Общая информация о деятельности страховых кредитных кооперативов.

Сельскохозяйственное производство отличается высокой степенью рисков: колебания цен, урожайности, частичной или полной потери ресурсов и изменения государственной по­литики, приводящих к значительным колебаниям доходов. Российское законодательство в этом случае достаточно сурово, ведь риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Вы­ходом из сложившейся ситуации может быть заключение договора страхования.

Тариф при страховании урожая сельхозкультур для условий средней полосы состав­ляет 10-15% страховой суммы, имущества - 1, животных - до 8% страховой суммы.

В настоящее время не более 15% сельхозпроизводителей страхуют свои риски в расте­ниеводстве. Минсельхоз России ставит задачу довести этот показатель до 60-70%.

Отмена в 1991 году обязательного государственного страхования имущества сельско­хозяйственных предприятий, животных, урожая сельскохозяйственных культур не сопрово­ждалась созданием соответствующей рыночной инфраструктуры страхования. В данный мо­мент можно выделить несколько основных проблем:

Сельскохозяйственное страхование возможно классифицировать по различным при­знакам, в числе основных можно выделить классификацию по объекту страхования:

Также страхование возможно на условиях предоставления государственной поддерж­ки и без нее.

Одним из основных направлений государственной поддержки в сфере развития сель­ского хозяйства указано развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве. Пробле­ма сельскохозяйственного страхования была поднята в 2010 году на высоком правительствен­ном уровне. Практика покрытия убытков из-за засухи и иных форс-мажорных обстоятельств за счет государственного бюджета была названа архаичной и не рыночной. Однако, можно констатировать, что кроме громких заявлений и призывов, пока ситуация на рынке данного вида страхования остается на том же месте.

Основной системной проблемой, как указывают эксперты, является факт отсутствия закона о страховании в сельском хозяйстве и отсутствие специального страхового фонда. В настоящее время из всех постсоветских стран только в Казахстане принят закон об обязатель­ном страховании в растениеводстве.

В настоящее время сельскохозяйственное страхование частично регулируется Феде­ральным законом РФ от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Зако­ном РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», несколькими постановлениями Правительства РФ, приказами Минсельхоза РФ. Однако основной акцент делается на страховании урожая сельскохозяйственных культур – порядке расчета страховых сумм, страховых взносов, выплаты возмещений, компенсации части взно­сов сельскохозяйственным предприятиям. Проблемы страхования рисков в других отраслях сельскохозяйственного производства практически не освещены.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О разви­тии сельского хозяйства», сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государ­ственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяй­ственной продукции, в том числе:

Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предостав­ляются субсидии в размере пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страхо­вых взносов) по договору страхования, при этом субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета предоставляются на компенсацию сельскохозяй­ственным товаропроизводителям части затрат на страхование по договорам страхования, за­ключенным со страховыми организациями.

Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2010 N 172/11 «О Порядке предоставления средств из бюджета Московской области на проведение мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2010 году», предусматривается предоставление субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохо­зяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хо­зяйство) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, в размере 20 процентов уплаченной страховой премии.

Объем дотаций из федерального бюджета сельхозпроизводителям на страхование бу­дущего урожая в 2004 г. составили 1,9 млрд. руб. В 2003 г. Правительство РФ выделило из бюджета на компенсацию сельхозпроизводителям 50% страхового тарифа - 900 млн. руб. В 2002 г. эта сумма была на уровне 300 млн. руб. Для координации и выработки общей методо­логии страхования Правительством РФ создано Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства.

Одним из возможных решений, которые предлагают ряд экспертов вероятно бы стало осуществление деятельности по взаимному страхованию сельскохозяйственным потреби­тельским кооперативом. Однако комплексный анализ норм действующего законодательства РФ показывает, что общество взаимного страхования и сельскохозяйственный потребитель­ский кооператив являются некоммерческими организациями, создаваемыми в разных органи­зационно-правовых формах и в разных целях. Таким образом, осуществление деятельности по взаимному страхованию сельскохозяйственным потребительским кооперативом без внесе­ния необходимых изменений в действующее законодательство неправомерно.

Государственная поддержка страхования является гораздо более эффективным инстру­ментом, чем финансовая помощь, оказываемая в неблагоприятные годы в виде дополнитель­ных кредитов, субсидий, зачетов, списаний, отсрочек и прямых денежных компенсаций. Страхование является одним из средств, использование которого не нарушает правил ВТО и может служить эффективным инструментом стабилизации доходов сельскохозяйственных производителей и сельского населения в целом.

Так, заинтересованность сельхозтоваропроизводителей и населения в получении стра­ховой защиты от различного рода бедствий привели к открытию в Самарской области страхо­вого сельскохозяйственного потребительского кооператива "Гарантия". Это произошло 28 ян­варя 2011 г.

На сегодняшний момент система сельскохозяйственного страхования в России не сформирована. Пока КФХ и ЛПХ, производящие более половины всей сельхозпродукции не имеют надёжного, простого и понятного механизма защиты от разного рода бедствий и проблем.

В Якутии открылся Республиканский сельскохозяйственный страховой потребитель­ский кооператив "Харысхал". Кооператив создан в ноябре 2010 г., члены кооператива - СКПК, сельхозтоваропроизводители и физические лица. Также кооператив является экспери­ментальной площадкой при Якутской государственной сельскохозяйственной академии, под кураторством кафедры "Управление и кооперация в АПК". Кооператив заключил соглашение о сотрудничестве с Региональной страховой компанией "Стерх", для реализации проектов по агрострахованию и выступает его страховым агентом.

Сейчас кооператив работает над обучением персонала, расширением страховых услуг и поля деятельности.

Готовы начать свою страховую деятельность кооперативы в Нальчике, Пятигорске, Са­ратове.

В Элисте создан страховой кооперативе, но работа не складывается.

Сельскохозяйственный потребительский страховой кооператив “СахаГарант” является некоммерческой организацией, создан для обеспечения страховой защиты своих членов и для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов, и целью своей деятельно­сти не ставит извлечение прибыли, что определяет принципиальные условия его организации и деятельности.

Цель деятельности кооператива: обеспечение страховой защиты имущественных и иных интересов членов и ассоциированных членов на основе аккумулирования их паевых и иных взносов, а также других средств кооператива.

