К вопросу о формировании на российском рынке системы микрофинансирования.

Характерная для современного этапа мировой экономики общая кризисная динамика соотносится с асимметрией территориального экономического развития, с наличием значительного количества региональных секторов, чей выход не траекторию устойчивого развития в существенной мере лимитирован острым дефицитом инвестиционных ресурсов. Международная экономическая турбулентность и острый дефицит инвестиций актуализируют проблему выявления потенциала инвестиционной сферы и предопределяют его научную актуальность.

 

 

В настоящее время особую значимость в сфере инвестиционной политики приобретает динамично развивающаяся микрофинансовая индустрия. Диагностика небанковского финансового сектора России побуждает к необходимости рассмотрения ряда теоретических положений, связанных, в частности, с определением его сущностного содержания, выявлением характерных особенностей и принципов функционирования, обоснованием основных факторов, воздействующих на его формирование, а также аргументированностью методологических положений обеспечения этого процесса в рамках территориальных образований.

Мониторинг развития микрофинансовой сферы российской экономики за период 1991 - 2008 гг. позволяет констатировать, что в стране формируется система микрофинансирования. Рассмотрим более подробно правомерность данного утверждения на основе анализа и обобщения теоретико-методологических аспектов данной проблемы.

Под системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (системные) качества, не присущие ее образующим. Важнейшей особенностью целостной системы является наличие в ней интегративных, системных качеств, не сводимых к сумме свойств образующих ее компонентов. Для признания совокупности компонентов системы необходимо существование нескольких признаков:

Преимущество системы состоит в том, что она позволяет каждой организации совершенствовать структуру, стабильно получать поддержку, в т.ч. и финансовую, осуществлять финансовое регулирование деятельности в целях снижения рисков, применять единую нормативную документацию, единую систему подбора и подготовки кадров, дает единую возможность создания единой системы гарантий, аудита и обеспечивает сотрудничество с государственным органами власти.

В практическом плане при изучении системы необходимо выявлять ее статику, а именно:

В результате проведенных теоретических обобщений установлено, что микрофинансовая система, являясь органической частью единого российского финансового рынка и подчиняясь его общим законам развития, имеет свои отличительные признаки и выполняет определенные функции. Микрофинансовая система представляет собой сложное образование, имеющее свои характерные особенности, обусловленные специфическими свойствами предоставляемых социально значимых услуг, основными из которых являются:

В контексте изложенного необходимо выработать уточнения для микрофинансовых институтов: институционального определения микрофинансирования и идентификации участников рынка, функционирования различных форм этих организаций в соответствии с российским законодательством. В действующем российском законодательстве отсутствуют определения понятий «микрофинансирование», «микрозайм» или «микрофинансовая деятельность». Также не существует единой точки зрения и в экономической литературе, поэтому в отечественных научных публикациях последних лет данный вопрос активно дискутируется [1].

Предположительно наиболее приемлемым является следующее определение :«Микрофинансовая организация - институт предоставления субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, имеющим ограниченный доступ к традиционным банковским услугам, финансовых и дополняющих их социальных услуг..., направленных с точки зрения макроэкономического эффекта на сглаживание социальной напряженности в обществе, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости, развитие предпринимательства».

При рассмотрении форм деятельности микрофинансовых организаций в российской практике следует отметить, что в научной литературе по данному аспекту существует различный «спектр» мнений. Так, Йоост Дела Рив Бокс и К. Кабанов в работе «Микрофинансирование в России» выделяют пять типов учреждений: организации микрокредитования, кредитные союзы, сельскохозяйственные кооперативы, фонды поддержки малого предпринимательства и кредитные организации. Другой автор, М. Робинсон в работе «Стратегические вопросы микрофинансирования» выделяет специализированные банки, государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, кредитные кооперативы, негосударственные фонды и международные небанковские финансовые организации. Также существует еще одна классификация, принятая в мировой практике и выделяющая формальные (кредитные организации, банки развития и др.), полуформальные (кредитные союзы, кооперативы, неправительственные организации, группы взаимопомощи) и неформальные институты (простые кредиторы, заимодавцы, ростовщики и др.) [2].

Наверное, неоднозначные позиции авторов о численности форм микрофинансовых институтов в России обусловлены тем, что изначально микрофинансирование осуществлялось только некоммерческими организациями (кредитные потребительские кооперативы, фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и т. п.) [4]. В последние годы в стране микрофинансовой деятельностью стали заниматься различного рода учреждения - банки, коммерческие компании, частные микрофинансовые организации и пр., что и обусловило расширение круга участников оказания микрофинансовых услуг.

