Понятие организации и её роль в потребкооперации

Организация взаимодействия - это вторая общая функция управления, без которой не может обойтись никакая управленческая деятельность. Эта функция настолько глубоко пронизывает все целенаправленные воздействия, что первоначально понятие управления сводилось к организации. Позднее ученые заметили, что управление - понятие шире организации, что организация - это всего лишь одна из функций управления.

Смысловое значение слова организация многообразно. Во-первых, организацию можно понимать как сложившуюся четко очерченную систему. Например, потребительское общество, райпотребсоюз, облпотребсоюз, райзаготконтора, универсальная база и др. Наличие таких структур дает систему построения потребительской кооперации.

Другое смысловое значение слова организация состоит в том, что оно предполагает взаимодействие различных органов управления: сфера регулирования, создание внутренней структуры, установление связей между частями этой структуры. Это и есть функция управления. Третье смысловое значение предполагает реагирование на каждый фактор, каждый случай изменения ситуации. Эти приемы воздействия субъектов на объекты управления рассматриваются как методы управления. Здесь действует не процессный, а ситуационный подход. Методы рассматриваются в части II настоящего пособия.

Организационное взаимодействие, в свою очередь, тоже не однозначно. Здесь можно выделить формирование организационных структур и распределение должностных полномочий, ответственности, прав и обязанностей среди работников в аппарате управления. При этом просматривается логическая последовательность: первоначально формируются структуры, а затем определяются полномочия.

Функция организации - это формирование оптимальной организационной структуры, распределение полномочий и ответственности в аппарате управления.

Задачи кооперативных организаций записываются в уставе и предопределяют организационную структуру субъекта и объекта управления. Если в уставе записана задача продавать товары пайщикам, то необходимо иметь какое-то количество предприятий розничной торговли. Если записано, что потребительское общество продает товары не только пайщикам, но и населению, то количество магазинов будет больше и они будут крупнее. В структуре аппарата управления в этом случае нужно сформировать звено организаторов торговли. Однако не все задачи потребительского общества записываются в уставе, некоторые формируются в последующей деятельности и вписываются в решениях.

Любая стратегия, в том числе в потребительской кооперации, вступившей в рыночные отношения, строится на множестве своих принципов, которые можно объединить в четыре группы правил.

Первая группа - это правила для оценки стратегии по количеству в показателях, а по качеству - в ориентирах. Для потребительского общества это будет означать необходимое количество торговых единиц, работников, оборотных, технических средств с какими-то ориентировочными качествами. Без этого невозможно ни наметить, ни выполнить стратегическую цель.

Вторая группа - это правила для формирования отношений с внешней средой. Для потребительского общества это будет означать стабильное наличие поставщиков и покупателей, товаров и услуг. Без организация погибнет, внешняя среда ее уничтожит. Помогают избежать некоторых неприятностей, исходящих от внешней среды, объединение в потребсоюзы и взаимная выручка различных звеньев кооперативного управления.

Третья группа - это правила, по которым устанавливаются внутренние отношения. Их называют организационной концепцией или взаимодействием органов управления.

Четвертая группа - это правила, по которым ведется повседневная деятельность предприятия. Для потребительского общества это своеобразное сочетание организационно-распорядительных (административных) методов управления.

Своеобразием функции организации в потребительской кооперации можно считать то, что в некоторых подразделениях встречаются такие типы структур, как чисто линейная, временная по проекту и даже матричные структурные формирования. Чисто линейная существует в небольших бригадах магазинов, пунктов питания, заготовок, строительства и др. Тип структуры по проекту создается временно, он встречается в ремонтно-строительных бригадах, при формировании бригад охотников, сборщиков ягод, работников грибоварен, добытчиков кедровых орехов, рыболовов, лесозаготовителей и др.

Матричный тип комбинированной оргструктуры встречается преимущественно при потребсоюзах. Это в основном такие постоянно действующие подразделения, которые зависят от совета потребсоюза и возглавляются своими линейными руководителями (директорами): научно-исследовательские лаборатории, учебные заведения, строительно-монтажные управления, ремонтно-монтажные комбинаты, транспортно-экспедиционные конторы и др.

Однако чисто функциональной структуры в потребительской кооперации не существует, так как она создает сложные отношения руководителей и исполнителей. Ее преимущество в профессионализме вполне успешно применяется в комбинированных типах структур. Таким образом, в потребительских союзах структура управления представляет собой сочетание организационных структур по региону и организационных структур по продукту. В качестве материнских компаний в кооперации выступает потребсоюз, именно союз выражает интересы своих членов и ему предоставлено право создавать дочерние отделения. В какой-то мере потребительскую кооперацию в Российской Федерации можно представить как крупную транснациональную компанию. Но это сравнение только в организационном построении, а не по содержанию специфических функций.

Сам аппарат управления потребсоюзом - это материнское подразделение или организационная структура по региону. В качестве регионов выступают административно-территориальные образования: районы, области, края, республики в составе РФ. В качестве организационных структур по продукту функционируют предприятия потребительских союзов, которые своими специфическими продуктами (товарами и услугами) обслуживают всю систему кооперативных предприятий, входящих в данный союз.

В организационном смысле цель управленческой деятельности состоит в том, чтобы выработать ту структуру, которая лучше всего отвечает стратегическим задачам кооперативной организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. наилучшая структура - это та, которая позволяет потребительскому обществу оптимально взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности членов-пайщиков и достигать своих целей с высокой эффективностью. Важной особенностью организационной структуры является установление правильных взаимодействий органов управления. Достигаются они на основе делегирования полномочий и формирования ответственности.

Протекция webmoney