Обзор зарубежного опыта становления и развития сельскохозяйственной кредитной кооперации

Опыт становления и развития кредитной кооперации за рубежом интересен для России с научной и практической точек зрения. Кредитная кооперация в разных странах развивалась весьма разнообразно и разной степенью интенсивности. В ее развитии имеются некоторые закономерности, а также специфические для каждой страны черты. В этих странах накоплен более чем 150-летний опыт функционирования кредитной кооперации, в то время как в России имелся перерыв в существовании кредитных кооперативов более чем 70 лет. Исследованию опыта развития кредитной кооперации за рубежом посвящены работы целого ряда исследователей.

 

 

Родиной кооперативного движения является Западная Европа, а именно Германия. В настоящее время в Германии на национальном уровне создан Союз Германских кооперативов Райффайзен (DGRV), состоящий из трех разделенных по сферам деятельности головных союзов: DRV (Германский Союз Райффайзен), обслуживающий сельские товарные и обслуживающие кооперативы; BVR (Федеральный Союз Германских народных Банков и Банков Райффайзен) занимается кредитными кооперативами; ZGV (Центральный Союз Промысловых групп) объединяет промысловые товарные и обслуживающие кооперативы.

Германский Союз кооперативов Райффайзен (DGRV) выполняет следующие функции:

Об успешной деятельности кооперативных союзов в Германии свидетельствует факт, что за 50 лет (с 1950 г.) число членов кредитных кооперативных организаций увеличилось в четыре раза, составив 13,8 млн. В системе кредитной кооперации Германии на сегодняшний день ак-кумулируется около 45 % всех финансовых депозитов страны, она обеспечивает 24 % общего объема выданных кредитов, значительная часть которых приходится на сельское хозяйство.

Почти 110 лет насчитывает кредитная кооперация в Нидерландах, где в настоящее время действует 892 местных кредитных кооператива и 3 тыс. офисов, которые объединены в Центральный кооперативный кредитный банк "Рабобанк", занимающий 12-е место в Европе по размеру баланса и обслуживающий сельских товаропроизводителей. В группу "Рабобанк" входят около 600 автономных кооперативных банков, обслуживающих население и мелкий бизнес в стране. При этом головной "Рабобанк" обслуживает крупные корпорации. "Рабобанк" привлекает 40 % сбережений населения страны и обеспечивает 90 % всех кредитов в АПК Нидерландов. Его филиалы действуют в 76 странах мира. Ресурсы организации формируются за счет привлечения средств частных лиц или мобилизуются на национальных и международных финансовых рынках путем продажи ценных бумаг.

В других скандинавских странах кредитные кооперативы развивались менее интенсивно, но они существовали и существуют почти во всех этих странах, обслуживая теперь не только сельское хозяйство, но и другие отрас-ли национальных экономик.

Во Франции обострение конкурентной борьбы на рынках сбыта сельхозпродукции и вторжение крупного капитала в сельскохозяйственное производство, сопровождающееся разорением мелких и средних хозяйств, привели к необходимости материальной поддержки последних в виде денежных ссуд. Во Франции сельские кредитные кассы появились в 60-х годах. Их количество существенно увеличилось в 80-90 годах в связи с кризисом сельского хозяйства и невозможностью французским фермерам получения доступа на кредитный рынок. Именно тогда (в 1894 г.) во Франции принят закон о создании кооперативной сельскохозяйственной кредитной системы Credit Agricole (CNCA), успешно действующей и в настоящее время. За 25 лет работы CNCA достигла таких успехов, что в 1920 г. государство решило усилить ее роль на сельском кредитном рынке, преобразовав отдел Министерства сельского хозяйства Франции в На-циональную кассу региональных касс Credit Agricole и выпустило специальные правительственные облигации сроком на 5 и 15 лет, которые служили дополнительным источником кредитных ресурсов. И только в 1966 году CNCA, выкупив государственную долю, перестала быть государственным учреждением. В 1988 г. CNCA преобразовалась из кооперативной в акционерную форму хозяйствования. "Креди Агриколь" сегодня представляет собой трехуровневую структуру - местные кассы - региональные кассы - Национальная касса. Местных касс в настоящее время насчитывается 2775. Они являются кредитными кооперативными обществами и объединяют 5 млн. пайщиков. Региональные кассы также являются кооперативными обществами, насчитывающими 58 региональных касс. Данные кассы, в отличие от касс первого уровня, являются банковскими организациями. В среднем в одной региональной кассе служит 1200 человек, обслуживающих 250 тыс. клиентов.