Что касается отнесения кредитных союзов и кооперативов к неформальным учреждениям, то анализ мирового опыта развития микрофинансовых организаций показывает, что заявленный ранее принцип не соответствует фактическому состоянию, так как в большинстве зарубежных стран кредитные союзы и кооперативы включены в банковскую систему (т. е. в формальные институты) и их деятельность регулируется центральными банками.

Наряду с общемировыми тенденциями динамичное развитие микрокредитных программ происходит и в России. Российский рынок небанковского микрокредитования, основанный в 1990-х гг. XXв. несколькими международными микрофинансовыми организациями, в настоящее время вступил в стадию экспоненциального роста (см. таблицу).

В России на 01.01.2009 функционируют 2946 небанковских микрофинансовых институтов и коммерческих банков с портфелем займов в размере 4515 млн долл. США, предоставляющих кредитные услуги 777 058 тыс. чел.

Отработаны технологии создания микрофинансовых организаций, организационно-правовые формы, софт, методики отбора и подготовки крёт дитных менеджеров, а также кредитные продукты и технологии работы с клиентами.

Дать однозначную оценку доле рынка микрофинансовых учреждений в России довольно сложно в силу постоянно развивающегося рынка предоставления услуг, находящегося на этапе быстрого развития. Тем не менее, проведенный мониторинг современной российской практики позволяет выделить в настоящее время девять типов институтов, реализующих микрофинансовые услуги: коммерческие банки, микрофинансовые банки, региональные и муниципальные, государственные фонды поддержки малого предпринимательства (ФПМП), частные микрофинансовые организации, небанковские депозитно-кредитные организации (НДКО), кредитные кооперативы (кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ), кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК), потребительские общества, общества взаимного кредита. В настоящее время в структуре рынка небанковских микрофинансовых организаций России наибольшую долю занимают сельские кредитные потребительские кооперативы (49,5%) и кредитные потребительские коопертаивы граждан (25,4%). Доля потребительских обществ составляет 13%, ФПМП - 7%, частных фондов - 4%, а на остальные приходится 1%.

Наиболее активны в российской практике кредитные кооперативы, обслуживающие более 2/3 рынка микрофинансирования в России и насчитывающие 2227 организаций (на 01.01.2009) и обслуживающие более 600 тыс. заемщиков. Кредитная кооперация, наряду с банковским сектором, является наиболее урегулированным институтом на рынке финансовых услуг, но в то же время ей присущи важные Отличия — отсутствие надзора и лицензирования, а также законодательного единства. В настоящее время деятельность организаций кредитной кооперации регулируется несколькими законами, которые используют разные правовые категории. В их числе Гражданский кодекс РФ, законы «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», «О кредитных потребительских кооперативах граждан», «О сельскохозяйственной кооперации».

Вследствие этого региональная сеть кредитной кооперации фактически состоит из множества разрозненно функционирующих групп различных организационно-правовых форм кредитных кооперативов. Из-за отсутствия эффективно действующих специализированных организаций инфраструктуры кредитной кооперации не находят решения многие актуальные проблемы дальнейшего развития их региональной сети.

Основные показатели деятельности микрофинансовых институтов России на 01.01.2009 г.

 

Организации микрофинансирования

Тип

Кол-во

Кол-во заемщиков

Портфель займов, млн долл.

Доля на микроф. рынке

Сельскохозяйственный кредитный кооператив

Кредитный кооператив

1467

143 600

1900

49,5

Кредитный потребительский коо­ператив граждан

Кредитный кооператив

760

370 000

196

25,4

Потребительское общество

Кредитный кооператив

400

306 173

183

13,0

Микрофинансовый банк

Банк %

2

69 903

1399

0,06

Банк (по программе ЕБРР)

Банк

10

27 727

679

0,3

Частный фонд

Неправительственная организация

130

28 889

25

4,0

Коммерческая небанковская мик­рофинансовая организация

Небанковское финан­совое учреждение

10

25 000

73

0,3

Фонд поддержки предпринима­тельства

Гос. фонд

230

8 846

53

7,0

Небанковская депозитно-кредит-ная организация

НДКО

1

3 301

7

0,3

Итого...

 

2 946

777 058

4515

100

Микрофинансовые организации других типов имеют меньшую долю рынка, поскольку обслуживают более узкие сегменты — малый и средний бизнес, фермерские хозяйства [3]. Так, доля рынка микрофинансовых банков и банков, работающих по программе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), намного меньше и составляет всего 15%, но портфель займов этих организаций достигает более 60% от совокупного микрофинансового портфеля. Исходя из консервативных оценок роста, размер совокупного кредитного портфеля займов в конце 2008 г. достиг 3 млрд долл. По оценкам Российского микрофинансового центра, предложения небанковскими институтами составляли 625 млн долл., а 10 коммерческих банков, работающих в сфере микрокредитования по программам ЕБРР, обладали микрокредитным портфелем в сумме 2 млрд долл.

