В промышленно развитых странах (ПРС) деятельность фермерских кооперативов, как одной из организационно-правовых форм предпринимательства, регламентируется сложной совокупностью норм общегражданского, хозяйственного и специального кооперативного законодательства. Последнее содержит принципиальные требования к содержанию основного документа, регулирующего деятельность каждой кооперативной структуры, - ее уставы. При этом в основу кооперативного законодательства всех без исключения стран положены принципы кооперативной демократии, разработанные Международным кооперативным альянсом, поддержанные Международной организацией труда и одобренные Генеральной Ассамблеей ООН.

В уставах в соответствии с законодательством определяются цели и сфера деятельности каждого конкретного кооператива, порядок членства в нем, права и обязанности членов, принципы образования паевого капитала, распределения доходов и прибыли, структура и правила формирования органов управления и контроля. В каждой стране на основе кооперативного законодательства соответствующими кооперативными или государственными органами обычно вырабатываются примерные уставы для каждой отрасли и разновидности кооперативного движения - от первичного кооператива до центральной ассоциации (союза, федерации).

При всех различиях кооперативного законодательства (что отражается и на содержании уставов) можно выделить ряд основных общих подходов к правовому регулированию деятельности кооперативных организаций.

Так, в большинстве случаев законодательство рассматривает кооперативы как общества, целыо которых является улучшение экономического положения своих членов путем организации коллективной деятельности по сбыту их продукции, производственному снабжению и обслуживанию их хозяйств, предоставлению им производственных услуг.

Обычно для признания кооператива в качестве юридического лица необходима его регистрация в установленном законом порядке (как правило, в нотариальной конторе или коммерческом суде). Иногда регистрации предшествует предварительная проверка соответствия устава действующему законодательству. Во Франции эти функции осуществляет Министерство сельского хозяйства, в Италии и Испании - Министерство труда.

С различной долей определенности в зависимости от специфики той или иной страны уставы обусловливают вступление в кооператив обязанностью соответствия профессиональной деятельности фермера профилю данного кооператива (однако, в Бельгии и Португалии это требование отсутствует).

Минимальное число членов, необходимое для создания кооператива, в большинстве стран - пять (в ФРГ - семь, Италии - девять, во Франции - семь для сбытовых и снабженческих обществ и четыре для объединений по совместному использованию сельскохозяйственной техники).
В Швеции уставы кооперативов четко определяют географические границы районов деятельности каждого из них. В других странах это требование в законодательстве и уставах отсутствует, или говорится о нежелательном создании в одном и том же районе двух кооперативов одинакового профиля. В Германии, Бельгии, Нидерландах, Финляндии уставы предусматривают недопустимость для фермера одновременно быть членом двух кооперативов одного и того же профиля, действующих в одном и том же районе и конкурирующих друг с другом.

Несмотря на значительные страновые различия в регулировании выхода из кооператива, уставы придерживаются, вопреки общепринятым принципам кооперативной демократии, ограничительной практики. В условиях быстрого сокращения числа фермерских хозяйств главный вопрос, связанный с прекращением членства в кооперативе, - это возвращение членам их паевых накоплений, что неизбежно ослабляет финансовую базу кооператива. Чтобы свести эти потери к минимуму, кооперативы обставляют выход членов из их состава соблюдением довольно сложных процедур, направленных на охрану экономических интересов кооперативных предприятий.

Минимальные сроки членства в кооперативе практически во всех странах так или иначе связаны со сроками выполнения обязательств, взятых на себя фермером при вступлении в него (а это может быть и два, и пять, и десять, а в некоторых кооперативах Франции даже 20 лет). Не допускается выход из кооператива до истечения срока взятых на себя членом обязательств (например, по поставке установленного количества продукции на переработку или закупке определенного количества средств производства в течение определенного времени).

Дальше всех в этом отношении идет кооперативное законодательство Франции, предусматривающее вообще отказ в прекращении членства с выплатой паевых взносов, если это может нанести ущерб нормальному функционированию кооператива или повлечет за собой сокращение паевого капитала ниже установленного уставом предела.

Практически во всех ПРС уставы требуют заблаговременного уведомления о выходе из кооператива (от четырех недель в Нидерландах до одного года в Испании и Швеции). Естественно, что в основе всех этих процедур лежит не административный, а экономический смысл. Нарушение процедур влечет за собой потерю паевых взносов, составляющих иногда значительные суммы, полученные в результате участия в кооперативной деятельности нескольких поколений многих фермерских семей.

