ИННОВАЦИОННО-АКТИВНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ: модель новаторских компетенций персонала

Использование действенной методики оценки персонала позволяет решить такие проблемы, как низкая производительность труда, высокая текучесть кадров, планирование замещения, длительный период обучения сотрудников, дискриминация кандидатов по полу, расе, определение потребностей в тренинге работника и др. Эти проблемы особо актуальны для иннова-ционно-активного предприятия, где интеллектуальный капитал и творческий потенциал работников являются основными ресурсами, поэтому необходим эффективный механизм оценки новаторских компетенций персонала.

В классическом исследовании Л. Спенсера рассмотрены типичные обобщенные компетенции для групп: «технические специалисты», «продавцы», «работники социальных служб», «менеджеры», «предприниматели» [1]. Группа «новаторы» формально может быть отнесена к группе «технические специалисты и профессионалы», однако, на наш взгляд, нуждается в углубленном и детальном изучении и составлении собственной модели компетенций.

В той или иной мере особенности новаторского подхода к работе изучали американские исследователи инновационного менеджмента Г. Джордан [2, р. 23-32], Т. Дилан [3, р. 22-36], Н. Кеннер [4, р. 17-21], Дж. Кратцер [5, р. 13-16], Г. Ли, Г. Линдере [5, там же], М. Макоби [6, р. 16-61], Н. Масс [4, р. 17-21].

ЦЕЛЬ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель данного исследования - создание модели новаторских компетенций персонала, позволяющей на практике проводить оценку творческого потенциала работников. Его объектом выступила трудовая деятельность работников технологического парка «Институт Монокристаллов» и предприятий Научно-технологического объединения «Институт Монокристаллов НАН Украины» (г. Харьков). Это высоко конкурентоспособные на мировом рынке инновационные объединения химической отрасли. Предмет исследования - диагностика уровня компетенций новаторов в области химии.

Должности, которые занимают исследуемые работники, достаточно разнообразны, поскольку новаторская и исследовательская деятельность на предприятиях часто коррелирует с производственной и административной работой, а сферы исследований варьируют от фундаментальных до прикладных. В основном изучались компетенции директоров, начальников технологических отделов, заведующих лабораторий, научных сотрудников, инженеров-тех-нологов. Это стратегические для предприятий должности, создающие максимальную добавленную стоимость. Эти
позиции были обнаружены в результате интервью с руководителями предприятий. В целом была проанализирована совокупность из 65 работников.

Для получения данных о ключевых компетенциях и создания модели компетенций новаторов на исследуемых предприятиях были использованы следующие методы:

Обработка полученной информации для составления модели компетенций новатора проводилась с помощью методов:

  1. общелогические - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, абстрагирование, системный и ситуативный подходы;
  2. теоретические - формализация, идеализация;
  3. эмпирические - сравнение, статистические методы (анализ базовых статистических показателей, ранжирование, факторный и кластерный анализы оценок значимости типичных компетенций в работе новатора); метод мозгового штурма.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Компетенции по Л. Спенсеру - это базовые качества людей: психофизиологические особенности, мотивы, установки и ценности, знания и навыки. Словарь типичных компетенций представляет компетенции в виде шкал, разработанных для описания поведения в рамках широкого спектра работ.

Модель компетенций должности - набор компетенций, которые позволяют отличать лучших работников от других на подобных должностях [2, р. 23-32].

Новаторские компетенции персонала определим как качества, которые обеспечивают эффективную для предприятия работу сотрудника, направленную на создание новых знаний, технологий, продуктов.

Исследование показало, что среди работников инновационно-активного коллектива можно четко выделить три группы, которые значительно отличаются компетенциями и подходом к работе: организаторы; индивидуальные работники; исполнители.

В отличие от модели типичных компетенций Л. Спенсера в модели новаторских компетенций все шкалы отличий имеют равное число уровней (4), причем ее нулевой уровень совпадает с пороговым - минимально эффективным уровнем компетентности для приемлемого выполнения работы.

На основе результатов, полученных с помощью указанных методов получения и обработки данных, было выделено шесть кластеров новаторских компетенций.

1. Кластер «Ориентация на достижение» описывает намерение качественно работать и соревноваться со стандартами совершенства и включает компетенции:

2. Кластер «Личная эффективность» отображает разные аспекты отношения индивидуума к другим работникам. Эти компетенции позволяют контролировать эффективность выполнения работы:

3. Кластер «Когнитивные компетенции» лучше всего дифференцирует технических специалистов:

4.    Креативные компетенции обеспечивают нестандартный подход к выполнению рабочих заданий:

5.    Кластер «Менеджерские компетенции»; достичь серьезного научного уровня и внедрять свои научные разработки сегодня может ученый с высокими менеджерскими качествами, организатор научного творчества, а не просто изобретатель:

6. Кластер «Коммуникативные компетенции» определяет умение завязывать контакты и налаживать отношения для рабочих целей:

Приведем поведенческие примеры рассмотренных компетенций:

В результате проведенных исследований были сформированы шкалы оценки уровня компетенций. Каждая компетенция имеет свою индивидуальную шкалу (или несколько шкал), характеризующую степень компетентности новатора. Например, компетенцию «производительность труда» можно оценивать, используя следующую шкалу с поведенческими индикаторами:

-1. Создает видимость работы, занимается посторонними делами;

0. Выполняет минимально необходимую работу, часто отвлекаясь на несущественные или посторонние задачи; не способен сконцентрироваться и глубоко вникнуть в проблему;

+ 1. Качественно выполняет большую часть необходимой работы, однако не совсем умело распределяет свое рабочее время, быстро устает;

+ 2. Работает много и производительно, руководствуясь правилами тайм-менеджмента и в совершенстве владея его техникой;

+ 3. Работает восторженно, намного больше других, от работы ощущает не усталость, а вдохновение.

В заключение отметим следующее. В результате проведенной работы были созданы инструмент для практической оценки творческого потенциала инновационно-активного персонала предприятия и модель новаторских компетенций персонала, определены новаторские компетенции и разработаны шкалы оценки их уровня.

Исследование деятельности новаторов и новаторских компетенций в целом будет способствовать повышению инновационной активности персонала предприятий и усилению позиций высокотехнологических отраслей в мировом экономическом пространстве.

Источник: Журнал "Проблемы теории и практики управления", №12, 2009.