Приведены данные социологического исследования перспектив малого агробизнеса. Обоснована необходимость развития сельской кредитной кооперации, способной обеспечить сельчанам доступные кредиты на создание новых рабочих мест в целях повышения доходов жителей сельских поселений.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших направлений экономического развития России. Опыт ряда развитых государств, а также стран с переходной экономикой показывает, что повышение доступности кредитования малого предпринимательства и агробизнеса, удовлетворение финансовых потребностей домохозяйств, развитие в сельской местности несельскохозяйственных видов деятельности как альтернативы занятости в сельской местности возможны лишь посредством формирования системы кредитования.

Перед сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами в настоящее время стоят как экономические задачи, связанные с расширением аграрного производства, так и социальные, направленные на повышение жизненного уровня населения в сельской местности, в том числе на диверсификацию видов деятельности, особенно там, где отсутствует потенциал для ведения эффективного сельскохозяйственного производства.

Развитие малого предпринимательства позволит решить многие актуальные для сельских территорий проблемы. В частности, эффективный бизнес повлияет на уровень доходов населения, увеличит количество рабочих мест, снизит уровень безработицы, отток сельского населения в города, что в целом может способствовать сохранению ареалов проживания сельских жителей.

Возможности развития альтернативного малого бизнеса на сельских территориях изучались по запросу Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области на примере 9 сельских районов. В итоге выявлены реальные потребности населения районов с традиционной сельскохозяйственной ориентацией малого бизнеса. В процессе социологического исследования, проведенного ООО «БРЭЙН», были опрошены 860 человек, представители различных половозрастных, социальных, профессиональных групп, что составило 0,17% от общего числа жителей выбранных районов.

В целом респонденты считают, что малый бизнес при определенных условиях может быть эффективным и выгодным направлением деятельности. Естественно, что чем более благоприятны для его развития условия в районе, чем более развиты системы поддержки малого бизнеса, в том числе финансовая, тем больше в нем сторонников предпринимательства.

Социологические опросы населения показывают весьма неоднозначное отношение сельских жителей к малому бизнесу. Хотя большинство опрошенных считают необходимым развитие в селе малого предпринимательства, все же 23% оценивают его как бесперспективный вид деятельности. Это связано, прежде всего, с недостаточной информированностью сельчан, отсутствием их готовности к смене сферы приложения труда, определенной инертностью и традициями.

Наиболее перспективными видами для развития малого предпринимательства сельские жители называют: торговлю продуктами питания (около 94% опрошенных), общественное питание (76%), торговлю различными видами товаров (от 12% до 45%), информационные и консалтинговые услуги (35%), пищевую промышленность (29%), сельское хозяйство (13%).

Очевидно, что респонденты называют в качестве «перспективных», по их мнению, те виды деятельности, которые наиболее доходны, не учитывая того факта, что конкуренция в этих направлениях предпринимательства настолько высока, что дальнейшее распространение таких форм малого и среднего предпринимательства маловероятно.

В то же время переработка сельскохозяйственной продукции занимает одно из последних мест в рейтинге предпочтений сельских жителей, несмотря на ее необходимость именно в местах, приближенных к источникам сырья.

Самые главные проблемы, которые отметили почти 90% опрошенных — отсутствие начального капитала, неразвитость инфраструктуры районов (41%), отсутствие кадровых ресурсов (32%), высокие ставки налоговых платежей (30%), недостаточная поддержка местных органов администрации (14%). В этих условиях роль кредитно-денежной, бюджетно-налоговой и социальной политики государства в диверсификации аграрной экономики, усилении государственной поддержки в целях стимулирования создания малых форм хозяйствования на селе весьма велика.

Наличие или отсутствие финансовых ресурсов — фактор, оказывающий едва ли не решающее влияние на развитие малого бизнеса. Для новых его организаций на первый план выходит проблема начального капитала, а для действующих предпринимателей — наиболее важны механизмы привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств предприятия. Поэтому финансовая проблема для большинства опрошенных оказалась самой сложноразрешимой и является главной среди сдерживающих развитие малого бизнеса.

