Стенограмма программы "Разговор с В. Путиным". Вопросы про малый бизнес.

Е.РОМАНОВА: Я хотела бы Вам задать вопрос по среднему и малому бизнесу.

Сейчас у нас идут большие разговоры о том, что идет поддержка этого бизнеса. Но история с Черкизовским рынком показала немножко другое. Когда его закрыли наконец-то, китайские предприниматели и власти, а также потом к ним присоединились власти Москвы, они помогли забрать товары, которые были арестованы, так скажем, и перевели их на другие рынки. Наши же предприниматели боролись и в этой трагедии остались одни. Им очень тяжело развиваться, нужна поддержка. Очень большие налоги на малый и средний бизнес.

У меня есть еще такой пример, что человек работает целый год, у него идет бизнес, он хотел расширить его, но он не может взять кредит, ни один банк не дает, потому что он прописан в Краснодарском крае, Республике Адыгее, а бизнес ведет в Москве. Какие могут быть предприняты шаги, чтобы наш бизнес встал на ноги и приносил пользу государству?

В.ПУТИН: Во-первых, я хочу Вас поздравить с тем, что Вы нашли работу. Не зря сходили на биржу труда. Значит, там все-таки люди недаром "штаны просиживают" и зарплату получают. Все-таки результаты есть. Что касается Черкизовского рынка и малого бизнеса. У нас есть такая организация, общественное объединение малого бизнеса, "ОПОРА" называется. Ни одной жалобы оттуда не поступало, а мы с ними в очень оперативном контакте находимся постоянно. Непосредственно на рынке что происходило? Конечно, и я хочу с этого начать ответ на Ваш вопрос, при решении любых вопросов законные права всех граждан, в том числе и предпринимателей, малых предпринимателей, всегда должны соблюдаться органами власти и управления, и если там были какие-то нарушения, с этим, конечно, нужно разобраться.

Вместе с тем, обращаю Ваше внимание на то, что на рынках, к сожалению, в большинстве своем, продается либо контрафактная, либо контрабандная продукция, и если люди, которые занимались продажей товаров, имеют отношение именно к этой продукции, то тогда сделать ничего нельзя, да и не нужно. Такие товары должны быть уничтожены - другого пути обеспечить интересы отечественного производителя не существует. Кстати говоря, по поводу того, как развивались события в нашей легкой промышленности после того, что произошло на Черкизовском рынке. Мелкооптовое торговое звено начало ориентироваться на отечественного производителя: у нас объемы производства трикотажа в отечественной легкой промышленности увеличились почти на 3%, одних брюк начали производить на 16% и костюмов на 13% больше, чем раньше. И это реальные последствия того, что здесь, в этом месте были прикрыты контрабанда и контрафакт.

Действительно, наши иностранные партнеры, и в том числе и наши китайские друзья, на рабочем уровне обращали внимание на проблемы Черкизовского рынка. Как вы думаете, почему? Это не требует ответа, Лена и так понимает. Но мы-то должны обращать внимание на интересы наших производителей, на тех женщин и мужчин, которые работают на наших предприятиях, в том числе, в Иваново, где очень сложная ситуация экономическая, очень сложная. Если контрафакт и контрабанда будут "забивать" нашего производителя, им никогда будет головы не поднять.

В том же Китае целая провинция была ориентирована на этот Черкизовский рынок по производству товаров, во всяком случае на российский рынок. Мы должны выстраивать наши отношения с нашими партнерами, в том числе, и с китайскими партнерами, с которыми у нас очень добрые отношения сложились за последнее время. Но эти отношения должны быть цивилизованными, в рамках существующего закона и имеющейся процедуры, в том числе таможенной. При этом, тем не менее, все-таки основной упор мы должны сделать на поддержку отечественного товаропроизводителя.

Э.МАЦКЯВИЧЮС: Кстати, вопрос в развитие темы, который поступил на сайт нашей программы. Он, как и многие другие вопросы, пришел к нам заранее, и наши телезрители имели возможность с ним ознакомиться и даже иногда оставить свои комментарии. Вопрос следующий: "Памятник российской коррупции, построенный в Турции хозяином "Черкизона", - помпезный отель "Мардан Палас". Еще бы, проходившая через "Черкизон" контрабанда на миллионы долларов не могла появиться без покровительства таможенников, милиционеров и властей столицы. Брат хозяина рынка был префектом - вот вам и удачный пример частно-государственного партнерства. Рынок закрыли, а партнерство процветает на других точках".

В.ПУТИН: Я не знаю, что там процветает. Будем работать над этим вопросом. Что касается строительства отеля в Турции. Само по себе здесь криминала я не вижу. Вопрос только в том, чтобы это все было сделано в рамках закона. Это первое.

Второе. Если есть ресурсы для инвестиций, неплохо бы эти ресурсы реализовать в Российской Федерации. Например, можно было бы вложить деньги в строительство гостиничных комплексов в Сочи под Олимпиаду 2014 года. Никто не запрещает. Все остальное, если есть подозрение в нарушении закона, это, конечно, должно быть доказано судом. Мое отношение к контрабанде, к коррупции, я думаю, комментировать не нужно. Та последовательность, с которой мы наводим порядок, в том числе на упомянутом Черкизовском рынке, говорит сама за себя.

Хочу еще раз подчеркнуть, и с коррупцией будем продолжать бороться. Президент об этом говорил неоднократно, и на правительственном уровне будет делаться все, что от нас зависит. Хотя, конечно, это очень сложный процесс. Мы глубоко поражены этой проблемой. Кстати говоря, не только мы. Особенно остро это в странах с переходной экономикой, потому что очень много неотрегулированных законом "серых" зон, но если мы все вместе, все общество будет обращать на это внимание, то мы будем добиваться успехов. Знаете, я, конечно, часто слышу вопрос: эффективности маловато в борьбе с коррупцией. Да, маловато. Но все-таки результаты в борьбе с коррупцией есть. Если мы постоянно будем в эту точку долбить, будем работать в этом направлении, эффективность будет повышаться. И наоборот, если ничего не делать, и ничего об этом не говорить, то будет только хуже.