Обеспечение сбалансированного развития сферы услуг и материального производства является важнейшей задачей организаций потребительской кооперации и способствует социально-экономическому возрождению сельских территорий.

Оказание платных услуг населению является перспективной и экономически-выгодной отраслью деятельности потребительской кооперации. При сложившихся экономических трудностях развитие сферы услуг позволит организациям потребительской кооперации обеспечить устойчивость рыночных позиций на селе.

Возрастающая роль бухгалтерского учета, как информационной базы для оптимизации деятельности и принятия оперативных решений затрагивает и сферу бытовых услуг, оказываемых населению потребительской кооперацией края.

Сложившаяся методика учета и формирования отчетности оказания бытовых услуг населению требует изменения и новых подходов в соответствии с современными требованиями.

Дискуссионный характер ряда вопросов бухгалтерского учета услуг, оказываемых населению, требует дополнительных исследований, исходя из специфики производства, технологических процессов и структуры управления. В связи с этим возникает множество проблем с выбором первичных документов и учетных регистров для отражения хозяйственных операций по оказанию услуг населению, формированием показателей отчетности с учетом автоматизации всех процессов.

Материалы исследования организации учета в сфере услуг, оказываемых населению, свидетельствует о необходимости изучения и уточнения документооборота, внедрения и использования новых разработанных форм модифицированного отчета-заказа, которые позволят проследить не только за движением денежных средств, но и сроками и качеством исполнения заказов, обеспечат взаимосвязь показателей аналитического и синтетического учета.

Формирование в учетной политике организаций потребительской кооперации дифференцированного подхода к отражению операций и их результатов по оказанию услуг населению позволит создать информационную базу для принятия управленческих решений. При создании рабочего плана счетов, необходимо предусмотреть дополнительные субсчета к счету 90 «Продажи» субсчет «Доходы от оказания услуг» к счету 20 «Основное производство» субсчет «Расходы на производственные, бытовые услуги» (пошив и ремонт одежды, обуви, ремонт бытовой техники и т.д.). На счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» отдельный субсчет «Расходы на потребительские бытовые услуги» (парикмахерские, услуги проката, бани и др.) для учета расходов потребительского характера.

Для сверки данных аналитического учета с показателями синтетического учета используют оборотно-сальдовые ведомости. Проверка учетных записей на синтетических счетах осуществляется по итогам оборотно-сальдовой ведомости, отражающей дебетовые и кредитовые суммы. Равенство остатков и оборотов свидетельствует о правильности записей на счетах аналитического и синтетического учета.

Такой подход позволит создать базу данных доходов и расходов, связанных с оказанием бытовых услуг населению, оптимизировать учетный процесс и обеспечить пользователей качественной информацией.

Разработанная форма еженедельного отчета материально-ответственных лиц отражает информацию о материалоемкости затрат, скидках, что в конечном итоге повысит достоверность и оперативность учетных данных.

Установка дополнительного модуля типовой конфигурации 1 С: Бухгалтерия 8.0 позволит не только существенно сэкономить время, но и оперативно предоставлять данные об оказании бытовых услуг населению.

При заполнении пояснительной записки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности выделять в отдельный раздел результат по оказанию услуг как самостоятельный объект учета, анализа и прогнозирования.

Современные средства связи позволяют учетные данные направлять внешним пользователям (налоговая инспекция, кредитные учреждения) используя возможности телекоммуникации.

Совершенствование организации сферы услуг связано с реформированием учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, как информационной базы анализа, планирования, прогнозирования и оперативного управления. Экономический анализ сопровождается выполнением различных видов оценок, группировок, сравнений и ряд других операций. Все это многообразие видов аналитической обработки экономической информации является объектом автоматизации с использованием современных информационных программ, адаптированных на расширение и отражение комплексных оценок деятельности организаций потребительской кооперации.

Предложенные рекомендации позволяют повысить эффективность оказываемых услуг и конкурентоспособность потребительской кооперации, наметить пути совершенствования сферы оказываемых услуг, повышения их качества и социальной значимости на основе учетной информации.