товариществ.

При этом развитие кредитной кооперации не было стихийным, оно регулировалось нормативными актами. В конце XIX века было принято Положение о мелком кредите, а затем, в 1904 г., и соответствующий закон, регламентирующий деятельность кредитных кооперативов, крестьянских сословно-общественных заведений и земских касс. В соответствии с этим документом цель определялась как «удовлетворение хозяйственным потребносям мелких производителей и принятие сбережений «для приращения их процентами». В отличие от других типов учреждений, ссуды здесь выдавались не только под залог, но и по поручительству. Кредиты были краткосрочными (до 12 месяцев) и долгосрочными (до 5 лет). Новая форма кредитования получила столь широкое распространение, что в дореволюционном Министерстве финансов пришлось создать Управление по делам мелкого кредита. По статистике, учреждениями крупного кредита в 1913 г. было выдано ссуд на 8,9 млрд. руб., а учреждениями мелкого кредита - на 100,5 млрд. руб., то есть в 10 с лишним раз больше.

Революция 1917 г. ничуть ни умалила роли кредитной кооперации в финансировании экономики страны. На селе низовое звено кредитной системы представляли кредитные и сельскохозяйственные товарищества, осуществляющие банковские операции. Затем начали формироваться на. паевых началах общества сельскохозяйственного кредита, которые представляли собой местные сельскохозяйственные банки, расположенные в областных центрах. Одновременно с возрождением кредитной кооперации в начале 1922 г. были учреждены кооперативные банки, призванные содействовать кредитом развитию потребительской кооперации.

Нельзя забывать, что в этот период немалый вклад в развитие кредитной кооперации внес Е.Д. Максимов (1858 - 1927), который являлся активным деятелем Петербургского отделения Комитета о сельских ссудно-сберегательных и промышленных товариществ. Е.Д. Максимов являлся одним из идейных лидеров основания кооперативного Московского банка, который поддерживал и финансировал все виды кооперации того времени.

Также огромную роль в развитии кооперации сыграли исследования советского экономиста А.В. Чаянова (1888 - 1937). В своих научных трудах, посвященных сельскохозяйственным кооперативам (молочным, овощным, транспортным, скотоводческим и т.д.), А.В. Чаянов рассматривает кредитную кооперацию как один из возможных путей поддер-ж к и про и зводителя сел ьскох озя йственной продукции. В модели кредитного кооператива А.В. Чаянова предусмотрены и депозиты и кредиты под проценты для членов кооператива. Кредиты выдаются на приобретение кормов, семян, скота, оборудования, а обеспечением может выступать будущий урожай или поручение других пайщиков. Причем А.В. Чаянов рассматривал кредитный кооператив как специализированную структуру, не связанную непосредственно с производством. Наряду с кредитными кооперативами, А.В. Чаянов рассматривает страховые кооперативы. Причем страховые кооперативы могут быть как специализированными, так и смешанными с кредитным кооперативом.

Прослеживая далее историю кредитных кооперативов, можно видеть, что после введения монополии Госбанка СССР на финансовые услуги все кредитные кооперативы были насильственно ликвидированы (30-е годы XX века). Тем не менее, традиции взаимного кредитования граждан сохранялись в эрзац-форме касс взаимопомощи и «черных касс», которые существовали вплоть до реформ 90-х годов и связанного с ними инфляционного взрыва.

Современное возрождение кредитных союзов началось благодаря Международной конфедерации обществ потребителей (Кон-фОП) в 1991 г. и было связано с обострившейся для граждан проблемой потребительского кредита и необходимостью спасения семейных бюджетов от стремительно растущей инфляции. Летом 1991 г. в Конфедерации обществ потребителей был заслушан доклад об историческом опыте российской кредитной кооперации, а также о современном мировом движении кредитных союзов, о деятельности Всемирной организации кредитных союзов - WOCCU (World Council of Credit Unions Inc.) и о возможности использования отечественного и мирового опыта в создании организаций финансовой взаимопомощи граждан в России. В этом же году, в июле в Вашингтоне произошла встреча президента КонфОП с директором WOCCU, на которой был проявлен взаимный интерес к перспективам развития кредитной кооперации граждан в России и достигнута предварительная договоренность о сотрудничестве WOCCU и КонфОП.

