Развитие законодательной базы сельской кредитной кооперации

В настоящее время одним из факторов, сдерживающих развитие аграрного сектора России, является отсутствие достаточного финансового обеспечения  сельхозтоваропроизводителей, в том числе фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, мелких предпринимателей, работающих в сельской местности, районных центрах, малых городах России.

Этот сегмент рынка непривлекателен для банковского сектора. Причин несколько. Это, вопервых, высокий фактор риска в сельском хозяйстве, во вторых, относительно низкая   рентабельность сельскохозяйственной деятельности, в-третьих, отсутствие достаточного залогового обеспечения, в-четвертых, обременительная и дорогостоящая процедура оформления кредита по сравнению с небольшой суммой финансирования, которая требуется мелким заемщикам.

Одним из источников доступа сельхозтоваро­производителей, фермеров, активного сельского населения к финансовым ресурсам является кредитная кооперация.

Возрождение кредитной кооперации в России является важным направлением построения цивилизованных отношений на внебанковском финансовом рынке. Сегодня в России этот процесс уже начался снизу и является экономической реальностью. В стране насчитывается около 280 сельских кредитных кооперативов, объединяющих 22 тыс. членов — физических и юридических лиц. Кредитные кооперативы играют заметную роль в финансировании мелко­товарного сектора АПК — крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан, предприятий малого агробизнеса. Только в Вол­гоградской области через сельские кредитные кооперативы в 2002 г. выдано в виде займов 241 млн руб., в Пермской — более 20 млн руб, Ярославской — более 10 млн руб. Эти средства используются членами кооперативов на приобретение ГСМ, семян, удобрений, гербицидов, ядохимикатов, запасных частей, ремонт производственных помещений, по­купку племенного скота и его содержание, а также на другие производственные цели. Всего же через систему сельской кредитной кооперации только в 2002 г. выдано займов на сумму более полмиллиарда рублей.

Существенным фактором, обеспечивающим становление и развитие кредитной кооперации как финансового сектора, является создание качествен­ной законодательной базы.

Сегодня в России сельские кредитные кооперативы со смешанным членством (физические и юридические лица) действуют в рамках определенного правового поля — Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации».

Кроме того, в тех регионах, где отношения кредитных кооперативов с администрацией склады­ваются благоприятно, приняты или разрабатываются областные законы, регламентирующие деятельность сельских кредитных кооперативов. Областные законы по сельской кредитной кооперации уже действуют в Волгоградской, Владимирской областях, в Алтайском крае, разрабатываются в Саратовской, Ленинградской, Вологодской, Ростовской, Новосибир­ской, Московской областях, республиках Чувашия, Удмуртия, Марий-Эл и др.

Существующее правовое поле хотя и позволяет кредитным кооперативам со смешанным членством функционировать легально, но не обеспечивает условий для дальнейшего эффективного развития, что тормозит процесс формирования системы сельской кредитной кооперации в России. Это связано с ря­дом причин, главными из которых являются:

  1. Нежелание некоторых региональных руководителей заниматься вопросами развития кредитной кооперации в отсутствии специального закона;
  2. Недостаточность правовой базы для адекват­ного применения к кредитным кооперативам Налогового Кодекса РФ;
  3. Непонимание специфики кредитной коопера­ции со стороны административных и налоговых органов.

Таким образом, отсутствие закона, отвечающе­го целям и задачам кредитных кооперативов, сдерживает развитие и повсеместное распространение кредитной кооперации в России несмотря на то, что в современных условиях кредитная кооперация является одним из эффективных инструментов финан­сирования низовых структур агропромышленного комплекса.

В настоящее время проект Федерального зако­на «О кредитной кооперации» принят в 1-ом чтении в Госдуме РФ. Данный закон носит рамочный характер для всех видов кооперативных кредитных структур и дает возможность развивать систему сельской кредитной кооперации в России, исходя из сущест­вующих экономических и социальных условий.

Основная задача претавленного законопро­екта — это соблюдение финансовых интересов пай­щиков, обеспечение финансовой стабильности коо­перативов, которые достигаются, по замыслу законодателей, путем требований к приему в члены кооператива: регистрация членов кооператива и выдача им соответствующего документа — паевой книжки; установление перечня оказываемых кооперативом финансовых услуг, установление прав и обязанно­стей членов кооператива.

В законопроекте отмечается, что кредитный кооператив является некоммерческой организацией и не стремится к извлечению прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Поэтому нормы еще не принятого закона, но уже реализуемые в практике, обеспечивают полную доверительность и прозрачность в отношениях кредитных кооперати­вов со своими членами и, как правило, стопроцентный возврат выдаваемых ссуд. Это самый большой капитал, который удалось наработать кредитным кооперативам за столь короткое время.

Характерной особенностью данного закона является то, что его членами вместе с физическими лицами могут быть юридические лица, т.е. наряду с товаропроизводителями, частными предпринимате­лями и гражданами, в кооператив принимаются любые предприятия малого бизнеса вне зависимости от организационно-правовой формы собственности: перерабатывающие, снабженческие, сбытовые, сервисные и другие предприятия и организации, что имеет особое значение в сельской местности, по­скольку наличие юридических лиц в кооперативе позволяет привлечь финансовые ресурсы для его развития.

К числу достижений законопроекта следует отнести ответственность членов кооператива.

В законопроекте отражена система защиты экономических интересов пайщиков сельскохозяйственного кредитного кооператива: в целях обеспе­чения своей финансовой стабильности и гарантий стабильности финансового положения пайщиков кооператив формирует резервный фонд и другие фонды.

В законопроекте предусмотрена также надзор­ная функция государства за деятельностью кредитного кооператива.

