Кредитная потребительская кооперация и совершенствование механизма её деятельности

Кредитная кооперация и социально-экономическое развитие региона

Важным вопросом в развитии кооперативного движения является его взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти в регионах. В то же время процесс взаимодействия органов исполнительной власти и кредитных кооперативов предполагает и практические действия самих кооперативов по установлению этого взаимодействия.

Прежде всего, кооперативы должны доводить до муниципальных образований прогнозы своего развития с целью их включения в планы социально-экономического развития территорий.

Кооператив как финансовый институт, осуществляющий свою деятельность на конкретной тер­ритории, вправе ставить перед администрациями муниципальных образований вопросы о создании для него благоприятных условий (освобождение от местных налогов, оказание помощи в подборе помещений, кадров и т.д.). В отдельных случаях возможно заключение договоров между администрациями муниципальных образований и кооператива­ми о совместной деятельности. Целью этих договоров является создание сторонами условий для кредитования кооперативами реального сектора экономики и выдачи потребительских займов населению. Аналогичные договора кооперативы могли бы заключать и со структурными подразделениями муниципальных образований (органами социальной защиты населения, народного образования, здравоохранения, Пенсионным фондом).

В реальных условиях в большинстве регионов РФ при разработке планов социально-экономического развития территорий администрациями муниципальных образований не учитывают­ся экономические показатели деятельности кредитных кооперативов. Причины — неразвитость нормативной базы, что исключает кооперативы из пе­речня действующих юридических лиц, способных оказать существенное влияние на развитие регио­нов, и относительно низкие активы кооперативов, мало влияющие на экономические показатели развития территорий. С другой стороны, кредитные кооперативы сами не готовы взаимодействовать с администрациями муниципальных образований по проблемам планирования своей деятельности в си­лу своей немногочисленности и небольших размеров.

Актуальным является рассмотрение потребности в прогнозировании деятельности кредитных кооперативов, их вклада в социально-экономическое развитие территорий.

Основанием учета деятельности кооперативов при разработке прогнозов социально- экономического развития может служить Распоряжение Правительства РФ «О программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» от 10 июля 2001 г. N 910-р, в соответствии с которым Минэкономраз­вития РФ представило регионам методические рекомендации и формы для разработки прогнозов, руководствуясь Приказом «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации» от 17 июня 2002 г. N 170.

В прогнозах социально-экономического раз­вития территорий рациональным будет детально раскрывать такую информацию, как: общее количество юридических лиц и объемы произведенной продукции (работ, услуг) по отраслям, объемы инвестиций в реальный сектор экономики за счет всех источников, численность работающих, фонд оплаты труда, налоги, отчисляемые в местные бюджеты, собственные доходы местного бюджета, денежные доходы и расходы населения. Здесь анализ современного социально-экономического положения субъекта РФ целесообразно дополнить данными развития и имеющимися проблемами по кредитной кооперации, раскрыть необходимость обеспечения финансовыми ресурсами отдельных категорий граждан и отраслей экономики, рассмотреть действующие нормативные акты и дать оценку степени воздействия кредитной кооперации на социально-экономическое развитие региона, предложив ос­новные направления его реформирования. Все это предопределит возможность выделить в качестве одной из задач развития региона — развитие кредитной кооперации.

Понятно, что в формах прогнозов отсутствуют кредитные кооперативы как юридические лица. Включение их в разделы форм возможно в строке «прочие отрасли». Однако кредитные кооперативы могут отдельно учитываться в перечне юридических лиц отдельного муниципального образования в рамках территории с указанием основных показателей. Далее в разделе «инвестиции» должны быть показаны объемы кредитования ими реального сектора экономики. В разделах, связанных с формиро­ванием налоговой базы, необходимо показать про­гнозные налоговые платежи кооперативов. В разделе «денежные доходы и расходы населения» должны быть показаны возможные объемы роста доходов населения за счет сбережения средств в кооперативах. Главным элементом прогнозирования должен быть учет в разделе «объемы производства продукции» влияния инвестиций кооперативов на развитие средних и мелких товаропроизводителей. В разделе «нормативная база» должны быть показаны меры и сроки совершенствования действую­щего законодательства. Безусловно, и в других разделах прогноза можно учитывать показатели деятельности кооперативов, однако на начальной стадии можно ограничиться приведенным перечнем.

В Волгоградской области в связи с наличием региональной законодательной базы и развитостью системы кредитной кооперации Комитетом эконо­мики Администрации области предпринята попытка учесть в Законе Волгоградской области «О программе социально-экономического развития Волгоградской области на 2001-2005 годы» показатели деятельности кредитных кооперативов до 2006 го­да. Подпрограммой «Государственная поддержка и регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов в Волгоградской области на 2002-2006 годы» предусмотрены источники финансирования развития кредитной кооперации в социально-экономическом развитии региона.

Несомненно, сегодня активы кооперативов малы, и они не оказывают серьезного влияния в большинстве регионов на объемы инвестирования активов в малый и средний бизнес, выдачу займов гражданам. Но в перспективе, при создании сети кредитной кооперации, их финансовое влияние на уровне муниципальных образований будет значительно.

Кредитная копоерация и необходимость разработки кредитными кооперативами бизнес-планов

Отсутствие объективно обоснованных прогно­зов развития кооперативов и методов управления финансовыми потоками на основе бизнес-планов также тормозят развитие кредитной кооперации в нашей стране. Из-за отсутствия в кооперативах бизнес-планов, механизмов их реализации и систе­мы управления на основе прогнозных планов, их деятельность сильно сдерживается. Однако и при наличии бизнес-планов в целом ряде кредитных кооперативов их руководители не стремятся придерживаться их основных положений, не осуществ­ляют аналитическую и прогнозную деятельность.

