О "родимых пятнах" Тульской кооперации

На 1.10.2008 г. в Тульской области насчитывается 7 сельских кредитных кооперативов, из которых о своей работе отчитываются три: СКПК «Согласие» и «Агрокредит» в Щекинском районе и СКПК «Калита» - в Кимовском. Организованы они в следующей последовательности: «Согласие» - в 2000 г., «Калита» - в 2006 г., «Агрокредит» - в 2008 г.

Приводимая хронология говорит сама за себя: развитие кредитной кооперации идёт крайне медленно. Причина - в отсутствии организационно-финансовой поддержки со стороны местных властей и в специфике области как центрального региона, близкого к промышленным центрам и столице. Массовый исход дееспособного населения из села резко уменьшил численность желающих развивать собственное дело. С другой стороны, в области создана развитая сеть банковской системы, способная удовлетворить большинство потребностей населения в финансовых ресурсах. Поэтому меры финансовой поддержки селян, предусмотренные государством в рамках национального проекта для стимулирования развития малых форм предпринимательства на селе, несколько запоздали, хотя и серьёзно помогли действующим организациям. Рост членской базы кооперативного движения и кредитной кооперации в частности, следует ожидать по мере восстановления доверия селян к государственной политике.

Тульская кооперация

Обращусь к опыту работы трех упомянутых выше кредитных кооперативов. СКПК «Согласие» был организован пятнадцатью фермерскими хозяйствами. На сегодня из числа учредителей осталось пять, а из 120 сегодняшних членов насчитывается: 70 (58%) личных подсобных хозяйств, 17 (14%) - индивидуальных предпринимателей, 13 (11%) - фермерских хозяйств и 20 (17%) - прочих, включая ассоциированных. Несмотря на разностороннее представительство, численность членов кооператива с 2007 года сокращается во всех структурных группах. В кредитном кооперативе «Калита» - 45 членов, из которых 30 являются фермерскими хозяйствами и сельхозорганизациями, 2-ЛПХ и 12-прочих. Его членская база носит еще и «учредительный» характер и пока не привлекла к себе сельское население. В СКПК «Агрокредит» 8 членов в том числе 4 -К(Ф)Х, 3-ЛПХ и 1 сельхозкооператив. Членская база здесь носит «осколочный» характер - на основе выделившихся членов из СКПК «Согласие». Анализ членской базы этих кооперативов не дает оснований для прогнозирования ее интенсивного роста: к развитию кредитной кооперации широкое сельское население области отношения пока не имеет.

Об этом же говорит и анализ ресурсной базы трех функционирующих кооперативов. В таблице приводится структура их финансовых ресурсов на 1.10.2008г. (по СКПК «Калита» - на начало 2008г.):

СКПК «Согласие»
СКПК «Калита»
СКПК «Агрокредит»
тыс.руб.
%
тыс.руб.
%
тыс.руб.
%
Собственные средства,
из них паевой взнос Россельхозбанка
1508,0
-
15,8
-
2418,0
1500,0
82
50,8
1950,0
-
100
-
Сберегательные взносы
728,0
7,7
-
-
-
-
Кредиты и займы,
из них от ФРСКК
7290,0    5770.0
76,5    60.5
532,0
18,0
-
-
Всего ресурсов
9526,0
100
2950,0
100
1950,0
100

Заимствуя терминологию из сферы человеческого развития, можно сказать: ресурсная база всех кооперативов «моноцентрична» - исходит из единого источника поступлений. В СКПК «Согласие» удельный вес специализированных финансовых фондов как источников его пассивов составляет 76,5 %, а сберегательные взносы населения - лишь 7,7%. Основную долю ресурсов СКПК «Калита» (82%) формирует паевой фонд учредителей, более половины которого приходится на паевой взнос Россельхозбанка - 1500 тыс. руб. Как и «Калита», СКПК «Агрокредит» стремится сконцентрировать средства учредителей в паевом фонде, рассчитывая на получение прибыли и выплату дивидендов по ним. Для сравнения и оценки: в регионах массового развития кредитной кооперации центр финансовых поступлений кооперативов смещается в сторону сбережений населения, что является классическим эталоном их деятельности.

К другой особенности ресурсной базы тульских кооперативов относится полное отсутствие в ней средств государственной поддержки, декларируемых федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации». В районах области функционируют внебюджетные фонды экономического развития для поддержки малого бизнеса в организации рабочих мест на территориях массового закрытия угольных шахт. В Щёкинском районе имеет место именно такая ситуация: только пять фермерских хозяйств - членов СКПК «Согласие» - внедрили промышленную технологию выращивания картофеля на площади 1 тыс. га и организовали больше ста рабочих мест. Однако совместное обращение фермеров и кооператива за поддержкой в районный фонд экономического развития не нашло понимания.

Эти особенности развития кредитной кооперации в Тульской области выявляют «родимые пятна» не самих кооперативов, а то безразличие со стороны властей всех уровней, в котором кооперация нарождается. Согласно «Областной целевой программе «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории Тульской области на 2007-2010 годы», основными исполнителями которой являются чиновники администрации, в 2008 г. в области должно быть 18 кредитных кооперативов.

Предусмотренные программой объемы финансирования из областного бюджета, включая гарантии из него, остаются пока недоступными для кредитных кооперативов. А гарантии, предусматриваемые областным законом «О порядке предоставления государственных гарантий Тульской области», с 2008 г. выделяются … под обеспечение залогом пожелавших их взять. Программа, сочиненная самими чиновниками, срывается ими же самими. Ее неэффективное выполнение вскрывает непонимание властями роли кооперирования как средства борьбы населения с собственной бедностью. К государственным программам развития необходимо подключать все формы самоуправления и буквально воссоздать эти формы. В настоящее время ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «утратились» во всех районах области.

Обидно сознавать, что такая форма, как кредитная кооперация в стране развивается, по выражению юристов, вне рамок цивилизованного правового поля, а наоборот, отдаляясь от этих рамок. Недопустимым представляется дальнейшее сохранение правовой нормы в законе об ограничении членства в кредитных кооперативах тех сельских жителей, которые не являются сельхозтоваропроизводителями. Возмутительно, что государство оказалось неспособным установить общие, единые для всего населения, принципы кредитной кооперации в рамках одного закона. Поэтому в сельской кредитной кооперации возникло такое извращение принципов кооперации, как создание ревизионных союзов с правами вышестоящих надзорных функций. Государство вынуждено форсировать организацию узаконенной им ревизионной системы в условиях, когда сама кредитная кооперация «не идет». В среде кооперативов зреет убеждение, что ревсоюзы явились следствием коррупции в законодательной сфере.

Нерешенность общих законодательных принципов формирования кооперации проявляется в массе частных вопросов. Чего стоит такое обстоятельство, когда для кооперативов как потребительских организаций до сих пор не установлены единые требования к бухгалтерскому учету и отчетности. В трех представленных кооперативах Тульской области следуют как бы трем налоговым законодательствам: в СКПК «Согласие» работают на основе « потребительских» требований, без прибыли; кооператив «Калита» ведет потребительскую деятельность, а от коммерческих кредитов (?) своего ассоциированного члена Россельхозбанка получает прибыль, чтобы выплатить ему дивиденды; а в «Агрокредите» получают прибыль от выдачи собственных паевых средств.

Только из приведенных «родимых пятен» тульской кооперации можно сделать вывод о громадной неразберихе в практике хозяйственной деятельности кооперативов, порождаемой отсутствием единого четкого законодательства в организации кредитной кооперации.

Исполнительный директор СКПК «Согласие» О.А.Лаврищев

Протекция webmoney