В условиях мегарегулирования перед кредитными кооперативами ставятся всё новые задачи, которые требуют более слаженной и консолидированной работы, направленной на развитие прозрачности, понятности и предсказуемости рынка кредитной кооперации в целом. Одной из ключевых проблем в настоящее время в секторе кредитной кооперации является отсутствие общих механизмов и подходов в организации деятельности кредитных коопе­ративов. Отсутствуют единые позиции и взгляды, начиная от порядка ведения бухгалтерского учета, заканчивая менеджментом и в целом понимания требования законодательства в области кре­дитной кооперации.

Мегарегулирование - это ступень в развитии органов государства, контролирующих финансовый рынок страны и это их трансформация. На протяжении 10-15 лет в ФСФР собирались новые функции и полномочия, и главная проблема, что с введением этих функций не вводились дополнительные ресурсы для их обеспечения, материальные, трудовые и т. д. Таким образом, возникло несоответствие ресурсов регулятора и тех полномочий которые были на него возложены. Нарушался международный принцип финансового регулирования - соответствие ресурсов и тех обязанностей и полномочий, которые на него возложены. Поэтому финансовое сообщество давно ожидало, много раз ставило вопрос увеличения этих ресурсов, в том числе для осуществления прутенциального надзора, надзора за финансовыми рынками, функции стратегии развития рынка. Используя свой опыт, Центробанк России в новом качестве сможет стать своеобразной службой «одного окна» для всех участников финансового рынка.

Одной из главных функций Центробанка является надзор за деятельностью кредитных организаций и соответственно, в связи с этим, ему необходимо устанавливать всё различные правила и порядки для участников этого рынка, с целью осуществления возложенной на него функции.  Соответственно, для осуществления контроля за деятельностью кредитных кооперативов, ему необходимо будет установить определённые правила и стандарты  деятельности, по которым он сможет определять для себя те или иные показатели, позволит оперативно мониторить весь рынок кредитной кооперации, выявлять недобросовестных участников, делая тем самым всю отрасль кредитной кооперации более понятной, прозрачной и предсказуемой.

Осознавая необходимость стандартизации деятельности с целью выработки механизмов оперативного контроля за деятельностью кредитных кооперативов и потребности в этой информации Центральным банком, СРО «Межрегиональный союз кредитных кооперативов» в рамках Федерации СРО кредитных кооперативов совместно с Межрегиональным центром развития кредитной кооперации приступила к разработке Правил и стандартов деятельности кредитных кооперативов. В последующем предполагается предложить эти стандарты Центральному банку РФ для дальнейшего распространения на участников рынка кредитной кооперации.

По нашему мнению ключевыми стандартами, необходимыми для осуществления функции контроля Центральным банком, будут являться 7 основных стандартов деятельности кредитных кооперативов:

  1. Правила ведения бухгалтерского учета кредитных кооперативов.
  2. Об обязательных нормативах деятельности кредитных кооперативов.
  3. Об управлении рисками в кредитном кооперативе.
  4. О внутреннем контроле в кредитном кооперативе.
  5. Об отчётности.
  6. О долгосрочном планировании деятельности.
  7. О структурных подразделениях.

Эти стандарты взяты на основе тех требований, тех документов, которые существуют  по отношению к коммерческим банкам, и, наверное, являются наиболее необходимыми и ожидаемыми от нас для ЦБ.

Наверное самым главным документом среди перечисленных должны быть правила ведения бухгалтерского учета кредитных кооперативов.
Моё личное мнение в том, что этот шаг будет предпринят ЦБ РФ в первую очередь в обязательном порядке, иначе не будет понятно каким образом он сможет проверять кредитные кооперативы, если не будет унификации бухгалтерского учета. Унификация бухгалтерского учёта будет способствовать формированию полной и достоверной информации о финансовом положении и результатах деятельности, что в будущем позволит участникам рынка кредитной кооперации перейти на использование единого Программно-технологического комплекса подготовки и сбора данных и позволит повысить оперативность представляемых отчётов, усилить контроль за достоверностью данных в отчётах и обеспечить стан­дартизацию обработки информации как на уровне СРО так и на уровне ЦБ.

Второй стандарт "Об обязательных нормативах деятельности кредитных кооперативов". Все мы знаем, что федеральный закон №190-ФЗ «О кредитной кооперации» предусматривает 8 обязательных нормативов в деятельности кредитных кооперативов, которые на определённом этапе не выполнимы. Есть такие одиозные вещи, как переходный период между однолетним кооперативом к двухлетнему, когда от норматива в 2% необходимо перепрыгнуть к 5% по формированию резервного фонда. Наше предложение возможно покажется необычным и заключается в увеличении их количества с 8 до 15. Почему. Хотя законом о кредитной кооперации установлено 8 обязательных нормативов, не надо забывать, что регулятором у нас является ЦБ РФ, который опять же, наверное, будет проецировать деятельность коммерческих банков на кредитные кооперативы, и, соответственно, те показатели, которые мы предлагаем в той или иной степени находят свое отражение применительно и к банкам.

Я бы разделил эти 15 нормативов на 5 групп:

1) Нормативы (стандарты), связанные с формированием фондов кредитного кооператива
Н1 - норматив (стандарт) достаточности резервного фонда,
Н2 - норматив (стандарт) достаточности паевого фонда,
Н3 - норматив (стандарт) достаточности собственных средств.

2) группа «Нормативы (стандарты), устанавливающие пределы привлечения средств»
Н4 - норматив (стандарт), регулирующий уровень риска по привлечённым от одного или нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами,
Н5 - норматив (стандарт), ограничивающий максимальный объём обязательств по средствам, привлечённым от юридических лиц, не являющийся членами кредитного кооператива.

3) группа «Финансовые нормативы (стандарты), ограничивающие возможность распоряжений денежных средств»
Н6 - норматив (стандарт) максимально допустимого уровня риска на одного члена кредитного кооператива,
Н7 - норматив (стандарт) максимально допустимого уровня риска для нескольких членов кредитного кооператива, являющихся аффилированными лицами,
Н8 - норматив (стандарт) максимально допустимого уровня риска для кредитных кооперативов второго уровня,
Н9 - норматив (стандарт) максимально допустимого уровня риска направления средств кредитного кооператива на цели, не связанные с выдачей займов,
Н10 - норматив (стандарт) покрытия процентов кредитного кооператива.

4) группа «Нормативы (стандарты) ликвидности»:
Н11 - норматив (стандарт) мгновенной ликвидности кредитного кооператива,
Н12 - норматив (стандарт) текущей ликвидности кредитного кооператива.

5) группа «Финансовые нормативы (стандарты), ограничивающие максимальный размер риска портфеля займов кредитного кооператива»:
Н13 - норматив (стандарт) риска портфеля займов кредитного кооператива,
Н14 - норматив (стандарт) минимально допустимого уровня риска невозврата займов членами кредитного кооператива,
Н15 - норматив (стандарт) риска списания долгов.

В ходе разработки Стандарта возникает ряд вопросов:

а) на каких счетах бухгалтерского учета формируется информация для расчёта показателей? Поэтому опять мы сталкиваемся с необходимостью наличия стандарта ведения бухгалтерского учета.
б) на какой момент времени рассчитывать показатели при предоставлении сведений в конце отчётного периода, если в Законе № 190-ФЗ говорится о моменте принятия решения о предоставлении займов или привлечении средств?
в) с какой периодичностью и кому предоставлять сведения о соблюдении финансовых нормативов (стандартов)?

Третий стандарт "Об управлении рисками в кредитном кооперативе". Ключевой документ, который, наверное, ждёт Центробанк от нас, чтобы знать, какие риски в кредитном кооперативе есть, и какими методами они будут управляться. Нет ничего особенного по сравнению с рисками в коммерческих банках, в отношении которых имеется очень много инструкций и указаний, тем более, что они постоянно совершенствуются. Перед нами будет стоять задача в обобщении нормативной деятельности Центробанка и проецировании её на деятельность кредитных кооперативов. Этот стандарт должен будет учитывать внутренние факторы - результаты заёмно-сберегательной деятельности, процентной политики, недостаточной квалификация кадров и т. д., а также внешние — события, происходящие в экономике и в обществе. Он должен включать методы оценки и системы управления рисков: ликвидности, операционного, рыночного, кредитного, процентного, стратегического.
Стандарт будет полезен самому кооперативу, так как будет призван обеспечивать грамотное управление различными рисками, что в свою очередь позволит повысить финансовую устойчивость, а, следовательно, обеспечит более стабильное развитие. В связи с этим формирование методов риск - менеджмента приобретет  большую актуальность. Для снижения рисков необходимо разработать систему риск - менеджмента, которая будет включать в себя утвержденную методику и методологию управления рисками, и развитую организационную инфраструктуру управления рисками для доведения необходимой информации до органов управления кредитных кооперативов.

Четвёртый документ "О Внутреннем контроле в кредитном кооперативе". Этот документ должен определять и включать порядок организации и внедрения системы внутреннего контроля в кредитном кооперативе, организационную структуру, а именно взаимодействие отделов, компетенцию должностных лиц при осуществлении внутреннего контроля, унифицированную систему документооборота и отчётности с целью эффективности контроля, разработку и внедрение контрольных процедур, их совершенствование при реализации (изменении) бизнес-процессов в кредитном кооперативе, внутренний аудит в кредитном кооперативе, задачи и функции контрольно-ревизионного органа кредитного кооператива.

Пятый документ «Об отчётности». Отчётность кооператива бывает как внутренняя, так и внешняя. Соответственно, мы должны знать, каким образом мы её будем формировать и кому предоставлять. Этот документ должен определять, каким образом мы будем отчитываться перед Центробанком, саморегулируемой организацией, федеральной службой по финансовому мониторингу, налоговой службой. Особый упор, наверное, необходимо сделать на отчётность, которую возможно будет требовать Центробанк, и к ней, соответственно, должна быть привязана отчётность кооперативов перед саморегулируемой организацией. Это связано с тем, что ключевые подходы и методы к контролю у саморегулируемой организации и Центробанка должны быть одинаковы.

Шестой документ «О долгосрочном планировании деятельности». Поскольку деятельность в ЦБ развивается в направлении повышения требований к коммерческим банкам, с точки зрения прогнозирования своих показателей, прогнозирования своей деятельности, то, соответственно, того же можно ожидать и по отношению к кредитным кооперативам. Наверное, это действительно было бы полезно знать, как нам с вами жить завтра, если мы с вами будем иметь в виду, какие изменения в ключевых показателях деятельности кредитных кооперативов и нормативах нас ожидают. Ну, например, где это может быть полезно? Скажем, вашему кооперативу менее двух лет, и буквально через неделю это условие меняется, и, соответственно, норматив по формированию резервного фонда увеличивается в 2,5 раза. Естественно у вас должно быть заранее проанализировано и предопределено, каким образом и за счёт каких источников необходимо будет сформировать соответствующий резерв.

И последний документ «О структурных подразделениях». У каждого коммерческого банка есть крупная филиальная сеть, и, соответственно, есть инструкция, как она функционирует и как она отчитывается, как Центробанк может осуществить контроль за филиальной сетью  банка. Здесь наша задача стоит в том, чтобы показать и объяснить Центробанку, что такое удалённые офисы, что такое его отдельные подразделения и каким образом консолидируется то, что есть там. Наверное, здесь необходимо сделать акцент на кассовых операциях между головным офисом и обособленными подразделениями.

Конечно же, эти семь нормативов не являются исчерпывающими и достаточными в целом для сектора кредитной кооперации. Существуют такие интересные стандарты, как социальные стандарты деятельности, коллективные стандарты профессиональной деятельности и деловой этики, стандарты информационной безопасности и т. д.

Таким образом, хотелось бы конечно же отметить, что в условиях мегарегулирования деятельность сектора кредитной кооперации меняется, будут меняться правила игры в этом сегменте финансового рынка, требования. Поэтому роль стандартов деятельности будет, несомненно, возрастать. Правила и стандарты будут полезны всем в равной степени - вновь созданным и работающим на этом рынке более 10 лет, ведь конечной целью является не исполнение требований регулятора, а создание прозрачной, понятной, прогнозируемой деятельности с целью её дальнейшего динамичного роста.