Бизнес-планы, разрабатываемые в настоящее время некоторыми кредитными кооперативами, в целом полноценного практического применения не имеют. Использование их при разработке планов социально-экономического развития многих муниципальных образований невозможно.

Поэтому на современном этапе развития кре­дитных кооперативов достаточно актуальным является необходимость более жестко подходить кредитным кооперативам к необходимости разработки и применения в своей деятельности бизнес-планов.

Бизнес-план является необходимым документом для осуществления эффективного финансового планирования любой, в том числе кооперативной организации. Бизнес-план — подробный план на определенный период, устанавливающий показатели, которых кредитный кооператив должен достичь. В нем должны быть отражены показатели, характеризующие состояние кооператива в настоящее время, стратегию и тактику рыночной и финансовой деятельности кооператива.

Потребность в составлении бизнес-плана ощущается особенно остро, когда кредитный коо­ператив: находится в стадии создания; переживает финансовый кризис и возникает необходимость изменения политики в деятельности кооператива; реорганизации; намеревается оценить свои шансы при открывшихся новых возможностях; планирует привлечь внешние источники финансирования.

Бизнес-план кредитного кооператива выполняет две основные функции: инструмента эффек­тивного финансового планирования, служащего для внутренних целей в деле обеспечения эффективно­го функционирования кооператива (как и где разместить ресурсы) и инструмента привлечения внешнего финансирования.

Представляется необходимым предложить «Рекомендательные требования при разработке бизнес-планов кредитными потребительскими кооперативами».

Бизнес-план — документ, разрабатываемый кредитным кооперативом (далее кооператив) на ближайшие два календарных года, который содер­жит предполагаемую программу действий коопера­тива для достижения ожидаемых результатов его деятельности.

Бизнес-план должен позволить оценить способность кооператива: к долговременному существованию, обеспечить свою финансовую устойчивость и стабильность, выполнять принятые нормативы деятельности, в том числе финансовые норма­тивы, выполнять обязательные резервные требования в соответствующие фонды, соблюдать требования законодательства по обеспечению интересов пайщиков, иметь адекватную систему управления возможными рискам.

Бизнес-план представляется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное регулирование деятельности коо­перативов:

Если ранее кооперативом представлялся бизнес-план и с даты его представления прошло менее 1 года, при реорганизации вместо нового бизнес-плана могут представляться изменения и дополне­ния к ранее представленному бизнес-плану. При этом период, рассматриваемый в представленных изменениях и дополнениях к бизнес-плану, должен охватывать не менее 2-х лет деятельности (включая период, оставшийся до истечения срока, на который составлялся первоначальный бизнес-план).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование деятельности кооперативов, не вправе предоставлять и раскрывать содержащуюся в бизнес-планах информацию.

Бизнес-план кооператив вправе предоставлять и другим заинтересованным в нем лицам.

Бизнес-план кооператива должен содержать: общая информация о кооперативе; цели, задачи кооператива; действующая система управления кооперативом; общая информация об учредителях, пайщиках кооператива; обеспечение стабильной деятельности кооператива посредством выполнения принятых нормативов и обязательных резервных требований деятельности, минимизации рисков, иные существенные показатели, которые необходимы для раскрытия основных целей бизнес-плана.

При определении целей и задач кооператив должен отразить долгосрочное видение своей роли и места на рынке финансовых услуг, специфические особенности его позиционирования в рыноч­ной среде, а также наиболее существенные принципы деятельности.

Принципы деятельности: в отношении неком­мерческой основной деятельности (ориентация на сегмент рынка финансовых услуг, определение ры­ночной ниши кооператива); в отношении пайщика (описание того, какие потребности пайщика и каким образом собирается обеспечивать кооператив); в отношении коммерческой деятельности (описание предполагаемых видов коммерческой деятельности кооператива); в отношении итоговой деятельности (ориентация на полученный результат).

Бизнес-план кооператива должен соответство­вать следующим требованиям по оформлению:

Предполагаемая структура бизнес-плана кооператива:

  1. Общая информация о кооперативе.
  2. Перспективы развития кооператива.

2.1. Цели, задачи, стратегия деятельности кооператива.

2.2.  Влияние макро- и микроэкономических факторов (экономические, правовые и другие) в стране и регионе на деятельность кооператива (пу тем разработки SWOT анализа).

2.3. Прогноз развития паевого фонда, структуры активных и пассивных операций, доходов и расходов, возможной прибыли кооператива, видов предоставляемых услуг.

2.4. Оценка соблюдения обязательных нормативов и резервных отчислений.

2.5.  Система управления и мониторинга за рисками кооператива.

2.6. Прогноз (состояние, возможности и огра ничения) развития пайщиков кооператива; видов услуг; сети филиалов, представительств и предста вителей; участие в союзах (ассоциациях) и других организациях; сотрудничество с органами власти, международными организациями (участие в проек тах) и различными финансовыми организациями; социальный эффект от деятельности кооператива; место кооператива в социально-экономическом развитии региона.

3. Система управления кооператива.

  1. Прогноз (состояние, возможности и огра­ничения) развития системы управления кооперати­вом.
  2. Прогноз (состояние, возможности и огра­ничения) развития системы внутреннего контроля.
  3. Внутренние документы, регламентирую­щие осуществление ссудосберегательных операций.

4. Обеспечение деятельности кооператива.

    • Прогноз (состояние, возможности и огра­ничения) развития материально-технического и нормативного обеспечения кооператива.
    • План повышения профессиональной ори­ентации (обучение, переподготовка, повышение квалификации).

Источник: Сельский кредит, №11, 2003