В процессе исследования проблем в функционировании кредитных кооперативов России, а также анализа зарубежного опыта маркетинговой деятельности кредитных кооперативов были разработаны принципы, которых должны придерживаться кооперативы в сфере рекламной и маркетинговой деятельности.

 


Пропагандировать сеть кредитных союзов с целью увеличения численности пайщиков

 

Население будет доверять свои сбережения финансовым институтам только в том случае, если будет знать их и доверять им. Поэтому, прежде чем начинать усиленную рекламу своих продуктов и услуг, кредитные союзы должны рассказать людям "кто мы такие". Часто в банковской сфере   говорят:  "Рекламируй  банк... рекламируй банковских служащих... только после этого рекламируй банковские услуги!.." У кредитных союзов есть много привлекательных и интересных особенностей, рекламируя которые, можно привлечь к себе новых пайщиков. Стандартизировать продукты и услуги Кредитные кооперативы предлагают весьма широкий спектр продуктов и услуг. Пришло время кредитным союзам, являющимся членами ассоциаций, стандартизировать, по крайней мере, самые основные из них. В противном случае, по мере роста численности кредитных союзов и охвата ими все большей территории потребители могут окончательно запутаться, - что же на самом деле им предлагают кредитные союзы? Кроме того, подобный разнобой услуг приведет к невозможности проведения каких-либо общих маркетинговых мероприятий.

Направить кредитные союзы в сторону сбережений

Почти по единодушному мнению представителей кредитных союзов, привлечение сбережений населения не является для них проблемой. Кооперативы располагают инструментами или в случае необходимости могут быстро создать их для привлечения сбережений пайщиков в любой момент. По словам многих представителей кооперативов, они не хотят агрессивно формировать "сберегательный" имидж КС. Либо кредитные союзы не рассматривают себя в качестве организации, ориентированной на сберегательную сферу бизнеса, либо они ведут себя осторожно, чтобы не оказаться в ситуации избытка сбережений. И кооперативы и ассоциации единодушно пришли к необходимости решения этой проблемы, прежде чем внедрять новые продукты и услуги по сбережению либо начинать кампанию по их привлечению.

Сплотить кредитные союзы в единую сеть

Чем сильнее и сплоченнее сеть кредитных союзов в регионе, тем выгоднее это ассоциации. Любое важное мероприятие ассоциации должно содержать элемент интеграции. В бизнес-планах и планах маркетинга следует наметить общие цели и мероприятия, направленные на сплочение сети. Любая кампания, будь то привлечение новых пайщиков или сбережений, или мероприятия "косметического маркетинга"- это хорошая основа для вовлечения КС в единую сеть, прежде всего в СРО.

Стратегически расширять сеть кредитных союзов

Проблема развития заключается в том, что должно соблюдаться равновесие между достаточным количеством новых инициативных групп, постоянно организующих новые кредитные союзы, с одной стороны, и достаточностью финансовых и человеческих ресурсов ассоциаций, которые должны эффективно оказывать услуги новым членам, с другой. Ясно, что ассоциации должны выбирать среди инициативных групп наиболее перспективные с точки зрения роста и быстрого достижения финансовой независимости. Этими соображениями следует руководствоваться, прежде чем проводить массированную кампанию по созданию новых инициативных групп в том или ином месте.

Создавать устойчивый положительный имидж

Все представители ассоциаций и кредитных союзов единодушно считают, что кредитным союзам следует развивать уже сложившийся имидж "организации высокой степени доверия". Лучший способ достижения этого - показывать себя безопасными финансовыми институтами во всех проявлениях: в работе с пайщиками и населением, в уважении клиентов и законов. Путь, который ведет кредитные союзы к успеху- это интеграция в единую сеть и соблюдение стандартов высокого качества в обслуживании пайщиков.

Использовать индивидуальный подход к каждому пайщику.

Кредитным кооперативам необходимо индивидуально подходить к каждому пайщику, обеспечивать наилучшее обслуживание пайщиков с целью создания эффекта "сарафанного радио". Хорошее обслуживание пайщиков - это самый дешёвый и эффективный вариант рекламы в кооперативе.

Использование вводного продукта

Внедрение технологии "вводного продукта" (бесплатные консультации, участие в управлении, различные конкурсы и мероприятия), что позволит быстро и эффективно привлечь дополнительное число пайщиков). Необходимо использовать и специальное стимулирование - это небольшие подарки для вступающих в кооператив, конкурсы или выставки в оживлённых местах.

Использование технологии обмена с превышением.

Цель данного принципа - дать пайщику понять, что кооператив является некоммерческой организацией и готов направлять полученный доход пайщикам. Инструментом обмена с превышением могут являться начисления на паи, открытие договора сбережений в качестве вознаграждения за полученный займ, подарки или призы постоянным пайщикам.

Организация проведения общих собраний.

Руководители многих кооперативов пренебрегают данным принципам, считая его труднореализуемым. Тем не менее, опыт действующий кооперативов показывает, что организация общих собраний пайщиков является мощнейшим PR ходом, дающим огромный эффект и потенциал в дальнейшим развитии кооператива. Особенно важна гласность деятельности кооператива через средства массовой информации. А.В. Чаянов писал: "Познание кредитной нужды района, её количественного размера, расширение её по сезонам в зависимости от высоты ссудного процента составляет важнейшие отправные данные в деле организации мелкого кредита".

Использование технологии маркетинга, формирующего запросы.

Это самый рискованный вид маркетинга - предлагать услуги, о которых никто не просил и часто даже не предполагал об их существовании. Кооперативы, использующие данную стратегию, относят к числу влекущих за собой рынок услуг. Кооперативы такого типа раздвигают горизонты кооперации и движут вперёд цивилизацию. Они создают новые рынки, расширяют категории услуг, вводят новые правила игры, предлагают принципиально новые услуги, направления бизнеса, устанавливают новые стандарты цен, развивают новые каналы, поднимают обслуживание на невиданный уровень. К их числу следует отнести кооперативы, активно использующие передовые разработки в области информационных технологий. Маркетинг должен обеспечивать вкусы и желания потребителей - членов кооператива, а также гарантировать безубыточность или прибыльность разработки новых услуг.

Маркетинговое планирование.

Процесс, включающий в себя анализ и принятие решений. В кооперативе это находит отражение в следующем:

Следует подчеркнуть, что использование активной рекламной кампании по продвижению услуг кооператива может дать обратный эффект и послужить причиной оттока вкладов и пайщиков.

Много еще можно говорить о маркетинговом подходе к деятельности ассоциаций и их членов. Маркетинг- весьма увлекательный процесс в нашей жизни. Даже, несмотря на то, что предстоит еще много работы...