В условиях глобализации экономики стабильное функционирование сельскохозяйственного производства, а также его модернизация предполагают обязательное привлечение кредитных ресурсов. Важный фактор, определяющий эффективность кредитования АПК, — развитые институты, обеспечивающие оперативное доведение необходимых заемных средств до заемщика по приемлемым условиям.

 

В этом отношении показателен опыт США, где уже более 100 лет развивается система кредитования фермерских хозяйств. По оценкам Минсельхоза (МСХ) США, в 2009 г. общий объем кредитной задолженности фермеров различным коммерческим и некоммерческим структурам составил 245,4 млрд долл. Это максимальный показатель за первое десятилетие XXI в.

 

За 2000—2009 гг. общий объем фермерской кредитной задолженности увеличился в 1,5 раза. При этом рост был весьма устойчивым: снижение циркулирующих в сельском хозяйстве заемных средств наблюдалось лишь в 2002— 2003 гг. Во многом это объясняется финансовой политикой правительства, ориентированной на относительно низкие ставки рефинансирования. В последнее десятилетие Федеральная резервная система США поддерживала реальную ставку (ставку по федеральным фондам) на уровне не выше 7% (в основном менее 4%), а в 2009 г. она составила в среднем всего 0,16%.

Как видно, совокупная стоимость активов в фермерских хозяйствах росла быстрее задолженности. Отношение общей задолженности к активам в рассматриваемый период сократилось с 13,6 до 12%. В кризисный период оно оставалось стабильным, не превышая 12%. Для кредиторов это существенный показатель надежности кредитополучателей. Если рассматривать кредитную задолженность по отношению к отдельным структурным элементам фермерских активов, то в последнее десятилетие наблюдаются две противоположные тенденции. По отношению к недвижимому имуществу — это снижение (с 8,9% в 2000 г. до 7,8% в 2009 г.), а к движимому —рост (с 30,8 до 35,1%).

Тенденция роста, а также заметно более высокий уровень кредитной задолженности относительно движимых активов в значительной степени объясняется ростом мировых цен на сырую нефть, что, в свою очередь, вызвало адекватный рост затрат на средства производства. Например, затраты на средства производства в фермерских хозяйствах в 1999—2004    гг. росли в среднем со скоростью 2,9% в год, а в 2005—2009 гг. — 3,7%. В результате фермеры были вынуждены более активно пользоваться кредитами по движимому имуществу. По недвижимости, наоборот, кризис вызвал заметное снижение стоимости имущества, и у фермеров не было необходимости активно пользоваться заемными средствами в этом направлении.

1. Баланс фермерских хозяйств США, млрд долл.

2000

2005

2006

2007

2008

2009

абс.

к 2000,%

Активы

1203,2

1779,4

1923,6

2055,3

2015,7

2043,5

170

в том числе:

недвижимость

946,4

1487

1625,8

1751,4

1703,1

1727,2

183

движимое имущество

256,8

292,4

297,8

303,9

312,6

316,3

123

Общая задолженность

163,9

196,4

203,6

214,1

242,7

245,4

150

в том числе:

по недвижимости

84,7

104,8

108,1

112,7

133,6

134,5

159

по движимому имуществу

79,2

91,6

95,5

101,4

109,1

110,9

140

Активы за вычетом общей задолженности

1039,3

1583

1720

1841,2

1773

1798,1

173

Общая задолженность / активы за вычетом общей задолженности, %

15,8

12,4

11,8

11,6

13,7

13,6

-2,2 п.п.

Общая задолженность / активы,%

13,6

11

10,6

10,4

12

12

-1,6 п.п.

Примечание. Общая задолженность включает заем у Товарно-кредитной корпорации на оплату аренды или приобретение складских помещений и помещений для сушки сельскохозяйственной продукции, но не включает задолженность по фермерскому жилому фонду и нефермерской деятельности. Все данные — по состоянию на 31 декабря каждого года (Farm Business Balance Sheet 2000—2009, United States, USDA/ERS, August20,2010).