Основные виды деятельности кооператива:

Системный подход к формированию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Астраханской области послужил толчком к созданию сельскохозяйственного страхового потребительского кооператива, как инструмента по управлению рисками системы кооперации. Тем более, что норма о об обязательном страховании заемщиков СКПК закреп­лена пунктом 9 статьи 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ от 08.12.95 «О сельскохозяй­ственной кооперации»: СКПК обязан «страховать риск невозврата займов по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика».

Астраханский областной сельскохозяйственный страховой потребительский коопера­тив «Народное страхование» зарегистрирован 30.08.2005 в соответствии с Федеральным за­коном «О сельскохозяйственной кооперации». Учредителями АОССПК «Народное страхова­ние» выступили 8 СКПК Астраханской области, сельскохозяйственный производственный кооператив. и 13 физических лиц - сельхозтоваропроизводителей.

Работа АОССПК «Народное страхование» основана на следующих принципах:

АОССПК «Народное страхование» размещает часть своей ресурсной базы в АРСКПК «Народный кредит», являясь надежным внутренним источником финансирования системы в целом.

Агенты АОССПК «Народное страхование» работают во всех районных СКПК Астра­ханской области.

В 2004 г. при АОСКПК «Народный кредит» создан консультационно-методический центр для обучения и повышения квалификации специалистов кредитной кооперации. Обу­чение в центре по различным актуальным направлениям (организация кредитования, сберега­тельной деятельности, оценочной деятельности, бухгалтерского учета и т.д.) осуществляется на регулярной основе.

Преимущества работы со страховым кооперативом:

  1. Все кооперативы, входящие в систему, преследуют одну и ту же цель - развитие систе­мы.

  2. Оперативность оказания страховых услуг.

  3. Возможность выбора оптимального варианта страхования.

  4. Услуги страхования сопутствуют получение других услуг в различных кооперативах системы.

Принципы работы АОССПК "Народное страхование"

Почему же необходимо поддерживать развитие кооперативного страхования в АПК? Дело в том, что даже при желании страховщика работать в интересах сельхозтоваропроизво­дителя ему весьма сложно. Скажем, выдача займов страхователю, тем более беспроцентных, ограничена условиями размещения страховых резервов, определенными органами страхово­го надзора. При небольших страховых выплатах (в благоприятные для сельскохозяйственно­го производства годы) страховщик обязан вывести в доход значительные финансовые сред­ства и заплатить налог на прибыль. И самое главное: коммерческая страховая компания, даже весьма дальновидная, в силу своего статуса работает прежде всего в интересах своего соб­ственника, стремится к получению прибыли. Между тем состояние сельского хозяйства Рос­сии сегодня таково, что выдерживать дополнительную финансовую нагрузку оно просто не в состоянии.

Выбор стратегии, ориентированный на создание системы кооперативного сельхозстра­хования, предполагает наличие определенных условий и прежде всего соответствующей за­конодательной базы. Для первого, организационного этапа она представляется вполне доста­точной и удовлетворительной. Соответствующие статьи имеются в Гражданском кодексе Рос­сийской Федерации (гл. 48, ст. 968), в Федеральных законах "О сельскохозяйственной коопе­рации" (ст. 4, пп. 9, 10), "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (ст. 7).

К сожалению, специальный закон о деятельности сельскохозяйственных страховых кооперативов до сих пор не принят, как и закон о взаимном страховании. Между тем такой закон, безусловно, нужен.

В качестве организационного оформления системы кооперативного сельскохозяй­ственного страхования, на наш взгляд, можно предложить два варианта построения. Первый из них предполагает создание страхового кооператива с правами юридического лица в субъ­екте Федерации с его вхождением в ассоциацию страховых кооперативов федерального уров­ня. При этом ставится условие, что кооператив принимает типовой устав и обязательства по участию в формировании централизованного страхового резерва.Во втором варианте предпо­лагается формирование страхового кооператива с правами юридического лица в федеральном округе с созданием филиалов в субъектах Федерации округа и предоставлением данным фи­лиалам максимальной хозяйственной самостоятельности. Членами ассоциации страховых кооперативов, участниками формирования и использования централизованного страхового резерва при таком варианте являются страховые кооперативы уровня федерального округа.

Как представляется, на этапе становления можно отдать предпочтение второму из рассмотренных вариантов. При этом следует предусмотреть возможность выделения отдель­ных филиалов в юридически самостоятельные организации, в первую очередь в субъектах Федерации с наиболее развитым сельским хозяйством.

Особо следует подчеркнуть, что при наличии лицензии на страхование предлагаемые сельскохозяйственные страховые кооперативы полностью вписываются в действующее стра­ховое законодательство. Поэтому работу по их организации могли бы взять на себя Минсель­хоз РФ и региональные органы управления АПК. Отметим также, что первоначально система кооперативного сельхозстрахования должна строиться с ориентацией на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений. В перспективе возможно развитие других видов страхования имущественных интересов сельскохозяйственных производителей, в том числе и обязательного страхования автогражданской ответственности. При этом эконо­мическое значение страховых кооперативов не будет ограничиваться только проведением собственно страховых операций. Например, они могли бы стать гарантами своих членов перед банками, выступать инвесторами при строительстве объектов производственной и со­циальной инфраструктуры на селе...

Членами страхового сельскохозяйственного кооператива могут быть только сельхозто­варопроизводители, непосредственно участвующие в его деятельности. Доступ в страховой кооператив не ограничен, что позволяет аккумулировать значительные денежные средства, что подтверждает зарубежный опыт функционирования таких зарубежных форм.

Финансовые отношения в сельских страховых кооперативах, как и в коммерческих страховых организациях, направлены на создание и использование страхового фонда. Стра­ховой фонд создаётся за счёт уплаты страховых взносов, но цена на страховые продукты не зависит от рыночных факторов, в ней не заложена прибыль страховщика. Поэтому цена на страховые продукты предполагает быть ниже цены, которую предлагают коммерческие стра­ховые организации. В свою очередь, формирование страхового фонда подразумевает созда­ние гарантии защиты наступления нежелательного события, но в то же время, его размер не всегда способен покрыть ущерб. Поэтому, обеспечением взятых на себя обяхательств являет­ся инвестирование средств страхового кооператива. В данном случае следует сделать акцент на том, что инвестирование для сельского страхового кооператива не является основной це­лью. Полученный инвестиционный доход выступает гарантией платёжеспособности коопера­тива. Поэтому разница от полученного инвестиционного дохода должна быть направлена на организацию превентивных мероприятий и снижение стоимости страховых услуг.

