Государство поддерживает и стимулирует сельскохозяйственных товаропроизводителей, их организации, в том числе кооперативные.
Существует несколько ключевых направлений государственной политики стимулирования и поддержки кооперативов: целевое выделение бюджетных средств, научное, кадровое, информационное обеспечение. Средства выделяются как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Внимание государства к мелкотоварному сектору имеет серьезные основания, так как здесь производится более половины валовой продукции сельского хозяйства, и в этой хозяйственной деятельности участвует более 30 млн граждан.

Сельскохозяйственные производственные и потребительские кооперативы подпадают под действие Федерального закона от 24 июля
2007    г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 2 февраля 2009 г.), если они соответствуют следующим показателям:

1)    суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в их паевом фонде не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2)    средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства;
а)    от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б)    до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек включительно;
3)    выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия — 60 млн. руб., малые предприятия — 400 млн. руб., средние предприятия — 1000 млн. руб. Указанное Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

При этом с 1 января 2010 г. предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов будут устанавливаться Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Принятием Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» обеспечивается сопоставимость российского законодательства в соответствующей сфере общественных отношений и законодательства стран Евросоюза (в частности, в законе учтены Рекомендации Европейской Комиссии 0т 6 мая 2003 г. для определения микропредприятий, малых и средних предприятий 2003-361-ЕС: малые предприятия — до 100 чел. занятых, в том числе микропредприятия — не более 15 чел. занятых; средние — от 101 до 250 чел.). В законе установлена уведомительная процедура подтверждения соответствия субъекта малого предпринимательства статусу микро-, малого, среднего предприятия.

Важно отметить, что Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к системе государственной поддержки их деятельности и открытость ее процедур. При этом предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа от предоставления господдержки.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может быть четырех видов: 1) финансовая поддержка: компенсация расходов, в том числе по договорам оказания услуг, предоставление субсидий, субвенций и др.; 2) имущественная поддержка: финансирование создания, эксплуатации и содержания некоммерческих организаций инфраструктуры; 3) информационная поддержка: создание, содержание информационных систем и сетей, информационное обеспечение на основе государственных информационных ресурсов; 4) поддержка внешнеэкономической деятельности. При этом прописана ответственность публичных органов за реализацию государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства. Важно и то, что закон устанавливает право общественных объединений предпринимателей на участие в деятельности советов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства: при этом представители указанных объединений должны составлять не менее 2/3 численности Совета.

Ответственным за реализацию политики поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ является Минэкономразвития России, с 2005 г. это министерство оказывает разностороннюю поддержку субъектам малого предпринимательства.

Поддержка сельскохозяйственных кооперативов осуществляется также профильным министерством — Министерством сельского хозяйства РФ. Благодаря приоритетному национальному проекту «Развитие АПК», который стартовал в 2005 г., удалось обеспечить рост сельскохозяйственного производства, прежде всего животноводства, и добиться первых сдвигов в развитии социальной сферы села. В Нацпроекте было предусмотрено среди прочих мер стимулирование сельскохозяйственной кооперации, других малых форм хозяйствования (фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств и др.). При этом наряду с сельскохозяйственными кооперативами в реализацию проекта было решено вовлекать организации потребительской кооперации системы Центросоюза (потребительские общества и их союзы).
Нацпроект стал фундаментом для принятия Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее — Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»).

Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в ст. 7 устанавливает основные направления поддержки государством производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий:

1)    обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
2)    развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
3)    развитие племенного животноводства;
4)    развитие элитного семеноводства;
5)    обеспечение производства продукции животноводства;
6)    обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;
7)    обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;
8)    обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;
9)    обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;
10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;
11)    информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Как устанавливает указанная статья Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», финансирование всех перечисленных
мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При этом Правительство РФ вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. Средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.

Статья 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» предусматривает разработку и утверждение Правительством РФ на пятилетний период государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия — это документ, который должен определять цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.

На основании этого постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы.

Для обеспечения реализации Госпрограммы Минсельхозом России заключены пятилетние Соглашения со всеми субъектами Российской Федерации, с отраслевыми союзами и ассоциациями сельхозтоваропроизводителей, «Россельхозбанком», «Росагролизингом» и Россельхозакадемией. Осуществлен ряд других организационных мер, в том числе сформирован сводный план реализации программы, организован сквозной мониторинг ее мероприятий, создан Совет по экспертному сопровождению. Были приняты десятки постановлений Правительства Российской Федерации и приказов Министерства.

Вопросы господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, их кооперативов решаются также другими федеральными целевыми программами: «Социальное развитие села до 2010 года» (утв. постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858, с последующими изменениями), «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 годы и на период до 2012 года» (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 99, с последующими изменениями) и др.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» государством обеспечиваются поддержка формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах.

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов (займов), полученных в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в размере двух третей и (или) не менее чем 95%, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более их фактических затрат. Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату указанных процентов распространяется на кредиты (займы), оформленные в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных потребительских кооперативах до 1 января 2013 г., конкретные условия и сроки предоставления указанных субсидий, Управления их использования и другие параметры устанавливаются Правительством РФ.

В частности, постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» определены правила распределения и предоставления указанных субсидий.

В развитие норм Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» рядом постановлений Правительства были утверждены правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в 2009—2011 гг. субсидий на поддержку отдельных направлений развития сельского хозяйства, сельскохозяйственных товаропроизводителей, их организаций, в том числе сельскохозяйственных кооперативов: постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 949 — на поддержку комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов; постановлением от 31 декабря 2008 г. № 1084 — на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства; постановлением от 31 декабря 2008 г. № 1091 — на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений; постановлением от 31 декабря 2008 г. № 1096 — на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов РФ (в целях реализации этого постановления Минсельхоз России издал приказ от 20 января 2009 г. № 21, которым утвердил Положение о порядке отбора программ и формы документов); постановлением от 31 января 2009 г. № 79 — на поддержку племенного животноводства; постановлением от 31 января 2009 г. № 80 — на поддержку отдельных отраслей растениеводства; постановлением от 4 февраля 2009 г. № 90 (в ред. постановлений Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. № 348 и от 8 мая 2009 г. № 406) — на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. №140 в развитие указанного постановления были выделены дополнительные средства федерального бюджета на предоставление субсидий); постановлением от 24 февраля 2009 г. № 145 — на поддержку консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям; постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 135 была утверждена Методика распределения субвенций бюджетам субъектов РФ на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов и т.д.

Нормы Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и нормы региональных законов в развитие указанного Федерального закона неоднократно применялись судами всех уровней. В частности, Верховный Суд РФ в Определении от 21 января 2009 г. рассмотрел заявление прокурора Приморского края о признании недействующей ст. 22 Закона Приморского края от 30 мая 2007 г. № 78-КЗ «О развитии сельского хозяйства в Приморском крае». Прокурор полагал, что данная норма не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации. Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей исчерпывающий перечень бюджетных ассигнований, не предусмотрен такой вид ассигнований, как компенсация ущерба, причиненного вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. Был указан и ряд иных правовых оснований заявления.

Суд отказал прокурору в удовлетворении заявленного требования, указав, в частности, следующее.

Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В частности, частью 1 ст. 5 названного Федерального закона определено, что государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Статьей 6 приведенного Федерального закона установлены меры по реализации государственной аграрной политики, перечень которых не является закрытым. Согласно п. 9 указанной статьи для реализации государственной аграрной политики могут применяться и другие, не перечисленные в статье меры. Название ст. 7 того же Федерального закона «Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства» указывает, что в ней приведен не полный, а основной перечень направлений, и это не исключает возможное установления иных, не противоречащих федеральному закону, направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

В развитие этого требования, по мнению суда, и принято оспариваемое положение. Со ссылкой на ст. 85 и 31 Бюджетного кодекса РФ суд подтвердил, что Приморский край как субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять расходы по осуществлению своих полномочий в зависимости и в пределах доходной части краевого бюджета и определять, в том числе, перечень мероприятий, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства на территории края.

Ежегодно законами о бюджете РФ и законами о бюджете субъектов РФ на очередной финансовый год предусматриваются направления и суммы государственных расходов на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на сельскохозяйственные кооперативы.

В качестве меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей следует рассматривать и особые правила их финансового оздоровления, установленные Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (ред. от 23 июля 2008 г.), и особые процедуры банкротства, предусмотренные ст. 177—179 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 19 июля 2009 г.).

Другой мерой государственного стимулирования сельскохозяйственных кооперативов является установление единого сельскохозяйственного налога гл. 26.1 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ

Налоговый кодекс РФ устанавливает для целей налогообложения понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, условия применения и расчета единого сельскохозяйственного налога.

Развитие правовых норм, направленных на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей и их кооперативов, является одной из приоритетных задач Минсельхоза России. При Министерстве был создан совещательный орган, обеспечивающий практическое взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ для выработки предложений по основным направлениям государственной экономической политики развития малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и в целях содействия их реализации (см. Приказ Минсельхоза России от 26 февраля 2004 г. № 122 «О Совете по малому предпринимательству при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации»).

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации разработало и направило в регионы ряд методических документов по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации. Это: Концепция развития сельской кредитной кооперации (утверждена 23 марта 2006 г.), Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов (утверждена 29 марта 2006 г.), Методика составления региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов (утверждена 28 апреля 2006 г.), Методика составления региональных и муниципальных программ развития сельской кредитной кооперации (утверждена 14 апреля 2006 г.), Методические рекомендации по учету сельскохозяйственной продукции в заготовительных и снабженческо-сбытовых структурах в АПК (утверждены 19 мая 2006 г.), Методические Рекомендации по ведению бухгалтерского учета в сельских кредитных кооперативах (утверждены 19 мая 2006 г.), Методические рекомендации по порядку ведения государственного реестра саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (утверждены 26 апреля 2007 г.) и др.