Ежегодно фермеры США выплачивают определенные суммы кредиторам по процентам за пользование заемными средствами для обеспечения недвижимым и движимым имуществом (real estate and non-real estate payments). По методике, принятой в МСХ США, данный вид платежей включается в статью факторных издержек, куда также входят оплата труда наемных работников и чистые арендные платежи землевладельцам, не занимающимся сельскохозяйственной деятельностью. Так, в 2000—2009 гг. фермеры США ежегодно выплачивали по кредитам от 11 млрд до 16 млрд долл. В среднем за этот период объем ежегодных выплат оценивается в 13,4 млрд долл., что составляет примерно 1/10 валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве США. Следует отметить, что в США смешанная система кредитования фермерских хозяйств, объединяющая частные и государственные институты.

По размерам ежегодно выдаваемых денежных средств основным источником кредитования являются коммерческие банки, которые предоставляют займы в основном крупным и финансово устойчивым фермерским хозяйствам. Однако их доля в структуре кредитования постепенно сокращается. Так, если в 2000 г. из общего объема кредитной задолженности фермерских хозяйств на коммерческие банки приходилось 45,6%, то в 2009 г. — 43,7%.

2. Структура задолженности фермерских хозяйств по источникам кредитования в США, %

2000

2005

2009

Коммерческие банки

45,6

43,9

43,7

Фермерская кредитная система

28,3

33,4

40,1

Физические лица и другие источники

14,8

14,2

8,3

Страховые компании (страхование жизни)

6,8

5,8

5,8

Агентство по обслуживанию ферм МСХ США

4,5

2,7

2,1

Примечание. Все данные по состоянию на 31 декабря каждого года (Farm Business Balance Sheet 2000-2009, United States, USDA/ERS, August20, 2010).

Коммерческие банки играют основную роль при краткосрочном кредитовании движимого имущества — 51,4%, тогда как по недвижимому имуществу их доля 37,4%.

Как следует из таблицы 2, правительство США сегодня непосредственно отвечает примерно за 2% кредитов, используемых фермерами. В то же время этот источник кредитования весьма важен, поскольку ориентирован в основном на поддержку малых форм хозяйствования и начинающих фермеров, то есть на тех сельскохозяйственных товаропроизводителей, у которых нет возможности брать средства взаймы по разумным процентным ставкам из других источников. Соответствующие займы осуществляются через Товарно-кредитную корпорацию (Commodity Credit Corporation, CCC), которая контролируется и действует за счет ресурсов Агентства по обслуживанию ферм (Farm Service Agency, FSA) МСХ США.

С 2007 г. процентные ставки по кредитам коммерческих банков для фермерских хозяйств устойчиво снижались, отражая общую политику Федеральной резервной системы США. В 2007—2008 гг. базовая ставка банков в среднем по стране снизилась с 8,05 до 5,09%, а в 2009—2010 гг. она стабилизировалась на уровне 3,25%.

Следует отметить, что в России коммерческие банки также стали основным источником кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако процентные ставки установлены на значительно более высоком уровне, чем в США, что без государственной поддержки затрудняет развитие сельскохозяйственного кредитования. В 2009 г., например, средневзвешенная ставка по кредитам банков, выдаваемым организациям АПК России, составила 17,6%. Даже с учетом субсидий она была на уровне 8,4%, что более чем в 2 раза выше ставки в США.

Все более важную роль в кредитовании сельского хозяйства США играет Фермерская кредитная система (Farm Credit System, FCS). Ее деятельность также ориентирована в основном на обслуживание крупных фермерских хозяйств. Фермерская кредитная система была основана в 1916 г. в соответствии с положениями Федерального закона о фермерском займе (Federal Farm Loan Act). FCS определяется как предприятие, спонсируемое правительством. Его правовой статус регулируется Законом о фермерском кредите (Farm Credit Act) 1971 г. с последующими поправками.

