Существует устойчивая связь между уровнем развития финансового сектора и стабильностью экономического роста. Недостаточная доступность финансовых услуг является препятствием для экономического роста, что определяет необходимость внедрения таких финансовых систем как потребительская кооперация и микрофинансирование.

 

Для предприятий малого бизнеса отсутствие доступа к финансовым услугам является одним из основных препятствий для роста, в частности, при отсутствии по ряду причин возможности использовать банковские услуги. Кроме того, по моему мнению, возможность пользоваться услугами кредитных потребительских кооперативов, действующих в рамках Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее — Закон), малообеспеченными людьми, в том числе пенсионного возраста, у которых возникают трудности в использовании услуг, предоставляемых банковским сектором, приводит к существенным положительным изменениям в жизни малообеспеченных людей. Также я считаю, что возможность предоставления услуг микрофинансирования для различных категорий населения и предпринимательства в удаленных районах и небольших населенных пунктах ведет к дополнительному росту российской экономики.

 

ФСФР России в пределах своей компетенции согласовала проект приказа Минфина России «Об утверждении форм и сроков представления документов, содержащих отчет о своей деятельности и персональном составе органов кредитного потребительского кооператива, для кредитных потребительских кооперативов, число членов которых превышает  5 тысяч физических и (или) юридических лиц, кредитных потребительских кооперативов второго уровня, а также кредитных потребительских кооперативов, не вступивших в члены саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов» и проект приказа Минфина России «Об утверждении Порядка представления кредитными потребительскими кооперативами бухгалтерской (финансовой) отчетности для кредитных потребительских кооперативов, число членов которых превышает 5 тысяч физических и (или) юридических лиц, кредитных потребительских кооперативов второго уровня, а также кредитных потребительских кооперативов, не вступивших в члены саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов». Данными приказами планируется утвердить формы отчетов о деятельности и о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива для кредитных потребительских кооперативов, число членов которых превышает 5 тысяч физических и (или) юридических лиц, кредитных потребительских кооперативов второго уровня, а также кредитных потребительских кооперативов, не вступивших в члены саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов (далее  — кредитные кооперативы), а также сроки представления отчетов. Такие отчеты планируется представлять на бумажном носителе и в электронном виде на электронном носителе в территориальный орган ФСФР России по месту нахождения кредитного кооператива, и отчетным периодом для составления таких отчетов будет являться первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. Кроме того, ФСФР России  или территориальный орган ФСФР России при необходимости будет запрашивать в форме запросов (предписаний) от кредитных кооперативов бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В настоящее время указанные выше проекты приказов Минфина России находятся на регистрации в Минюсте России.

Кроме того, ФСФР России рассмотрела проект приказа Минфина России «О Порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов». В соответствии с Законом кредитный потребительский кооператив обязан соблюдать финансовые нормативы, установленные частью 4 статьи 6 Закона и дополнительные финансовые нормативы, устанавливаемые уполномоченным органом. Также кредитный потребительский кооператив имеет ряд ограничений и обязанностей, ответственность за нарушение которых в настоящее время КоАП РФ не предусмотрена. В связи с чем планируется внести изменения и дополнения в КоАП РФ в сфере кредитной кооперации, а также усилить административную ответственность за нарушение законодательства в данной сфере. Планируется введение дифференцированного подхода при применении административного наказания в отношении кредитных потребительских кооперативов, предусматривающего административный штраф либо дисквалификацию. Размер диапазона административных штрафов предоставит возможность должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, подходить индивидуально в каждом конкретном случае и назначать административное наказание в пределах санкции в зависимости от конкретных обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину правонарушителя, учитывая характер совершенного правонарушения и степень вины правонарушителя. Также предполагается увеличить сроки давности привлечения кредитных потребительских кооперативов к административной ответственности. Такие дополнения позволят более эффективно реализовывать ФСФР России функции уполномоченного органа по контролю и надзору в сфере кредитной кооперации. Что, в свою очередь, позволит подойти к решению проблем в части противодействия нерегулируемому финансовому посредничеству. Ведь основные меры борьбы с «серыми» финансово-кредитными организациями — это обеспечение прозрачности финансовых услуг, в том числе ограничение деятельности нерегулируемых финансовых посредников и финансовых пирамид, повышение финансовой грамотности населения и защита прав потребителей. В то же время необходимо повышать грамотность и среди специалистов кредитных потребительских кооперативов.

Помимо этого планируется предусмотреть изменения и в части рекламы кредитов и займов. А именно, информирование кредитным потребительским кооперативом обо всех условиях, определяющих стоимость займа или кредита, если такая реклама содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость.

Источник: Вопросы кредитной кооперации, №1, 2013