Место кредитной кооперации в региональной системе привлечения инвестиций в малый бизнес

 

Важнейшим фактором успешности хозяйственной деятельности в регионе является создание эффективной инвестиционной инфраструктуры и прежде всего системы привлечения материальных и финансовых ресурсов. Инвестиционный рынок формируется из двух составляющих. В первую группу, представляющую объекты рынка, входят денежные вклады, ценные бумаги, имущественные права интеллектуальной собственности, комплексы строящихся и реконструируемых предприятий и другие активы, во вторую - инвесторы, исполнители, заказчики поставщики материальных ценностей и т.д., которые выступают в качестве субъектов этого рынка. Следовательно, любые физические или юридические лица, сталкиваясь в своей деятельности с инвестициями, становятся частью данной системы и могут выступать в той или иной роли.

Для исследователей и самих участников инвестиционного рынка особый интерес представляет механизм привлечение инвестиций в сферу малого предпринимательства, поскольку финансовое состояние и показатели развития этого сектора наиболее точно характеризуют экономическую ситуацию в стране.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

В последнее время в России, несмотря на достигнутую экономическую стабилизацию и появление большого числа новых малых предприятий, развитие данного сегмента экономики переживает известную стагнацию, а число вновь зарегистрированных малых фирм примерно соответствует количеству уходящих с рынка.

Одной из основных причин сложившейся ситуации является недостаток финансовых ресурсов, необходимых для развития малого бизнеса. Причем выход из этого положения каждое предприятие вынуждено искать по-своему. Исследование Торгово-промышленной палаты Российской Федерации показало, что наиболее доступным источником развития для подавляющего большинства малых предприятий являются внутренние ресурсы и лишь четверть из них пользуется внешними источниками. Первое место среди источников финансирования занимают доходы от собственной деятельности малых предприятий - их отметили 67% всех участников опроса. На втором месте (21%) оказался другой внутренний резерв - личные средства учредителей; на третьем - частный кредит, которым воспользовались 1 7,9% малых предприятий. На другие источники финансирования своего бизнеса указали 10-15% респондентов.

Исследование ТПП РФ и анализ ситуации в малом бизнесе, проведенный автором в Томской области, показали, что необходимые средства можно получить за счет ресурсов различных инвесторов и кредиторов. В частности, такую возможность предоставляют государственные программы поддержки малого предпринимательства, банковские и частные кредиты, лизинг, микрофинансирование и кредитная кооперация (см. таблицу).

Источники финансирования Привлекательность Недостатки
Государственная поддержка Возможность получения дешевых, а иногда и бесплатных финансовых ресурсов.
Возможность получения субсидий
Поддержка осуществляется только успешно функционирующим малым предприятиям, хорошо известным местным органам власти.
Процедура получения государственной поддержки является длительной и трудоемкой
Коммерческие банки Предоставление финансовых услуг высокопрофессиональными специализированными кредитными организациями.
Наличие специальных программ по кредитованию малого бизнеса, которые используют некоторые банки
Длительный процесс оформления кредита.
Предоставление кредита осуществляется только успешно функционирующим малым предприятиям, имеющим положительную кредитную историю. Наличие значительного ликвидного залога при получении кредита.
Стоимость кредита превышает заявленную процентную ставку (имеют место другие платежи, такие, как открытие счета, обслуживание счета, страхование, обналичивание и т.д.)
Микрофинансовые организации Доступность, т.е. получить кредит может даже начинающий предприниматель. Оформление кредита осуществляется в минимальные сроки.
Гибкость при взаимодействии с субъектами малого бизнеса
Предоставление кредита в виде небольших сумм (20-100 тыс.руб.).
Небольшой срок предоставления кредита (не более 12 мес).
Большая процентная ставка за кредит (60-80% в год)
Частные кредиторы Отсутствие необходимости выполнять формальные требования для получения кредита.
Оперативность в предоставлении кредита
«Теневой» характер сделки, которая не регулируется законодательством.
Риск при взаимодействии с данными субъектами. Большая процентная ставка за кредит (80-100% в год).
Кредитные кооперативы «Прозрачность» деятельности кооператива для пайщиков.
Получение займа доступно для любого пайщика.
Оформление займа осуществляется в минимальные сроки (что является очень важным для предпринимателей). Возможность сбережения избыточных денежных средств на более выгодных условиях по сравнению с банками. Возможность получение финансовых ресурсов от государственных и других фондов поддержи предпринимательства при посредничестве кредитных кооперативов. Наличие дополнительной гарантии по возврату и сохранности средств, так как кооператив формируется по признаку «все знают всех»
Вступление в кредитный кооператив для получения займа;
Ограничение получения предпринимательских займов в кредитном потребительском кооперативе (согласно закону на предпринимательские цели можно предоставлять не более 50% из Фонда взаимопомощи).
Невозможность осуществлять операции на финансовых и фондовых рынках (кроме хранения средств на текущих и депозитных счетах в банках и приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг)