Решение финансовой проблемы затрудняется недостаточным количеством банковских и кредитных организаций на территории сельскохозяйственных районов. Там же, где число таких организаций в целом достаточно, отмечается традиционная ориентированность банковских программ на сельское хозяйство. На территории ряда районов действуют даже программы микрофинансирования, которые могут потенциально стать решением финансовой проблемы для малого бизнеса. Однако они предусматривают в основном кредитование сельскохозяйственных предприятий, а новый бизнес, таким образом, оказывается лишенным возможности получения средств. Кроме того, он не имеет ликвидного залога, гаратиру-ющего возвратность кредита.

Между тем развитие бизнеса за счет привлечения ресурсов кредитных организаций — это мировая практика. Очевидно, что при довольно низком уровне доходов населения рост малого предпринимательства за счет собственных средств сельчан невозможен.

Исследования финансовых ресурсов малого предпринимательства в сельскохозяйственных районах подтверждают некоторую безынициативность самих предпринимателей в поиске средств. Скорее всего они не знают о возможности решения финансовых проблем такими новыми для них способами, как лизинг оборудования, субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам, получение поручительства муниципалитетов и т. п., или не имеют в этом опыта, используют только проверенные и устоявшиеся формы финансовой поддержки, не стремятся предлагать новые, подходящие для всех сторон, готовых участвовать в развитии малого предприятия.

В этих условиях очевидна необходимость развития в стране сельскохозяйственной кредитной кооперации как института, предоставляющего доступные и дешевые кредиты. Преимущества кредитных кооперативов заключаются в некоммерческом характере деятельности, снижении риска невозврата займов, возможности выступать посредниками при проведении финансовых операций, связанных с областным и федеральным бюджетами.

Создание системы кредитных институтов в России при переходе к рыночным отношениям в отличие от мирового опыта осуществлялось не «снизу», а «сверху», став одним из способов государственной поддержки. В подавляющем большинстве случаев кредитные кооперативы формировава-лись по инициативе своих членов и путем аккумулирования их же средств. В тех странах, где инициатором создания таких кооперативов было государство, в дальнейшем они полностью отделялись от его структур и лишались государственной финансовой поддержки.

В процессе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Ростовской области в течение 2006 г. банками, кредитными кооперативами крестьянским (фермерским) хозяйствам и хозяйствам населения было выдано около 8 тыс. кредитов на общую сумму свыше 1,5 млрд руб., из них хозяйствам населения (почти 7 тыс.) — на 919 млн; крестьянским (фермерским) хозяйствам (660) — на 600 млн руб.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы выдали ссуды на 154 млн руб. При этом из 75,1 млн руб., выделенных на выплату крестьянским (фермерским) хозяйствам и хозяйствам населения федеральных субсидий, перечислено только 31,9 млн руб. (42%). Недорасходование средств, как показали исследования, связано, в первую очередь, с предоставлением неполных и неверно оформленных документов, а также с нецелевым использованием кредитов.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в 2006 г. получили лишь 29 кредитов в банках на сумму 154 млн руб.

Банковские организации крайне неохотно идут на кредитование кооперативов, из-за чего последние вынуждены использовать средства населения, выдавать займы под ставку 30%, что для крестьян достаточно сложно.

В современных экономических условиях при объективной потребности аграрного сектора страны в финансовых ресурсах и нежелании банковских структур кредитовать малый агробизнес в качестве эффективного института кредитования мелких и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей могут выступать сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы. Через эту же систему, как наиболее приближенную к сельской местности, создается возможность кредитовать альтернативные формы малого и среднего бизнеса на селе.

Литература:

  1. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» — ориентир государственного влияния на развитие сельскохозяйственного производства. Информационно-аналитические материалы. — Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2007.
  2. Региональные аспекты развития агропромышленного комплекса в Южном федеральном округе (опыт, проблемы и перспективы реализации национального проекта). Сборник материалов международной научно-практической конференции. Выпуск первый. — Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2007.

Усенко Людмила Николаевна, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Всероссийского НИИ экономики и нормативов Россельхозакадемии, проректор Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», тел. (863-2) 61-38-22 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

По материалам доклада на Никоновских чтениях-2007 «Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий».