Организация бухгалтерского учёта в кредитных кооперативах

Организация системы учета в кредитных кооперативах ежегодно складывается из учетной политики. Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности в строгом соответствии со всеми законодательными и нормативными актами, принятыми в РФ.

Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета в кредитных кооперативах включает в себя документы различных уровней. К документам высшего уровня относятся федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие вопросы бухгалтерского учета в РФ (ФЗ от 21.11,96г. № 129-ФЗ «О бухгал­терском учете» в редакции от 23.07.98г.). Также к документам высшего уровня относят ГК РФ, в первой части которого закреплены некоторые принципы учетной политики, положения по утверждению годового отчета, о наличии баланса, как необходимого признака юридического лица. Во 2 части ГК РФ, нашли отражение принципы составления различных договоров, что является важным для правового поля юридических лиц.

К специальным документам по бухгалтерскому учету следует отнести Законы №147-ФЗ от 31.07.98г. и №118-03 от 05.08.00г. «О введении в действие 1 и 2 части НК РФ», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом МФ РФ № 34 Н от 29.07.98г., План счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный приказом МФ РФ № 94 Н от 31.10.00г. и инструкция по его применению.

К подзаконным актам следует отнести Указы Президента РФ и Постановление
Правительства о составе затрат № 552 от 5.08.92г. с после­дующими изменениями и дополнениями.

Следующий второй уровень документов составляют нормативные акты (положения по бухучету), утвержденные МФ РФ, где определяются базовые принципы и правила ведения бухгалтерского учета отдельных хозяйственных операций и отчетности.

К специальным документам этого уровня относят: инструкции, письма, указания, которые носят консультационно-инструктивный характер по вопросам бухгалтерского учета.

К документам третьего уровня относятся формы первичной учетной документации, документооборот, технология обработки учетной документации и др. документы, совокупность которых формирует учетную политику кредитного кооператива. В соответствии с этим бухгалтерский учет представляет собой упорядочен­ную систему сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе, обязательствах организации об их движении.

Организация бухгалтерского учета должна решать определен­ные задачи:

  1. Определение собственных средств кооператива (это элементы собственных средств и источники формирования);
  2. Обеспечение  контроля  над  применением  собственных средств и источников их формирования;
  3. Определение Финансовых результатов;
  4. Обеспечение административного и управленческого контроля;
  5. Проведение бухгалтерского учета в соответствии с существующей нормативно-правовой базы.

В соответствии с законом о бухгалтерском учете, каждая организация самостоятельно формирует свою учетную политику. При этом исходят из структуры отрасли и деятельности, руководствуясь законами РФ и нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет.

В общем виде учетная политика должна включать в себя три составляющих:

  1. Организаторскую;
  2. Техническую;
  3. Методическую.

Первая составляющая описывает способ организации бухгалтерского учета, принципы построения учетной политики.

Техническая составляющая определяет форму ведения бухгалтерского учета, виды первичной документации, график документооборота.

Методическая составляющая включает раскрытие способов ведения бухучета существенно влияющих на данные бухгалтерской отчетности и рабочий план счетов кредитного кооператива.

Учетная политика должна обеспечивать:

  1. Полноту и своевременность отражения в бухучете и отчет­ности всех факторов хозяйственной деятельности;
  2. Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из организационно-правовых форм, сколько из экономического содержания факторов и условий хозяйствования;
  3. Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  4. Рациональное и экономичное ведение бухучета исходя из размеров и масштабов ее деятельности.

Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем (приказом или распоряжением). При этом основными утверждающими элементами являются:

  1. Форма ведения бухучета (журнально-ордерная, мемори­ально-ордерная, применение компьютерных программ);
  2. Рабочий план счетов бухучета, содержащий синтетический и аналитический счета, необходимые для ведения бухуче­та;
  3. Формы первичной учетной документации (как типовые, так и нетиповые для внутренних хозяйственных операций);
  4. Порядок проведения инвентаризации активов и обяза­тельств организации;
  5. Методы оценки активов и обязательств;
  6. Правила документооборота и технология обработки информации;
  7. Порядок контроля над хозяйственными операциями.

Учетная политика, избранная кредитным кооперативом, при­меняется с 1 января года, следующего за отчетным, и утверждается соответствующим организационно-распорядительным документом (приказ, распоряжение).

К способам ведения бухучета, принятым для формирования учетной политики и подлежащим раскрытию в бухгалтерской от­четности, относится следующее:

Изменение учетной политики может производиться в следующих случаях:

  1. При изменении законодательства, или нормативных актов;
  2. Введении новых способов бухучета, который предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса;
  3. При существенном изменении условий деятельности, кото­рое связано с реорганизацией, сменой собственников, из­менением видов деятельности.

Бухгалтерский учет в потребительских кредитных кооперативах должен учитывать особенности организационно-правовой формы кооперативов и характер их деятельности - предоставление финансовых услуг (кредитование и сбережение денежных средств членов данного кооператива).

Бухгалтерский учет в кредитных кооперативах имеет свои особенности: формирование и использование собственных средств, учет паевого фонда и порядок его формирования, учет вступительных, членских и иных видов взносов, создание и использование фондов, учет предоставленных займов, учет доходов и расходов. Определенная сложность организации бухгалтерского учета в потребительских кредитных кооперативах определяется необходимостью вести его одновременно по двум направлениям: основной некоммерческой деятельности и предпринимательской, проводимой в интересах основной уставной деятельности.

Для организации бухгалтерского учета потребительские кредитные кооперативы применяют единый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. В принятой в кредитном кооперативе учетной политике на основе общего плана счетов утвержденного Министерством финансов РФ, руководите­лем утверждается «Рабочий план счетов бухгалтерского учета». В него следует выбирать те счета из полного перечня, которые необ­ходимы кредитному кооперативу для учета исходя из специфики его деятельности. Одним из основных элементов учетной политики являются правила документооборота, которые должны обеспечить оперативность, достоверность, ответственность и подконтроль­ность лиц, выполняющих документальное отражение деятельности кооператива. График документооборота отражает движение пер­вичных документов от момента их составления до формирования бухгалтерского баланса.

Учет формирования и использования собственных средств кредитного кооператива.

Совокупность взносов членов представляет следующие виды:

  1. Обязательный паевой;
  2. Дополнительный паевой;
  3. Целевые;
  4. Другие виды взносов согласно Уставу и правил кредитного кооператива.

Учет паевых взносов и формирование паевого фонда.

Паевые взносы являются основой формирования имущества кредитного кооператива.

Паевые взносы делятся на обязательные и дополнительные. Обязательный паевой взнос определяется в Уставе и Правилах кре­дитного кооператива одинаковой суммой для всех членов, либо от организационно-правовой формы члена (юридическое или физическое лицо).

Дополнительный паевой взнос принимается в денежной форме и тольк по инициативе.

Учет паевых взносов учитывается на сч. 75 «Расчеты с учредителями» с разбивкой по субсчетам (обязательный, дополнительный).

Аналитический учет ведется в разрезе каждого члена.

Учет целевых взносов в кредитном кооперативе.

Целевые взносы и их размер определяется общим собранием членов и регламентируется правилами кооператива. Они вносятся ежегодно и также направляются на покрытие затрат кооператива. Членские взносы учитываются по сч.86 на отдельном субсчете. Размер членских взносов в кредитный кооператив должен носить индивидуальный характер в зависимости от делового партнерства с членом и объема других источников, обеспечивающих доходную часть сметы Кооператива. Членские взносы обратно членам не воз­вращаются.

В практике деятельности кредитного кооператива может воз­никнуть необходимость внесения членами взносов различного целевого назначения (например: приобретение основных средств, компьютерного оборудования и др.). Кроме того, за счет целевых взносов могут покрываться непредвиденные расходы, а также убытки при недостаточности фондов и резервов. Учет целевых взносов ведется на сч.86 с разбивкой по субсчетам. Учет целевых взносов следует проводить в соответствии с направлениями их ис­пользования строго по утвержденной смете расходования этих взносов.

Создание и использование фондов и резервов кредитного кооператива.

Кредитные кооперативы формируют фонды и резервы из различных источников и на различные цели, При этом формирование и расходование фондов и резервов должно осуществляться строго в соответствии с Уставом кооператива, положениями по каждому из фондов, а также Учетной политикой кооператива. Фонды и резервы формируются в основном за счет целевых взносов членов, а также за счет чистой прибыли предпринимательской деятельности после налогообложения.

Учет привлеченных ресурсов в кредитном кооперативе.

К привлеченным средствам кредитного кооператива относятся:

  1. Денежные средства членов;
  2. Кредиты банков;
  3. Бюджетные средства;
  4. Займы ФРСКК;
  5. Поступления по грантам;
  6. др.

Для учета привлеченных средств используют следующие счета:

  1. сч.76 «Сберегательные взносы членов»;
  2. сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
  3. сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
  4. сч.86 «Целевое финансирование и целевые поступления» (по видам и целям финансирования).

Аналитический учет по привлекаемым ресурсам ведется в разрезе каждого займа или кредита. С позиции бухучета, внесенные в кооператив личные сбережения членов, представляют собой обя­зательства (кредиторскую задолженность) кредитного кооператива перед своими членами. Учет ведется на сч.76 с разбивкой по каждому виду сбережений. На сч.76 учитываются также компенсации по личным сбережениям с разбивкой по каждому члену.

Практика деятельности кредитных кооперативов показала, что члены кооперативов размещают свои личные сбережения в среднем от 3 месяцев и до года. Учет по каждому субсчету должен прово­дится в разрезе каждого члена кооператива и каждого договора, т.е. по единой учетной карточке к субсчету не могут отражаться сбере­жения одного и того же члена по разным договорам и срокам.

Учет предоставленных займов.

Источником займов, предоставляемых членам кредитного кооператива, является фонд финансовой взаимопомощи, который включает в себя как собственные, так и заемные средства, привле­каемые для основной деятельности кооператива.

Отражение предоставленных займов учитывается на сч.58 (кроме работников кооператива). Аналитический учет предоставленных займов в зависимости от их целевой направленности, источника средств, а также по каждому члену в разрезе договоров займа.

Проценты по займам, компенсационные выплаты с разбивкой по каждому виду взносов могут, учитываются как на счете 58, так и на счете 76.

Свободные остатки собственных средств в кооперативе, в т.ч. размещение средств резервного, страхового и др. видов фондов размещаются, как правило, в долговые ценные бумаги и на депози­ты банков.

Учет финансовых вложений отражается на сч.58 на отдельном субсчете. Учет средств, размещенных в депозиты банка, отражается на сч.55. Рекомендуется открывать спецсчета для раздельного ве­дения учета финансовых вложений за счет привлеченных средств и за счет собственных средств, ввиду различного порядка налогообложения.

Бюджет кредитного кооператива (смета доходов и расходов)

Смета расходов - основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и распределение целевых средств. Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера рас­ходов в кредитном кооперативе определяются органами управления и утверждаются общим собранием членов кооператива.

По своему содержанию смета доходов и расходов формирует бюджет кооператива, т.е. его финансовый план. Бюджет должен обеспечивать и отражать финансовое положение кредитного коопе­ратива. При разработке сметы следует руководствоваться:

  1. возможным притоком новых членов;
  2. планируемым кредитным портфелем на предстоящий год;
  3. информацией о размерах целевых взносов;
  4. информацией о процентной ставке в кооперативе.

Кредитный кооператив является специфической организацией. Некоммерческий её характер определяет схему построения сме­ты. Кредитный кооператив осуществляет свою деятельность за счет средств членов и для членов. Основными источниками поступления средств кредитного кооператива являются взносы членов, следовательно, и доходная часть сметы формируется исключительно из этих источников.

Доходная часть сметы состоит:

  1. проценты по займам;
  2. целевые взносы;
  3. спонсорские средства;
  4. доходы от финансовых вложений;
  5. другие.

Расходная часть сметы.

Основную ее статью составляют выплаты членам (проценты по займам). Здесь важно с наибольшей точностью определить воз­можный приток привлеченных денежных средств членов по договорам займа и процентную ставку по ним, а также возможные потери по безнадежным долгам. Остальные статьи не вызывают труд­ностей, это затраты связанные с содержанием аппарата исполни­тельной дирекции, а также налоги и др. обязательные платежи, отчисления на формирование фондов и резервов. Итого по доходам и расходам должно соответствовать. Это связано с некоммерческим характером деятельности кредитных кооперативов.

Смета утверждается на год с разбивкой по кварталам. По окончании финансового года проводится анализ сметы, т.е. сверяется план с фактом. Составление анализа квартальных бюджетов дает возможность контролировать деятельность кооператива. На основании отклонений можно спрогнозировать ситуацию в будущем.

Превышение доходной части сметы над расходной частью го­ворит о неоправданно завышенных размерах целевых взносов, или заниженных процентах по займам, выплачиваемых членам кооператива.

Превышение расходной части над доходной частью может сложиться за счет недополученных доходов кооператива, а также за счет непредвиденных расходов. В данной ситуации, согласно Уставу кооператива, члены кооператива погашают перерасход за счет дополнительных целевых взносов.

Прибыль от коммерческой деятельности кооператива по итогам финансового года распределяется на общем собрании членов кооператива (создание фондов, выплаты членам).
Убыток от коммерческой деятельности кооператива по итогам финансового года погашается за счет резервного фонда, после утверждения годового баланса на общем собрании членов кооператива.