Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Описываемое понятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере.

Между понятием «гражданское общество» и однопорядковым ему понятием «общество» есть не только очевидная взаимосвязь, но и весьма существенные различия. Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития зрелости, при определенных условиях. В этом плане за прилагательным «гражданское», несмотря на некоторую его неопределенность, стоит вполне конкретное и весьма емкое содержание. Категория гражданского общества отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод. Поэтому гражданскому обществу противостоит не просто «не гражданское» общество, т.е.. общество, не обладающее качествами гражданского, а общество насилия подавления личности, государственного тотального контроля за общественной и личной жизнью его членов.

Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.

В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Прежде всего, это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей. В то же время в России только начинает формироваться гражданская культура населения. Общественному воздействию на государство препятствует российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.

Переход к рыночной экономике сопровождается значительным имущественным расслоением общества, возрастанием социальных, в том числе межнациональных, конфликтов. Эти негативные явления становятся тормозом в становлении гражданского общества. В современных условиях на первый план выступают проблемы социальной защищенности населения и реализации принципов социальной справедливости. Во главу угла политики государства необходимо поставить такие принципы, как. гуманизм, демократия, свобода личности, равенство возможностей. Только таким образом можно обеспечить движение нашей страны к гражданскому обществу. Практика формирования гражданского общества в других странах дает четкие ориентиры такого движения:

На данном этапе развития, взаимоотношения гражданского общества и государства в реальности сложились так, что первенствует государство, в руках которого сосредоточена политическая власть. Но, вместе с тем, следует отметить, что реализацию приоритетных задач и направлений государство связывает в первую очередь со сформировавшимся и имеющим жизненную позицию гражданским обществом. Государство в цивилизованном мире должно обеспечивать гражданам политические права на законодательном уровне, а гражданское общество в свою очередь взять на себя выполнение личных и социальных прав и свобод через развитие институтов гражданского общества.

Таким образом, развитие гражданского общества не возможно без развития отдельных его институтов, таких как различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, органов государственной власти, органов муниципальной власти, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских, спортивных обществ, общественно-политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы вочвсех сферах жизни общества. Развитие института потребительской кооперации возможно только во взаимодействии с другими элементами гражданского общества.

О том, что экономической и юридической основой гражданского общества является частная собственность, говорили такие классики, как Гегель, Д.Локк, А.Смит, Ж.-Ж.Руссо. На самом деле - это ошибочное мнение, так как история потребительской кооперации показывает, что основой гражданского общества является не только частная форма собственности, а различные формы собственности, в частности, такие как потребительские общества. Поэтому основой гражданского общества является плюрализм в выборе форм собственности, который проявляется в свободной конкуренции предпринимателей и кооператоров. Именно рыночные отношения составляют экономическую основу гражданского общества, стимулируя развитие инициативности и предпринимательства граждан. В соответствии с этим за каждым членом общества признается право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Потребительская кооперация является важнейшим институтом гражданского общества. Задачи, которые ставит перед собой потребительская кооперация, направлены в первую очередь не на извлечение прибыли, а на защиту социальных и экономических интересов своих пайщиков. Потребительские общества входят в социальную сферу гражданского общества и создаются для реализации социально-экономических прав и интересов граждан.

В советскую эпоху большая часть ученых отводила кооперации роль обслуживания интересов государства, где работа государственного аппарата является нецелесообразной или затруднительной. Государство рассматривало кооперацию как:

Сейчас все больше внимание уделяется институтам демократического общества, которые смогут сплотить народ и общество, что может способствовать выходу из рецессии, улучшению социального обеспечения граждан России. Институт потребительской кооперации существует около 200 лет и прошел проверку временем.

С учетом нынешней экономической и социальной ситуации, а также потребностей хозяйства и населения можно отметить, что современный институт гражданского общества, такой как потребительская кооперация имеет различные формы организации. представляя собой различные виды производственных кооперативов и кооперативных объединений. развивающиеся в различных сферах хозяйства, но особое значение они имеют:

Современный институт потребительской кооперации имеет не только перечисленные выше формы организации, но и серьезные объединения в виде Центросоюза и других организаций, которые смогут сыграть роль объединяющего звена, руководящей инстанции для осуществления социальных задач, таких как:

  1. Борьба с безработицей (путем создания дополнительных рабочих мест).
  2. Осуществление обмена товарами между городом и деревней, между разными районами.
  3. Открытие бесплатных чайных, библиотек, заготовительных пунктов.
  4. Повышение уровня правовой и общей культуры сельских граждан.

Предпосылками развития современной потребительской кооперация являются:

1)    во-первых, проверенные историческим опытом и временем кооперативные принципы и ценности;
2)    во-вторых, наличие совокупности личных, экономических, социальных и других потребностей членов-пайщиков в товарах и услугах, а также обслуживания экономических интересов объединившихся товаропроизводителей и достижения определенных выгод для ее участников;
3)    в-третьих, возможность реализации социальной миссии за счет ресурсов кооперативного предпринимательства.

Создание условий для решения социально-бытовых проблем и снижения социальной напряженности в обществе за счет развития как традиционных для нее отраслей (торговля, заготовки, переработка сельхозпродукции, бытовые услуги, кооперативная промышленность, подсобные хозяйства), так диверсифицированных видов деятельности (освоение новых производств, изменение организационных форм, расширение зон обслуживания, использование рыночных методов инвестиционной деятельности и др.) послужит социальной миссией института потребительской кооперации в России.

Выполнение перечисленных выше задач в итоге отразится на консолидации Российского общества в условиях финансово-экономического кризиса, что является одной из форм его преодоления.

Сейчас много говорят про общественные палаты, органы местного самоуправления и т.д., а такой проверенный институт гражданского общества как потребительская кооперация остался мало исследуемым с точки зрения теории и истории. Действующее законодательство о потребительской кооперации не отвечает реалиям сегодняшнего дня и поэтому нуждается в модернизации. Данные модернизационные процессы должны касаться не только государственных структур, но и гражданского общества, в том числе и потребительской кооперации, поскольку Центросоюз оказывает поддержку многим кооперативным магазинам в ущерб себе, так как их закрытие приведет к разорению большого числа деревень и сел. В агропромышленном комплексе России за последние годы произошли существенные изменения, связанные с реформированием отношений собственности и реорганизацией сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, заменой планово-распределительной системы на рыночную. Однако эти преобразования привели к противоречивым результатам, недоучету всех социально-экономических последствий выбранной аграрной стратегии. Среди причин, породивших такую ситуацию, следует назвать то, что большинство предприятий различных организационно-экономических форм оказались неготовыми к новым условиям хозяйствования, сложился дисбаланс между производством сельскохозяйственного сырья и каналами сбыта готовой продукции. Кроме того, отрицательно повлияло ослабление роли государства в регулировании экономических отношений между товаропроизводителями и потребителями сельскохозяйственной продукции. В результате подавляющее большинство сельхозпредприятий оказалось убыточным, что привело к ухудшению качества обеспечения населения продовольствием и обострению многих социально-экономических проблем.

В этой связи значение и роль социальной миссии потребительской кооперации в условиях кризиса возрастает. Важное значение имеет разработка современного кооперативного законодательства, учитывающего интересы как институтов гражданского общества так и государства в лице органов государственной власти, регламентирующее их соотношение, основанное на принципах конституционного партнерства между государством и обществом - идеалах демократии, формального равенства и взаимоответственности. Это обусловлено также тем, что на сегодняшний день существует масса проблем нормативного регулирования института потребительской кооперации. На современном этапе в потребительской кооперации назрела необходимость в анализе и обобщении опыта ее работы в условиях рыночной экономики, и выработке практических рекомендаций по развитию потребительских кооперативов.

В этой связи актуальной проблемой является цивилизованное, соответствующее потребностям руководителей и пайщиков кооперативов, правовое регулирование деятельности потребительской кооперации в первую очередь, как института гражданского общества. Разрешение этих проблем возможно через развитие потребительской кооперации в направлении создания таких конструктивных элементов, как:

Таким образом, на сегодняшний день гражданское общество, как и правовое государство в России находятся еще на начальной ступени формирования. Глобальные экономические реформы последних лет и их последствия отразились на всех институтах гражданского общества, в том числе и на потребительской кооперации. Потребительская кооперация социально и экономически ориентирована на поддержку самых обездоленных людей российских сел, а таких в нашей стране, по последним социологическим исследованиям, более 50% от общего числа населения. В этом и заключается ее немаловажная роль в построении гражданского общества в России.

Источник: Фундаментальные и прикладные исследования, №3, 2010.