Становление системы сельских кредитных кооперативов в Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы» рассматривается как одно из ключевых условий повышения устойчивости малых форм хозяйствования на селе. Такая принципиальная постановка вопроса особо важна, поскольку ныне развитие форм малого агробизнеса служит основой становления среднего класса — необходимой опоры устойчивого развития сельских территорий.

 

За последние годы в периодической печати появился ряд статей, посвященных значению сельскохозяйственных кредитных кооперативов, опыту их деятельности в отдельных регионах России. Однако в них фактически не освещены назревшие проблемы нормативно-правового обеспечения эффективного функционирования этой специфической формы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В определенной мере восполнить данный пробел — цель настоящей публикации.

Основополагающим фактором, способствующим становлению и развитию сельской кредитной кооперации как полноправного участника финансового рынка, является создание качественной нормативно-пра-вовой базы, регулирующей деятельность кредитных кооперативов различного уровня.

Кредитная кооперация в настоящее время регулируется рядом действующих законов: Гражданским кодексом Российской Федерации, часть I, ст. 116, отрывочно Федеральным законом от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», фрагментарно и в сочетании с другими видами кооперации в сельском хозяйстве Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации», систематизированно в федеральных законах от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах». Такое положение лишает область регулирования правоотношений в кредитной кооперации необходимой однородности, не способствует развитию ни собственно кредитных кооперативов, ни кредитного кооперативного движения в целом.

Сберегательно-заемным отношениям как предмету правового регулирования кредитных кооперативов свойственна системность, предполагающая установление отношений между этими кооперативами — юридическими лицами на различных уровнях, а также с другими пра-восубъектами финансового рынка. Для участия в нем кредитным кооперативам правовым порядком важно обеспечить достаточную транспарентность и надежность, что предполагает необходимость централизованного экономического регулирования соответствующим государственным органом.

Применительно к сельским кредитным кооперативам введены жесткие ограничения их деятельности в виде норм запретительного характера:

Для защиты финансовых интересов членов сельских кредитных кооперативов Федеральный закон 8 декабря 1995 г. № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации» обязал кооперативы устанавливать размеры резервных фондов для обеспечения непредвиденных расходов и страховать риск невозврата займов по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика. Уставом кредитного кооператива или решениями общего собрания членов также необходимо определить нормативы его финансовой деятельности и ограничения следующих соотношений: размеров паевого и резервного фондов; собственного капитала и активов баланса; активов баланса и текущих обязательств; максимальной суммы займа, выдаваемой одному заемщику, и активов баланса; величины временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи, которая не может превышать 50% средств этого фонда.

В таблице представлены положения по защите интересов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, содержащиеся в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации»

Защита финансовых интересов членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператив

Существующие стандарты

Норматив

Ст. 40.1 п. 9
Кооператив обязан формировать резервный фонд (для обеспечения покрытия непредвиденных расходов)

Ст. 40.1 п. 11
В обязательном порядке уставом или решением общего собрания кооператива устанав ливаются ограничения на соотношения* кооператива устанав-

размеров паевого и резервного фондов

Законом не установлено

собственного капитала кредитного кооператива и активов его баланса

Законом не установлено

активов баланса кредитного кооператива и его текущих обязательств

Законом не установлено

максимальной суммы займа, выдаваемой одному заемщику, и активов кредитного кооператива

Законом не установлено

величины временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи

Не может превышать 50% средств этого фонда

В настоящее время недостаточно разработаны институциональные регламенты в финансово-экономической сфере, формы воздействия механизма государственного регулирования как надзора, отсутствует вторичное законодательство (правила и инструкции).

Представленные нормы российского кооперативного права не защищают рынок от недобросовестных организаций, создаваемых и работающих под вывеской кредитных кооперативов, и сами кредитные кооперативы от чрезмерного риска деятельности.

Все нормы кредитного кооперативного права следует разделить на два вида: общие и пруденциальные. Первые регулируют систему кредитной кооперации, правовой статус кредитной организации и деятельность кредитного кооператива в целом. Соблюдение вторых снижает риск проведения заемных операций. Слово «пруденциальный» имеет латинское происхождение и переводится как «осторожный». В английском языке, например, слово «prudential» означает «благоразумный». Соответственно, «prudential credit cooperativ supervision» — это пруденциальный контроль в кредитных кооперативах. Под пруденциальными нормами деятельности понимаются нормативы, устанавливающие:

В период становления кредитной кооперации важно использовать все три позиции пруденциальных норм для кредитных кооперативов, потому что бухгалтерский учет необходим для дальнейшего развития кредитной кооперации, а со временем оставить первые две.

