Сущность и формы контроля в кредитных потребительских кооперативах

Сферой финансового контроля в организациях кредитной потребительской кооперации является заемно-сберегательная деятельность по финансовой взаимопомощи. Реализация контроля по проверке и оценке работы кредитного кооператива законодательно регламентируется и осуществляется посредством ревизии или аудита.

 

Кредитно-потребительское движение в форме кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, потребительских обществ, обществ взаимного кредитования и других некоммерческих кредитных образований, работающих на основе действующего федерального и регионального законодательства, сегодня является одним из инструментов финансового рынка России.

Специфика образования, цель деятельности, особенности функционирования и управления, финансовые аспекты деятельности выдвигают необходимость осуществления постоянного контроля в кредитных потребительских кооперативах.

Содержание понятия "контроль" со временем менялось, и пока в определении контроля и перечня его функций нет единодушия.

Как видим, такой дифференцированный подход специалистов к анализу сущности контроля — это не стремление дать универсальную трактовку понятия контроля, а следствие подхода с точки зрения интересов представителей различных научных направлений.

Финансовый контроль в кредитных потребительских кооперативах, на наш взгляд, это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, по проверке соблюдения законодательства Российской Федерации и положений устава кредитного потребительского кооператива, достоверности, законности и экономической целесообразности совершенных заемно-сберегательных и других денежных операций и действий должностных лиц, участвовавших в их осуществлении. Сферой финансового контроля кредитного потребительского кооператива является заемно-сберегательная деятельность, охватывающая практически все денежные операции кооператива, а также сделки и операции, осуществляемые на основе денежных расчетов. Такой широкий диапазон объясняется тесной взаимосвязью финансовых и экономических показателей, а также тем, что на формирование и использование финансовых ресурсов оказывают влияние различные факторы.

КОНТРОЛЬ как проверка
Лука Пачоли: "Доброе дело сделали, когда для наблюдения за неисправными маклерами и бухгалтерами назначили лицо, которому поручили расследовать, хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях".

И. П. Сенигов: " Контроль - это проверка счетов и действий одного лица или учреждения другим лицом или учреждением".

В. Даль: "Контроль - учет, проверка счетов, отчетности; присутственное место, занимающееся проверкой счетов".

С. И. Ожегов: "Контроль - это проверка, а также наблюдение с целью проверки".

КОНТРОЛЬ как стадия цикла управления

Е. А. Кочергин: "Контроль - завершающий этап управленческой деятельности, позволяющий сопоставить достигнутые результаты с запланированными".

А. Г. Зверев: "Контроль - это проверка законности, правильности и целесообразности расходования государственных средств, эффективности их использования".

КОНТРОЛЬ как обратная связь

А. А. Годунов: "Контроль - это способ организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения ее решения".

КОНТРОЛЬ как система

А. С. Наринский и Н. Г. Гаджиев: "Контроль - система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных перед ней задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению ее целей".

Ф. Б. Риполь-Сарагоси: "Контроль - система наблюдения и проверка процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта, осуществляемые для оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения; выявления отклонений от требований этих решений и нарушений принципов законности, достоверности и целесообразности операций и процессов деятельности управляемого объекта; вскрытия факторов, причин и условий возникновения неблагоприятных явлений и их устранения".

КОНТРОЛЬ как система управления

Н. П. Ефимова: "Контроль - это процесс, обеспечивающий функционирование объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, направленными на успешное достижение поставленных целей".

Н. Д. Погосян: "Контроль - это совокупность регулярных и непрерывных процессов, посредством которых их участники в легитимной форме обеспечивают эффективное функционирование государственного сектора, а также деятельность иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности".
М. Мескон, А. Хедоури: "Контроль - это процесс обеспечения и достижения целей".

КОНТРОЛЬ как функция управления

Д. Хан: " Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности".

Международные стандарты финансовой отчетности: "Контроль - это возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой компании таким образом, чтобы получать выгоды от ее деятельности"

А. С. Петров: "Функция контроля является аналитической. Она осуществляет наблюдение за течением производственных процессов и ходом выполнения производственной программы, сравнивает величины контролируемого параметра с заданной программой, фиксирует результаты сравнения в форме, удобной для использования".

В. Г. Афанасьев: "Контроль - это труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям - законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявлению результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования".