На основании методик, подготовленных Минсельхозом России регионы разрабатывают и представляют ему на заключение проекты региональных программ (подпрограмм) развития сельскохозяйственных кооперативов.

Частая причина отказа банков в предоставлении кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям и кооперативам — в недостаточности обеспечения возврата кредитов. С целью решения этой проблемы в ряде субъектов Российской Федерации (в частности, в Липецкой, Тамбовской, Архангельской областях, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Мордовии, Краснодарском крае) созданы залоговые фонды, создаются и иные организации инфраструктуры поддержки: так, в Омской области был создан Фонд поддержки сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, а в Амурской — Агентство кредитных гарантий.

В ряде субъектов РФ приняты специальные законы, регулирующие торговую деятельность сельскохозяйственных кооперативов, включая торговлю на колхозных рынках. Планируется принятие соответствующих федеральных норм. Во многих регионах есть законы, направленные на содействие развитию сельской кооперации или ее отдельных направлений (например, кредитной кооперации): такие нормативные акты были приняты в Алтайском крае, Волгоградской, Орловской, Саратовской областях и др.

Отдельно следует указать на принятие ряда мер, направленных на поддержание устойчивости сельскохозяйственных кооперативов в условиях мирового финансового кризиса: государство предусмотрело увеличение бюджетных расходов на поддержку кооперативного сектора на селе. Увеличен бюджет госпрограммы на 2009 год, возрос размер субсидирования затрат на уплату процентов по кредитам, принято решение осуществить целевое долгосрочное фондирование банков для завершения начатых инвестиционных проектов по животноводству и ряда других проектов. Принято решение увеличить уставный капитал «Росагролизинга» и «Россельхозбанка», для защиты отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя осуществлен ряд мер таможенно-тарифного регулирования: в 2009 году снижены тарифные квоты на импорт мяса птицы, свинины, осуществляется ряд мер тарифного регулирования в отношении молочной продукции. Прорабатывается вопрос развития инфраструктуры сельскохозяйственной кооперации на началах софинансирования федеральными и региональными бюджетами.

В действующем законодательстве предусмотрено преимущественное право сельскохозяйственных потребительских кооперативов на участие в приватизации государственных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям.

С началом экономических реформ на селе Правительство РФ приняло постановление от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Постановлением были утверждены Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, Положение о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, Положение о реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса.

Однако с 27 января 2003 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Правительство Российской Федерации своим постановлением от 20 декабря 2002 г. № 912 признало постановление № 708 с последующими изменениями утратившим силу.

В настоящее время эти отношения регулируются гражданским и земельным законодательством РФ, прежде всего Гражданским и Земельным кодексами, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ред. от 8 мая 2009 г.) (далее — Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

В пункте 4 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» указано: «Приватизация земельных Участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков расположенных на территории субъекта Российской Федерации осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами».

Субъектам Российской Федерации запрещено принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает следующий порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности: во-первых, это происходит на торгах (конкурсах, аукционах). Исключение составляет выкуп по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, переданного в аренду земельного участка его арендатором по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Во-вторых, приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г, № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ред. от 17 июля 2009 г.). Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Статья 36 Земельного кодекса РФ регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

В частности, она устанавливает исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков тех граждан и юридических лиц, которые являются собственниками зданий, строений, сооружений.

Стоимость таких земельных участков определяется в порядке, установленном статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской федерации» (ред. от 17 июля 2009 г.).

Органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещено вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Такое вмешательство было нормой во времена командно-административной системы, однако сегодня оно допустимо только в пределах, установленных законом. В частности, это может быть связано с деятельностью государственных инспекций, органов охраны правопорядка и т.п., в том числе в рамках исполнения требований Федеральных законов от 5 декабря 1998 г. № 183-Ф3 «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки», от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», постановления Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении» и др.

В развитие положений указанных нормативных правовых актов ряд министерств и ведомств приняли свои нормативные акты, затрагивающие интересы сельскохозяйственных кооперативов и товаропроизводителей. В частности, приказом Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ от 11 января 2002 г. № 2 утверждены Правила проведения государственного контроля за качеством и Рациональным использованием зерна и продуктов его переработку ее же приказом от 5 апреля 2002 г. № 28 утверждена Инструкция по проведению экспертизы зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования в пищу. И хотя сама инспекция разднена, названные Правила формально не отменены.

Следует при этом помнить о необходимости соблюдения всеми проверяющими органами и организациями положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В частности, статья 15 указанного Закона устанавливает, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе: проверять выполнение тех требований, которые не относятся к полномочиям проверяющего органа, от имени которого они действуют; осуществлять выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, за исключением чрезвычайных ситуаций; требовать представления документов, информации, образцов продукции и т.д., если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов; отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды без оформления протоколов по установленной форме об отборе; распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну; превышать установленные сроки проведения проверки; осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Убытки, причиненные кооперативу в результате незаконных действий (бездействия) государственных и иных органов либо их должностных лиц, нарушивших права кооператива, а также в результате ненадлежащего осуществления такими органами либо их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к кооперативу, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении таких убытков рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их подведомственностью.