Аккумулирование финансовых средств в сельском страховом кооперативе в виде инве­стиционных ресурсов позволяет сельхозтоваропроизводителям получить стабильный источ­ник финансовых средств для обеспечения устойчивости производственной деятельности. При этом доступ к инвестиционным ресурсам открыт и крупным и мелким сельхозтоваро­производителям. Следует отметить, что формирование сельскохозяйственного страхового кооператива на начальном этапе его становления подразумевает мобилизацию небольших финансовых ресурсов и требуется профессиональное управление ими. Кроме того, для уве­личения своих финансовых возможностей члены страхового кооператива должны проводить работу для привлечения новых пайщиков.

В перспективе сельская страховая кооперация имеет большое значение для государ­ства и муниципальных образований. Она обеспечит надёжную, доступную, дешёвую и про­стую в понимании сельского жителя систему страховой защиты, которая направлена на при­ток денежных средств в муниципалитеты, на развитие местного сельского бизнеса, сохране­ние и преумножение рабочих мест.

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и страховые коопера­тивы - это дополняющие друг друга структуры в экономике села. Страховой кооператив и СКПК при совместной работе могут достичь многого в обеспечении финансовой поддержки мелкого сельхозтоваропроизводителя. При этом деятельность страховых кооперативов может и должна осуществляться при участии специалистов СКПК. Это позволит удешивить и сде­лать более доступными страховые услуги.

 

Мировой опыт взаимного страхования.

Сельское хозяйство для правительства каждого государства является стратегически важной отраслью, так как от жизнеспособности сельскохозяйственного производства в значи­тельной степени зависит независимость государства.

Особенность сельскохозяйственного производства во всем мире - то, что делает произ­водителей чрезвычайно уязвимыми - эго регулярно повторяющиеся кризисы перепроиз­водства, приводящие к многочисленным банкротствам фермеров. В связи с неизбежностью и тяжелыми последствиями экономического цикла правительства многих стран берут на себя значительные обязательства по оказанию финансовой-поддержки фермерам в виде государ­ственных субсидий, льготного внешнеэкономического режима, налоговых послаблений, а также особых страховых систем, помогающих сельскохозяйственным производителям высто­ять в условиях падения цен на сельскохозяйственную продукцию .

В абсолютном большинстве случаев только государство может заниматься такой под­держкой, отчасти потому, что большинство направлений поддержки лежит исключительно в ведении государства (как, например, введение льготного налогового законодательства), а главным образом потому, что все вышеперечисленные меры требуют масштабных финансо­вых вливаний.

Однако часть сельскохозяйственных рисков можно разместить в страховании. И здесь актуальным становится вопрос стоимости таких услуг, а значит, появляется возможность для активного действия обществ взаимного страхования.

Взаимное страхование занимает видное место на рынках большинства развитых стран мира.

В соответствии с географическим признаком различают региональные, национальные и международные ОВС. Различают также ОВС, проводящие страхование жизни и другие виды страхования21. Кроме того, выделяют ОВС, осуществляющие все виды страхования или только определяющие их. В соответствии с основой страхования выделяются ОВС, сфор­мированные на профессиональной основе, и ОВС, состав членов которых разнороден.

Основные показатели современного состояния взаимного страхования в развитых странах мира приведены в таблице.

Таблица. Показатели развития взаимного страхования в развитых странах мира в 2009 году

 

Страна

Количество

ОВС

Доля рынка, занимаемая ОВС, %

жизни

иные виды

Канада

193

53

17

Япония

20

89,4

5,1

Италия

13

2,8

6,4

Испания

72

6,5

18,7

 

Общее число ОВС в развитых странах мира составляет порядка трех тысяч.

Доля взаимного страхования по отдельным национальным ранкам страхования жизни колеблется от 6,5% в Испании до 89% в Японии. Наибольшее количество обществ взаимного страхования в Канаде - 193, а наименьшее - в Италии - 13.

Следует отметить, что наиболее крупные общества взаимного страхования сформиро­вались в следующих секторах страхового рынка:

Одной их стран, в которых страхование сельскохозяйственных рисков ОВС приобрело массовый характер, стала Канада - ведущий мировой производитель зерновых. Особое вни­мание следует уделить уникальному опыту организации страховых операций ОВС, который способствовал успеху этой формы организации страховой защиты в Канаде, в отличие от других стран, где он не получил широкого распространения.

Более двухсот лет назад на территории Канады начали действовать объединения фер­меров, основанные по принципу «neighbor helps neighbor», то есть «сосед помогает соседу». В двадцатом веке среди этих объединений, уже оформленных юридически в качестве об­ществ взаимного страхования, прошел процесс консолидации, в результате чего на рынке об­разовался мощный пул: Farm Mutual Financial Services.

В настоящее время страхование сельскохозяйственных рисков не является для него единственным родом деятельности - пул принимает на страхование на взаимной основе рис­ки автовладельцев, страхует от огня, а также оказывает ряд других страховых услуг. Тем не менее, деятельность обществ членов пула началась именно со страхования фермеров, и до сих пор это остается основной сферой его деятельности, о чем свидетельствует, в частности, и его название.

Oxford Mutual Insurance Company - первый уровень самоуправления.

Одна из многочисленных компаний участников Ассоциации ОВС Онтарио, Oxford Mutual Insurance появилась в 1973 году в результате слияния двух фермерских ОВС. В настоя­щее время обязательства OMI обеспечены активами 50 ОВС, участников Ассоциации. Сама компания имеет активы общей стоимостью 16 млн. долл.США.

OMI является типичным ОВС членом Ассоциации. Большая часть его клиентов про­живают на незначительном расстоянии от центрального офиса компании. Из числа своих до­веренных людей они выбирают руководство офиса, а они, в свою очередь, выбирают своего представителя в Ассоциации. Это обеспечивает особую гибкость, демократичность организа­ционной структуры, и в то же время поддерживает высокий уровень доверия между участни­ками страхования за счет того, что они лично знакомы.