С. О. Шохин и Л. И. Воронина: "Контроль - одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприятных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел".

Цель контроля — проверка состояния объекта контроля, а содержанием контрольной деятельности является достижение поставленной цели, которая состоит в проверке того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами.

Существуют два основных подхода к определению задачи финансового контроля. При первом подходе его задачей является контролируемость состояния и поведения объектов контроля в соответствии с установленной нормой. При втором подходе его задача состоит в том, чтобы выявить фактическое состояние дела, сопоставить его с намеченными целями, оценить ситуацию и предложить в случае необходимости корректирующие меры. В общем, цели и задачи финансового контроля осуществляются при соблюдении определенных принципов контроля.

Процесс финансового контроля деятельности любого кредитного потребительского кооператива в целом или отдельного сегмента его деятельности — это сложный процесс, требующий существенных временных и экономических затрат на его организацию, поэтому целесообразно предварительно провести работу, направленную на максимальное сокращение времени контрольных мероприятий и проверок (ревизий), не снижая при этом их качества.

В связи с отсутствием единых рекомендаций по технологии проведения контрольных мероприятий в организациях кредитной потребительской коопера-ции граждан, многие ревизионные комиссии столкнулись с трудностями системного характера. Одни шли по пути создания набора разрозненных методик, охватывающих лишь определенные этапы проведения ревизии, и увязли в многочисленных взаимных противоречиях. Другие пытались навязать членам комиссии целый комплекс недостаточно продуманных инструкций, указаний, макетов, которые персонал игнорировал.

Наиболее распространенной формой контроля до недавнего времени являлась ревизия. Ревизия и контроль — эти понятия взаимосвязаны, первое является производной более широкого понятия системы экономического контроля и отражает конкретные действия по регулированию отношений организации с вышестоящими организациями и бюджетом.

Ревизия означает пересмотр ранее произведенных операций или их конкретное изучение в целях установления соблюдения законности и экономической целесообразности. Посредством ревизии обеспечивается систематический контроль сохранности имущества и использования средств экономического субъекта. Ревизия позволяет более полно и глубоко проверять качество производственной и хозяйственно-финансовой деятельности организаций, эффективность использования находящихся в их распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Подчеркнем, что в процессе ревизии в отличие от других форм контроля проверяется не только состояние хозяйствующего субъекта, но и оценивается уровень его руководства. Она проводится в намеченные планами сроки или при наличии фактов, дающих основание предполагать возможные нарушения, при невыполнении заданий и обязательств, в случаях, когда нужно получить полную и точную информацию о состоянии дел, а также по заданию правовых и исполнительных органов.

По нашему мнению, ревизия — это форма контроля, которая должна применяться с учетом изменившейся действительности, новых условий хозяйствования. Следует отметить, что деятельность внешних аудиторов во многом опирается на результаты работы ведомственных и внутренних ревизоров. Квалифицированно и эффективно проведенная ревизия снижает затраты времени и стоимость внешнего аудита, резко уменьшает аудиторский и информационный риск.

Между аудитом и ревизией много общего в организационных подходах к их проведению, способах и методах осуществления, составе элементов, что обусловливает сходство методик и приемов, применяемых при проведении аудита и ревизии, позволяет обмениваться накопленными  опытом,  правилами и стандартами. Конкретизация методологии этих форм финансового контроля должна осуществляться на использовании опыта ревизий и правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Демократический контроль как основной кооперативный принцип в кредитных потребительских кооперативах реализуется путем осуществления независимой контрольной деятельности по проверке и оценке работы кооператива в интересах пайщиков. Контроль в кредитных потребительских кооперативах может осуществляться как в форме аудита, проводимого аудиторами, аудиторскими фирмами и ревизионным союзом сельскохозяйственных кооперативов, так и в форме ревизии.

Внутренний финансовый контроль, осуществляемый структурными элементами кредитного кооператива, заключается в оперативном аналитическом контроле заемно-сберегательной деятельности и формировании фонда финансовой взаимопомощи, а также в выявлении резервов повышения эффективности уставной деятельности организации.

В системе же сельскохозяйственной кредитной кооперации функции ревизионной комиссии берут на себя наблюдательные советы. В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" Федеральным законом от 03.11.06 № 183-ФЗ, сельскохозяйственные кооперативы подлежат ежегодной ревизии с выдачей ревизионного заключения.