В структуру FCS входят пять банков. Четыре из них — региональные фермерские кредитные банки (AgFirst, AgriBank, Farm Credit Bank of Texas, US AgBank), пятый — Сельскохозяйственный кредитный банк (US CoBank, ACB), ориентированный на обслуживание кооперативов.
Банки FCS формируют свои средства за счет продажи ценных бумаг (долговых обязательств). Общая стоимость таких ценных бумаг весьма высока. Например, в конце 2009 г. сумма застрахованных долговых обязательств, продаваемых на рыке ценных бумаг и
непосредственно инвесторам, составила 177 млрд долл.

Банки FCS обеспечивают финансовыми средствами и необходимыми услугами фермерские кредитные ассоциации, общее число которых 89. Для удобства управления ассоциации объединены в четыре группы: Ассоциации федерального земельного банка (Federal Land Bank Associations, FLBA), Федеральные земельные кредитные ассоциации (Federal Land Credit Associations, FLCA), Ассоциации производственного кредита (Production Credit Associations, PCA) и Ассоциации сельскохозяйственного кредита (Agricultural Credit Associations, ACA). Все ассоциации предоставляют займы непосредственным получателям кредитов. Управляют ассоциациями советы директоров, которые формируются на выборной основе из получателей кредитов. Получателей кредитов, обладающих правом голоса при выборах в совет директоров ассоциации, 400 тыс. Общее же число кредитополучателей в системе FCS в последние 20 лет было в пределах 0,5—1 млн.

Для обеспечения управленческой и финансовой стабильности, а также устойчивости контактов с государственными органами в рамках FCS функционируют несколько структурных подразделений. Кроме того, в целях обеспечения прозрачности и контроля деятельности FCS со стороны федерального правительства действует Управление сельскохозяйственного кредита (Farm Credit Administration, FCA), возглавляемое советом.

Фермерская кредитная система содействует развитию не только сельскохозяйственной деятельности (в том числе агротуризму, использованию лесных ресурсов) в фермерских хозяйствах. Через нее осуществляется кредитование сбытовых и снабженческих кооперативов, индивидуальных фермеров на покупку жилых домов, а также мероприятий, направленных на развитие сельской инфраструктуры (связи, энергообеспечения, водообеспечения и т.д.). Так, в 2009 г. на FCS приходилось уже 40,1% фермерской задолженности. Эта система стала основным источником кредитования фермерских хозяйств по недвижимому имуществу, то есть долгосрочным кредитам (43,4%).
В 1987 г. под контролем правительства США была создана Страховая корпорация фермерской кредитной системы
(The Farm Credit System Insurance Corporation). Корпорация гарантирует своевременную оплату долговых обязательств инвесторам. Ею управляет совет директоров, члены которого одновременно являются членами совета FCA. Председатель совета избирается членами Страховой корпорации FCA, однако он не имеет права одновременно возглавлять всю систему FCA.

В составе Страховой корпорации функционирует специальный фонд, который аккумулирует страховые премии от системных банков. Кроме управления фондом страховых премий у Страховой корпорации имеются и другие обязанности, в частности оказание финансовой помощи системным банкам и кредитным ассоциациям в случае необходимости.

Для обеспечения взаимодействия членов FCS, а также внесистемных кооперативных организаций с исполнительными и законодательными федеральными и штатными органами власти в 1983 г. был создан Совет по фермерскому кредиту (Farm Credit Council, FCC). В составе Совета — 12 региональных советов по фермерским кредитам и Центральный банк по кредитованию кооперативов (Central Bank for Cooperatives). FCC, с одной стороны, проводник интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в органах власти, с другой, он информирует членов FCS и руководство внесистемных кооперативных организаций об интересующих их аспектах законодательного процесса.