Пруденциальные нормы относятся к разновидности ограничительных правовых норм. Способ правовых ограничений применяется в сферах, где нецелесообразен запрет, но субъект следует стимулировать к воздержанию от чрезмерного риска и направить в нужное русло.

Кредитная организация обязана в итоге такого регулирования проявлять достаточную осторожность. Ограничения предусмотрены в любой норме, поскольку она не безгранична, но в таких нормах они преобладают.

В дореволюционный период в России в отношении кредитных товариществ устанавливался надзор со стороны инспекторов мелкого кредита, назначавшихся Государственным банком. Госбанк составил «Наказ об отношении Госбанка к кредитным товариществам» (утвержден министром финансов 7 августа 1897 г.). В настоящее время надзор за деятельностью кредитных кооперативов и в частности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов отсутствует. Только в период реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» субъекты Российской Федерации отчитывались перед Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по определенной форме, дальнейший мониторинг осуществляется посредством предоставления годовой отчетности в виде «Формы № 1-спрК», что относится к непруденциальным требованиям. Такие базовые данные, как количество кредитных кооперативов, размер вкладов или общей суммы активов кредитного кооператива, необходимо собирать из различных источников, хотя и эти сведения не отличаются точностью.

Регулировать деятельность кредитных кооперативов целесообразно посредством соответствующих нормативов, введенных в действие уполномоченным органом. В их число включаются нормы, обеспечивающие экономическую стабильность кредитных институтов за счет поддержания минимального размера и достаточности капитала кооператива, его ликвидности и платежеспособности, регулирования риска при совершении тех или иных ссудо-заемных операций. Безопасность кредитного института во многом определяется тем, насколько его деятельность отвечает этим экономическим параметрам. Все нормативы следует делить на обязательные и оценочные. Первые обязательны для выполнения кооперативами, вторые — детализируют обязательные и служат для углубленного анализа ликвидности и финансовой устойчивости кооперативной организации.

К обязательным нормативам относятся:

нормативы достаточности капитала и платежеспособности (Р). Норматив достаточности капитала Р1 устанавливает соотношение капитала кредитного союза к суммарным обязательствам на уровне не менее 10%. Норматив коэффициента платежеспособности Р2 предназначен для минимизации рисков, связанных с выполнением кредитным союзом своих обязательств. Он введен в виде соотношения регулятивного капитала к сумме активов, взвешенных по степени риска, и суммой остатка обязательств членов кредитного кооператива перед третьими лицами, за которых он выступает поручителем, также взвешенных по степени риска.

Нормативы качества активов (А). Первый норматив А1 устанавливает соотношение между суммой задолженности по просроченным, сомнительным, безнадежным и пролонгированным займам, которая не может превышать 100% регулятивного капитала за вычетом капитала, образованного за счет дополнительных паевых взносов. Второй норматив А2 берется в виде соотношения между общей задолженностью по тем же категориям займов, не покрытой сформированными резервами обеспечения, и задолженностью по взятым кредитным кооперативом ссудам.

Норматив доходности (R). По этому нормативу определяется соотношение между нераспределенным доходом предыдущего периода, а также фактическим доходом отчетного периода и величиной затрат кредитного кооператива, увеличенной на сумму дохода, направляемого в резервный капитал, а также распределяемого на паевые взносы.

Нормативы ликвидности (L). По нормативу L1 — моментной ликвидности — определяется соотношение размера денежных средств в кассе кредитного кооператива и на текущих счетах в банках к сумме взносов его членов на депозитных счетах до востребования. По нормативу краткосрочной ликвидности L2 определяется соотношение ликвидных активов со сроком погашения до одного года и краткосрочных обязательств со сроком погашения до одного года.

Кредитные кооперативы и объединения кредитных кооперативов следует классифицировать по трем режимам регулирования и соответственно кредитные кооперативы целесообразно относить к одной из трех групп.

В первую группу зачисляются организации, деятельность которых связана с высокими рисками, при этом размер активов на дату представления отчетности более 100 млн руб., может быть в наличии филиальная сеть, в составе операций находится деятельность по переводу денежных средств, доля кредитов с высоким риском в отношении к капиталу превышает 10%, а в суммарном ссудном портфеле — более 60%.

Ко второй группе относятся кредитные кооперативы, чьи активы на дату представления отчетности составляют от 40 млн до 100 млн руб. включительно. Эти организации могут иметь филиалы и представительства.

В третью группу входят кредитные кооперативы с активами на дату представления отчетности в сумме менее 40 млн руб.

Предлагаемую совокупность экономических нормативов следует дифференцировать в зависимости от отнесения кредитных кооперативов к тому или иному режиму регулирования деятельности.

Полагаю, что укрепление и развитие нормативной базы сельскохозяйственных кредитных кооперативов будет способствовать их эффективному функционированию.

Экономика сельского хозяйства России, №6, 2010