Понятие «инфраструктура» (от лат. infra -ниже, под и structura - строение, расположение) впервые начали применять в западной литературе в 1940-хгг., а через 20 лет и в советской.

По мнению П. Самуэлъсона, основоположником введения в экономическую науку этого термина является американский исследователь П. Розенпггейн-Родан (он ввел его в середине 1950-хгг.), который определил инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения.

Западногерманский экономист Р. Йохимсен определяет инфраструктуру следующим образом: инфраструктура представляет сумму материальных, институциональных и персональных сооружений и условий, которые находятся в распоряжении хозяйственных единиц и обеспечивают получение равного дохода на равные вклады факторов (труда, земли и капитала).

Определение функций раскрывает специфику инфраструктурной деятельности, служит отправной точкой при отделении отрасли инфраструктуры от прочих отраслей народного хозяйства Вместе с тем до сих пор как на теоретическом, так и на практическом уровнях продолжаются дискуссии вокруг термина «инфраструктура».

Определяя границы инфраструктуры и выделяя ее из общей экономической системы, следует иметь в виду, что ее нельзя рассматривать как совокупность обслуживающих экономику отраслей, выделенных в соответствии с существующими методами классификации отраслей народного хозяйства. Выделение инфраструктуры приобретает самостоятельное значение лишь в том случае, если эти отрасли в совокупности выполняют единую миссию в процессе общественного производства. Только комплекс отраслей и видов деятельности, имеющих единое функциональное назначение и обладающих определенными общими признаками, может считаться инфраструктурой.

Инфраструктура классически считается обязательным компонентом любой целостной экономической системы. С одной стороны, она представляет собой составную часть общего устройства экономической жизни, носящую подчиненный, вспомогательный характер, и обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие, а с другой определяет тактические и стратегические ориентиры развития различных видов экономической деятельности. Развитие инфраструктуры в условиях мирового финансового кризиса приобретает особую актуальность и требует дополнительного государственного участия.

В классическом рассмотрении состава инфраструктуры отечественные и зарубежные исследователи выделяют два подхода: расширительный и ограничительный.

При первом подходе к инфраструктуре относят практически все отрасли непроизводственной сферы национальной экономики. Второй подход ограничивает состав отраслевых элементов, входящих в инфраструктурный комплекс, кругом отраслей, обеспечивающих ускорение процесса движения продукции и информации, и включает связь, транспорт, торговлю и пр. В узком смысле слова - это элементы системы товарного обращения (складские, снабженческо-сбытовые, торговые и транспортные организации).

Другая группа авторов, трактующая это понятие более широко, включает в состав инфраструктуры практически все рыночные институты, включая элементы государственного регулирования экономики.

Отечественный экономист А.Ю. Шарипов определяет инфраструктуру как «совокупность отраслей и подотраслей народного хозяйства, оказывающих производственные услуги материальному производству, обеспечивающих экономический оборот в народном хозяйстве, производящих услуги и духовные блага для населения, создающих условия для охраны и воспроизводства окружающей среды» [9, с. 4].

Как отмечает И. Ф. Чернявский,«.. .инфраструктура представляет собой совокупность элементов производительных сил в виде отраслей, производств и видов деятельности, придающих целостный характер как всему народному хозяйству, так и отдельным его сферам и комплексам, функциональное назначение которых состоит, во-первых, в создании общих условий, обеспечивающих эффективное функционирование основного производства, и, во-вторых, в обеспечении воспроизводства рабочей силы».

Таким образом, понятие «инфраструктура» стало обоснованно применяться к совокупности отраслей и видов деятельности, обеспечивающих необходимые предпосылки для создания условий общественного производства и обеспечения непрерывности воспроизводства.

Согласно устоявшейся точке зрения, отечественные экономисты под данным термином понимают совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешную деятельность всех видов рынка и функционирование рыночных отношений.

На взгляд Г. В. Тимофеевой, при определении категории «инфраструктура» необходимо уточнять, что речь идет не об условиях вообще, а о создании воспроизводственных условий, обеспечивающих вовлечение необходимых ресурсов в производство, обслуживание факторов производства, и условий жизнедеятельности хозяйственных субъектов.

В современной науке используются различные классификации инфраструктуры, объединяющие в себе все существующие подходы к трактовке и моделям инфраструктурного обеспечения экономики.

Наиболее важна классификация по функциональному признаку. Она предполагает выделение:

Более продуктивным считается функциональный подход. В этом случае инфраструктура определяется как особая совокупность организационных, производственных и социальных функций. Однако и здесь, хотя и имеется возможность через функции раскрыть экономическое содержание инфраструктуры, возникает тот же вопрос: в каком случае относить ту или иную отрасль к инфраструктуре, если она выполняет одну функцию или их совокупность?