Контроль за деятельностью региональных касс осуществляет Национальная касса, представляющая собой акционерное общество, акции которого принадлежат кассам регионального уровня. "Креди Агриколь" имеет 16,7 % на рынке финансовых услуг Франции. На ее долю приходится 80 % рынка финансовых услуг сельскохозяйственному сектору.

Кредитование сельского хозяйства во Франции осуществляется как частными и государственными банками, так и сельскими кредитными кооперативами. Государственное и частное кредитование характерно для районов, где развито производство сахарной свеклы, пшеницы и винограда, т.е. где существуют гарантированно высокие урожаи и прибыли. Однако фермеры предпочитают кооперативный кредит, что объясняет бурный рост кооперативных кредитных учреждений.

Сегодня в составе Национального банка сельскохозяйственного креди-та Франции нассчитывается свыше 90 региональных касс на уровне департаментов, 3000 местных касс 9800 постоянных и временных бюро, объединяющих 3,5 млн. членов. В этой кредитной системе трудятся более 60 тыс. наемных работников. Такая солидная кредитная организация создала кооперативам условия для вложения денежных средств в модернизацию крестьянских хозяйств, не попадая в зависимость от крупного торгового и банковского капитала.

"Креди Агриколь" предлагает следующие услуги: предоставление средне- и долгосрочных ссуд сроком от 2 до 20 лет под фиксированный процент с месячной, трехмесячной, полугодовой и годовой периодичностью выплат; финансирование по лизингу (от 3 до 7 лет); предоставление казначейских ссуд; предоставление целевых ссуд (на размещение молодым фермерам, на новые посадки, модернизацию сельскохозяйственной техники и др.).

В Великобритании сельскохозяйственная кредитная кооперация создана в 1959 г. для гарантирования фермерских кредитов, выступает в качестве гаранта фермеров, нуждающихся в кредите для проведения реконструкций ферм, при условии, что ее результатом должны стать возросшая эффективность и доходность ферм.

Сельские кредитные кооперативы успешно развиваются и в странах Восточной Европы. Так, в Словении кооперативы начали образовываться еще с 1856 г., когда начали работу первые кредитные ассоциации, которые с 1870 г. регистрировались как кооперативы. В современной сельской кредитной кооперации большую роль играет Сберегательная и Кредитная Служба (SLS), основанная в 1969 г. Сдерживающим фактором развития сельской кредитной кооперации в Словении является низкая доходность сельского хозяйства.

В 1908 г. по инициативе Т. Рузвельта в США была создана специальная комиссия по изучению жизни в сельской местности, т.к. большинство фермеров не имело возможности брать кредит в банках из-за высокой процентной ставки и условий его краткосрочности. Комиссия подтвердила необходимость разработки кредитной системы специально для фермеров, что привело к созданию в 1916 г. системы Farm Credit System (FCS). В качестве основы для ее функционирования был взят опыт работы германских сельских кредитных обществ и кооперативов.

Вновь созданная система базировалась на 12 Федеральных земельных банках. Их госбюджета на развитие этой системы было выделено $ 125 млн.

Farm Credit System действует и в настоящее время. Она состоит из семи банков, предоставляющих ссуды около 230 ассоциациям заемщиков. Предоставление кредитов фермерам идет непосредственно через эти ассоциации четырех типов:

  1. Федеральные земельные банковские ассоциации (FLBA)
  2. Ассоциации производственного кредитования (PCA)
  3. Федеральные земельные кредитные ассоциации (FLCA) - кратко-срочное кредитование.
  4. Ассоциации по сельскохозяйственному кредитованию (ACA) - кратко- и долгосрочное кредитование.

Вопросами сельскохозяйственного кредитования занимаются два банка для кооперативов - Banks for Cooperatives (Co Banc), финансирующие, кроме всего прочего, экспорт сельскохозяйственной продукции. Займы FCS подлежат страхованию, которое проводит специальная Страховая Кор-порация Системы кредитования фермеров.

Правительство Японии к концу XIX века (в 1890 г.) также пришло к выводу о необходимости организации специальных институтов для кредитования сельского хозяйства. Так, в 1896 г. создан Ипотечный Банк Японии, предоставлявших кредиты под залог рисовых полей и лесов. Активно начали организовываться сельскохозяйственные банки в отдельных префектурах. С 1900 г. появляются индустриальные кооперативные ассоциации (ИКА), которые кредитуют и фермеров. Становление и развитие этих сельских кредитных институтов правительство Японии считало настолько необходимым, что эти учреждения получали правительственные субсидии и освобождались от уплаты налогов.