 

Как видно из представленной таблицы, в настоящее время государственная политика в области поддержки малого бизнеса направлена на создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности. Бюджетные средства,
выделяемые на эти цели, используются по следующим направлениям:

Поддержка малого бизнеса с помощью бизнес-инкубаторов подразумевает создание самостоятельных юридических лиц, которым по результатам конкурса бизнес-проектов предоставляют аренду государственного имущества по льготным ставкам. Бизнес-инкубатор также дает возможность получения льготного консультационного сопровождения предпринимательского проекта, а также бухгалтерского, правового, финансового сопровождения. Максимальный срок пребывания предпринимателя в инкубаторе три года, после чего он обязан освободить место для своих новых коллег.

Значительную помощь со стороны государства получают предприятия малого бизнеса, производяшие товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта. Предприниматели, занятые в этой сфере производства, а также крестьянские (фермерские) хозяйства могут рассчитывать на:

Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства предполагает субсидирование части процентной ставки (50% ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в банках организациями потребительской кооперации, кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ) для реализации программ предоставления займов членам сельскохозяйственных кредитных кооперативов.

Законодательство подразумевает также предоставление субсидий региональным бюджетам для создания местных венчурных фондов, осуществляющих прямые инвестиции в малые инновационные компании. Расчет сделан на то, что подобная мера приведет к увеличению объема частных инвестиций в малые инновационные предприятия и росту их доли в научно-технической сфере.

К сожалению, этим шансом могут воспользоваться не все. Государственную поддержку получают только те структуры, которые уже самостоятельно добились успеха и являются финансово устойчивыми.

Ешё одним важным источником финансирования малого бизнеса стали кредиты коммерческих банков, объем которых в течение последних трех лет вырос примерно в два раза. Увеличение объемов кредитования малых предприятий привело к существенному росту финансовых возможностей лишь тех заемщиков, которые самостоятельно добились финансовой устойчивости, имеют позитивную историю взаимодействия с банками и готовы привлекать сравнительно большие кредиты. Возможности привлечения средств для вновь организуемых малых предприятий, получения микрокредитов в целом остались на прежнем уровне. Чем меньше бизнес, тем больше усилий необходимо осуществлять малому предприятию для поиска средств на развитие дела. Большинство банков не желает рисковать, по традиции отдавая предпочтение крупным клиентам. Да и в малом бизнесе банковский кредит не слишком популярен. Только 16% малых предпринимателей постоянно используют банковский кредит. Каждый четвертый когда-либо получал средства в банке, примерно столько же предпринимателей хотели бы взять кредит, но по какой-либо причине не смогли. При этом половина опрошенных бизнесменов вообще никогда не обращались в банк, считая это безнадежным делом.

Согласно ряду экспертных оценок, сегодня потребность малого бизнеса в заемных средствах удовлетворяется на 20-30%, а в микрокредитах, т. е. в сумме от 1 тыс. до 10 тыс. долл., - всего лишь на 5-7% [2].

Часто малые предприятия не могут взять кредит, поскольку условия, выдвигаемые банком, подходят, скорее, для среднего бизнеса. Так, клиентом ОАО «Внешторгбанка» считается предприниматель, владеющий бизнесом с годовым оборотом не менее 3 млн долл. Максимальный объем кредита -1 млн долл., максимальный срок - 3 года. Чтобы банк начал рассматривать заявку, следует представить доказательство, что бизнес доходный и существует не менее полугода. Кроме того, необходимо иметь залоговое обеспечение возврата кредита, которым могут являться недвижимость, оборудование или товарооборот. Так, в Томском филиале «Внешторгбанка» можно получить кредит на два-три года в размере 3-5 млн рублей. При этом величина процентной ставки колеблется в зависимости от оценки банком риска выдачи того или иного кредита. Сроки рассмотрения заявки также могут зависеть от предмета залога. Например, если в залог оформляется недвижимость, это займет около месяца.

В Томском филиале ОАО АКБ «Росбанка» субъекты малого бизнеса могут получить кредит примерно на тех же условиях, что и во «Внешторгбанке». Минимальная ставка - 17-19%, максимальная не оговаривается: все зависит от оценки банком своих рисков, связанных с конкретным заемщиком, и может подниматься до нескольких десятков процентов. Но, по данным отдела маркетинговых услуг, банк принимает к рассмотрению только 10-15% заявок на кредитование. В результате необходимый заем получают только 5-6% обратившихся в банк предпринимателей. Кроме того, согласно инструкции ЦБ РФ при кредитовании малых предприятий от банков требуется резервирование в размере 20-100% суммы кредита, и с точки зрения банков кредитование малого бизнеса считается заведомо рискованной операцией.