Статус предприятия, спонсируемого правительством, обеспечивает Фермерской кредитной системе ряд льгот. Например, будучи организованной по кооперативному принципу, FCS имеет определенные налоговые преференции. Некоторые организации, входящие в кредитную систему, освобождаются от всех налогов за исключением налога на недвижимость.

Опыт организации и функционирования Фермерской кредитной системы США представляет несомненный интерес для развивающейся отечественной системы кредитования.

В России в начале XX в. действовала широкая сеть сельских кредитных кооперативов. В 1910 г. сельские кредитные кооперативы и связанные с ними земельные банки предоставили сельскохозяйственным товаропроизводителям до 70% всех кредитов. Реформирование сельского хозяйства современной России в 90-е годы прошлого века привело к восстановлению института сельских кредитных кооперативов.
Однако до сих пор российская сельская кредитная кооперация находится на начальной стадии развития. Ориентирована она преимущественно на поддержку малых форм хозяйствования, но и здесь ее участие пока весьма скромное. Так, в 2009 г. доля потребительских кооперативов в финансировании малых форм хозяйствования составила лишь 6,6%. Количество субсидируемых кредитов со стороны сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов составляет около 18 тыс., что на порядок меньше, чем в США. Между тем, данный институт может играть гораздо более существенную роль в кредитовании сельского хозяйства России. Для этого можно было бы использовать опыт американских фермерских кредитных кооперативов, в которых каждый кредитополучатель становится членом ассоциации, внеся свой пай в сумме от 5 до 10% получаемого кредита.

По последним доступным данным на январь 2011 г., в США за товарные (производство и маркетинг продукции) займы под залог сельскохозяйственной продукции урожая 1996 г. и последующих лет установлены процентные ставки в размере 1,3%. Ставки на займы под строительство складских помещений распределялись следующим образом. По всем фермерским хранилищам на 7-летний срок они были установлены в размере 2,5%, на десятилетний срок — 3,125 и на 12-летний срок — 3,375%. Под сахарные хранилища установлена отдельная процентная ставка, величина которой независимо от временного фактора составила 3,75%.

Следует отметить, что в случае низких рыночных цен фермеры не везут пшеницу на продажу, а хранят ее в хозяйствах и, тем не менее, получают кредиты у ССС под залог этой же продукции. По условиям контракта фермеры обязаны хранить продукцию у себя до тех пор, пока рыночная цена не поднимется выше уровня займа, устанавливаемого Конгрессом США. При повышении рыночных цен фермеры реализуют хранимую продукцию и возвращают заем с процентами ССС. При необходимости фермер может вернуть кредитной корпорации займ натурой.
Такой механизм государственного кредитования обеспечивает американских фермеров денежными средствами, необходимыми для производственной деятельности, не допускает падения цен ниже установленного Конгрессом США уровня займа и в значительной степени поддерживает конкурентоспособность и доходность хозяйств.

Кроме кредитования непосредственно сельскохозяйственного производства МСХ США большое внимание уделяет кредитованию мероприятий, направленных на развитие сельской местности. Главная цель такого кредитования — улучшить качество жизни сельского населения и тем самым замедлить его отток в урбанизированные зоны. В МСХ США есть специальный блок по сельскому развитию. В его состав входят Служба бизнеса и кооперативов в сельской местности (Rural Business Cooperative Service, RBCS), Служба жилищного строительства в сельской местности (Rural Housing Service, RHS) и Служба коммунальных услуг в сельской местности (Rural Utilities Service, RUS).

Служба RBCS оказывает помощь местным органам власти и частным компаниям в получении кредитов на строительство новых промышленных предприятий, цехов и реконструкцию существующих предприятий, с тем чтобы создать и сохранить рабочие места для сельского населения, улучшить экономический климат и экологическую ситуацию в сельской местности. Выделяют также прямые (главным образом беспроцентные) кредиты на создание промышленных объектов государственным и частным предприятиям, которые не могут получить займ из других источников. Такого рода кредиты доступны для населенных пунктов сельской местности, имеющих не более 50 тыс. жителей.

