Развитие личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств становится одним из важнейших направлений в аграрной политике России, так как в них производится значительная доля продукции отрасли. В связи с этим встает вопрос о целесообразности кооперации малых форм хозяйствования на селе, использовании преимуществ общественного разделения труда. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что многие проблемы кооперативного движения в аграрном секторе легче решить, используя программные подходы.

В АПК Краснодарского края на начало 2013 г. действовали 172 сельскохозяйственных потребительских кооператива различной специализации, в том числе 59 кредитных, 82 снабженческо-сбытовых, 18 перерабатывающих и 13 обслуживающих. Члены кооперативов — владельцы личных подсобных (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х), их более 4тыс., стоимость основных производственных фондов — более 50 млн руб.

В Краснодарском крае выстроена двухуровневая система сельскохозяйственной потребительской кооперации. Кооперативы первого уровня (районные) объединяются и создают кооперативы второго уровня. Кооперативом второго уровня признается сельскохозяйственный потребительский кооператив, являющийся региональным центром и выполняющий функции поддержки потребительских кооперативов первого уровня, расположенных в районных центрах и населенных пунктах. Кооператив второго уровня создается кооперативами первого уровня на добровольной основе.

С целью облегчения доступа потребительских кооперативов к кредитным ресурсам в крае создан и успешно работает гарантийный фонд поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации, средства которого переданы кооперативам второго уровня и используются в качестве поручительства при оформлении районными кооперативами кредитов в банке.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы края охватывают различные аграрные направления и отрасли, поддерживаются государством, как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Так, 19 сельскохозяйственным потребительским кооперативам Кубани в 16 муниципальных образованиях Краснодарского края с целью расширения сети заготовительных пунктов приема молока у граждан переданы стационарные молочные пункты. Работу кооперативов стимулируют органы власти края. Проводится краевой конкурс, по результатам которого кооперативам предоставляются льготы на приобретение комплектов оборудования по переработке молока и мяса с отсрочкой и рассрочкой платежа. В Новокубанском районе завершено строительство мини-молокозавода, который действует в системе сельскохозяйственного потребительского кооператива по заготовке и переработке молока. С 2011 г. подобный молочный завод функционирует в Успенском районе. В Динском районе благодаря поручительству гарантийного фонда сельскохозяйственный потребительский кооператив «Артель» приобрел мини-молокозавод. С укреплением материально-технической базы заготовки и переработки молока возрос интерес населения к увеличению его поставок на переработку в кооперативы.

В последние годы кооперативами второго уровня «Гарант Кубани» и «Деловой партнер» предоставлено 87 поручительств районным кооперативам на сумму более 188 млн руб. Эти поручительства дали возможность кооперативам первого уровня на каждый рубль бюджетной помощи привлечь дополнительно 8 руб. из других источников.

Успешно работают кооперативы Абинского, Гулькевичского, Динско-го, Ейского, Мостовского и Усть-Лабинского районов. Положительную роль в решении их проблем сыграла поддержка гарантийного фонда, благодаря которой стало возможно наладить более тесное взаимодействие сельскохозяйственных потребительских кооперативов кредитного и снабженческо-сбытового направлений.

В рамках реализации краевой целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования» в 2011 г. увеличен гарантийный фонд выдачи поручительств по кредитам К(Ф)Х на развитие овощеводства, в том числе защищенного грунта, строительство и реконструкцию семейных ферм, предприятий по производству мяса уток и индейки. Из краевого бюджета в 2012 г. гарантийному фонду было выделено более 122 млн руб. Они направлены на предоставление гарантий по кредитам, получаемым сельскохозяйственными кредитными кооперативами первого уровня; финансирование этих кооперативов при создании их членами — крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами — объектов инфраструктуры (строительство и приобретение овощехранилищ, боен, кооперативных рынков, перерабатывающих предприятий, техники и оборудования).

Положение дел с развитием сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе существенно улучшилось после принятия Законодательным собранием Краснодарского края в 2007 г. целевой программы  «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Краснодарском крае», в которой содержался перечень мероприятий, сроки их реализации, объемы и источники финансирования. На выполнение программы из средств краевого бюджета выделили 73665,7 тыс. руб., в том числе субсидии на оказание услуг, связанных с финансовым посредничеством в обеспечении исполнения обязательств, — 52140,7 тыс. руб., субвенции сельскохозяйственным потребительским кооперативам второго уровня на предоставление поручительства по банковским кредитам — 14875 тыс., субсидирование части затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов на приобретение необходимого технологического оборудования, транспорта, производственных помещений и сооружений — 5600 тыс., повышение квалификации и переподготовку кадров для кооперативов — 750 тыс., издание информационных материалов (брошюр, листовок, буклетов) для сельскохозяйственных потребительских кооперативов — 300 тыс. руб.