ИКА успешно функционировали в Японии до Второй мировой войны, когда после земельной реформы, приведшей к тому, что земля стала нелик-видной, кооперативные ассоциации были преобразованы в коммерческие. Финансирование сельского хозяйства стало проходить через специальную Финансовую Корпорацию по сельскому, лесному хозяйству и рыболовству.

Кредитная кооперация в странах третьего мира имеет свою специфику. При организации кредитных кооперативов в Азии и Африке использовался опыт стран Европы и США, однако развитие сельской кредитной кооперации в этих странах шло менее успешно.

В Индии первые СКК были созданы в конце XIX века с целью обеспечения кредитом беднейшего крестьянства. Руководили этим движением представители местной знати. Поэтому, несмотря на размещение в СКК индийскими и британскими властями крупных займов, мелкие фермеры так и не получили доступа ни к управлению СКК, ни к самим кредитам.

Кооперативы классического райффайзеновского типа, основанные на взаимопомощи и неограниченной ответственности членов кооператива, в условиях Индии оказались нежизнеспособными, т.к. выстроенная кооперативная кредитная система была коррумпирована и защищала интересы местной знати. В 1937 г. с провозглашением независимости Индии система СКК потерпела крах, т.к. она выполняла скорее определенную политическую функцию, а не являлась организацией финансовой взаимопомощи.

В Индии насчитывается 95 тыс. первичных кредитных кооперативов, а также 35 районных центральных кооперативных банков с 11 тыс. отделения-ми. 28 кооперативных банков с 700 отделениями работает на уровне штатов.

Параллельно работает кооперативная кредитная сеть, выдающая только долгосрочные кредиты на развитие сельского хозяйства. В эту сеть входят 20 кооперативных банков сельхозразвития в штатах и 2841 земельный банк на районном уровне. Число членов этой кооперативной структуры, охватывающей 65% сельского населения - 18 млн. По оценке Всеиндийского кредитного комитета сельскохозяйственные кратко- и среднесрочные кредиты составляют 54 млрд. рупий, а долгосрочные - 11 млн. рупий, что составляет около 50% от всех кредитов.

Кооперативы получают кредиты от Национального банка, оказывают не только финансовую помощь фермерам, но и осуществляют меры по улучшению торговли и деятельности своих членов. Кооперативные банки выделяют финансовую помощь на покупку и распределение удобрений, производство и торговую деятельность прядильных кооперативных обществ, организацию сервисной службы. Так, в 1993 г. Национальная корпорация кооперативного развития (НККД), функционирующая под эгидой Министерства сельского хозяйства Индии и стоящая во главе кооперативного сектора Индии, санкционировала финансовую помощь в сумме 18 млн. рупий на учреждение 384 кооперативных сервисных пунктов.

Более успешно кредитная кооперация развивалась в Корее и Тайване, где кредитные кооперативы имеются почти в каждой деревне. Они активно привлекают сбережения населения, занимаясь маркетингом, счетно-финансовыми услугами, повышением квалификации своих членов и т.д. Первичные кооперативы в ной Корее объединены в систему, во главе которой стоит Национальная кооперация сельхозкооперативов. На промежуточном уровне - региональные отделения СКК. Более 80% фермеров является членами первичных кооперативов, насчитывающих в среднем 1200 членов.

На начальных этапах развития СКК в Южной Корее государство поддерживало их материально из средств госбюджета. Около половины фондов СКК составляли государственные средства. Постепенно государство стало сдавать свои позиции, так как данная структура уже могла работать самостоятельно, базируясь на вкладах населения, которое со временем стало относиться с доверием к системе кредитной кооперации.

Сельские кредитные союзы успешно действуют в Латинской Америке, странах Карибского бассейна и Африке.

Проведенный анализ позволил сделать вывод, что во всех странах кре-дитные кооперативы возникали тогда, когда для этого создавались объективные предпосылки, в виде потребности кредитования населения и мелких товаропроизводителей в условиях рыночного хозяйствования. Поскольку в ХIХ в., начале зарождения кредитной кооперации в зарубежных странах, основную часть населения составляло сельское, то первые кредитные кооперативные учреждения, как правило, организовывались в большей степени в сельской местности.

Характерной особенностью данного процесса в Западном мире является то, что впоследствии в ряде стран многие сельские кредитные кооперативы, в силу особенностей экономического развития, теряли свою аграрную принадлежность и по составу своих членов и характеру операций превращались в универсальные кредитные организации, обслуживающие предприятия агробизнеса и других секторов экономики не только своих стран, но и зарубежных. Особенностью некоторых государств (Германия, Канада, страны Латинской Америки) является то, что кредитные кооперативы с момента своего образования охватывали не только фермеров, но и представителей несельскохозяйственных видов деятельности - мелких ремесленников и торговцев.

Общей социально-экономической предпосылкой возникновения кооперативных кредитных учреждений во всех странах являлось нежелание банков работать с мелкими заемщиками, недостаточность финансирования мелких предпринимателей и сельского населения со стороны банковских структур, высокие банковские процентные ставки, а также просто неразвитость банковского сектора.

Частично это же причины на сегодняшний день обусловили возрождение кредитной кооперации в бывших социалистических странах Восточной Европы - Польше, Румынии, а также в бывших республиках Советского Союза - Украине, Литве, Молдове, Узбекистане.

Обобщение опыта развития кредитной кооперации за рубежом показало, что в большинстве из них (практически во всех, кроме США) функционирование кредитной кооперации начиналось с мелких форм, первичных учреждений - ссудных и ссудо-сберегательных касс, обществ взаимного кредита, различных товариществ. Однако, дальнейший их рост неизбежно приводил к формированию их вертикальных структур - региональных кредитных организаций, а в отдельных странах - национальных, 2-х (Дания Бельгия, Голландия), или 3-х уровневых систем (США, Франция, Перу).

Несмотря на имеющийся в разных странах особенности, во всех из них низовые кредитные кооперативы аккумулируют сбережения вкладчиков, занимаются выдачей займов членам кредитных кооперативов, созданием паевых и резервных фондов. Если инициатором создания кооперативов являются сами потенциальные члены кооператива, то этот процесс получил название организация кооперативов "снизу" (Канада, Нидерланды, Ирландия). Если же инициатором являлось государство или международные общества, то это называют организация кооперативов "сверху" (Франция, Япония, США, Индия, Латиноамериканские страны).

В ряде стран, таких как Нидерланды, Германия, Франция, Япония, США, Швеция на региональном и национальном уровнях формируются кооперативные банки, входящие в число ведущих банковских структур этих стран и имеющие международное признание. Это Рабобанк (Нидерланды), Креди Агриколь (Франция), Норинчукин Банк (Япония), Дойче Генноссеншафт банк (Германия), Американский Банк для кооперативов (Co Bank). В Швеции, например, региональные банки объединены в Союз кооперативных банков, возглавляемый Центральным кооперативным банком.

В различных странах мира государство в различной степени участвует в становлении и развитии кредитной кооперации. Это участие в основном проявляется по трем направлениям: обеспечение законодательной базы данного процесса, организационная и финансовая поддержка этих учреждений. Уровень участия государства в кредитной кооперации так же различен. Если процесс идет "снизу", то государство создает необходимую правовую базу и организовывает финансовую помощь кооперативам. Если процесс создания происходит "сверху", то кооперация не только регулируется созданием соответствующих нормативных актов, но и активно финансируется государством и функционирует под его жестким контролем. Так, например, при создании фермерской кредитной системы в США, в соответствии с которой было образовано 12 федеральных земельных банков, в качестве первоначального капитала им было выделено правительством 125 млн. долларов. Долг государству был окончательно выплачен только в 1968 г., то есть по истечении 52-х лет. В Венгрии, где возрождение кредитной кооперации началось с распадом социалистического лагеря, государство создало гарантийный фонд для защиты деятельности сберегательных кооперативов с вкладом государства в сумме 10 млн. евро.

В отличие от России, например, во многих латиноамериканских странах (аналогично некоторым азиатским республикам бывшего Советского Союза), законы о кредитной кооперации были созданы раньше, чем начался процесс создания и развития кредитной кооперации.

Однако анализ показывает, что общим для всех государств является то, что постепенно с ростом финансовой устойчивости кредитных кооперативов происходило их полное отделение от государственных структур и прекращение государственной финансовой поддержки. Не смотря на то, что в некоторых государствах (Ирландия, Германия) процесс создания кооперативов шел "снизу", государство активно регулирует деятельность кредитных кооперативов установлением жестких финансовых норм - установление максимальной ставки процента по займам, максимальной суммы займа и максимального размера вклада для одного пайщика, нормы обязательного резерва и др. Это происходит потому, что, хотя кооперативы и являются специфическими организациями, в ряде стран - нефинансовыми, они являются участниками финансового рынка, стабильность которого гарантируется государством.

Согласно российским законам, кредитные кооперативы не являются кредитными организациями и не подпадают под действие закона о банках и банковской деятельности. Однако такой порядок существует не во всех странах. Так, в большинстве развитых стран (Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Дания) кредитные кооперативы относятся к финансовым организациям, успешно конкурирующими с банками.