Служба RHS предоставляет кредиты, кредитные гарантии и безвозмездные дотации на строительство, реконструкцию и ремонт жилых домов для сельского населения со средними, низкими и очень низкими доходами. Обычно этим правом обладают инвалиды и люди 62 лет и старше.
Принятые Конгрессом США государственные программы по обеспечению сельского населения с низкими доходами жильем рассчитаны на то, чтобы облегчить доступ к получению кредитов и обеспечить людей приличными индивидуальными домами или отдельными квартирами со всеми современными удобствами, отвечающими установленным санитарным нормам. Имеется также программа кредитования строительства многоквартирных жилых домов, предназначенных для сдачи в аренду, и кооперативных домов для крайне необеспеченных отдельных лиц и семей (со средним годовым доходом 7300 долл. и ниже). Такого рода кредиты предоставляются в размере 100% сметной стоимости домов, сроком на 30 лет.

Для строительства частных индивидуальных домов семьям с низкими и средними доходами предоставляются прямые кредиты на 33—38 лет в зависимости от дохода с фиксированной процентной ставкой, с субсидированием процентной банковской ставки, не превышающей 1%.
Сельские жители со средним доходом могут получить гарантии МСХ США на получение кредита от частных банков без залога имущества сроком на 30 лет. Семьи с низкими и очень низкими доходами имеют возможность получить льготный кредит от МСХ США при условии, что они будут строить свои дома на 65% собственными силами.

В 1996 г. по инициативе Президента США Б. Клинтона была принята программа «Национальное партнерство по домовладению», направленная на максимальное обеспечение американцев собственными жилыми домами. По этой программе МСХ США в партнерстве с правительствами штатов, местными органами власти и частным бизнесом приняло участие в субсидировании строительства частных жилых домов для американских семей, в первую очередь для матерей-одиночек.

Служба RUS реализует государственные программы для миллионов американцев, проживающих в сельской местности. Она содействует осуществлению проектов по оказанию технической помощи, формирует в сельской местности инженерную инфраструктуру, обеспечивающую промышленный бизнес, кооперативы и домашние хозяйства. Например, RUS предоставляет кредиты и гарантии для получения займов в частных банках на развитие электроснабжения. Займы предоставляются некоммерческим и кооперативным ассоциациям на строительство электрораспределительных и передаточных систем. Особое внимание уделяется строительству канализационных и очистных сооружений в сельских населенных пунктах и городах с населением менее 10 тыс., а также обеспечению населения качественной питьевой водой и строительству водопроводов.

Деятельность службы RUS в значительной степени социально ориентирована. Субсидируется оплата коммунальных услуг сельским жителям с низкими доходами, чтобы малообеспеченные сельские семьи платили зажилищ-но-коммунальные услуги не более 30% семейного дохода. Разницу между полной стоимостью и 30% стоимости жилья доплачивает МСХ США.

Таким образом, следует констатировать, что в США сложилась гибкая и весьма эффективная система кредитования сельскохозяйственного производства и сельского развития. В фермерских хозяйствах в последнее десятилетие совокупная стоимость активов росла быстрее объема задолженности, что указывает на эффективность кредитной системы.

Льготное кредитование мероприятий по развитию сельской местности позволило создать многочисленные дополнительные рабочие места, на которых трудятся фермеры, члены их семей и другие сельские жители. Это дало возможность обеспечить работой заметную часть сельского населения США, предупредило излишний отток рабочей силы в города и обеспечило фермерские домашние хозяйства высокими доходами. Сегодня львиную долю доходов американские фермерские семьи получают от несельскохозяйственной деятельности. Уровень этих доходов в последние годы превосходит уровень доходов в городских домашних хозяйствах на 15-30%.

Источник: АПК: Экономика, Управление, №03, 2011.