Сельскохозяйственный кредит в зарубежных странах является важным элементом экономического развития аграрного производства, в современном сельском хозяйстве развитых стран высок уровень привлечения ссудного капитала. Роль кредита в финансировании сельскохозяйственных производителей особенно возросла в 60-70-е гг., в некоторых западноевропейских странах его доля в аграрном капитале приблизилась к 50%.

О значении кредита в формировании и накоплении аграрного капитала в этих странах в известной мере можно судить по удельному весу заемных средств (кредитной задолженности сельского хозяйства) в стоимости основного капитала, а также по соотношению годовой кредитной выдачи (краткосрочных ссуд) и годовых вложений в основной капитал.

Анализ показывает, что к числу стран с наиболее высоким удельным весом заемных средств в основном капитале сельского хозяйства относятся Англия, ФРГ, Франция, Италия, Бельгия и скандинавские страны. Начиная с 60-х гг. доля общей кредитной задолженности в аграрном капитале этих стран (без недвижимости) достигает в Англии и ФРГ около 50%, во Франции — более 40%, Италии и Бельгии — более 30%.

Предоставляют заемные средства для сельского хозяйства в этих странах, прежде всего, государственные и кооперативные кредитные учреждения, и лишь в отдельных странах первенство в этом отношении принадлежит частным коммерческим банкам. Так, в Англии доля государства и кооперации в кредитовании сельского хозяйства традиционно мала (10-12% в общей задолженности фермеров). Напротив, во Франции государственный и кооперативный кредит преобладает — удельный вес государственно-кооперативной системы «Креди агриколь» в кредитной задолженности сельского хозяйства составляет около 90%, примерно такое же положение в Испании. В скандинавских странах, отличающихся значительным развитием сельскохозяйственной кооперации, основная масса ссудного капитала поступает в сельское хозяйство из кооперативных кредитных учреждений, кредитных касс, ипотечных объединений .

Рост использования кредита в сельском хозяйстве Западной Европы послужил базой для интенсивного накопления аграрного капитала и для осуществлявшейся на основе этого процесса индустриальной перестройки сельскохозяйственного производства. Основой этого служит более низкий размер процентных ставок по кредитам по сравнению с рентабельностью сельскохозяйственного производства, что достигается, во многих случаях, путем государственного регулирования кредитования аграрного сектора или даже путем прямого участия государства в организации такого кредитования.

Анализ показывает, что значительная часть кредита представляет собой средне- и долгосрочные ссуды, что служит причиной постоянного возрастания кредитной задолженности сельскохозяйственных производителей. Одно время такое возрастание кредитной задолженности считалось негативным фактором для развития всех социально-экономических групп сельскохозяйственных предприятий, тогда как это справедливо лишь в отношении мелких хозяйств.

Неправомерно говорить об отрицательном влиянии кредита на сельское хозяйство с характерным для этой отрасли растянутым периодом производства и постоянной нехваткой свободных денежных средств в условиях конкуренции на рынке и давления «ножниц цен», налогов и т.д. Сельское хозяйство, лишенное долгосрочного и среднесрочного кредита, просто не выжило бы, не говоря уже о невозможности в такой ситуации осуществлять техническое перевооружение и индустриальную перестройку.

Абсолютное возрастание задолженности, сопровождающее рост капиталоемкости сельского хозяйства, еще не свидетельствует об усилении зависимости фермерства от финансового капитала. Важно соотношение кредитной задолженности и собственных средств фермеров, то есть удельный вес задолженности в общей стоимости аграрного капитала.

Характерна переменная динамика этого соотношения в скандинавских странах. В первые полтора десятилетия после войны доля кредитной задолженности в общей стоимости датского аграрного капитала была значительно ниже довоенного уровня (33% — в 1946 г. и 34% — в 1961 г. против 55% — в 1939 г.). Однако в течение 60-х годов этот показатель вновь увеличился (до 43% — в 1968 г.).