Таким образом, проблемы взаимодействия банков с предприятиями малого бизнеса возникают при распространении на малое предприятие традиционных схем корпоративного кредитования, и уровень возникающих рисков и расходов оказывается слишком высоким. В результате ни один коммерческий банк не заинтересован в развитии микрокредитования в рамках классических схем финансового обслуживания юридических лиц.

Итак, финансовые услуги банков теоретически возможны, но фактически остаются не доступными для большинства субъектов малого предпринимательства.

Особенно это касается производственных и научно-технических предприятий, а также предприятий, находящихся на начальной ступени своей деятельности. Поэтому предоставлением небольших кредитов занялись организации, которые обобщенно называют микрофинансовыми организациями.

Микрофинансирование - это вид деятельности, связанный с оказанием финансовых услуг предприятиям малого бизнеса. Учреждения микрофинансирования осуществляют данные услуги, как правило, путем мобилизации сбережений, предоставления кредитов, организации коллективных действий, направленных на удовлетворение финансовых потребностей своих членов. К наиболее известным организациям, которые работают в данном секторе, относятся Фонд помощи международному сообществу (ФИНКА), Фонд Оппортьюнити (ФОРА), сеть организаций микрофинансирования женщин России и др., имеющие свои специальные методики работы с клиентами. Так, ФИНКА и ФОРА предлагают такие услуги, как групповые ссуды, которые являются эффективным средством обслуживания предпринимателей с низкими доходами, нуждающихся в займах, но не имеющих приемлемого обеспечения. Такие ссуды выдаются группе предпринимателей из 5-7 человек, которые взаимно гарантируют друг друга. Как показала практика, подобный способ является эффективным и надежным средством получения инвестиций, гарантирующим возврат ссуд.

Положительным моментом в работе микрофинансовых организаций является быстрота предоставления необходимых финансовых ресурсов. Но, как правило, деньги в таких организациях предоставляются под значительные проценты, которые достигают 60-80% годовых, что для многих предпринимателей может оказаться неприемлемым условием.

Наименьшие формальности возникают у предпринимателя при обращении за займом к неформальному частному кредитору («теневой» банкир, «теневой» рантье, ростовшик). Он может предоставить кредит даже без письменного соглашения - на основании устной договоренности и без залогового обеспечения. Однако риски кредитора при этом возрастают, что сказывается на увеличении процента по займу и заметно ограничивает максимальный срок кредитования. Неформальный заем подразумевает неформальные расчеты и подходы к разрешению возможных споров. Подобные отношения лежат за гранью правового поля, а значит, не могут регулироваться существующим законодательством. Неформальному кредиту присуши некоторые особенности, которые оставляют для него рыночную нишу. В число таких отличительных свойств входят:

По многим показателям (срокам, условиям, размеру кредитов и составу клиентов) неформальные кредиторы и микрофинансовые организации действуют в пересекающемся рыночном сегменте [3].

На развитых финансовых рынках доля неформального кредитования уменьшается, и это можно считать определенным индикатором развития банковского сектора и небанковских финансовых организаций.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ

К микрофинансовым организациям, привлекающим инвестиции в малый бизнес, можно отнести кредитные потребительские кооперативы граждан и сельскохозяйственные кооперативы, которые по своей природе представляют специализированные организации, аккумулирующие деньги преимущественно для кредитования своих членов, и не нацелены на получение максимальной прибыли на вложенный капитал.

Главным их ориентиром в отличие от банков являются социальные параметры. Поэтому цель кредитного кооператива - не получение прибыли, а оказание финансовой помощи пайщикам. Будучи некоммерческими институтами, они способны ориентировать определенную часть денежных ресурсов на инвестиции в реальный сектор экономики, в том числе и в малый бизнес.

Кредитный потребительский кооператив, численность которого согласно действующему законодательству должна быть не менее 15 и не более 2 тыс. человек [4], объединяет паевые взносы своих членов, являющихся не только его клиентами, но и совладельцами. При вступлении в кооператив человек обязан внести вступительный взнос, а после выхода из него он вправе получить обратно свою долю имущества. Для члена кредитного кооператива открывается возможность хранить в нем свои сбережения (получая за это плату) и брать у кооператива деньги взаймы, выплачивая проценты. Все важнейшие решения принимаются на общем собрании, на котором каждый участник имеет только один голос.

Движение денежных средств кредитного потребительского кооператива представлено на рисунке.

 

Оборот денежных средств кредитного потребительского кооператива

Оборот денежных средств кредитного потребительского кооператива

В США, Канаде, Австралии, Ирландии кредитные кооперативы объединяют от 35 до 45% населения. В такой развитой стране, как Германия, кредитная кооперация является одним из наиболее распространенных способов привлечения материальных и финансовых ресурсов в малый и средний бизнес. Кооперативные организации несут ответственность за 17% рынка сбережений в Европейском союзе.