В 1992 году в Суздале прошло первое собрание будущих членов кредитного союза - жителей города. Во Владимире был обсужден текст Положения о кредитных союзах, утвержденный решением Владимирского областного Совета депутатов трудящихся. 20 июля 1992 г. Положение стало первым нормативным документом, определившим официальный статус новой для России формы - кредитного союза. В том же 1992 году был зарегестрирован первый кредитный союз «Суздальский».

В январе 1993 г. состоялась 1-я Суздальская Конференция руководителей и инициаторов создания кредитных союзов, созванная Комитетом по развитию КС и Суздальским КС. Конференция приняла Заявление, провозгласившее основные принципы движения кредитных союзов и положившее начало их организованному взаимодействию. В работе Конференции приняли участие представители всемирной организации КС (WOCCU) и национальных движений КС Австралии, Ирландии, Канады, Польши, США, Украины.

Первоначально деятельность по развитию кредитных союзов осуществлялась Международной Конфедерацией обществ потребителей (КонфОП), в структуре которой было выделено специальное подразделение - Комитет по развитию кредитных союзов, преобразованный в 1994 г. в отдельное юридическое лицо - Центр развития кредитных союзов (ЦРКС). ЦРКС был и является методическим и исследовательским центром. В числе его главных функций - разработка типовых документов по созданию и функцио-нированию кредитных союзов, консультационная помощь инициативным группам и вновь созданным кредитным союзам, проведение семинаров, иные виды методического обеспечения деятельности кредитных союзов.
В 1994 г. была создана Лига кредитных союзов, объединившая 41 кооператив. Лига кредитных союзов - добровольное объединение кредитных союзов, признающих кооперативные принципы и международную философию движения кредитных союзов. В настоящее время в Лигу напрямую и через коллективных членов - четыре региональные ассоциации - входят около 60 кредитных союзов, работающих в 1*5 субъектах Российской Федерации. Лига КС во взаимодействии с ЦРКС осуществляет методическую, консультационную, информационную и иную помощь новым и уже существующим КС. Специалисты Лиги проводят семинары, инспекторские проверки КС - членов Лиги, оказывают содействие кредитным союзам в их взаимоотношениях с органами власти.

В течение 1994-1998 гг. происходило образование региональных объединений КС. В 1997 г. начала работу первая отраслевая организация КС - «Лига поддержки развития кредитных союзов работников образования» (г. Москва), взаимодействующая с Лигой КС на договорных началах.
В 1995 г. зарегистрирована страховая компания кредитных союзов - «Беневита ЛКС».

В 1996 г. создан Фонд кредитных союзов. Цель Фонда - поддержка движения КС путем осуществления различной, в том числе коммерческой, деятельности и направления полученных от этой деятельности средств на развитие движения.

20 января 1999 г. при содействии Лиги и Фонда кредитных союзов создано товарищество «Центральная резервная касса».

В рамках программы «ТАСИС» в июле 2004 года начался проект «Кредитные кооперативы - Российская Федерация». Проект направлен на оказание технической помощи движению сельских и городских кредитных кооперативов Российской Федерации в партнерстве с региональными организациями в трех пилотных регионах - Республика Бурятия, Астраханская и Ярославская области. Техническая помощь включает предоставление всех видов юридической поддержки и проведение экспертизы на региональном и федеральном уровнях, проведение экспертизы для кредитно-кооператив-ной организации 3-го уровня и, главным образом, 2-го уровня с помощью региональных рабочих групп, предоставление обучающих модулей для обучения преподавателей при непосредственной поддержке главных федеральных Ассоциаций городских и сельских кредитных кооперативов в Москве.