Ряд ученых, рассуждая об инфраструктуре, прямо или косвенно выделяют финансово-кредитную инфраструктуру.

Под финансово-кредитной инфраструктурой К. В. Шураева понимает совокупность институтов (кредитно-банковские учреждения, фондовые биржи, финансовые, инвестиционные и страховые компании), действующих в пределах денежного, фондового, инвестиционного рынков и выполняющих функции по обеспечению нормального режима их функционирования.

Это объясняется трансформацией финансового капитала в ультраструктуру (структуру над структурой), поскольку он находится за пределами функционирования реального капитала.

По мнению В. Ф. Стукача, финансово-кредитная инфраструктура АПК представляет собой совокупность институтов (кредитно-банковские учреждения, фондовые биржи, финансовые и страховые компании), действующих в пределах денежного, фондового, инвестиционного рынков и выполняющих функции по обеспечению нормального режима их функционирования и всего регионального комплекса в целом [4].

На взгляд Тимофеевой Г. В., финансово-кредитная инфраструктура АПК представляет собой совокупность институтов, обеспечивающих необходимые финансовые условия для нормального функционирования воспроизводственного процесса и развития социальной сферы села. Ее субъектами выступают: государство, юридические лица и население [6, с. 34].

Финансово-кредитная инфраструктура АПК состоит из двух относительно самостоятельных элементов: финансовой и кредитной подсистем.

Основу финансовой подсистемы образуют отношения между экономическими субъектами при формировании и использовании фондов денежных средств, направляемых для финансовой поддержки развития сельского хозяйства, других отраслей АПК и социальной сферы села.

Основу кредитной подсистемы инфраструктуры АПК составляют экономические отношения при движении средств в денежной или товарной формах на условиях платности и возвратности между кредитором или заемщиком, в роли которых могут выступать государство, сельскохозяйственные предприятия, домашние хозяйства, общественные организации и другие социальные институты. Кредитная подсистема инфраструктуры АПК позволяет преодолевать сезонность и неравномерность распределения финансовых средств в течение года в связи с весенними и осенними циклами сельскохозяйственного производства.

Основной целью функционирования финансово-кредитной инфраструктуры АПК является формирование финансовой основы для динамичного развития агропромышленного производства, его социальной инфраструктуры, создания предпосылок экономического роста и становления конкурентной среды, обеспечения развития материально-технической базы инфраструктуры комплекса.

В финансово-кредитную инфраструктуру В.Ф. Стукач и И. А. Флейклер включают две составляющие: государственную и частную коммерческую. Государственная представлена учреждениями, которые обеспечивают движение финансовых потоков, правовые основы функционирования как элементов инфраструктуры, так и всех участников воспроизводственного процесса, осуществляют контроль за их деятельностью.

Существуют различные точки зрения на состав функций, которые выполняют институты финансово-кредитных учреждений.

Основными функциями, которые выполняют в АПК субъекты финансово-кредитной инфраструктуры, являются:

Некоторые авторы придерживаются мнения, что основными функциями финансовых институтов, действующих в АПК, являются: расчетно-кассовое обслуживание; аккумуляция и сбережение финансовых активов; кредитование участников воспроизводственного процесса; страхование имущества и предпринимательских рисков; инвестирование; проведение лизинговых операций; оказание аудиторских и консалтинговых услуг.

Отметим, что перечисленные функции в настоящее время выполняются не в полном объеме и не могут служить основой для дальнейших исследований функционального аспекта финансово-кредитной инфраструктуры АПК.

Субъектами финансово-кредитной инфраструктуры АПК в зависимости от характера участия (финансирование, кредитование) и роли (кредитор, заемщик) могут выступать:

Государство как субъект финансово-кредитной инфраструктуры АПК, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, участвует в создании условий, обеспечивающих основу ведения расширенного воспроизводства и жизнедеятельности сельского населения, используя следующие инструменты:

Автор придерживается мнения, что финансово-кредитная инфраструктура АПК - совокупность институтов, базирующихся на реализации функций, способствующих созданию необходимых финансовых условий для нормального функционирования воспроизводственного процесса и развития социальной инфраструктуры АПК, субъекты которой осуществляют процессы аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, формирования и движения капитала между хозяйственными субъектами и сферами АПК.

Специфика формирования и развития институтов финансово-кредитной инфраструктуры АПК определяет наличие ее подсистем (базовых блоков): финансовой и кредитной.