ОВС, подобные Oxford Mutual Insurance, как уже было отмечено, представляют собой первый уровень управления мощного страхового»института.

Данный уровень выполняет следующие функции: заключение и продление договоров со страхователями, сбор премий, оценка понесенных членами убытков и осуществление страховых выплат. Страховое покрытие, предоставляемое Oxford Mutual Insurance, не отлича­ется от покрытия других ОВС.

Однако 7,5 миллионов страховых премий, собираемых здесь, - это незначительная доля тех убытков, которые могут быть причинены фермерскому хозяйству, например, в слу­чае крупномасштабного стихийного бедствия, урагана, внезапных заморозков или наводне­ния. Для того, чтобы обеспечить обязательства ОВС перед его членами, в середине 20-го века 51 общество взаимного страхования, подобных Oxford Mutual Insurance, объединились в страховой Ассоциации.

Второй уровень самоуправления - Ассоциации ОВС.

В Канаде действуют в тесном сотрудничестве (и имея общую историю возникновения и развития) три Ассоциации ОВС:

В функции второго уровня не входит непосредственное общение со страхователями, присущее деятельности отдельных членов Ассоциаций. Основной задачей, которую решают Ассоциации, является аккумулирование страхового фонда, диверсификация принимаемых рисков во времени и пространстве, а также организация перестраховочной защиты. Значи­тельная работа проводится также и в области статистических исследований, которые ложатся затем в основу актуальных расчетов, производимых на первом уровне управления, так как ОВС - член Ассоциации не имеет права принять на страхование риск по меньшему тарифу, нежели рекомендованный Ассоциацией, это привело бы к разбалансировкс общего рискового портфеля.

В процессе существования рассматриваемых Ассоциаций ОВС требования их участ­ников значительно изменились, что в свою очередь повлекло и расширение предоставляемо­го им покрытия, и предоставление ряда новых услуг.

Фактически на долю возможной государственной поддержки канадских фермеров - членов ОВС остается предоставление льготного внешнеэкономического или налогового ре­жима.

Третий уровень самоуправления.

Вершиной этого крупного страхового конгломерата является компания Farm Mutual Financial Services Inc., учредителями которой являются три вышеперечисленные Ассоциации ОВС.

Основными задачами компании являются:

  1. Формирование стратегии развития страхового института в целом.

  2. Продвижение полного пакета услуг Ассоциаций, формирование брэндинговой поли­тики и привлечение новых клиентов.

  3. Координация деятельности Ассоциаций, в том числе и через оказание консалтинговых услуг.

Соответственно, руководителями компании являются также выходцы из первых двух уровней самоуправления.

Следует обратить внимание на то, что проблемы взаимодействия с государством не стоят в числе непосредственных задач FMFC, а вынесены на второй уровень самоуправле­ния, в ведение Ассоциаций, поскольку основной объем научной, аналитической работы про­делывается на втором уровне самоуправления и именно на нем, без искажения формируется совокупная позиция участников страхования по вопросам законодательства и регулирования фермерской деятельности. На третьем же, самом высоком, уровне самоуправления, задачи взаимодействия с государством имеют место, поскольку они важны для определения страте­гических параметров развития.

Что касается объектов, включаемых в состав стандартного страхового покрытия, то среди них ОВС - члены Ассоциации рассматривают следующие:

  1. Страхование сельскохозяйственной техники и оборудования;

  2. Страхование недвижимости;

  3. Страхование урожая и другой продукции фермерского хозяйства;

  4. Страхование животных;

  5. Страхование от потери прибыли;

  6. Страхование ответственности, в том числе за загрязнение окружающей среды.

Комментируя представленный список, хотелось бы заметить, что канадские ОВС по­шли по пути полного или частичного вытеснения государства из всех подлежащих страхова­нию сфер своей деятельности.

Фактически на долю возможной государственной поддержки канадских фермеров - членов ОВС остается предоставление льготного внешнеэкономического или налогового ре­жима. Даже возврат государством страховых премий страхователям (этот вид защиты широко практикуется, например, в России) не настолько актуален, так как эту функцию выполняют сами ОВС в процессе переоценки потенциальной убыточности рискового портфеля.

Таким образом, Ассоциация ОВС Онтарио в значительной мере обеспечивает защиту канадским фермерам от тех рисков, которые в большинстве стран принимает на себя государ­ство. Однако, такой успех фермерских ОВС стал возможным именно в Новом Свете, так как во время зарождения (а точнее возрождения) страхования в Европе всеми странами активно применялись протекционистские меры для защиты своих сельскохозяйственных производи­телей. Поэтому у фермеров Старого Света не было потребности в создании крупной само­управляемой организации, которая могла бы обеспечить их дополнительной защитой.

В Новом Свете, наоборот, с самого начала поселенцы были предоставлены сами себе, и проблема выживания на освоенных землях могла быть решена только путем объединения в организацию, в том числе, и для страхования рисков на взаимной основе. Вначале эти вопро­сы решались фермерами в рамках неформальных фермерских союзов, а с появлением нацио­нального страхового законодательства отношения взаимного страхования приобрели и свое должное юридическое оформление.

Именно поэтому, хотя страхование сельскохозяйственных рисков, в том числе и на вза­имной основе, происходит и в Европе, только в Канаде инициатива самих фермеров привела к созданию финансового института, сравнимого по своим масштабам с крупными страховы­ми организациями.

Целесообразно проанализировать процесс акционирования ОВС, поскольку в 1990-е гг. в мире наблюдался наиболее массовый в истории переход компаний, оказывающих финан­совые услуги, от паевой, взаимной формы организации к акционерной. Рост фондовых ин­дексов привел к реорганизации многих ОВС в форму обществ с ограниченной ответственно­стью .

Принятие решения об акционировании лежит полностью во власти членов ОВС. Глав­ной заботой органов страхового надзора в данном случае являются две проблемы:

  1. Выполнение обществом своих обязательств перед клиентами.

  2. Сохранение за страховщиком обязанности выполнять обязательства перед клиентами, с которыми были заключены долгосрочные договоры.