Развитие движения поставило задачу четкого и фундаментального, единого правового поля деятельности кредитных союзов. Почти десять лет пробивал себе дорогу закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Принятый 7 августа 2001 года, этот закон закрепил непредпринимательский характер основной деятельности кредитных союзов, их некоммерческий статус, взаимный, внутренний характер их деятельности, принципы членства в них, прописал меры защиты финансовых интересов пайщиков, ограничения финансовых и управленческих рисков деятельности кредитного союза. В этом его главные плюсы. Однако многие из тех ограничений, которые он накладывает на кредитные союзы по численности пайщиков, процедурам проведения общего собрания пайщиков и по ряду других вопросов, сегодня мешают и требуют корректировки.

Чем же обусловлена важность и нужность возрождения кредитной кооперации в Российской Федерации?

В российском малом бизнесе до сих пор высока доля теневых операций. По разным оценкам, она составляет от 30% до 50% реального оборота предприятий этого сектора. Согласно опросу центра экономических реформ «Либеральная альтернатива», 28,7% предпринимателей не могут предоставить требуемое обеспечение по кредиту, 28,7% считают, что цена кредита слишком велика, 26,7% не устраивают сроки оформления, а для 6,9% минимальный размер банковского кредита слишком велик. При этом программы кредитования МБ, которые появились во многих банках, совершенно не подходят микробизнесу - фирмам с оборотом $2000 - 5000 в месяц. Еще одно препятствие для получения кредита - длительные сроки рассмотрения заявки. В такой ситуации МП вынуждены искать альтернативные способы кредитования, примером которых и являются кредитные кооперативы.

Кооператив является наиболее гибкой и быстро адаптирующейся в меняющихся экономических условиях структурой, и он способен своевременно реагировать на потребности своих пайщиков. Основные отличительные особенности работы в кооперативе - это индивидуальный подход к каждому пайщику, большая доступность финансовых услуг, гибкий подход к обслуживанию своих членов. Например, при возникновении у пайщика непредвиденных обстоятельств, влияющих на его платежеспособность, кооператив готов рассмотреть вопрос о предоставлении уступок в виде продления срока займа, уменьшения процентной ставки или даже приостановки начисления процентов. Деятельность кооперативов носит социальную направленность. Займы доступны людям со средними и низкими доходами; они оформляются практически на любые нужды, в том числе на то, чтобы «перехватить до зарплаты или пенсии». Такие виды займов могут себе позволить практически любые категории заемщиков. Кроме того, есть льготные займы, которые оформляются по сниженной процентной ставке. К таким займам относятся кредиты на лечение, обучение, отдых. Льготным положением пользуются и пенсионеры: процедура оформления займов для этой категории пайщиков максимально упрощена.

Сегодня в России действует около 350 кредитных кооперативов, которые объединяют примерно 180 000 пайщиков. Для того чтобы получить кредит, необходимо сделать вступительный взнос (200 - 500 руб.) и внести свой пай, от размера которого зависит максимальная сумма кредита. Как правило, она не превышает вложенную сумму более чем в пять раз. Пайщики, не испытывающие потребности в дополнительном финансировании, используют кооператив как банк и получают проценты на вложения. В кредитном кооперативе срок оформления первого займа обычно не превышает 2 - 3 дней, для последующих бывает достаточно 2 - 3 часов.

Следует заметить, что во многих странах кредитные союзы развиты и популярны намного больше, чем в России.

Кредитные союзы существуют в 87 странах мира и объединяют 93,2 миллиона человек. Совокупные активы всех 55 тысяч кредитных союзов превышают 4,3 триллиона долларов США.

В Канаде кредитные союзы объединяют в своих рядах около трети всего населения и являются держателями примерно 14% всех канадских вкладов.

В США кредитные союзы, несмотря на малую долю в суммарных активах всех финансовых институтов - самый многочисленный финансовый институт: каждый четвертый американец - член какого-либо КПК. В США и Австралии, к примеру, украинские эмигранты выжили и заняли достойное экономическое положение во многом благодаря таким кооперативам, которые стали также центрами украинской солидарности и взаимовыручки.

Практически везде существует специальное законодательство о кредитных союзах, которое выполняет две основные задачи.

