РОЛЬ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ В РАЗВИТИИ ВСЕХ ФОРМ КООПЕРАЦИИ

Кредитные кооперативы, являясь некоммерческими организациями, в своей деятельности ориентируются не на получение прибыли, а на обеспечение доступа к кредитным ресурсам, прежде всего малым предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и хозяйствам населения. Кроме того, потребительским кооперативам принадлежит важная роль в решении социальных проблем, связанных с улучшением жизненного уровня сельских жителей.

 

Кредитные кооперативы являются по существу основой развития всех форм кооперации на селе. Поэтому вполне оправданным является приоритетное формирование системы кредитной кооперации в Волгоградской, Белгородской, Саратовской, Ростовской и некоторых других регионах России. При этом под системой подразумевается многоуровневая организационно экономическая структура взаимосвязанных локальных, региональных и федеральных звеньев.

 

Основными задачами кредитных кооперативов на низовом (локальном) уровне являются: расширение числа членов кооператива; выдача займов своим членам; привлечение в кооператив заемных средств.

На региональном уровне кредитные формирования (союзы, региональные кооперативы, ассоциации и т.п.) берут на себя задачи, которые не могут быть решены первичными кооперативами. Так, в функции региональных структур входит: привлечение в систему заемных средств и предоставление их первичным кооперативам; создание региональных резервного и стабилизационного фондов; защита интересов кооперативов, оказание им методической помощи в области права, налогообложения; повышение квалификации работников кредитных кооперативов; представление их интересов в федеральных структурах системы кредитной кооперации и т.д.

В Поволжье сельская кредитная кооперация наибольшее распространение получила в Волгоградской области, где создана ее двухуровневая система. Первый уровень составляют районные кооперативы, функционирующие во всех 33 районах области. Происходит их постоянное расширение за счет новых членов, увеличиваются объемы кредитных ресурсов и выдаваемых займов. Второй уровень представляет областной кооператив «Содружество», учредителями которого стали районные сельскохозяйственные кредитные кооперативы.

Ключевым звеном национальной кредитно-финансовой системы обслуживания АПК в соответствии с нацпроектом «Развитие АПК» определен ОАО «Россельхозбанк». Он должен обеспечить широкую доступность к кредитным ресурсам сельскохозяйственных товаропроизводителей, разработать принципы организации и функционирования потребительских кооперативов, методологию земельно-ипотечного кредитования, а также внести предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, в том числе поправки в федеральные законы «О сельскохозяйственной кооперации», «Об ипотеке» в Налоговый кодекс.

За счет выделенных бюджетных средств (3,7 млрд руб. - в 2006 г. и 5,7 млрд руб. в 2007 г.) ОАО «Россельхозбанк» предоставляет кредиты создаваемым и действующим кооперативам, оказывает им информационную и методическую поддержку. Кроме того, предусмотрено участие ОАО «Россельхозбанк» в кредитных кооперативах в качестве ассоциированного члена. Наиболее массовым в рамках проекта является кредитование ЛПХ. На эти цели в 2006 г. выделено 3 млрд руб. При среднем кредите в размере 100 тыс. руб. это составляет 30 тыс. кредитов, т.е. в среднем на регион - 400 кредитов.

До 2006 г. малый агробизнес не получал государственной поддержки на субсидирование процентных ставок по кредитам, вследствие чего К(Ф)Х и ЛПХ практически не пользовались кредитами. Нацпроект «Развитие АПК», как уже отмечалось, предусматривает 100%-е субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым малым формам хозяйствования. При этом 95% ставки субсидируется из федерального бюджета, а 5% - из бюджета субъекта РФ, в котором расположено хозяйство.

Реализация нацпроекта послужила мощным импульсом в развитии кооперативного движения во многих регионах. В Белгородской области, например, разработаны «Методические рекомендации по созданию сельскохозяйственных кредитных кооперативов граждан для участия в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК» в части кредитования малых форм хозяйствования на селе». Они направлены на реорганизацию действующих кредитных кооперативов граждан (КПКГ), в сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК). Необходимость этой реорганизации заключается в том, что КПКГ не являются чисто сельскохозяйственными и не могут пользоваться льготами, предусмотренными нацпроектом. Новые кооперативы (СКПК) должны создаваться при условии, что не менее 80% их членов являются сельхозтоваропроизводителями, т.е. гражданами, ведущими ЛПХ и К(Ф)Х.

В 2006 г. в Белгородской области было организовано 4 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива, из которых реально функционирует пока один - СКПК «Чернявский». Его пайщиками являются 184 физических лица. Приоритетность физическим лицам была отдана в соответствии с условиями договора займа с ОАО «Россельхозбанк».

При получении займа в ОАО «Россельхозбанк» кредитный кооператив испытал следующие трудности и проблемы:

Для этапа становления сельскохозяйственных кредитных кооперативов серьезной проблемой является незначительная доля кредитных ресурсов и капитала в целом, сформированных за счет собственных средств. Это ограничивает выход кооперативов на рынок кредитования малых и средних предприятий, не говоря уже о крупнотоварном производстве. Относительно невысокие доходы селян не способствуют увеличению паевого фонда и собственного капитала кредитного кооператива.

В рамках нацпроекта во всех субъектах Российской Федерации должны быть приняты программы по развитию потребительской кооперации, в том числе и кредитной. Однако при реализации ПНП «Развитие АПК» не в полной мере учтены интересы СКПК и ОАО «Россельхозбанк».

Во-первых, по своей сути эти структуры являются конкурентами на рынке кредитных ресурсов и пока государство будет инвестировать средства (в различных формах) в ОАО «Россельхозбанк» сельские кредитные кооперативы не получат широкого распространения.

Во-вторых, государство не предусмотрело прямой поддержки кредитных кооперативов в форме организации залогового фонда, субъекты Российской Федерации не имеют возможности создания залоговых фондов, а муниципальные образования в соответствии с бюджетным кодексом РФ не обладают такими полномочиями. Отсутствие субфедеральных гарантий и залоговых фондов со стороны государства, в конечном счете, не способствует развитию кооперативного движения.

В-третьих, как показывает практика, кооперативное движение получает большее распространение в регионах с низкой заработной платой. В связи с этим сельские жители вынуждены прибегать к использованию недорогих, простых в оформлении и получении кредитных ресурсов.

В-четвертых, недостаточная залоговая база, отсутствие залогового фонда на начальных этапах развития кредитной кооперации тормозят и даже приостанавливают ее развитие.

Безусловно, на первой стадии реализации нацпроекта сохраняется еще много других проблем, решение которых требует совершенствования нормативно-правовой базы, принятия кардинальных мер по повышению уровня жизни сельского населения, создания эффективной системы подготовки кадров для работы в кооперативных структурах, формирования на всех уровнях - от районного до национального, развитой системы сельскохозяйственной кооперации. Формирование такой системы требует также преодоления инертности сельского населения, наличия инициативных лидеров, обладающих соответствующими знаниями. Кроме того, нужна исходная материальная база и необходимые ресурсы.

Источник: Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики, №4, 2009