Процедура акционирования оформляется следующим образом:

  1. В орган страхового надзора подается заявление о намерении акционировать ОВС.

  2. Всем страхователям высылается извещение о намерении акционировать ОВС и копия вывода актуария.

  3. Отдельно извещаются о своем праве выступить против акционирования в суде все лица, интересы которых могут быть затронуты25.

Таким образом, можно сказать, что процедура изменения организационно-правовой формы страховщика может проводиться практически в уведомительном порядке.

Проанализировав данные перемены, мы пришли к выводу, что, действительно многие из акционерных обществ смогли предложить большее количество услуг, однако мало кто смог добиться при этом конкурентоспособных цен, ведь освоение новых продуктов требует особой тщательности в подходе, анализе ситуации на рынке и, конечно, большого опыта.

Преимущества взаимной формы организации продемонстрировало крупнейшее бри­танское ОВС, устоявшее во время массового акционирования Standart Life, предложившее широкий ассортимент страховых продуктов по конкурентоспособным ценам. Standart Life, имеющее очень высокий кредитный рейтинг, провело снижение премий на все продукты пенсионного страхования.

Результаты исследования свидетельствуют, что деятельность ОВС оказалась более успешной. Во-первых, объем собранных ими премий в страховании жизни рос в два раза бы­стрее, чем у коммерческих страховщиков26. В области страхования не-жизни разница прак­тически не выражена, подпадает под размер статистической погрешности.

Во-вторых, в обоих крупных сегментах страхового рынка ОВС столкнулись с мень­шим приростом убыточности, что отражает более высокую эффективность отбора рисков, производимого ими.

Причина наблюдаемых различий в том, что ОВС полностью сконцентрированы на удовлетворении запросов своих страхователей-совладельцев,. в то время как коммерческие страховщики обязаны также учитывать интересы своих акционеров. Как правило, конфликт интересов при коммерческой форме организации страхового фонда разрешается в пользу ак­ционеров.

ОВС имеют и еще одно преимущество перед коммерческими страховщиками. В то время как банки, ставшие владельцами многих акционировавшихся страховых компаний, стали настаивать на уходе от обслуживания клиентов с низкой платежеспособностью или плохой кредитной историей, ОВС напротив, всегда позиционировали свои услуги как доступ­ные для всех слоев общества.

Это преимущество ОВС не только является благом для менее обеспеченной части на­селения. Обзоры рынка сбережений указывают на то, что привлечение в сектор финансовых услуг менее обеспеченных потребителей помогло бы восполнить дефицит капитала на рынке.

Основными недостатками услуг, предлагаемых коммерческими организациями (и здесь речь уже идет не только о страховых услугах, но и о ряде других услуг, в частности об ипотечных кредитах), является то, что они имеют высокую стоимость, а суть услуг зачастую остается непонятной большинству потенциальных потребителей, неискушенных в тонкостях финансового дела. Основную ответственность за это, соответственно, несут руководители са­мих организаций, неверно определившие приоритеты при создании и продвижении финансо­вых продуктов, и понадеявшиеся на успех исключительно благодаря популярности идеи ин­вестирования в различные услуги и инструменты.

К сожалению, несмотря на то, что современная экономика развивается в соответствии с рыночными канонами и в нашей стране сформировался страховой рынок, отечественное взаимное страхование практически отсутствует.

Если проанализировать дореволюционный российский опыт организации системы взаимного страхования, то можно сделать вывод о том, что она осуществляла свою деятель­ность под надзором Министерства внутренних дел и Министерства финансов. Все общества разрабатывали свой устав, который подлежал утверждению Министерством внутренних дел. Отчеты о деятельности страхового общества ежегодно представлялись в Министерство фи­нансов и публиковались в издававшемся в то время "Вестнике финансов, промышленности и торговли".

Организационными вопросами в земских учреждениях взаимного страхования зани­малось правление, которое включало трех распорядителей, избираемых на три года на общем собрании. Получивший наибольшее число голосов становился распорядителем - председа­телем в правлении. Ротация в правлении производилась раз в год: перевыбирался один член правления, то есть в течение трех лет состав правления полностью обновлялся. В состав управления страховым обществом входил наблюдательный комитет (что-то вроде ревизион­ной комиссии).

Для непосредственного ведения дел нанимали служащих. Их количество определя­лось финансовыми возможностями (при минимуме, равном трем должностям, служащими были управляющий, главный бухгалтер и кассир). Дела со страхователями вели сельские и волостные правления, которые производили оценку строений, ликвидировали пожарные убытки, осуществляли сбор премий, удостоверяли неизменяемость риска при возобновлении страхований, то есть исполняли все те функции, которые в частных страховых обществах выполняли агенты. Отметим, что впоследствии в земствах повсеместно стали учреждаться должности страховых агентов, непосредственно занимавшихся страховым делом и всеми операциями, связанными с ним и требующими специальной подготовки.

В России при необходимости создания обществ взаимного страхования целесообразно прибегнуть к использованию элементов, канадской системы организации взаимного страхо­вания путем создания двухуровневой системы, в основу которой положено разделение труда между звеньями, направленное на повышение качества работы, осуществляемой на каждом уровне.

Хотелось бы добавить, что высокая доля взаимного страхования в развитых странах на рынке страхования обусловлена не только его высокой надежностью как одной из форм стра­ховой защиты, но и его экономической привлекательностью. ОВС инвестируют свои резервы преимущественно по тем же направлениям, что и другие финансовые институты, в том числе коммерческие страховщики и банки, и имеют ту же доходность. Вместе с тем, будучи неком­мерческими организациями, ОВС обеспечивают более выгодные условия накопления для страхователей, чем другие финансовые организации для своих клиентов. Данное положение дел заслуживает пристального внимания для российской экономики, испытывающей острейшую потребность во внутренних инвестиционных ресурсах.

 

 

Система страхования в АПК РФ

Анализируя практику страхования в сфере АПК, необходимо рассмотреть «подводные камни», которые таит в себе страховой процесс, а также то, на что участникам этот процесса следует обращать особое внимание, чтобы грамотно выстраивать деловые отношения и до­стигать тех целей, ради которых и заключается договор страхования.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, заключая договор страхования, не всегда представляют себе порядок построения взаимоотношений со страховой организацией. Дан­ные взаимоотношения должны быть максимально прозрачны, - важно получить максималь­ную информацию друг о друге еще на этапе заключения договора страхования, что в даль­нейшем позволит избежать многих двусмысленных и негативных ситуаций, включая судеб­ные разбирательства.