Во-первых, оно защищает интересы кредитных союзов как некоммерческих ссудо-сберегательных кооперативов граждан, объединившихся для оказания самим себе своими собственными силами качественных и доступных финансовых услуг под своим же собственным контролем. В частности, кредитные союзы, как правило, освобождаются от уплаты налогов.

Во-вторых, специальное законодательство защищает интересы самих пайщиков кредитных союзов, устанавливая ограничения допустимых видов деятельности и нормы контроля кредитных союзов. В числе последних - обязательное прохождение кредитными союзами ежегодного внешнего аудита, открытость финансовой информации для пайщиков, национальных и региональных ассоциаций кредитных союзов, а также для специальных государственных органов, уполномоченных осуществлять надзор и контроль за их деятельностью.

Кредитные союзы за рубежом составляют существенную конкуренцию банкам и другим подобным коммерческим организациям. В некоторых странах кредитные союзы имеют право осуществлять платежи предпринимателям и предприятиям малого бизнеса, что дополнительно улучшает положение пайщиков кредитного кооператива.

Положительный пример развития данного сектора экономики мы имеем во многих других странах, включая Германию, Францию, Италию, Финляндию и Индию. В этих странах кооперативные банки управляются группами собственников, которые вкладывают в них средства и получают ссуды.

В Западной Европе первые кооперативные банки появились в Германии, где теперь функционируют тысячи таких банков, обслуживающих преимущественно фермеров, ремесленников и мелких предпринимателей. Ссуды кооперативных банков носят кратко- и среднесрочный характер. Формирование -их ресурсов осуществляется путем продажи акций, привлечения вкладов и заимствований у центрального кооперативного или у крупного коммерческого банка. При этом, конечно нельзя не отметить «Райффайзенбанк», который возник во второй половине девятнадцатого века как первый банковский сельский кооператив, а в результате на сегодняшний момент это крупнейшая банковская группа в Австрии, располагающая наиболее разветвленной филиальной сетью в стране и за рубежом. В целом в Германии действуют 1500 кооперативных банков, в городах их называют Фольксбанк, а в сельской местности -Райфайзенбанк. Кооперативные банки - это сравнительно небольшие кредитные учреждения, количество которых за последние годы постоянно уменьшается в связи с их слиянием. Сегодня кооперативные банки предлагают универсальный ассортимент услуг, несмотря на то, что их деятельность сосредоточена на бессрочных и сберегательных вкладах и на выдаче краткосрочных и среднесрочных кредитов своим членам. Объем долгосрочных кредитов постоянно растет. Операции расчета между отдельными кооперативными банками проходят через региональные центральные банки, задачи которых приблизительно соответствуют задачам жироцентралей в организации сберегательных касс.

Райффайзен сформулировал принципы, которые впоследствии легли в основу принципов Международного кооперативного альянса:

Как правило крестьяне и жители села в Германии оформляют кредиты в специализированном земельном кооперативном банке, который имеет свои филиалы в районах и во всех крупных деревнях. Например, районный банк в Беескове имеет 13 филиалов в населенных пунктах и обслуживает 25 тыс. клиентов. В Германии имеется 1300 земельных кооперативных банков, входящих в систему Германского кооперативного банка.

Характерно, что по желанию клиента районный кооперативный банк может оформить кредит в других банках, например, в Государственном сельскохозяйственном банке или Германском ипотечном банке, которые не имеют такой разветвленной сети своих филиалов с переуступкой своих прав требований к заемщику.

Для получения кредита необходимо представить документы:

Получив эти документы, банк:

1) проверяет кредитоспособность клиента;
2) определяет условия кредита (цель, срок кредита, процентную ставку, начало погашения кредита);
3) производит оценку имущества (чаще всего используют информацию районного ведомства поземельной книги о рыночной стоимости земли);
4) делает резюме.

Кредиты выдаются: на покупку техники на 5 лет, на строительство объектов - до 20 лет с обязательной отсрочкой первого платежа до 5 лет, основной долг гасится тогда, когда кредит начинает приносить прибыль.