Значительно отличаются в России и категории заемщиков, обслуживаемые коммерческими банками и небанковскими институтами микрофинансирования. В коммерческом банке средняя сумма займа составляет 382тыс. руб., а в небанковских организациях этот же показатель равен 129 тыс. руб. Суммарно доля российского рынка, обслуживаемая микрофинансовыми институтами, составляет только 0,53% населения страны, что подтверждает значительный потенциал развития микрофинансового сектора.

Наличие в России различных типов небанковских микрофинансовых организаций, осуществляющих однородные задачи по кредитованию, позволяет утверждать, что в стране формируется цельная система микрофинансирования.

Сектор микрофинансирования, наряду с количественными изменениями, переживает и качественные трансформации. Модификации связаны со значительным потоком иностранных инвестиций, вхождением в сектор коммерческих банков; растущей коммерциализацией; сближением с основным банковским сектором и требованием внешней среды — «действовать».

На макро- и мезоуровнях используются формы правового регулирования и различные меры государственной поддержки микрофинансовых организаций: компенсация процентов по кредитам; субсидирование программ финансовой поддержки субъектов начинающего микропредпринимательства, стоимости проведения внешней аудиторской проверки, стоимости приобретения (разработки) программного обеспечения, стоимости рейтинговой оценки, стоимости обучения и повышения квалификации, затрат на рекламу в средствах массовой информации.

Проведенный анализ деятельности региональных микрофинансовых организаций России за 2003-2008 гг. позволяет идентифицировать быстрый рост микрофинансового сектора в Южном и Сибирском федеральных округах с 13 до 28% и с 20 до 27 %, соответственно (рис. 2).
Однако, и для этих регионов характерно сплетение сложных проблем экономического роста, которое обусловлено несколькими факторами: высокими темпами развития микрофинансового рынка; значительным спросом на микрозаймы, в несколько раз превышающим предложение; отсутствием регулирования деятельности небанковских микрофинансовых организаций [5].

Проведенный мониторинг влияния экономического кризиса на деятельность микрофинансовых организаций показал, что в основном оно сказалось на резком сокращении сбережений, аналогичном изъятию вкладов населением из банковского сектора, что существенно ограничило возможности микрофинансовых институтов в выдаче займов.

В связи с ростом темпов инфляции и экономическим спадом в российском секторе микрокредитования нарождаются серьезные негативные факторы: невозможность сочетания социальных и коммерческих задач; риск «изменения миссии», обусловленный трансформаций европейских и российских микрофинансовых организаций в традиционные финансовые институты; менее доступное и более дорогое финансирование; ухудшение способности выплат клиентами; увеличение показателя риска кредитного портфеля.

 

Динамика распределения микрофинансовых организаций в РФ по федеральным округам

Динамика распределения микрофинансовых организаций в РФ по федеральным округам за 2003-2008 гг. (внешний круг - 2008 г., средний круг - 2005 г., внутренний круг - 2003 г.).

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что микрофинансирование в современной российской экономике является одним из динамично развивающихся секторов финансового рынка страны и важным механизмом развития начинающего предпринимательства, малого и микробизнеса. С увеличением числа и видов участников микрофинансовой деятельности все яснее становится необходимость проведения следующих мероприятий: согласование их интересов для формирования национальной системы; совместная выработка позиций по ключевым аспектам рынка — совершенствование законодательства и разработка целевых программ развития; организация взаимодействия между различными типами организаций; организация защиты интересов клиентов; сохранение социальной компоненты микрофинансирования и повышение уровня жизни российских граждан.

Список литературы

  1. Анализ развития в России микрофинансирования. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства. 2004. Ч. 2. С. 13.
  2. Буев В. В., Литвак Е. Г., Шестоперов О. М., Ше-ховцов А. О. Принципы, опыт и перспективы взаимодействия банков и небанковских микрофинансовых организаций в России. М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. 2004. С. 10.
  3. Материалы VII Национальной конференции «Микрофинансирование в России: новые технологии успеха» 19-21 ноября 2008 г., г. Санкт-Петербург.
  4. Тенденции развития российского сектора микрофинансирования — 2008. М.: Росс, микрофинансовый центр. 2008. 16 с.
  5. Роль Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и территориальных торгово-промышленных палат в развитии микрофинансовых организаций и сектора микрофинансирования в регионах России. Информационно-аналитический доклад. М.: НИСИПП. 2006. 54 с.

Г.И. Панаедова

Финансы и кредит, №15 (351) - 2009