В финансово-кредитной инфраструктуре АПК выделяется особый интеграционный блок, занимающий промежуточное «связующее» положение между подсистемами финансирования и кредитования. В его состав входят страхование, венчурное финансирование, сопровождающееся консалтингом и аутсорсингом, лизинг, франчайзинг.

Элементами финансово-кредитной инфраструктуры АПК в финансовом блоке (подсистеме) являются государственное финансирование и субсидии.

Распределение выделяемых средств производится по нескольким направлениям: оказание прямой бюджетной поддержки товаропроизводителям, финансирование целевых программ, содержание управленческих структур, а также организаций, предоставляющих АПК научные, консультационные и информационные услуги.

Финансирование программных мероприятий осуществляется на принципах софинансирования средств, предоставляемых из бюджетов различных уровней, в соответствии с принятыми обязательствами в рамках соглашений, заключаемых ежегодно с Минсельхозом России.

В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг. государственная поддержка АПК осуществляется в форме предоставления субсидий по следующим направлениям:

Особенностью воспроизводственного процесса сельскохозяйственных производителей являются длительные разрывы между рабочим периодом производства, периодом выхода продукции и получения выручки от ее реализации, что подчеркивает значимость заемных источников средств, в том числе банковского кредита для обеспечения непрерывности кругооборота основных и оборотных фондов.

Субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков имеет преимущества по сравнению с другими видами распределения бюджетных средств (через ОАО «Россельхозбанк», коммерческие банки или товарный кредит):

По итогам 2011 г. отмечен рост показателей по всем основным направлениям деятельности Россельхозбанка и двукратное увеличение прибыли. Объемы кредитования сезонных: полевых работ за год выросли до 146 млрд руб. Кредитный портфель банка в целом увеличился на 30% и составил более 950 млрд руб.

Ключевой задачей деятельности Россельхозбанка является содействие эффективной реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг.

В целях создания условий для успешного проведения посевных и уборочных работ в 2011 г. банком были снижены процентные ставки и существенно упрощены условия предоставления кредитов, сокращены сроки рассмотрения кредитных заявок, снят ряд ограничений по залогам и кредитованию сельскохозяйственной техники зарубежного производства, а также расширен список получателей целевых кредитов.

В 2011 г. Россельхозбанк обеспечил около 75% финансирования сезонных полевых работ в стране, выдав на эти цели кредиты в объеме порядка 146 млрд руб., что на 27 % больше по сравнению с 2010 г. Всего в рамках Государственной программы с начала ее реализации на развитие АПК банком направлено более 1,3 трлн руб. кредитных средств.

Кредитный портфель юридических лиц в 2011 г. вырос на 25% и составил 807 млрд руб., кредитный портфель физических лиц - на 73%, до 146 млрд руб.

Объем привлеченных средств клиентов к 1 января 2012г. достиг 877 млрд руб., увеличившись на 55%. При этом объем привлеченных средств клиентов - юридических лиц за год вырос на 66 % (до 727 млрд руб.), населения - на 19% (до 150 млрд руб.).

В 2011 г. плановая прибыль Россельхозбанка до налогообложения составила 6,2 млрд руб., что более чем в два раза превосходит показатели 2010 г.

В кредитной подсистеме приоритетную роль играют коммерческое кредитование (агрохолдингами, покупателями, поставщиками), взаимное кредитование через систему кредитной потребительской кооперации.

Система кредитной кооперации на селе призвана удовлетворить потребности малых форм сельскохозяйственных производителей в кредитных ресурсах, выполнять функции, связанные с предоставлением натуральных ссуд на различных условиях личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Важным элементом финансово-кредитной инфраструктуры, обеспечивающим условия стабилизации экономического положения сельскохозяйственных производителей, является страхование. Органы страхования за счет средств, получаемых от хозяйств в виде страховых платежей и доходов от их инвестирования, выплачивают страховые возмещения при неурожаях, гибели скота и птицы, утрате другого имущества.

Результаты исследования свидетельствуют, что финансово-кредитная инфраструктура находится пока на стадии становления. Это является следствием кризисного состояния как экономики в целом, так и аграрной сферы, а также неэффективности государственной стратегии поддержки агробизнеса.

Задача государства как субъекта финансово-кредитной инфраструктуры АПК состоит в создании условий, обеспечивающих основу ведения расширенного воспроизводства (финансирование инвестиционной деятельности, лизинг с использованием бюджетных средств, налоговые преференции, государственные гарантии, содействие развитию кооперации и агропромышленной интеграции, государственная поддержка страхования).

Источник: Региональная экономика: теория и практика, №11, 2012