Обратившись в страховую компанию, сельхозтоваропроизводитель автоматически ста­новится потенциальным страхователем - покупателем страховой услуги. Но для оценки каче­ства страховой услуги и принятия решения о покупке страхового полиса ему необходимо по­лучить максимально полную информацию:

  1. О самой компании: насколько она является финансово устойчивой, размер се соб­ственного капитала и так далее;

  2. О наличии действующей лицензии на страхование урожая сельскохозяйственных культур у страховой компании;

  3. О порядке заключения договора страхования;

  4. Ознакомиться с требованиями страховщика при: наступлении страхового события (по­рядок действий страхователя, перечень документов, предоставляемых на каждом эта­пе действия договора страхования);

  5. Ознакомиться с условиями страхования (правилами, размером тарифов, франшиз, воз­можностью предоставления скидок, типовой формой договора страхования, перечнем предоставляемых документов для заключения договора страхования).

Это тот самый важный перечень информации, которая нужна страхователю, чтобы определиться - будет он сотрудничать с этим страховщиком или обратится в другую страхо­вую компанию.

Заключение договора страхования осуществляется на основании данных сельхозтова­ропроизводителя, указанных в заявлении-вопроснике, предоставляемом страховщиком. При этом страхователь обязан указать максимально полную и достоверную информацию по стра­хуемым объектам.

При согласовании условий страхования страховая организация в первую очередь оце­нивает сельхозтоваропроизводителей с точки зрения:

Страхователь должен знать, что страхование урожая сельскохозяйственных культур как с государственной поддержкой, так и без нее осуществляется исключительно при страхо­вании всей посевной площади культуры.

Обязательным условием договора при страховании урожая сельскохозяйственных культур является оплата страховщиком расходов- на пересев и/или подсев. Подсев или пере­сев погибших и/или поврежденных сельскохозяйственных культур производится культурами из той же родственной группы, что и погибшая (пострадавшая) культура, то есть культурой, схожей по агротехнике возделывания и затратам. Пересев поврежденных посевов культура­ми, агротехника которых сильно отличается от агротехники поврежденной культуры, в обяза­тельном порядке производится по согласованию обеих сторон - страхователя и страхов­щика. Страховщик вправе отказать в выплате затрат на пересев и/или подсев - в случае, если будет установлено что повреждение/гибель всех или части застрахованных полей не было связано с опасным гидрометеорологическим явлением, указанным в поступившем от страхо­вателя заявлении о наступлении страхового события (случая).

При приеме рисков агропромышленного производства на страхование страховая орга­низация вправе произвести осмотры страхуемых посевов в момент заключения договора страхования урожая сельскохозяйственных культур (в случае страхования уже имеющихся посевов), в период действия договора страхования.

В процессе своего исследования мы выявили основные заблуждения сельскохозяй­ственных товаропроизводителей.

Очень часто первоочередной причиной для оформления полиса или, наоборот, отказа от его заключения является стоимость страховки. Приобретая полис, страхователь оценивает именно этот фактор, но при этом не всегда объективно оценивает качество приобретаемой им страховой услуги.

Достаточно часто страхователь даже забывает внимательно изучить подписываемый им полис и задать самые простые вопросы представителю страховой компании. Такие, например, как «Каким образом будет рассчитан размер страхового возмещения?», «Что необ­ходимо предоставить при наступлении страхового события?» и так далее. При этом, как пра­вило, низкая стоимость страхования обусловлена неполным покрытием страховых рисков, высокой франшизой, что ставит под сомнение получение сельхозтоваропроизводителем пол­ного возмещения ущерба при страховом случае. Однако, заключив договор, сельхозтоваро­производитель нередко пребывает в уверенности, будто приобретенный полис покрывает все риски его производственной деятельности, в том числе и хозяйственные риски.

Зачастую сельхозтоваропроизводитель уверен в том, что заключение договора страхо­вания автоматически обязывает страховую компанию выплатить ему возмещение в любом случае и при любых обстоятельствах. Однако эти предположения не соответствуют действи­тельности.

Условия заключаемого договора страхования и соответствующий раздел правил стра­ховой компании в обязательном порядке должны быть внимательно изучены сельхозтоваро­производителем (страхователем). Наиболее тщательно следует изучить порядок выплаты страховой компанией возмещения. Тем не менее, страхователи вспоминают об этом только в случае получения отказа из страховой компании в выплате возмещения.

Именно поэтому сельхозтоваропроизводителю необходимо знать, что, подписав дого­вор со страховой организацией, он автоматически приобретает не только права, но и обязан­ности, а именно:

Нередко страхователи не считают нужным оповестить страховую организацию о на­ступлении страхового события согласно установленным в рамках подписанного договора срокам. И только потом, уже после того, как, например, произвели уборочные работы и в кон­це октября — начале ноября отчитались в органах статистики, направляют заявление о на­ступлении страхового случая в страховую организацию, что является грубым нарушением условий договора страхования, что, в свою очередь, приводит к тому, что страховщик выну­жден отказать в выплате страхового возмещения.

Для упрощения достаточно сложной процедуры урегулирования претензий для самого сельхозтоваропроизводителя очень важным является выполнение требований страховой орга­низации, с которыми страхователь по существу согласился, заверив договор страхования сво­ей подписью и печатью.

Становится очевидно, что в сложившихся условиях потребности в страховой защите сельскохозяйственных товаропроизводителей в силу специфики их деятельности в полной мере не удовлетворяются. Это обусловило необходимость обращения к забытым принципам взаимопомощи.

Организационно-экономический механизм сельскохозяй­ственных страховых кооперативов.

В настоящее время не многие сельхозтоваропроизводители участвуют в аграрном страховании. Причина этого, в первую очередь, заключается в высоких тарифах и отсутствии денежных средств у сельских товаропроизводителей на приобретение страховой защиты в коммерческих страховых компаниях. Кроме того, действующий порядок субсидиарного стра­хования предусматривает участие в страховом процессе только тех сельхозтоваропроизводи­телей, которые относятся к юридическим лицам и КФХ, а такая форма организации сельско­хозяйственного производства, как личные подсобные хозяйства не является объектом страхо­вой защиты.