Ревизия в кредитных потребительских кооперативах как форма финансового контроля — это система контрольных действий, основанных на принципах приоритетности защиты интересов пайщиков, целенаправленности совершаемых финансовых операций, обеспечении снижения рисков финансовых вложений и осуществляемых ревизионной комиссией (ревизионным союзом) по проверке соблюдения законодательства Российской Федерации и положений устава кооператива, достоверности и экономической целесообразности совершенных операций и действий должностных лиц, участвовавших в их осуществлении.

По нашему мнению, ввиду специфики деятельности и степени институционального развития, на современном этапе в организациях кредитной потребительской кооперации совпадают цели, задачи, формы, методы аудита и ревизии. Аудит в кредитной потребительской кооперации может быть комплексным или тематическим. Исходя из методов проверки (сплошная, выборочная, изучение учетных регистров и (или) первичных документов и др.) аудит может быть подтверждающим, системно ориентированным или базирующимся на риске. Подтверждающий аудит предполагает подтверждение правильности и достоверности совершения финансовых операций и оценку достоверности бухгалтерской информации и финансовой отчетности кредитного потребительского кооператива. Системно ориентированный аудит проводится с целью проверки объектов с учетом оценки эффективности системы внутреннего контроля аудируемого кооператива. Аудит, базирующийся на риске, предполагает проведение действий аудита с корректировкой на уровень риска на объектах контроля.

Внешний контроль (аудит) может проводиться по договору с аудиторскими организациями, по федеральному законодательству он является обязательным. Применительно к рассматриваемому нами объекту организация проверок и методика аудита не имеет законодательно закрепленного регламента и поэтому строится согласно определенному набору требований ко всем проверкам данного рода и разбивается на несколько этапов, которые могут осуществляться в разной последовательности.

Процесс аудиторской проверки на всех этапах сопровождается выполнением аналитических процедур, проводимых в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Аналитические процедуры". Применение аналитических процедур позволяет аудитору получить первоначальную информацию о кредитном потребительском кооперативе и возможных зонах риска, проверить взаимоувязку показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности и провести их оценку, изучая вероятностные зависимости.

В отличие от прочих экономических субъектов аудит организаций кредитной потребительской кооперации, наделенных личными сбережениями пайщиков, должен включать выявление фактов мошенничества или ошибки, что фактически ограничивает аудитора в формировании собственных суждений. Несмотря на то что выявление ошибок и мошенничества законодательно не предусмотрено, это вытекает из правовых особенностей организаций данного рода.

Аудит в кредитном потребительском кооперативе включает аналитические, документальные и контрольные приемы. Аналитические методы заключаются во взаимосверке учетных данных с данными книжек пайщиков о суммах полученных займов и остатках средств на счетах привлеченных личных сбережений пайщиков. Этот широко распространенный в практике зарубежных кредитных потребительских кооперативов прием в российских кооперативах используется крайне редко, хотя он весьма действенен даже при выборочной проверке.

Потребность в инициативном аудите в кредитной потребительской кооперации, по нашему мнению, возникает чаще всего:

  • из-за отсутствия у кооператива четко налаженной системы внутреннего контроля;
  • при выявлении фактов нарушения демократических кооперативных принципов, заемной и сберегательной деятельности;
  • при несоблюдении руководством кооператива положений внутренних и внешних нормативных документов;
  • при выявлении любых угроз деятельности кооператива и др.

Следовательно, инициативный аудит в кредитной потребительской кооперации, ставящий целью выяснение конкретной ситуации, проводится в исключительных случаях и охватывает узкий участок деятельности с проведением ограниченного количества аудиторских процедур.

Таким образом, в зависимости от вида кредитного потребительского кооператива законодательно регламентируется форма осуществления финансового контроля — ревизия или аудит, а конкретизация методологии этих форм контроля должна осуществляться на использовании опыта ревизии и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Кроме того, отсутствие нормативных документов по организации и ведению бухгалтерского учета в кредитных потребительских кооперативах требует, в целях обеспечения пайщиков достоверной финансовой информацией, разработки единых рекомендаций по технологии проведения ревизии.

Источник: Бухгалтерский учёт, №18, сентябрь 2008