В течение последних лет в России также активно идет процесс создания кредитных кооперативных структур. В качестве примера можно назвать Ярославскую, Саратовскую, Волгоградскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Алтайский край. В этих регионах кредитные кооперативы осуществляют в основном потребительское кредитование. Но в последнее время они стали интересны и с точки зрения привлечения финансовых ресурсов в малый бизнес.

Для того чтобы кредитные кооперативы стали поставщиками финансовых услуг малому бизнесу, могли создавать рабочие места, развивать предпринимательство и поддерживать его инициативы, им должны быть созданы определенные условия деятельности, среди которых первостепенная роль принадлежит:

За последнее время на государственном уровне уже принят или разрабатывается ряд нормативных документов, регламентирующих работу кредитных кооперативов. Но в законодательстве остаются недоработки, устранение которых позволит сделать новый шаг в развитии кооперативного движения и малого предпринимательства в России. Особенно остро ощущается нужда в правовых актах, создающих благоприятные условия для привлечения в малый и средний бизнес свободных средств граждан и предприятий, в том числе с использованием кредитной кооперации. Особенно важно внести изменения в нормативные акты, регламентирующие деятельность кредитных кооперативов. На наш взгляд, в числе первоочередных корректив следует ввести нормы, устанавливающие, что:

Кроме того, для успешного функционирования на инвестиционном рынке кредитные кооперативы обязаны выработать методику работы с предприятиями малого бизнеса, которая была бы основана на нормативах, позволяющих осуществлять это сотрудничество эффективно и с минимальным риском.

Важной предпосылкой привлечения инвестиций в малый бизнес является объединение кооперативов в ассоциации, представляющие собой многоуровневую систему кредитной кооперации. Формирование таких союзов позволяет им успешно осуществлять две основные функции -финансового посредника и развития рынка, которые особенно важны на этапе становления кредитной кооперации.

В качестве финансового посредника ассоциации смогут получать средства от государства, международных финансовых учреждений и других организаций-доноров и распределять их на выгодных условиях для первичного кредитного кооператива, работающего с отдельными заемщиками. Этот механизм позволяет координировать кооперативное движение в регионе, представлять и защищать интересы кооператоров, оказывать им методическую, аналитическую, финансовую и юридическую-поддержку.

Функция развития рынка, которую осуществляют ассоциации, включает в себя несколько услуг и видов деятельности нефинансового характера, которыми могут заниматься ассоциации. К их числу можно отнести: создание стандартов отчетности, передачу или обмен технологиями, создание систем отслеживания ссуд, консультации с органами власти, лоббирование вопросов развития кредитной кооперации и т.д. Вся эта инфраструктура помогает ассоциациям кредитных кооперативов эффективно взаимодействовать с организациями, которые являются поставщиками финансовых ресурсов для малого бизнеса. К ним относятся страховые и оценочные компании, юридические службы, государственные учреждения, международные фонды развития и поддержки малого бизнеса и т.д.

Успеху ассоциации как инструменту привлечения инвестиций в малый бизнес может способствовать благоприятное мнение, складывающееся в обществе в отношении кредитных кооперативов. Но для этого должны быть разработаны такие мероприятия, которые информировали бы население и предпринимателей о возможностях кредитной кооперации с точки зрения не только потребительского кредитования, но и выгодной формы сбережения денежных накоплений, их роста за счет вложения в эффективные предпринимательские проекты. В числе проверенных практикой мер воздействия на общественное мнение - установление партнерских отношений с органами массовой информации, издание буклетов и брошюр о деятельности кооперативов, рассылка рекламных материалов по почте, взаимодействие с общественными организациями.

Получив необходимые условия, кредитные кооперативы в России, несомненно, смогут играть важную роль в привлечении инвестиций в малый бизнес и вообще в реальную экономику, как это происходит во многих развитых странах. Опыт работы уже существующих кредитных кооперативов показывает, что эта цель достижима. Многие кооперативы, являясь субъектами инвестиционных рынков, уже показали себя как жизнеспособные организации финансовой взаимопомощи и востребованы предпринимателями, а потому могут быть альтернативой официальной банковской системе при инвестировании малого бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Внебюджетные источники финансирования малого бизнеса//Бизнес для всех. 2001, 23 января
  2. Верховиев П. Кредитование малого бизнеса: перспективы развития рынка/аналитический бюллетень «VIP-Консультант», 16.09.2005
  3. Микрофинансирование в России. Программный документ. - М.: ТАСИС, СМЕРУС 9803, 2001.
  4. «О кредитных потребительских кооперативах граждан», от 7.08.01 № 117-ФЗ.

Источник: Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №1. - с. 100-108