Система экономических отношений сельскохозяйственных страховых кооперативов включает следующее:

  1. Порядок и условия формирования и использования паевого и страхового фонда стра­ховых сельскохозяйственных кооперативов (Кооператив, ССК);

  2. Механизм отношений сельскохозяйственных страховых кооперативов с союзами ССК, с системой аграрного страхования, с банковской системой и системой кредитной коо­перации.

Паевой фонд сельскохозяйственного страхового кооператива формируется за счет обя­зательных паевых взносов сельхозтоваропроизводителей, размер которых должен быть оди­наков для всех участников. В формировании паевого фонда могут участвовать не только стра­хователи, но и различные ассоциации и фонды. В случае, когда размер паевого фонда не отве­чает поставленным целям и задачам предусматривается взимание дополнительных пае­вых взносов, что определяется Уставом или решением общего собрания членов Кооператива.

Следует отметить, что паевой фонд Кооператива является гарантией его платеже­способности, что обеспечивает страховые интересы его членов. В зарубежной практике раз­мер паевого фонда таких организационно-правовых форм устанавливается законодательно. Российская нормативно-правовая база данное условие пока это не определяет, что было отме­чено в предыдущей главе нашего исследования.

Требования к порядку формирования паевых фондов сельскохозяйственных страховых кооперативов являются необходимыми, что связано с общей ситуацией в аграрной экономике. Так, большая часть сельхозтоваропроизводителей убыточна. Кроме того, следует учесть тот факт, что предусматривается участие в данном Кооперативе крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, ввиду чего размер паевого фонда определяет уровень доверия к нему со стороны потенциальных его участников.

Для обеспечения платежеспособности в сельскохозяйственном страховом кооперативе формируется резервный (гарантийный) фонд. Его размер и соотношение с паевым фондом определяется уставом Кооператива или решением общего собрания его членов. Данное усло­вие является обязательным. Источниками формирования резервного или гарантийного фонда выступают доходы от страховой, инвестиционной и других видов деятельности. Использова­ние его в качестве инвестиционных ресурсов строго регламентируется и контролируется, ввиду его целевой направленности.

Финансовые отношения в сельскохозяйственных страховых кооперативах, также как и в коммерческих страховых организациях направлены на создание и использование страхово­го фонда. Страховой фонд создается за счет уплаты страховых взносов. Но, в случае наступ­ления крупных ущербов когда средств страхового фонда недостаточно предусматривается оказание государственной поддержки на его пополнение в различной форме. Одним из видов государственной поддержки может выступать бюджетная субсидия. Другой вид государ­ственной поддержки - это выделение льготных кредитов на пополнение страховых фондов Кооператива. Такой опыт широко используется зарубежом. Так, в Японии, Франции, США государство предоставляет ССК в случае получения крупных ущербов льготные кредиты и субсидии на пополнение их страховых фондов.

Положительным фактором для сельхозтоваропроизводителей и как следствие повыше­нием их страховых интересов является независимость цены на страховые продукты от ры­ночных факторов. В страховом тарифе не закладывается прибыль страховщика, ввиду чего, он предполагается ниже чем в коммерческих страховых организациях. Таким образом, сель­скохозяйственный страховой кооператив выступает конкурентом для коммерческих страхо­вых компаний. Которые, в свою очередь, при успешном развитии ССК вынуждены снижать размер страховых тарифов, что выступает еще одним положительным фактором для сельско­хозяйственной отрасли экономики. Размер страхового тарифа в Кооперативе определяется на основе принципа эквива­лентности взаимоотношений страховщика и страхователя (не закладывается прибыль стра­ховщика, размер расходов на ведение дела минимальный).

Формирование страхового фонда подразумевает создание гарантии защиты от наступ­ления нежелательного события, но в тоже время его размер не всегда способен покрыть ущерб. Поэтому обеспечением взятых на себя обязательств выступает инвестирование средств страхового фонда. В данном случае следует сделать акцент на том, что инвестирова­ние для Кооператива не основная цель, полученный инвестиционный доход позволяет повы­сить гарантию его платежеспособности. Поэтому, разница от полученного инвестиционного дохода направляется на организацию превентивных мероприятий и снижение стоимости страховых услуг. В тоже время, использование средств страхового фонда должно быть огра­ниченным, что предусматривается Уставом или решением общего собрания членов ССК.

Аккумулирование финансовых средств в страховом фонде и других резервах коопера­тива рассматривается как стабильный источник инвестиционных ресурсов для членов Коопе­ратива. При этом доступ к ним открыт как мелким, так и крупным сельхозтоваропроизводи­телям. Это очень важно, учитывая, что в настоящее время в сельскохозяйственной отрасли в качестве получателей инвестиций выступают в основном только сельхозпредприятия, личные подсобные хозяйства, средние и мелкие крестьянские (фермерские) хозяйства не рассматри­ваются в качестве получателей инвестиционных средств.

Таким образом, вступление в состав сельскохозяйственного страхового кооператива означает для сельхозтоваропроизводителя независимо от организационно-правовой формы и размеров его производственной деятельности получение доступа к дополнительным финан­совым источникам.

Учитывая то обстоятельство, что сельскохозяйственный страховой кооператив пред­ставляет собой потребительский кооператив, он вправе не создавать соответствующие резер­вы, как это предусматривается для страховых организаций. Поэтому, решение по поводу фор­мирования страховых резервов принимается его членами на общем собрании. Учитывая тот факт, что на этапе становления Кооператива проблема скудности его первоначального капи­тала очень актуальна и разбиение тех средств, которыми он располагает в этот момент для него очень проблематично. Однако, по мере расширения деятельности, члены ССК принима­ют решение по поводу формирования и использования своих резервов.