Осуществляется государственная поддержка кредитования. Так, при получении кредита на модернизацию мелкого объекта в сумме до 100 тыс. евро, инвестиционная безвозмездная поддержка составляет 20% от суммы кредита. При стоимости крупного объекта от 100 тыс. до 1,25 млн. евро процентная ставка уменьшается на 5% (рыночные ставки 6,5%). Таким образом за счет государственной поддержки, в течение 20 лет около 30% от суммы кредита будет погашено государством.

Имеется федеральная инструкция, в которой утвержден перечень объектов для возможной инвестиционной государственной поддержки, а также установлено, что клиент может подать одну заявку на крупный объект и одну заявку на мелкий объект с периодичностью в 5 лет.

В земле Бранденбург на безвозмездную поддержку кредитов выделяется в год 1,7 млн. евро на мелкие объекты и 2,5 млн. евро на крупные объекты.

Кредит на практике дают под залог земельного участка, находящегося в собственности клиента. Закон разрешает и банки согласны дать кредит под залог земельного участка, находящегося в аренде, но только, если на это есть нотариально заверенное согласие арендодателя.

Допускается получение кредита без залога имущества при условии гарантийных обязательств от имени органов власти или третьих лиц, распространена выдача кредитов, даже для неустойчивых в финансовом отношении заемщиков под эффективные инвестиционные проекты. При этом залог под полученный кредит оформляется оборудование и строящееся здание. Изучая опыт кредитования можно сделать однозначный вывод - основным залоговым активом, под который выдается кредит сельхозтоваропроизводителю и крестьянину, является земля.
Кооперативные финансовые институты развитых стран не заменяют банковскую систему. Они обслуживают определенную экономическую нишу, выполняя, в основном, функции кредитования фермеров и других предприятий в сельской местности. В ФРГ в системе кредитной кооперации аккумулируется 27% всех финансовых депозитов страны и она обеспечивает 24% общего объема выданных кредитов, значительная часть которых приходилась на сельское хозяйство. В Финляндии доля кооперативных банков в общем объеме вкладов составляет 25%, а в общей сумме выданных кредитов -26%, в том числе в кредитовании сельского хозяйства - 58%. На долю сельских кредитных касс в Нидерландах приходится 90% общей фермерской задолженности, в Японии - 80%, Франции - примерно 70-75%, в Португалии - свыше 60%, Бельгии - 50%, Швеции - 45%, Испании - 30%. В США Farm Credit System предоставляет сегодня треть кредитов на покупку земли шестую часть кратко- и среднесрочных кредитов.

Примеры организации кооперативных кредитных учреждений есть и в Польше. Так, через систему кооперативных банков проходит до 90% кредитов для сельскохозяйственного производства, переработки, торговли сельскохозяйственной продукцией и сопутствующих видов деятельности. Правовая база для реформы социалистической сельской банковской системы в Польше была создана в 1994 г. В настоящий момент польская кооперативная система состоит из трех уровней: центральный банк кредитных союзов (BGZ), 9 региональных и 1200 локальных кооперативных банка. Кроме того, параллельно существуют три кооперативных банка, вышедших из под эгиды BGZ во время реформы, и ставшие самостоятельными. Однако, система кооперативных банков во главе с BGZ имеет сравнительные преимущества, так как правительство обязалось в течение трех-пяти лет провести реструктуризацию и списание безнадежных долгов сельских банков. Специально для этого в 1995 г. были созданы Фонд банковских гарантий (Banking Guarantee Fund) и Залоговый фонд для предприятий среднего и малого бизнеса (Loan Collateral Fund for Medium and Small Enterprises).

Но кредитная кооперация - это не только кредитные потребительские союзы. Вторая ее и достаточно значительная ветвь - это сельскохозяйственные потребительские кооперативы. И здесь нельзя не отметить значительную роль ОАО «Россельхоз-банка», который как раз учитывает зарубежный опыт развития кредитной кооперации (имея в виду «Райффайзенбанк»).

ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» (Россельхозбанк) создан по инициативе Правительства, одобренной Президентом РФ, в 2000 году. Учредителем банка явилось государственное «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО). С июля 2001 года акционером банка является Правительство РФ в лице Федерального фонда имущества, ему принадлежит 100% акций банка. ОАО «Россельхозбанк» занимает сейчас второе место в России после Сбербанка по количеству своих подразделений — открыто 67 филиалов и 700 дополнительных офисов. 180 тысяч счетов клиентов обслуживают более б тысяч человек. Государство субсидирует процентную ставку заемщикам банка и практически ежегодно производит дополнительные вливания в уставный капитал. Банк также активно кредитует не только предприятия АПК и личные крестьянско-фермерские хозяйства, но и жителей сельской местности (более 60 тысяч кредитов). В рамках приоритетного национального проекта по развитию агропромышленного комплекса банком разработан ряд программ по поддержке и развитию сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Кредитная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в ходе нацпроекта достигла б млрд. рублей, из них в прошлом году было выдано 3,9 млрд. рублей. При этом, понимая необходимость подготовки квалифицированных кадров для кооперативов, Минсельхоз совместно с ОАО «Россельхозбанк» и при непосредственном участии Фонда развития сельской кредитной кооперации, Российского университета кооперации, институтов повышения квалификации ведущих аграрных ВУЗов сформировал 26 зональных групп и начал обучение специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Первый цикл такого обучения уже прошел в Республике Саха (Якутия), в настоящее время проводится в других областях.

Правовые основы деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов определены федеральным законом от 8 декабря 1995г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Положительные примеры развития сельскохозяйственной кооперации мы видим во многих федеральных центрах РФ. Например, в Астраханской области в рамках реализации национального проекта в развивается сеть потребительской кооперации, в том числе кредитной. На сегодняшний день во всех районах области созданы сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, членами которого являются районные сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; областной сельскохозяйственный страховой потребительский кооператив «Народное страхование», членами которого являются областной и районные кредитные кооперативы. Кооперативы объединяют более 1000 пайщиков (физических и юридических лиц). По состоянию на 1 июня 2007 года сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом «Народный кредит» предоставлено займов своим пайщикам на сумму 94,1 млн. руб. (оформлено 310 договоров). Активизируется работа кооперативов с коммерческими банками. По состоянию на 28 июня 2007 года в АРФ ОАО «Россельхозбанк» получен кредит Астраханским областным сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом «Народный кредит» на сумму 10 млн.рублей, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом «Хараба-линский фермер» на сумму 3 млн.рублей и сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативом «Черноярское подворье» на сумму 2 млн.руб. Кроме того, в ближайшее время будут получены кредитные ресурсьг кооперативом Ахтубинского района на сумму 3,0 млн. руб.

На территории Волгоградской области осуществляют деятельность 135 кредитных потребительских кооператива, из них 67 кредитных потребительских кооперативов граждан и 68 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Количество пайщиков - 152 тыс.ед. Кредитные кооперативы созданы в 29 муниципальных образованиях. Создана филиальная сеть: 8 филиалов и 225 представителей работают на территории городских и сельских поселений. Кредитной кооперацией привлечено средств населения в виде сберегательных взносов в сумме 1849,9 млн.руб. За счет собственных и привлеченных средств выдано займов субъектам малого и Среднего бизнеса на сумму 335,3 млн.руб. При этом существуют широкие перспективы, учитывая ее востребованность как института микрофинансирования различных категорий заемщиков, - к 2010 году Волгоградская область будет представлена 160 кредитными потребительскими кооперативами, из них более 80 кооперативов будут работать в сельской местности. Объем займов по оценке составит 3800 млн.руб. Из общей суммы кредитных ресурсов порядка 25 процентов будет направлено на развитие субъектов малого и среднего бизнеса, 30 процентов - на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств.

В Самарской области Сельскохозяйственные кредитные кооперативы действуют с 2001 г., при чем этом повторная попытка создания СКПК, первая была предпринята в 1997 г., но случившийся в 1998 г. финансовый кризис подорвал начинание. Вторая попытка оказалась удачной - в 2001 г. были зарегистрированы два СКПК в двух районах Самарской области. В последующие два года подобные организации открылись почти в каждом районе Самарской области. А уже в 2003 г. был создан областной кооператив, в который вошли 22 районных кооператива.