В ряде случаев, например, в швейцарской и датской практике, уставы предусматривают возмещение фермером ущерба, связанного с его выбытием из кооператива. В других случаях выход возможен только в определенное время - после окончания хозяйственного года и подведения годового баланса. Во Франции кооператив может задержать возврат паевого капитала на 10 лет, если немедленная его выплата нанесет ему экономический ущерб. В Испании, Швеции, Бельгии этот срок составляет пять лет (но с выплатой за это время процентов), Австрии - три года, в Италии - два. В Нидерландах уставы некоторых кооперативов даже содержат положения о возможности невозврата паев, если выбывающий член не соблюдает устава. Например, паевые взносы не выплачиваются в случае исключения из членов кооператива (главным образом за грубые нарушения его устава, связанные с фальсификацией производимых продуктов, их подделкой, невыполнением взятых на себя перед кооперативом обязательств).

Уставом обычно предусматривается регулирование формирования паевого капитала кооперативов как одного из основных источников финансирования деятельности.

В большинстве стран внесение паевых взносов является обязательным условием членства в кооперативе. Размер и порядок внесения паев (помимо вступительного взноса, который не входит в сумму паевого капитала) определяются уставом в зависимости от вида деятельности кооператива. В большинстве кредитных и обслуживающих кооперативов предусмотрен равный для всех единовременный взнос. В сбытовых и снабженческих кооперативах размер паев и порядок отчислений в паевой капитал носят более дифференцированный характер.

В то же время кооперативная практика ряда стран дает примеры отсутствия паевых взносов, в таких случаях финансовая база кооперативов формируется за счет собственной хозяйственной деятельности, когда уже накоплен солидный собственный капитал и заемных средств. Такой порядок финансирования обычно связан с неограниченной или повышенной ответственностью членов по обязательствам кооперативов. При наличии паевых взносов ответственность каждого члена ограничивается, как правило, суммой его паев.

Поскольку основных источников пополнения собственных средств кооператива являются отчисления от прибыли, в уставах отражены довольно четкие и гибкие принципы их распределения. В кооперативах Италии и Франции в соответствии с кооперативным законодательством зафиксирован принцип обязательности отчислений от прибыли в резервный фонд кооператива (обычно от 5% до 10%), в другие фонды, а также размер процентов на паевой капитал при распределении прибыли между членами по паям. В большинстве же других стран уставы не фиксируют нормы отчислений, передавая этот вопрос целиком на усмотрение общего собрания, которое по рекомендации правления (или без нее) может принять решение направить всю прибыль на инвестиционные цели для расширения и модернизации производства. Обострение конкурентной борьбы на рынке продовольствия в 90-х гг. XX в. предопределило в большинстве случаев для кооперативов именно такую практику.

Часть фондов, состоящая из средств, накопленных кооперативами в процессе хозяйственной деятельности, является их собственностью и в отличие от паевого капитала не подлежит распределению между членами в случае выхода из кооператива.

Кредитная форма финансирования представлена государственными (как правило, льготными) и муниципальными кредитами, займами в кооперативных (реже в частных коммерческих) банках, а также иногда краткосрочными кредитами членов кооперативов.

Кооперативная практика ряда стран (в первую очередь Франции) предусматривает также возможность участия в формировании паевого капитала так называемых «присоединившихся лиц -не членов» (главным образом членов кооператива, прекративших с ним свои деловые операции, но формально сохраняющих свое членство, а также наемных рабочих кооператива). Количество этих «присоединившихся лиц» не должно превышать 20% общей численности членов. Согласно законодательству Франции выплата дохода владельцам этих паев не должно быть выше 8%. Другой формой добровольного участия в пае накоплений являются именные сертификаты сроком от 3 до 10 лет. Приобретать их имеют право только члены кооператива. Сертификаты не сливаются с обычным паевым капиталом, а идут на формирование так называемых фондов кооперативного развития. По сертификатам сроком до трех лет выплачивается 2,75% годовых, до 10 лет - 5,75%.

Распределение прибылей кооператива между его членами осуществляется либо путем начисления процентов на паевой капитал, либо пропорционально объему экономической деятельности каждого члена в течение истекшего года, либо в комбинации того и другого - в соответствии с тем, как решает этот вопрос устав каждого конкретного взятого кооперативного общества.

При распределении прибыли по паевому капиталу в большинстве стран закон диктует максимальную процентную ставку начислений на этот капитал. Например, во Франции, Бельгии, США он составляет 8%, в Швеции соответствует учетной процентной ставке государственного банка. В таком случае получаемые членами кооператива доходы освобождаются от налогообложения. Если же процент начислений превышает установленный законом максимум, доходы кооперативов рассматриваются как дивиденды акционерной компании и подлежат налогообложению как таковые.

Многие сбытовые, снабженческие кооперативы практикуют распределение доходов независимо от размеров паевого капитала, а с зачетом объема экономической деятельности каждого члена в истекшем хозяйственном году. При этом обычно причитающаяся каждому часть прибыли выплачивается не непосредственно как таковая, а в форме надбавки к цене за поставленную на переработку в кооператив продукцию, скидки с цены приобретенных в кооперативе орудий и средств производства, снижения расценок на предоставляемые услуги (и необязательно в текущем, но и в следующем после отчетного, году). Такой предусмотренный законом принцип распределения прибыли позволяет кооперативам снизить до минимума сумму подлежащей налогообложению прибыли, так как полученные фермерами кооперативные доплаты включаются в издержки производства.

Спектр реализации принципа обязательности участия в экономической деятельности кооператива имеет чрезвычайное многообразие форм в зависимости от конкретных условий. В ряде случаев уставы отдельных кооперативов (а иногда даже целых отраслей) исходят из требования к своим членам вести все их деловые операции через кооператив согласно его профилю. Такое правило, например, существовало в большинстве молочных кооперативов на ранней стадии их развития (а во многих из них существуют поныне). В некоторых странах (особенно в Скандинавии) непременным условием вступления в кооператив было подписание обязательства о поставке на кооперативный маслодельный или сыродельный завод всего товарного молока.

Такие обязательства, подписанные в свое время дедами и прадедами нынешних фермеров при их вступлении в кооператив, переходили потом по наследству к следующим поколениям, действуя в том же виде и поныне или воплотившись в соответствующие положения уставов. Правда, в тех странах, где уже на протяжении жизни нескольких поколений фермеров молочная промышленность представлена кооперативным сектором (как, например, в той же Скандинавии и Ирландии), это требование носит «академический» характер, будучи данью прошлому, когда кооперативные предприятия вели борьбу за выживание в обстановке острой конкуренции с частными молочными заводами.

Высокая конкурентоспособность кооперативного сектора в целом, завоевание кооперативами своего рода монопольного положения не привели к застою молочной промышленности, к лихоимству и своеволию (как следствие всякого рода монополии) с их стороны в области цен. Этому препятствует конкуренция на национальном и международном рынках между самими кооперативными предприятиями, которые для успешного функционирования непрерывно совершенствуют свою производственную деятельность.

Аналогичная ситуация наблюдается в кооперативах, объединяющих специализированные фермерские хозяйства в масштабе всей страны или крупного региона. При этом некоторые кооперативы по своему функциональному характеру предполагают обязательность производственных экономических связей с ними фермерских хозяйств (например, общество по ирригации земель, по совместному использованию пастбищ, по снабжению электричеством, совместному использованию техники - телефонные кооперативы и т.д.).

Наряду с этим все большее распространение получает практика долгосрочных, регулярно возобновляемых контрактов между кооперативами и их членами. В этом отношении заслуживает внимания практика датских кооперативных свинобоец, которые организуют поставку свиней на забой из хозяйств их членов по системе специальных карточек. В основе системы лежит согласование в конце года с каждым членом кооператива квоты на поставку им свиней на забой в предстоящем году. Согласно квоте, каждому члену выдается соответствующее число специальных карточек с точным указанием времени поставки каждой партии. В случае невозможности выполнить свои обязательства фермер должен заблаговременно сдать соответствующее число этих карточек в кооператив, правление которого распределяет их между другими его членами.

В контрактах между кооперативом и его членами обычно указываются количество, качество и сроки поставок продукции на переработку; объем закупок средств производства; объем и характер производственных услуг, оказываемых кооперативом; способы и средства доставки и упаковки товаров и т.д.

Особое внимание уделяется качеству продукции. В голландских молочных кооперативах, например, молоко низшего качества принимается по цене составляющей 30% стоимости продукции 1-й категории.

В соглашениях датских мясных кооперативов со своими членами на поставку свиней на забой содержится пункт, запрещающий использовать в качестве компонентов комбикормов гормональные препараты и рыбную муку, которые, обеспечивая хорошие привесы, отрицательно сказываются на вкусовых качествах бекона. Примерно 3/4 производимого в Дании бекона в течение последних ста лет экспортируется в Великобританию, и он традиционно стоит дороже бекона, поставляемого на рынок английскими фермерами или экспортируемого из других стран. Естественно, что датские кооперативы весьма дорожат безупречной репутацией.

Фермер, уличенный в нарушении указанного пункта соглашения, немедленно исключается из кооператива, что означает для него потерю репутации честного сельского хозяина и практически невозможность заниматься коммерческим сельскохозяйственным производством, поскольку кооперативы доминируют в сбыте сельскохозяйственной продукции.

В отношении кооператива при нарушении им условий договора (например, невывоз вовремя из хозяйства продукции, нарушение срока поставки средств производства или предоставления услуги, что могло привести, а тем более привело, к нарушению технологического процесса производства) предусматривается штраф в пользу фермера с возмещением не только причиненных убытков, но и упущенной выгоды. Надо сказать, что в кооперативной практике нарушение контрактов, как с той, так и с другой стороны настолько редко, что на протяжении последних лет в специальной прессе большинства стран не было зафиксировано сколько-нибудь серьезных случаев подобного рода.
Повсеместное сокращение в последние годы количества сельскохозяйственных кооперативов, как следствие быстрого уменьшения числа фермерских хозяйств, таит в себе угроз) сужения объема экономической деятельности кооперативного сектора и социальной базы кооперативного движения. Реакцией на такое развитие событий в большинстве стран является снятие ограничений на развитие деловых отношений кооперативов с товаропроизводителями, не являющимися их членами, и выработка регламента таких отношений.

Так, кооперативные уставы Франции, допуская возможность пользоваться услугами кооператива и участвовать в его экономической деятельности фермерам - членам, ограничивают это участие 20% объема оборота. В Германии, Италии, США этот показатель не должен превышать 50%. В Великобритании, Дании, Швеции типовые уставы в принципе предусматривают желательность такого участия и предоставляют каждому кооперативу решать этот вопрос по своему усмотрению.

Деловые отношения с фермерами - не членами строятся почти исключительно на контрактной основе. Эти фермеры свободны от обязательств принимать участие в формировании кооперативных фондов, но они и не участвуют в распределении прибылей.

Высшим органом каждого кооператива является общее собрание его членов (в очень крупных объединениях - собрание уполномоченных). Принцип «один член - один голос» в целом рассматривается как основополагающий для сельскохозяйственных кооперативов. Однако в кооперативной практике допускается отступление от него, что чаще всего встречается при принятии решений на собраниях уполномоченных не первичных кооперативов, т.е. всякого рода кооперативных союзов. Основанием такого подхода может быть и величина капитала, и число членов отдельных первичных кооперативов, входящих в союз. Но, как правило, основной принцип кооперативной демократии неукоснительно соблюдается при рассмотрении изменения устава общества и во всех тех случаях, когда для принятия решения требуется квалифицированное большинство.

Обычно общее собрание (или собрание представителей) избирает правление и совет наблюдателей (или ревизионную комиссию), которые назначают совет директоров (или управляющего) в тех случаях, когда председатель и другие члены правления не занимают штатных должностей и работают на общественных началах, а экономической деятельностью кооператива руководят наемные квалифицированные менеджеры (как из его членов, так и со стороны), ответственные перед правлением и общим собранием.

Совет наблюдателей (ревизионная комиссия) осуществляет контроль за деятельностью правления (директоратом). В уставах оговариваются вопросы, по которым для принятия решения правление должно предварительно получить согласие совета наблюдателей. Функции совета наблюдателей, или ревизионной комиссии, не следует смешивать с задачами проведения финансовых ревизий, проверкой правильности ведения бухгалтерского учета и различного рода других проверок - этим занимаются специальные ревизионные государственные или кооперативные службы. Члены правления, или директората, ни при каких условиях не могут входить в состав совета наблюдателей.

Существенным элементом кооперативной демократии является зафиксированное в законодательстве и в кооперативных уставах ряда стран участие в управлении кооперативами наемных рабочих. В Германии в правлениях кооперативов с числом занятых свыше 500 наемных рабочих им предоставляется 1/3 мест, а с количеством занятых свыше 2 тыс. - до 50% (но с условием, что они не являются членами кооператива). В Австрии при занятости в кооперативе свыше 400 постоянных рабочих включение их представителей в правление обязательно (до 1/3 мест). В Испании в кооперативах, имеющих не менее 50 занятых, в состав правления входит как минимум один их представитель. Несколько по-иному этот вопрос решается во Франции, где из представителей наемных работников кооперативов при каждом из них создаются специальные консультационные органы, имеющие право делегировать в правление до 1/3 его состава. Однако эти правила распространяются главным образом на рабочих, имеющих намерение вступить в дальнейшем в кооператив и принимающих участие в его финансировании.

Источник: Научно-практический журнал "Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики", №3, 2009.