Деятельность страхового кооператива, в силу поставленных перед ним задач, преду­сматривает выполнение мероприятий по предупреждению различных рисков природного и иного характера. Для этих целей в ССК в обязательном порядке создастся резерв предупреди­тельных (превентивных) мероприятий. Данный фонд формируется кооперативом по рис­ковым видам страхования (страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений) и используется для финансирования мероприятий по предупреждению рисков в растениеводстве. Порядок формирования и использования фонда предупредительных меро­приятий определяется Уставом или решением общего собрания кооператива, который преду­сматривает и условия его инвестирования. Следует отметить, что фонд предупреди­тельных мероприятий не зависит от страховых выплат, ввиду этого, порядок его инвестиро­вания определяется Уставом или общим собранием членов Кооператива и строго не регла­ментируется.

Особенностями инвестиционной политики сельскохозяйственного страхового коопе­ратива выступают следующие условия:

В силу того, что аграрная отрасль имеет высокую зависимость от рисков природного характера, проявление которых может приобретать катастрофический характер, что ставит под угрозу функционирование сельскохозяйственного страхового кооператива. Так, данная форма организации страхового фонда подразумевает состав участников, территориально близко расположенных. Когда при страховании урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений проявление природных рисков, например засухи, происходит на значительной территории, что означает неспособность возместить полученный ущерб. В этом случае, страховой кооператив может перестраховать часть или все риски в страховой компании. Таким образом, доступ к коммерческому страхованию открывается всем сельхоз­товаропроизводителям и крупным и мелким. Другой формой обеспечения своих обязательств для ССК является перестрахование в финансово-экономической среде кооперативного стра­хования. Формой организации кооперативного перестрахования и сострахования выступают союзы сельскохозяйственных страховых кооперативов. Данный аспект подразумевает много­уровневую систему организации кооперативного сельскохозяйственного страхования. Пер­вичным звеном выступают сельхозтоваропроизводители (всех организационно-правовых форм), второй уровень представлен сельскохозяйственными страховыми кооперативами, а высший, третий уровень представлен союзом сельскохозяйственных страховых кооперати­вов. Данная форма организации сельскохозяйственного кооперативного страхования строится по принципу страхового пула, что обеспечивает эффективность страховой защиты сельхозто­варопроизводителей на принципах сострахования и перестрахования.

Трёхуровневая система организации страховой сельскохозяйственной кооперации поз­воляет создать эффективный институт финансовой защиты. Где, территориальное распреде­ление рисков обеспечивается высшим звеном (3 уровень), а возможности для страхового поля выше, чем для коммерческой страховой компании, что обеспечивается участием во 2-ом уровне всех организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства. Таким об­разом, решается проблема эффективности сельскохозяйственного страхования для хозяйствую­щих субъектов в отрасли сельского хозяйства в целом.

Страховой кооператив как любой хозяйствующий субъект должен уплачивать налоги и другие платежи (отчисления во внебюджетные фонды) в виду своей некоммерческой деятель­ности он вправе на льготное налогообложение. Но данный момент противоречив, что харак­теризуется действующим законодательством и предполагает сложности по этому вопросу на практике. В связи с тем, что страховые кооперативы - это потребительские кооперативы и их цель направлена на возмещение ущербов непосредственно его участникам, возможен подход, при котором частичное или полное освобождение от налогообложения может рассматриваться. Страховые взносы по сельскохозяйственному страхованию, уплаченные сельхозтова­ропроизводителем включаются в себестоимость производимой продукции полностью (100%).

В настоящее время, ни одна из существующих концепций не рассматривает страховые кооперативы в качестве полноправных участников системы сельскохозяйственного страхова­ния. Причины данной ситуации связаны с отсутствием соответствующего законодательства, а полемика и дискуссии по вопросу места некоммерческого страхования в экономической си­стеме ограничивается только обществами взаимного страхования (ОВС).

Таким образом, место Кооперативов в системе сельскохозяйственного страхования правомочно и равнозначно страховым коммерческим учреждениям. Это подтверждается их целевым характером и способностью решать задачи финансовой защиты аграрной отрасли экономики от наступления стихийных бедствий и нежелательных событий. Тем более, что роль малых форм аграрного производства велика в современных условиях России.

Ввиду того, что сельскохозяйственные страховые кооперативы строят свои отношения на финансовой основе, хранение и использование их денежных средств осуществляется в банках, кредитных кооперативах, обществах взаимного кредитования.

Для решения проблем развития сельскохозяйственных страховых кооперативов предложены следующие условия их финансово-экономического механизма.

  1. Система экономических отношений сельскохозяйственного страхового кооператива направлена на формирование и использование паевого, страхового и других специаль­ных фондов, гарантирующих его платежеспособность.

  2. Одним из способов обеспечения платежеспособности ССК является инвестиционная деятельность, доход от которой направляется на снижение размеров страховых тари­фов, а в отдельных случаях и освобождение сельхозтоваропроизводителей от уплаты очередных страховых взносов. Кроме того, инвестирование средств страхового сель­скохозяйственного кооператива решает проблему финансирования превентивных ме­роприятий. Это положительно влияет на снижение вероятности наступления природ­ных и иных рисков.

  3. Способом обеспечения платежеспособности Кооператива выступает размер паевого и гарантийного фондов. Соответствие их размеров вероятному и фактическому ущербу определяется Уставом или решением общего собрания членов ССК и обеспечивается инвестиционным механизмом. Следует отметить, что использование средств этих фондов в качестве инвестиционных ресурсов строго регламентируется, ввиду их целе­вого назначения.

  4. Экономическим инструментом обеспечения обязательств Кооператива перед своими участниками выступает сострахование и перестрахование, реализация которых осуще­ствляется как в финансово-экономической среде страховой кооперации, так и посред­ством участия в коммерческом страховании. Таким образом, все сельхозтоваропроиз­водители, независимо от организационно-правовой формы, посредством сельскохо­зяйственной страховой кооперации выступают объектом интересов коммерческого страхования.

  5. Взаимоотношения сельскохозяйственных страховых кооперативов с внешней средой строятся посредством экономических отношений со страховой, банковской, бюджет­ной и другими системами. Таким образом, сельскохозяйственный страховой коопера­тив в силу возложенных на него функций и задач является полноправным участником системы сельскохозяйственного страхования. Представляя собой альтернативную форму коммерческой страховой защиты, выступает её реальным конкурентом. Именно данный аспект положительно влияет на снижение цены на страховые услуги коммер­ческого страхования и способствует развитию сельскохозяйственного страхо­вого рынка.