Создание областного кооператива дало возможность регулировать финансовые потоки, направляя свободные средства из одного районного кредитного кооператива в другой (членство в областном кооперативе предоставляет им на это право). По данным 2007 г. портфель займов составляет 67 млн рублей. Из них 40 миллионов выдано владельцам ЛПХ, около 10 млн рублей - кресть-янско-фермерским хозяйствам. Работа сельскохозяйственных кооперативов основана на доверии к клиенту, при этом пакет документов, необходимых для оформления займа в кооперативе гораздо меньше аналогичного пакеты, который заемщики должны предоставлять банкам, также максимально сокращено время рассмотрения заявки на кредит. В некоторых областях займ можно получить уже через два часа после подачи заявки.

Из вышеизложенного становится ясно, что на сегодняшний день система кредитной кооперации представлена двумя видами кредитных потребительских кооперативов: кредитные потребительские кооперативы граждан и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы. Автору же представляется возможным расширить рамки системы кредитной кооперации за счет кооперативных банков.

На сегодняшний день само понятие' «кооперативный банк» выпадает из экономической сферы, поскольку такая форма собственности для банков не предусмотрена современным Законом РФ «О банках и банковской деятельности».

Для ясности следует привести определение «кооперативных банков» и «кредитных потребительских кооперативов». Итак:

Отметим некоторые различия между банком и кредитным кооперативом:

Это конечно не все, но основные различия в деятельности данных учреждений.

Понятно, что кооперативные банки имели бы гораздо более широкую сферу деятельности и круг оказываемых услуг, чем кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Не следует забывать, что при социалистической системе кооперативные банки имели под собой конкретную нормативную базу в виде Закона СССР «О кооперации в СССР», в соответствии с которым союзы кооперативов имели право создавать хозрасчетные, отраслевые или территориальные кооперативные банки.

Обобщив опыт работы кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных кооперативов, исторический опыт российской кредитной кооперации и систему работы зарубежной кооперации можно сделать следующие выводы: для эффективного действия кооперативных финансовых систем следует применить действующую во всем мире многоуровневую (двух- или трехуровневую) структуру.

Организациями первого (базисного) уровня являются местные ссудосберегательные кооперативы (ССК). Для их поддержки и «дополнения» их деятельности на региональном и/ил и национальном уровне совместно создаются учреждения второго и третьего уровней. Это, прежде всего, региональные или национальные так называемые апексные банки, а также другие виды финансовых учреждений, страховые общества, расчетно-кассовые центры и т.д. При этом может возникнуть необходимость в привлечении части капитала из других источников, и здесь донором может выступить государство н другие национальные или международные финансовые организации.

Естественно, для того чтобы данная структура работала, необходимо подготовить соответствующие стандарты, нормативы, правовую базу. В первую очередь здесь следует упомянуть правила, регулирующие порядок регистрации, лицензирования, кооперативный аудит и страхование, а также правила, определяющие порядок включения в систему государственного финансового надзора.

Видится, что совместными усилиями Центрального Банка РФ, Центросоюза РФ, Правительства РФ и других заинтересованных организаций и объединений возможна разработка нормативно-правовой базы и активная деятельность по их внедрению в сфере развития кооперативных банков. Ведь именно данные кредитные организации смогут оказать реальную помощь в финансировании предприятий малого и среднего бизнеса.

При этом Центросоюз РФ заинтересован в расширении деятельности кредитной кооперации, потому что именно потребительская кооперация нуждается в финансовых вливаниях, на что крупные коммерческие банки идут неохотно. Ведь принципы, на которых строится потребительское общество согласуются с принципами создания кооперативного банка:

Обобщив зарубежный опыт, приняв во внимание омыт создания кооперативных банков в нашем недавнем прошлом и подкрепив все это нормативной базой, можно рассчитывать, что создание сети кооперативных банков принесет свой положительный результат как отдельным малым и средним предприятиям, так и всей стране в целом.

С. Г. Третьякова, ст. преподаватель кафедры мировой экономики Российского университета кооперации

Фундаментальные и прикладные исследования - 2008 - №2