Совершенно иная закономерность отмечается при анализе роли ссудного капитала с учетом социально-экономической дифференциации сельскохозяйственных предприятий. Доля заемных средств в основном капитале крупных ферм оказывается значительно выше, чем в мелких фермерских хозяйствах. Например, в 60-х гг. в Швеции капитал крупных ферм средней площадью более 100 га на 45% состоял из заемных средств, тогда как в мелких хозяйствах площадью от 2 до 10 га эта цифра не превышала 20-23%. В ФРГ на заемные средства приходилось 19% всего капитала хозяйств площадью до 20 га и 25% капитала ферм размером свыше 50 га. Удельный вес заемного капитала в основном капитале мелких швейцарских ферм (от 3 до 5 га) составлял 41% против 56% на фермах площадью 15-30 га и 58% в крупных хозяйствах размером более 30 га.

Анализ показывает, что крупные предприятия обладают более интенсивной оборачиваемостью капитала и большей кредитоспособностью. Более обширная земельная площадь позволяет крупным фермам получать более крупные ипотечные ссуды, а более крупные размеры производства обеспечивают им предоставление более широкого краткосрочного и среднесрочного кредита под залог производимой продукции и частично необеспеченных ссуд.

Важнейшим рычагом государственного регулирования аграрной экономики является льготное кредитование. Льготное кредитование фермеров осуществляется с целью обеспечения оптимальных условий производства для хозяйств, неспособных финансироваться из собственных средств или заемного на общих условиях капитала. Льготы часто предоставляются в рамках целевых программ, отражающих приоритеты государственной политики. Так, пятая часть объема средне- и долгосрочных кредитов рентного банка ФРГ финансируется на льготных условиях по программам «Сельское хозяйство», «Молодые фермеры» и «Обновление деревни», а также в рамках «Государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий .

Основной принцип льготного кредитования— частичная компенсация действующей процентной ставки из бюджетных средств. Однако механизм его применения в отдельных странах меняется в зависимости от конкретных условий. Так, в Австрии размеры льготной ставки кредита и бюджетной компенсации находятся в прямой зависимости от процентной ставки банка, во Франции — льготная ставка фиксирована, и ставка банка влияет лишь на объем бюджетной компенсации. В ФРГ стабильны оба показателя.

Французским фермерам предоставляется шесть видов льготных кредитов с процентной ставкой, в зависимости от вида кредитов от 3,75 до 8,25% годовых (для молодых фермеров 2,75-4%), сроком погашения 7-12 лет для неблагоприятных природно-экономических зон и 5-9 лет для прочих районов и размером не более 300-850 тыс. франков. Объем бюджетной компенсации устанавливается по разнице между договорной процентной ставкой и ставкой льготного кредита. Договорные ставки определяются по результатам конкурса банков. Так, в 1990 г. по конкурсу прошли четыре банка, размер договорной ставки которых составил 8,25, 8,60, 9,00 и 9,20%. Разнообразие видов льготных кредитов с четко определенными условиями их использования при свободном выборе банка-кредитора предоставляют для фермера удобный и эффективный вид услуг.

Для фермеров ФРГ, участвующих в Программе инвестиционного стимулирования и Общей программе аграрных кредитов, льготное кредитование осуществляется в виде ссуд с 1% годовых или путем снижения ссудного процента действующих кредитов на 4-7% .

В Австрии не устанавливается фиксированная ставка льготного кредита. Льготный инвестиционный кредит дифференцирован по двум уровням компенсационных доплат: 50 и 36% действующей процентной ставки банка-кредитора. В 1989 г. средняя процентная ставка составила 7,125%, льготная ставка кредита была 3,562 и 4,560%, объем бюджетной компенсации банку, соответственно, 3,563 и 2,565%. При процентной ставке банка в 1991 г. 9,250% льготный кредит выдавался из расчета 4,625 и 5,920%, а компенсация из бюджета достигла соответственно 4,625 и 3,330%. Срок погашения льготного инвестиционного кредита составляет 10 лет, для средств механизации — 6 лет. Верхняя граница суммы кредита не должна превышать 60% инвестиционных затрат, а условная нормативная стоимость объектов должна быть не выше определенного уровня .

Льготное кредитование охватывает все виды сельскохозяйственной деятельности, стимулируя развитие наиболее перспективных отраслей и приоритетных направлений. Так, в Австрии до 40% общей суммы льготного кредита использовано на совершенствование организационной структуры ферм, 27% — на строительство и реконструкцию жилых и хозяйственных зданий, 12% — на механизацию сельскохозяйственного производства, 5% — на содействие реализации продукции. Во Франции более 70% общего объема льготных ссуд направлено на обустройство и модернизацию хозяйств.

Государство изменяет условия предоставления льготных кредитов в соответствии с потребностями текущей экономической политики. Более льготный режим кредитования создается для молодых начинающих фермеров, хозяйств, внедряющих нововведения и кооперативных организаций.

Льготные кредиты предоставляются при соблюдении установленной государством регламентации. Для их получения необходимо отвечать определенным критериям по размеру хозяйств, их стоимости, уровню доходности, возрасту претендентов, их профессиональной подготовке и других факторов.

Например, для получения льготных кредитов во Франции обязательно, чтобы фермерство было основным занятием претендента, не менее 50% рабочего времени фермер должен быть занят в сельском хозяйстве и доход от сельскохозяйственной деятельности должен составлять половину общего дохода фермы. Для молодых фермеров минимальный возраст— не ниже 21 года, максимальный — не более 35 лет. Претендент должен иметь профессиональную квалификацию и регулярно вести типовую бухгалтерскую отчетность.

Помимо этого действует ряд условий для отдельных видов кредитов. Так, во Франции кредиты на модернизацию производства не выдаются птицеводческим хозяйствам (кроме выращивающих птицу на жирную печень), хозяйствам с размером стада более 60 коров и т.д. Для кооперативов оговаривается количество их членов и др.

Очень важным моментом при кредитовании фермеров является их платежеспособность. Поэтому все кредитные институты, так или иначе, оценивают этот показатель. При этом часто требуются гарантии. Объем обеспечения кредита устанавливается по определенным стандартам. Так, в Нидерландах размер кредита по отношению к виду обеспечения находится в следующих пределах 7 (таблица I) .

В США, где все долгосрочные кредиты выдаются под залог, размер ссуды не превышает 85% стоимости заемного имущества. В случае неплатежеспособности заемщика кредит выдается только при условии гарантии государства в возвратности не менее 97% полученной суммы.

В Великобритании управляющие банков предпочитают выдавать ссуды только фермерам, которые владеют не менее 50% стоимости капитала.

Особое место в системе сельскохозяйственного кредита занимают кредиты под залог земли, то есть ипотечные кредиты. Фермеры активно пользуются ипотекой, позволяющей производительно использовать часть капитала, связанного в цене земли и имущества. В результате производители получают возможность расширить хозяйство путем приобретения новых участков земли и необходимых средств производства. Таким образом, ипотечный кредит способствует ускорению оборота капитала и получению дополнительной прибыли.

Ипотечные банки мобилизуют средства за счет продажи коммунальных облигаций и закладных листов, а из вырученных средств выдают ссуды. В проведении этих операций они пользуются поддержкой государства.

Так, в Дании около 75% обязательств сельского хозяйства состоят из долгосрочных, обеспеченных ипотекой и финансируемых через закладные листы ссуд кредитных учреждений. Ипотечный кредит регулируется специальным законом, причем для сельского хозяйства имеются особые правила. Датский сельскохозяйственный фонд ипотечного кредитования находится под надзором Министерства сельского хозяйства и работает исключительно на нужды аграрного производства. Сельскохозяйственный ипотечный кредит в этом фонде составляет более 50%, он имеет право акцептовать 70% предельной величины ссуды.

