КАК Я ПОЛУЧАЛА КРЕДИТ НА ПОКУПКУ СЛАВЯНСКОГО ШКАФА

Банковская реклама утверждает, что взять потребительский кредит проще простого. "Кредит за пять минут!"; "Кредит под 0%!"; "Первый взнос - 10 руб!" - такими плакатами увешаны улицы всех крупных городов. Обозреватель "Известий" решил на собственном опыте проверить искренность этих обещаний. И вот что из этого вышло.

 

Как я получала кредит

Я много раз писала о новых технологиях в потребительском кредитовании и наконец сама решила проверить, так ли это быстро, выгодно и удобно, как обещает реклама. Буклет банка "Русский стандарт" предлагал мне беспроцентный кредит на три месяца. В альтруизм банкиров я не верила, поэтому накануне решила позвонить в салон электроники "М.Видео" и узнать, во сколько реально обойдется кредит. "Ноль", - заверили в магазине. "И никаких дополнительных комиссий и платы за ведение счета?" - "Никаких". Я ничего не понимала. На том конце провода пустились в объяснения: "Нет, благотворительностью никто заниматься не собирается. Это обыкновенная сделка. Магазин вместо новогодних скидок снижает на 2,5% цены на товары, купленные в кредит. Только скидку получает не покупатель, а банк. По кредиту на три месяца как раз набегает 2,5. Магазин и банк рассчитываются между собой, а человек получает беспроцентный кредит на три месяца, покупая технику за ту же цену, что и остальные покупатели".

Похоже, мне подвернулся случай набраться практического опыта, не заплатив за это ни копейки. "Гулять так гулять", - решила я и облюбовала для покупки в кредит большущий телевизор, домашний кинотеатр, а заодно и караоке. Все вместе тянуло на кругленькую сумму, но в успехе я не сомневалась. Всем критериям качественного заемщика я отвечала: постоянная работа в центральной газете, большая квартира на Мичуринском проспекте, загородный дом, машина - все свидетельствовало о достатке и несомненной кредитоспособности.

Вам отказано

Бесплатного кредита жаждала не только я. У банковской стойки собралось человек десять. Несколько - томились в очереди, остальные за столом трудились над анкетами.

Лицевая сторона анкеты никакой проблемы не составила. Банк обязательно хотел знать, кто я, данные моих паспортов - внутреннего и заграничного, водительского удостоверения, страхового свидетельства. А также где я живу, сколько зарабатываю, чем владею и в придачу все контактные телефоны и e-mail. Перевернув лист, я тут же "притормозила". На графе "Ф.И.О. руководителя предприятия". Имя и фамилию нашего главного редактора я, конечно, знала, но вот отчество... "Ладно, обойдемся без отчества", - решила я и двинулась дальше. Контактный телефон организации и адрес редакции я списала с газеты. Следующим значился телефон отдела кадров. Его я наизусть тоже не знала, собственно, как и большинство людей, заполнявших рядом со мной анкеты. Заверив банк, что я уже 10 лет работаю в центральных СМИ и с места на место не прыгаю, не являюсь руководящим работником и владею ВАЗ 2110, я закончила заполнение анкеты и отправилась к стойке

Передо мной стояли двое. Первой была женщина средних лет в кожаной куртке и сиротской вязаной шапке. С ней возились долго. Мадам проигнорировала в анкете все обязательные вопросы, а заполнила только то, что банк не особенно хотел знать. Операционистке пришлось вместе с ней заполнять анкету, на что ушло минут двадцать. Несмотря на безалаберность, скромный доход и ничем не примечательную работу - рабочая на небольшом предприятии по производству игральных автоматов, - дама кредит все-таки получила.

Следующим в очереди был бомжеватого вида молодой человек, явно с перепоя, работающий грузчиком. На этот раз чуда не произошло, минут через десять товарищ получил от ворот поворот. И вот наконец настал мой черед. Сотрудница банка просто перенесла данные анкеты в компьютер, не задав ни одного вопроса. Чем несказанно меня удивила. А если бы я все выдумала?