Обобщив особенности функционирования современной кредитной коо-перации в мире, можно отметить, что особенно велика роль кредитных кооперативных структур в сельском хозяйстве. Например, в Нидерландах на долю кооперативных структур приходится 90 % кредитования аграрного сектора, во Франции - до 80 %, в Финляндии - 60 %, в Японии - до 50 %, в Германии более 44 %. В Венгрии на их долю приходится - 15 % рынка кредитов, в Польше - 10 %.

По наблюдениям некоторых исследователей, в последние годы в системе кредитной кооперации стала проявляться тенденция отхода кредитных кооперативов от классических принципов их формирования и функционирования. Так, например, в канадском движении "Дежарден" отсутствует ряд таких первоначальных принципов кооперации, таких как автономия касс и их самоуправление, так как народные кассы взаимопомощи отнесены к банковским структурам. В США в кредитных союзах происходит замещение субсидиарной ответственности пайщиков ответственностью союза по всему кругу возможных обязательств, допущение членства в союзе групп пайщиков, объединенных не по единому для всех, а по нескольким принципам общности и др. Все это свидетельствует о том, что кооперативные союзы уже не являются взаимными обществами в их классическом виде.

Проведенные исследования теоретических основ сельскохозяйственной кооперации и диверсификации деятельности предприятий позволили сделать следующие выводы.

Кооперирование сельских товаропроизводителей позволяет эффективно организовать те функции сельскохозяйственных предприятий и личных хозяйств граждан, которые неэффективны в небольшом размере. Объединение сельских товаропроизводителей не нарушает экономической самостоятельности субъектов кооперации. С момента своего становления сельскохозяйственная кооперация являлась не только экономическим, но и социальным институтом. Экономическая функция заключается в способствовании снижению издержек производства пайщиков кооператива, а социальная - в удовлетворения различных социальных потребностей пайщиков. Поэтому одним из важных критериев выступает именно социальная значимость кооперативов.

Не смотря на постулат бесприбыльности работы кооперативов, все-таки можно и нужно оценивать экономическую эффективность их работы. Она, прежде всего, должна оцениваться показателями суммарной эффективности производств в хозяйствах пайщиков. Эффективность функционирования самого потребительского кооператива как субъекта хозяйствования также может быть оценена, но на промежуточном этапе (до распределения прибыли), так как это организация, работающая на принципе бесприбыльности и распределяющая свою прибыль между пайщиками.

Актуальным вопросом в совершенствовании организации обслуживания сельхозтоваропроизводителей является диверсификация деятельности потребительских кооперативов. Диверсификация деятельности организации является процессом, обратным специализации. В большинстве определений, данных диверсификации в отечественной и зарубежной литературе, делается акцент на отличие новой продукции (вида деятельности) и рынков сбыта от традиционных для предприятия. Диверсификация - это не просто расширение номенклатуры выпускаемой продукции. При ней увеличивается число групп продуктов (услуг), различным по свойствам и назначению. Поводом для диверсификации деятельности предприятий (кооперативов) является экономически рациональное желание увеличить эффективность производства. Эффекты диверсификации деятельности сельского кредитного кооператива разнообразны, их можно объединить в группы - экономические, финансовые, социальные и стратегические. Однако основной эффект диверсификации - это синергетический эффект, обусловленный взаимодействием денежных, материальных, трудовых и информационных потоков внутри диверсифицированного (комплексного) кооператива, способствующий снижению условно-постоянных затрат, оптимальному использованию имеющихся ресурсов и др.

Системы кредитной кооперации в зарубежных странах функционируют постоянно изменяясь. Изменения касаются, во-первых, совершенствования их организационных моделей - появляются новые формы и типы кредитных кооперативов, происходит концентрация кредитных учреждений и их расслоение на качественно различные группы. Во-вторых, расширяется круг оказываемых финансовых услуг, включая такие новые виды как факторинг, форфейтинг, лизинг и др., то есть появляются функции, аналогичные тем, которые производят банки. Анализ развития кредитной кооперации в различных странах показал, что государственная поддержка способствует разви-тию кредитной кооперации более высокими темпами. Практически во всех государствах происходил медленный процесс трансформации кредитных кооперативов в финансовые кредитные организации с утрачиванием классических кооперативных принципов.

В ряде стран с переходной экономикой, несмотря на более поздний временной период начала организации первых кредитных кооперативов, развитие кредитной кооперации в целом идет более успешно, чем в России, вследствие более пристального внимания государства к проблемам развития кредитной кооперации - законодательной организационной и финансовой поддержке кооперативов.

Источник: Кредитная кооперация Чувашии