Размер ипотечных кредитов в сельском хозяйстве обычно не превышает 2/3 стоимости недвижимости. Например, в ФРГ в соответствии с законом об ипотечном деле он не может быть выше 60% стоимости земельного участка9. Размер ипотечных ссуд в Великобритании зависит от способности фермеров платить проценты и часто составляет половину и меньше стоимости имущества. Оценка стоимости недвижимости фермера осуществляется различными способами: по рыночной стоимости, по двадцатикратному размеру ренты, по рыночной стоимости с учетом износа и приносимого дохода и др.

Срок погашения ипотечных кредитов составляет от 5 до 40 лет. Так, в Великобритании такого рода ссуды предоставляются на период от 20 до 30 лет. По ним 2 раза в год выплачиваются процент и страховой взнос. Если платежи вносятся вовремя, ссуда не может быть отозвана до истечения срока контракта. Нельзя и погашать ее раньше времени, под угрозой штрафных санкций.

Размер кредита по отношению к виду обеспечения в Нидерландах

Значительное развитие сельскохозяйственный кредит получил в США, что главным образом связано с широким распространением в аграрном секторе фермерского уклада Начиная с 1916 г., в стране принимались многочисленные законодательные акты, предусматривающие функционирование под контролем Администрации сельскохозяйственного кредита большого количества государственных и кооперативных кредитных учреждений, составляющих целостную систему. Долгосрочные ипотечные кредиты предоставляются главным образом федеральными земельными банками. Банки среднесрочного кредита занимаются кредитованием сельского хозяйства и учетом обязательств других учреждений сельскохозяйственного кредита. Так, 95% кредитов банков среднесрочного кредита направляется ассоциациям, которые специализируются на краткосрочном кредитовании фермеров. Банки для кооперативов осуществляют кредитное обслуживание фермерских кооперативов.

Помимо Администрации сельскохозяйственного кредита в США в рамках Министерства сельского хозяйства действуют Товарно-кредитная корпорация (ТКК), предоставляющая ссуды на строительство зернохранилищ; Администрация фермерского жилья, кредитующая покупку или постройку ферм, зданий; Администрация сельской электрификации, авансирующая заемные средства на цели электрификации.

Сельскохозяйственные предприятия США финансируют с помощью кредита от 35 до 70% всех совокупных расходов . Доля кредита существенно колеблется для отдельных категорий затрат. При покупке недвижимости предоставляется кредит до 70% суммы сделки, с покупкой машин и оборудования— от 40%о до 70%о, скота— около 50%, различных элементов оборотных средств— вплоть до 100%. При продаже машин кредит предоставляется на длительный срок, при продаже удобрений, химикатов, семян, горючего предусмотрен краткосрочный кредит с обязательством погашения в течение 30 дней. В 1988 г. сумма всей фермерской задолженности составила 148,5 млрд долл., что в 12 раз превысило уровень 1950 г. ив 6 раз уровень 1960 г.

Анализ показывает, что кредитование сельского хозяйства ведется в США интенсивно и в крупных объемах, кредитом охвачен и процесс накопления основного капитала, и текущее производство с его сезонными «пиковыми» тратами, требующими немедленного восстановления оборотного капитала.

Сдача фермерами продукции под залог государству (в лице Товарно-кредитной корпорации) по гарантированным залоговым ставкам — основной метод системы поддержки цен в США. Фермер имеет право выкупить из залога свою продукцию и продать ее на рынке, если рыночные цены окажутся выше залоговых ставок. Если фермер не воспользуется своим правом выкупа до установленного срока, заложенная продукция, становится собственностью Товарно-кредитной корпораций США. Таким образом, кредитные формы успешно используются для решения задач, имеющих иное, не кредитное содержание.

Кредитное обслуживание в сельском хозяйстве США поставлено в равные условия с другими отраслями экономики, а, например, в сфере государственно-кооперативного кредита, даже в более благоприятные. Именно с помощью гибкого кредитного механизма оказалось возможным прямое воздействие современного торгово-промышленного капитала на технологии сельскохозяйственного производства.

