Порядок получения сведений налоговыми органами о банковских операциях налогоплательщика

Сведения,  составляющие  банковскую  тайну,  безоговорочно  представляются  только самим организациям – клиентам или их же представителям (ст.857 ГК РФ). Существует и другая  категория  тех,  кто может  заинтересоваться  такими  данными  –  это  отдельные госструктуры, в том числе и налоговики. Но чиновники могут ознакомиться с банковской информацией организации только в строго определенном законом порядке и случаях.

Во-первых, банки обязаны выдавать налоговым инспекторам справки по операциям и счетам  организации  в  порядке,  который  определяется  законодательством  в  течение  пяти дней после мотивированного запроса (ст. 86 НК РФ).

Во-вторых,  чиновники вправе  требовать от  банков  документы, подтверждающие исполнение  платежных  поручений  налогоплательщиков,  плательщиков  сборов  и  налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) о списании со счетов сумм налогов, пеней и штрафов (пп. 7 п.1 ст. 31 НК РФ).

И,  наконец,  если  налоговики  захотят  ознакомиться  с  некоторыми  документами,  то сделать это можно только в процессе проведения встречной проверки кредитной организации.

Итак, мы перечислили те условия, при исполнении которых инспекторы могут рассчитывать на сотрудничество банков. На первый взгляд вроде бы все несложно, однако на практике часто возникают проблемы.

Налоговики решили сами разъяснить порядок направления мотивированных  запросов в адрес кредитных организаций. В письме №24-2-02/410 от 27 мая 2004 г. они уточнили, что при отсутствии в данном документе внятных пояснений, почему и для чего необходимо  ознакомиться  с  закрытой  для  них  информацией,  равно  как  если  эти  пояснения  не будут на взгляд сотрудников банка достаточно четкими, запрос можно не исполнять. Кроме того,  чиновники  обязали  себя  указывать  конкретный  период,  за  который  запрашивается  информация.

Однако, несмотря на старания высокопоставленных чиновников собственного министерства, просить так, чтобы не смогли отказать, налоговики не научились до сих пор. Например, по сей день в мотивировочной части запроса инспекторы умудряются указать лишь то, что информация им требуется для проведения неких «мероприятий налогового контроля». При  этом, они не отмечают,  каким же образом  эти «мероприятия»  касаются  клиента банка,  информацию  о  котором желают получить  налоговики. Естественно,  что  служащие кредитной организации признают подобные запросы некорректными. И, воспользовавшись указаниями Конституционного Суда (Определение от 14 декабря 2004 г. №453-О), отказывают инспекторам в  требовании (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2008 г. по делу №А56-3662/2007; постановление Федерального арбитражного суда  Московского округа от 4 апреля 2006 г. по делу №КА-А40/2418-06).

Но если налоговикам все-таки удалось составить мотивированный  запрос, который устроит видавших виды банковских служащих, то в большинстве случаев последние выдадут так называемую справку. В настоящее время в таком документе может быть изложена информация о наличии счетов в банке у организации, либо об остатках денежных средств на  счетах  организации,  либо  выписка  по  операциям  на  счете  организации. Кроме  того,  в справке  укажут  наименование  своего  банка,  реквизиты  инспекции,  приславшей  запрос  и данные самого запроса, а также название, ИНН и КПП организации, в отношении которой выдается  справка (Приказ Федеральной  налоговой  службы  от  30  марта  2007  г. №ММ-3-06/178@ «Об утверждении Порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях над ними по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки»). Таким образом, все остальные сведения автоматически приравниваются к «документам» и на основании запроса, пусть даже мотивированного, выданы быть не могут. Например,  если  инспекторы  изъявят  желание  увидеть  расчетно-платежные  документы  какой –либо организации, чиновники имеют все шансы получить отказ (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июня 2005  года по делу №Ф04-2675/2005 (10886-А75-23)).

Не могут быть приравнены к справкам и бумаги (документы), на основании которых совершены записи по операциям и счетам организации (ФАС Уральского округа от 26 мая 2005 года по делу №Ф09-2265/05-С7 и от 30 мая 2005 г. №Ф09-2264/05-С7). Информация, относящаяся к банковской тайне, может стать известной третьему лицу также в случае уступки требования банка о взыскании с клиента-должника суммы займа и начисленных процентов (даже если новый кредитор не является кредитной организацией). В такой ситуации тоже возникает ряд противоречий. Ведь новый кредитор (не банк) вместе со всеми правами и обязанностями приобретает и право на получение  сведений,  составляющих  банковскую тайну заемщика. А вот обязанность охраны этой информации у него отсутствует. Обратите внимание – по  этой причине договоры цессии иногда даже признают ничтожными, как нарушающие гарантированные права клиента.

В заключение хотелось бы развеять распространенный миф. Среди клиентов банков бытует мнение, что при передаче прав требования другой кредитной организации большое значение имеет «личность» нового кредитора. Чаще всего это не так, и уповать на то, что арбитражные судьи (если до этого дойдет) примут во внимание репутацию, состав правления и рассмотрят основные сферы деятельности новой организации – кредитора, не стоит (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2001 г. по делу №Ф08-108/2001, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2005 г. №КГ-А40/1704-05).