Основанием для разработки программы стал Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и соглашение о сотрудничестве между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и администрацией Краснодарского края по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Разработчиками, координаторами и исполнителями мероприятий программы выступили Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и Управление по закупкам для государственных нужд Краснодарского края.

Задачами программы были повышение занятости и доходов сельских жителей, развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов по заготовкам, переработке и реализации сельхозпродукции, снабжению, обслуживанию и другим видам деятельности, создание условий для привлечения ими кредитных ресурсов. В ходе реализации программы число сельскохозяйственных потребительских кооперативов различной специализации увеличилось на 48, повысился совокупный оборот денежных средств на 244 млн руб.

Производственный и социальный потенциал К(Ф)Х, ЛПХ, малого предпринимательства на селе используется пока недостаточно из-за отсутствия эффективной системы материально-технического и производственного обслуживания, сбыта и переработки продукции. Малые хозяйства производят сельскохозяйственную продукцию в небольших объемах и, как следствие, не способны выгодно ее продать. Крупные торговые и снабженческие организации не проявляют интерес к сотрудничеству с личными подсобными хозяйствами из-за больших затрат на организацию закупок и транспортировку сельхозпродукции. Такая ситуация приводит в ряде случаев к сокращению объемов производства К(Ф)Х и ЛПХ, снижению занятости и доходов сельского населения. Многие проблемы организации производства, переработки и реализации сельхозпродукции могут быть решены путем горизонтальной и вертикальной кооперации, то есть участия крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в деятельности соответствующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В этом направлении ведут целенаправленную работу как краевые, так и муниципальные органы власти Краснодарского края. На территории края работают 186 стационарных и передвижных пунктов приема молока, 66 пунктов по забою и приему крупного рогатого скота и свиней, 233 пункта по приему овощей, плодов и ягод. Закупка продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами, в крае осуществляется перерабатывающими предприятиями, организациями системы потребительской кооперации, индивидуальными предпринимателями. Кроме того, выращенную продукцию граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, реализуют на рынках самостоятельно.

Однако в ряде муниципальных образований края остаются проблемы со сбытом продукции, занижаются цены посредниками-перекупщиками. Уровень материально-технического снабжения сельскохозяйственных потребительских кооперативов нередко остается низким. Услуги по обработке почвы, уборке урожая, зооветеринарные и транспортные, снабжению кормами сельскохозяйственные предприятия оказывают не всегда качественно и своевременно.

К основным факторам, сдерживающим развитие потребительской кооперации, можно отнести несовершенство действующих правовых, организационных, экономических и социальных механизмов кооперирования; низкий уровень доходов личных подсобных хозяйств, не позволяющий обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности кооперативов; недоступность банковских кредитов, слабое развитие кооперативных систем оказания финансовых услуг крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам; недостаток, а порою и отсутствие квалифицированных кадров.

Реализация заложенных в программе мер по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов позволила облегчить доступ крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам во многих районах края к рынкам сбыта готовой продукции, материально-техническим ресурсам, услугам по выполнению полевых и транспортных работ. Во многих муниципалитетах удалось повысить занятость и доходы сельских жителей, увеличить объемы и повысить эффективность производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами.

В большинстве районов созданы сельскохозяйственные потребительские кооперативы по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, снабжению, обслуживанию и другим видам деятельности; повышена информированность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянское (фермерское) хозяйство, индивидуальных предпринимателей о преимуществах их участия в деятельности кооперативов; созданы условия для привлечения кредитных ресурсов кооперативами.

Были подготовлены и распространены образцы учредительных документов по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, информация об их деятельности, подготовлены рекламные материалы для средств массовой информации, организовывались встречи представителей успешно работающих сельскохозяйственных кооперативов с руководителями кооперативов края для обмена опытом. Разработаны механизмы создания кооперативов последующих уровней, ассоциаций, союзов и других объединений сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Для выполнения этих мероприятий были сформированы инициативные группы и подобраны кадры по оказанию содействия в подготовке учредительных документов и регистрации кооператива.

Значительно больше стало издаваться информационных материалов — брошюр, листовок, буклетов, справочников по нормативно-правовой базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В информационных материалах содержались сведения об объединениях К(Ф)Х и ЛПХ и характере предоставляемых ими услуг; организациях по обучению, оказанию информационных, консультационных, маркетинговых, финансовых, лизинговых и прочих услуг кооперативам; развитии аграрных отраслей экономики в муниципальных образованиях края, условиях участия в них кооперативов; негосударственных программах и проектах для сельхозкооперативов; условиях участия кооперативов в конкурсном отборе при организации закупок сельхозпродукции для государственных и муниципальных нужд. Улучшилась работа по повышению квалификации и переподготовке кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов (бизнес-планирование, маркетинг, ценообразование и т.д.).