Рыночной системе отношений присуще практически полное отсутствие монополии в области кредитования и банковского дела. Сельскохозяйственным производителям в развитых зарубежных странах предоставлен широкий выбор источников кредитования в зависимости от типа требуемой ссуды и положения дел фермера. С этой целью функционирует разветвленная система коммерческих и кооперативных банков, страховых компаний, других, специализированных организаций, занимающихся финансовым обслуживанием аграрной сферы. Например, в США в группу кредитных учреждений, образующих систему сельскохозяйственного кредита, входят свыше 12 800 банков и ассоциаций .

Основную роль в кредитовании аграрного сектора в ряде стран играют кооперативные банки. На их долю приходится во Франции 75% сельскохозяйственного кредита, в ФРГ — 44%о и в США — 26%.

Кредитные операции кооперативных банков включают все виды ссуд различной срочности, предоставляемых современными универсальными банками. Целостность и эффективность кооперативной системы кредитования обеспечивается за счет двух факторов: единства отношений кооперативной собственности снизу доверху и единства системы функциональных связей.

Определенная роль в кредитовании сельского хозяйства принадлежит коммерческим банкам. Их доля в сельскохозяйственном кредите колеблется от 32% в США, до 8% в ФРГ и чуть более 2% во Франции. Эти банки предлагают весь спектр финансовых операций. Однако стремление коммерческих банков держать свои фонды в быстрореализуемой форме заставляет некоторые из них сокращать сроки выплаты займов. Предлагаемые ими ставки кредитного процента выше, чем в кооперативных банках. Коммерческие банки обеспечивают, в основном, краткосрочные, реже среднесрочные кредиты.

В некоторых странах заметное участие в кредитовании аграрной сферы принимают государственные организации, специализированные банки. Так, сберегательные кассы ФРГ, которые в большинстве своем являются государственными кредитными учреждениями, обеспечивают сельскохозяйственным производителям 33% средне- и долгосрочных кредитов. Свыше 5% сельскохозяйственных кредитов под залог недвижимого имущества, а также льготных, предоставляет специализированный Сельскохозяйственный рентный банк Германии, более 8% — ипотечные банки .

Ведущее место в кредитовании сельского хозяйства Великобритании принадлежит четырем крупнейшим банкам, имеющим филиалы во всех частях страны. Вклад других банковских статутов в кредитование сельского хозяйства невелик. Зато широко развиты различные формы небанковского кредита

Так, английская компания по мелиорации земель предоставляет фермерам займы сроком на 40 лет для оплаты стоимости модернизации объектов собственности при фиксированной ставке процента на все время предоставления займа Молочная кооперация Великобритании предоставляет займы фермерам для приобретения молочных цистерн, иногда сама покупает и сдает их в аренду. Фермерская мясная корпорация предлагает необеспеченные займы на срок до 1 года для приобретения животных на откорм, покупку племенных овец и откорм собственного скота. Животные с откорма должны быть проданы корпорации. Процент рассчитывается с учетом цены реализации и банковских ставок.

В США источниками небанковского кредитования являются Администрация по делам фермеров и Товарно-кредитная корпорация, действующие в системе Министерства сельского хозяйства.

В Китае одним из центральных направлений финансово-кредитного регулирования агросферы является использование банковской системы. В последнее время проводилась «коммерциализация» этой системы, ряд банков (Сельхозбанк и др.) был переведен в разряд коммерческих, специализированных государственных банков и одновременно было выделено так называемое «политическое» направление (Банк развития сельского хозяйства), связанное с осуществлением государственной политики поддержки и развития сельского хозяйства. На Банк развития сельского хозяйства Китая возлагается задача эффективного и строго целевого государственного кредитования деревни. Создание этого Банка призвано, таким образом, усилить государственную помощь по обеспечению стабильной поддержки сельскохозяйственного производства .