Через пару минут я удивилась еще больше. "Вам отказано", - прозвучало как гром среди ясного неба. Такого поворота я никак не ожидала. Я обратилась к девушке: "Вы, может быть, в моем заработке ноль потеряли?" - "Нет, все верно". Я ничего не понимала. Объяснение могло быть только одно: скоринговой программе не понравилась моя безответственность. Похоже, работник, не знающий отчество руководителя и телефон отдела кадров газеты "Известия", доверия у компьютера не вызвал. Со злости я закупила сразу всю намеченную технику, оплатив покупку наличными. Пусть и банк и весь мир видит мою кредитоспособность. Вот только было жалко потраченного времени: в магазин я вошла в полвторого, уходила - в четвертом часу.

Без шпаргалки

"Тебе, банковскому обозревателю, не дали кредит!" - на следующий день надо мной потешась и дома, и в редакции. Превращаться в ходячий анекдот не хотелось, поэтому, заучив отчество главного редактора и телефон отдела кадров, я стала придумывать, что бы мне еще прикупить в кредит. Конечно, "славянский шкаф"! В магазине ИКЕА выдавал кредиты ДельтаБанк. Я подготовилась заранее, скачала анкету с сайта ДельтаБанка и заполнила ее дома. В отличие от анкеты "Русского стандарта", здесь пришлось рассказывать о своих пластиковых картах, наличии кредитов и расписывать не только доходы, но и расходы.

Заполненный дома листок у меня отобрали как шпаргалку на экзамене и тут же выдали чистый бланк. "А вдруг вы все списали", - последовало объяснение. Теперь я снова не помнила телефон отдела кадров. Пришлось вытаскивать на свет божий анкету "Русского стандарта". Чтобы никто ни о чем не догадался, я сложила листок в несколько раз. Все равно анкету узнали.

- У вас есть кредиты в других банках? - тут же последовал вопрос.

- Нет.

- Тогда откуда у вас анкета "Русского стандарта"?

И это был только один вопрос из целой череды. Пока я заполняла анкету, служащая, подсматривая в мой листок, заносила данные в компьютер. Одновременно сыпались вопросы: "Какое к вам ближайшее метро, что это за квартира, какой гараж снимаю, застрахован ли загородный дом, где он расположен и его площадь". Девушка полюбопытствовала, давно ли я работаю в газете, сколько мест работы сменила за три года, имя и телефон моего непосредственного руководителя (это я знала!), что у меня за машина, давно ли ее купила и где, сколько человек всего работает в газете. Последний вопрос несколько огорошил: "Чем обозреватель отличается от корреспондента?" - "Ему больше платят", - нашлась я, и на этом блицопрос закончился.

И хотя в рекламке банка значилось "получение кредитов по паспорту и водительскому удостоверению", к концу процедуры я с удивлением обнаружила на столе все свои документы. Из сумки на стол перекочевали документы на машину, мои пластиковые карты, редакционное удостоверение, страховые свидетельства, права, загранпаспорт - в общем, абсолютно все, что было у меня с собой. С редакционного удостоверения мадам даже решила снять ксерокопию. И все так ненавязчиво: "А вы не могли бы дать, а вы не могли бы показать?"

Итак, за 25 минут я стала обладателем новенькой кредитной карты, которой и расплатилась за покупку. Огорчил довольно высокий процент кредитования - 23% годовых. То есть за пользование кредитом (13 937 руб.) через месяц мне придется выложить 265 руб. (1,9% в месяц). К тому же моя кредитная карта не "любила" другие магазины и при оплате в них требовала дополнительных комиссий - по 4% от суммы платежа.

Новые схемы потребительского кредитования

В ближайшее время специалисты ожидают появления нескольких новаций в потребительском кредитовании. Во-первых, появится схема совмещения кредитного продукта и системы лояльности (бонусные баллы). Это позволит заемщику не только тратить кредитные средства, но и зарабатывать при этом.

Во-вторых, использование кредитной карты в нескольких режимах: в виде инструмента нецелевого кредитования с grace-периодом (льготный период, в течение которого на используемую сумму кредита начисляются проценты по пониженной ставке), а также в виде инструмента потребительского кредитования по совместным акциям с торговыми и сервисными точками.

Еще одной новой услугой в сфере потребительского кредитования станут "социальные кредиты", когда между предприятием, банком и поставщиком заключается трехсторонний договор о кредитовании банком сотрудников предприятия на приобретение продукции поставщика. А между банком и сотрудниками - непосредственно кредитный договор с условием удержания ежемесячных платежей из суммы заработной платы.

Ольга РУЖИНА

Источник: Известия

 

Протекция webmoney