Из краевого бюджета субсидируется часть затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов на приобретение технологического оборудования, транспорта, производственных помещений и сооружений для закупки, транспортировки, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в форме авансирования до 30% на условиях рассрочки (отсрочки) платежа. Порядок предоставления субсидий кооперативам второго уровня утверждается постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

Увеличение объемов производства продукции малыми формами хозяйствования, в свою очередь, позволило другим отраслям экономики края увеличить налогооблагаемую базу (мультипликативный эффект по результатам реализации).

Однако ряд объективных и субъективных причин сдерживает развитие кооперативного движения в АПК края. Не в полной мере пока осуществляется и государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей по сравнению с развитыми странами, ощущается недостаток и недоступность финансовых ресурсов для развития отраслей сельского хозяйства. Ныне действующие на рынке финансовых услуг финансово-кредитные организации не всегда отвечают интересам представителей малых форм хозяйствования на селе и кредитуют, как правило, в основном крупных заемщиков. Одним из путей решения данной проблемы может стать развитие системы сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

***

В 2007 г. Законодательное собрание Краснодарского края приняло постановление, утвердившее целевую программу «Развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в Краснодарском крае». Основные цели программы — расширение сети сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, формирование многоуровневой системы кредитной кооперации для стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту его занятости и увеличению доходов, созданию условий для привлечения кредитных ресурсов кредитными потребительскими кооперативами, подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере кредитной кооперации. Финансирование программы составило 106640 тыс. руб. из средств краевого бюджета, в том числе на укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов — 3500 тыс. руб., субвенции кооперативам второго уровня на предоставление поручительства по банковским кредитам — 23750 тыс., субсидии на оказание услуг, связанных с финансовым посредничеством по обеспечению исполнения обязательств кредитных кооперативов и малых форм хозяйствования в АПК, — 79390 тыс. руб.

В результате реализации программы увеличилось число сельскохозяйственных кредитов потребительских кооперативов на 35 (с 40 до 75); возросло число членов кооперативов на 3 тыс.; увеличился портфель займов на 200 млн руб.; возрос фонд финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов на 240 млн руб., увеличилось число заемщиков на 3 тыс.

Сегодня на территории Краснодарского края зарегистрировано более полусотни сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. Однако общий объем выдаваемых ими займов в масштабах края не позволяет полностью удовлетворить финансовые потребности К(Ф)Х и ЛПХ. Многие зарегистрированные кооперативы не действуют по причине отсутствия собственных денежных средств и ряду других причин.

В структуре членской базы сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов Кубани преобладают крестьянские (фермерские) хозяйства. Доля граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, остается небольшой. Основные источники формирования портфеля займов действующих кредитных кооперативов — взносы пайщиков, кредиты банков и иных организаций и в незначительной степени свободные финансовые ресурсы членов кооперативов.

Основные причины, сдерживающие формирование, становление и развитие сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, — слабая ресурсная база и отсутствие залога для получения кредитов. Фонд финансовой взаимопомощи кредитной кооперации пока невелик и не удовлетворяет денежные потребности членов кредитных кооперативов. Наряду с этим сдерживает развитие кооперации нехватка квалифицированных специалистов, а также недостаточное информирование населения о преимуществах кредитной кооперации, выгодах участия населения в кредитных кооперативах.

В рамках реализации поставленных программой задач специалистами Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края с участием ученых были подготовлены и распространены образцы учредительных документов по созданию сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; распространялась информация об опыте работы действующих кооперативов, изготавливались и распространялись в средствах массовой информации рекламные материалы об их деятельности; проводились семинары, встречи по обмену опытом и деловые игры по кооперативной тематике. Приобретена оргтехника, программное обеспечение на сумму около 100 тыс. руб. на один кооператив. Проводились ежегодные учебные семинары по правовым основам и принципам деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

Реализация программы позволила расширить доступ к кредитным ресурсам сельских жителей и субъектов малого предпринимательства. Государственная поддержка сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов открыла доступ членам этих кооперативов к заемным средствам, что позволило им увеличить не только объемы производства продукции (оказания услуг), но и число рабочих мест.

Расчеты и накопленный опыт показывают, что развитие в Краснодарском крае системы сельскохозяйственной потребительской кооперации позволит улучшить социально-экономическую ситуацию на селе, обеспечит повышение трудовой занятости и рост доходов сельского населения, что, в конечном счете, положительно скажется на эффективности всего АПК региона.