К функциям Банка развития сельского хозяйства были отнесены: государственное кредитование, аккумуляция средств для поддержки сельского хозяйства по основным направлениям, отражающим политику государства Кредитование этим банком включает:

Основными источниками средств Банка развития сельского хозяйства являются:

Управление всеми «политическими» кредитами полностью сосредоточено в Банке развития сельского хозяйства Большая часть сельского «политического» кредита должна поступать через уездные (городские) филиалы этого банка В последнее время государство заново утвердило пределы компетенции Банка развития сельского хозяйства: с 1998 г. банк сконцентрировался главным образом на кредитовании и управлении кредитами на закупки зерна, хлопка и масличных и обслуживании резерва этих основных видов продук-14 ции .

Для российского АПК представляет большой интерес опыт функционирования Государственного Сельскохозяйственного банка ФРГ, так как его создание и работа во многом схожа с теми условиями, в которых оказался сегодня российский аграрный сектор.

Государственный Сельскохозяйственный банк был создан в 1949 г. на основании «Закона о Государственном сельскохозяйственном банке» как центральный институт рефинансирования для сельского хозяйства и продовольственного сектора Важнейшей задачей поставленной перед банком являлось содействие восстановлению и развитию сельского хозяйства ФРГ в условиях инфляции и послевоенной разрухи. Основным направлением банковской деятельности стало предоставление среднесрочных и долгосрочных кредитов для аграрного и продовольственного сектора Финансировались аграрные проекты всех видов. При этом банк выдавал свои кредиты только через другие банки.

В административном и управленческом плане Государственный, Сельскохозяйственный банк самостоятелен. В соответствии со специализацией банка на рефинансировании аграрного сектора, а также учитывая, что источником накопления капитала банка было сельское хозяйство, законодательство предоставляло право сельскохозяйственным производителям (от Германского Крестьянского союза, от Германского Союза кооперативов, от продовольственных союзов, от Союза сельскохозяйственных палат) занимать места в наблюдательных органах. Для лучшего осуществления задачи по оказанию содействия банк освобожден от уплаты налогов. Это тот вклад, который Федеральное Правительство сделало для успешной деятельности Государственного Сельскохозяйственного банка Кроме того, как организация общественного права банк пользуется так называемым "учрежденческим обеспечением", то есть Федеративная Республика Германия обязана поддерживать функционирование этого учреждения в течение всего срока его деятельности и компенсировать возможные финансовые потери.

В то же время, как показывает анализ документов, банк подлежит целому ряду ограничений. Так, сфера деятельности банка ограничивается той, которая необходима для выполнения задачи оказания содействия, и не вступает в прямую конкуренцию с коммерческими банками. Существует также сильное ограничение активных операций в сфере рефинансирования кредитов. Выдача прямых кредитов конечному получателю кредита возможна только в исключительных случаях. Использование банковской прибыли также регламентируется: ежегодная прибыль после дотирования резервных фондов должна использоваться для выполнения задачи по оказанию содействия сельскохозяйственным и лесохозяйственным предприятиям. Так, например, половина балансовой прибыли перечисляется в целевые фонды Федерации, из которых выдаются льготные кредиты на очень выгодных условиях для финансирования модельных 16 проектов в сельском хозяйстве.

Операции долгосрочного кредитования Государственного Сельскохозяйственного банка в значительной степени определялись тесной связью с государственной поддержкой инвестиций для аграрной сферы и сельской местности. Большое количество программ было разработано и проведено по заданию Федеративного Министерства продовольствия, сельского и лесного хозяйства.

В начале 70-х годов была проведена реорганизация банка, которая определяет формы его работы до сегодняшнего дня. Наиболее динамично развивались специальные кредитные программы. В 1998 г. были вновь выделены кредиты на льготных условиях в объеме 2 млрд немецких марок. На льготные кредиты приходится около 20% общего объема наших кредитов.

Анализ показывает, что специальные кредитные программы Государственного Сельскохозяйственного банка в течение многих лет стали показательными для системы аграрного кредита в Германии. Если сельскохозяйственные банки хотят рефинансировать кредиты в сельском хозяйстве своими средствами, процентные ставки специальных программ служат важными ориентирами при заключении договоров о кредитовании между сельскохозяйственными товаропроизводителями и доверенным банком. С точки зрения аграрной политики эти активные операции представляют собой центр работы банка.

В то же время для нормальной работы банка необходимы пассивные операции, то есть привлечение средств рынка капитала для рефинансирования кредитов, выдаваемых банком. Значительное расширение масштабов долгосрочного и среднесрочного кредитования стало возможным после проведения эмиссии собственных долговых обязательств, так называемых «сельскохозяйственных векселей». Первая эмиссия была проведена еще в 1953 г. после устранения существовавших до того налоговых препятствий. Государство создает для банка благоприятные условия, оказывая ему содействие в обеспечении операций на рынке капиталов и, таким образом, дает ему возможность решать задачи рефинансирования кредитов.

Эмиссионная деятельность Государственного Сельскохозяйственного банка ограничивалась сначала сферой обеспеченных обязательств банка. В этой связи решающее значение имело так называемое обеспечение долга. Например, в операциях по рефинансированию коммерческие банки передают Государственному Сельскохозяйственному банку данные фермерами кредитные гарантии. Банк собирает эти гарантии, как правило, это залоги недвижимого имущества — и присоединяет их к обеспечению долга, который служит обеспечению обязательств банка. Благодаря этому эмиссии Государственного Сельскохозяйственного банка приобрели для инвесторов высокую степень привлекательности, которая позволяет поддерживать низкий уровень процентов по кредитам.

С 1991 г. Государственный Сельскохозяйственный банк может эмитировать и необеспеченные долговые обязательства на предъявителя. В этом сегменте рынка, который существенно расширился в последующие годы, обеспечению долга отводится определенная роль. Гораздо важнее сохранить кредитоспособность банка, которая обеспечивается солидными доходами и имуществом Государственного Сельскохозяйственного банка, в том числе, обязательствами государства по обеспечению функционирования банка. Развитие Государственного Сельскохозяйственного банка показывает, что из «афарно-структурного инструмента управления», ориентированного в значительной степени на государственное субсидирование инвестиций, удалось сделать эффективный, самостоятельный банк, работающий с данными субсидиями.

Решающим моментом для успеха рефинансирующего банка является собственное положение на рынке капиталов, то есть возможность привлечь инвесторов для вложения капитала с наименьшими процентами. Поэтому наибольшее внимание должно уделяться созданию обширной имущественной базы. Кроме того, государству здесь придается основная роль, то есть субсидирующему банку обязательно необходимы государственные гарантии. Возможно также, по крайней мере на начальном этапе, поддерживать инвестиции в определенные ценные бумаги посредством налоговых льгот. Пример Государственного Сельскохозяйственного банка показывает и то, что в долгосрочном плане можно найти международные источники рефинансирования.

Создание самостоятельной базы рефинансирования для сельского хозяйства и продовольственной индустрии требует не только собственной инициативы самого сельского хозяйства, но и готовности правительства предоставить субсидирующим банкам необходимые условия для существования на рынке. Пример Государственного Сельскохозяйственного банка ФРГ указывает на то, что по прошествии стартового периода такая организация может стать самостоятельной и может выполнять задачу оказания содействия в политике совершенствования аграрной структуры, а также играть определенную роль в развитии отечественного рынка капиталов.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно выделить следующие особенности организации сельскохозяйственного кредита в зарубежных странах, которые в определенной мере могут быть учтены при развитии кредитного дела и совершенствовании на этой основе кредитования отечественного аграрного сектора.

М.Коробейников

Источник: Международный сельскохозяйственный журнал, №4, 2001.