Очень важно, чтобы принятие рамочного зако­на о кредитной кооперации не привело к ущемлению интересов узкоспециализированных кредитных кооперативов, действующих в соответствии с законами «О сельскохозяйственной кооперации и «О кредитных потребительских кооперативах граждан», так как данные законы, по сути, представляют собой нормативные правовые акты с более высокой степенью детализации и регламентирования для отдель­ных видов кредитных потребительских кооперативов.

Закон много раз обсуждался на семинарах и конференциях. В итоге были сформулированы ос­новные требования к законопроекту, исходя из прак­тики работы кредитных кооперативов:

В процессе работы над законопроектом были учтены многие замечания и предложения кредитных кооперативов, однако не предусмотрено главное — формирование' многоуровневой (трехуровневой) системы сельской кредитной кооперации и, в частности, создание кооперативов второго уровня, хотя кредитные кооперативы с самого начала разработки данного законопроекта выдвигали это требование в качестве основополагающего. Кроме того, действующее законодательство — Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» предоставляют кредитным кооперативам такое право.

Проект ФЗ «О кредитной кооперации» являет­ся рамочным и, следовательно, должен учитывать уже существующее законодательство в области кре­дитной кооперации, должен быть адекватен уровню развития кредитной кооперации в России. А сегодня в России создание системы кредитной кооперации уже идет по пути формирования многоуровневой системы, как наиболее эффективной и отвечающей потребностям жителей сельских регионов. Двух­уровневые системы сельской кредитной кооперации сформированы во многих регионах страны (1-ый уровень — районные кооперативы, 2-ой уровень — региональный кредитный кооператив, в который входят на правах членов кооперативы 1-го уровня). Такие системы уже существуют в Волгоградской, Томской, Вологодской, Пермской, Ярославской об­ластях, республиках Чувашия, Удмуртия, Марий-Эл, Бурятии и ряде других регионов.

Многоуровневая модель (главным образом, трехуровневая) кредитной кооперации действует во многих развитых странах, в том числе европейских, более 100 лет и до сих пор не привела к созданию так называемых «пирамид», что является основным аргументом противников кредитной кооперации. Наоборот, сегодня кредитная кооперация является одним из важнейших сегментов финансового рынка и объединяет во всем мире 650 млн человек.

В институциональном и организационном ас­пектах типичными для западноевропейских стран являются трех- и двухступенчатые системы кредит­ной кооперации (во  Франции — трехуровневая, в Бельгии, Нидерландах и Дании — двухуровневые, в Австрии и ФРГ — сочетание первого и второго вариантов).

Важно понять, что кредитные кооперативы — это организации с сильно развитым механизмом внутреннего саморегулирования. Кооперативы вто­рого и последующего уровней строятся на тех же демократических принципах, что и кооперативы 1-го уровня: добровольность членства в кредитном коо­перативе; управление деятельностью кредитного кооператива на демократических началах (один член — один голос); предоставление займов только чле­нам кредитного кооператива и на равных условиях; доступность информации о деятельности кредитного кооператива для его членов, члены кооператива не­сут солидарную и субсидиарную ответственность. В соответствии с действующим и разрабатываемым законодательством кредитные кооперативы оказывают финансовые услуги только членам кооперати­ва. Это практически исключает возможность зло­употреблений в кредитном кооперативе.

Двухуровневые системы кредитной кооперации — это финансово устойчивые системы, создающие системы гарантирования и резервирования, характеризующиеся высокой возвратностью заемных средств.

С одной стороны, в данной системе кооперативы 1-го уровня самостоятельно решают все вопросы внутрихозяйственной деятельности на своих собра­ниях, осуществляют свою деятельность по правилам, утвержденным общим собранием кооператива, с другой стороны, система обеспечивает кредитные кооперативы заемными ресурсами выступает гаран­том и при необходимости осуществляет санацию кооперативов 1-го уровня.

Таким образом, кредитный кооператив 2-го уровня не отвлекает средства из кооператива 1-го уровня, а наоборот, постоянно пополняет их финан­совыми ресурсами.

Опыт работы успешно действующих систем в России (Волгоградская область) подтверждает, что накопление и формирование финансовых средств в кооперативах второго уровня идет не за счет кооперативов 1 уровня, а за счет поступления из внешних источников (коммерческих банков, фондов и других финансовых организаций), активного сотрудничества с государственными  органами  и  привлечения бюджетных средств, предоставления таких услуг кооперативам первого уровня, которые они не могут получить в других структурах. Вместе с тем, второй уровень системы является гарантом   надежного функционирования кредитных кооперативов первого уровня за счет создания гарантийных и резервных фондов, системы финансовой и правовой поддержки кредитных кооперативов, испытывающих трудности в своей деятельности. Вся деятельность кооперативов второго и последующих уровней организуется по принципу «все для блага кооперативов первого уровня».

Следует особо подчеркнуть, что средства кооперативов 1 уровня (сбережения, привлеченные, собственные) выдаются только своим членам, из кооператива на сторону они не выходят, в том числе и в кооператив 2 уровня, так как он не является членом кооператива 1 уровня. Их финансовые взаимоотношения ограничиваются только перечислением кооперативом 1 уровня взносов кооперативу 2 уровня, установленных уставом последнего, а также компенсаций по предоставляемым им займам. Таким образом, кооператив 2 уровня имеет больше финансовых возможностей и самостоятельности для вы­полнения своих функций.

Исходя из вышеизложенного ясно, что преимущества многоуровневой системы кредитной кооперации состоят в том, что она помогает каждо­му кооперативу в совершенствовании его структуры, в получении стабильной финансовой помощи со стороны кооператива второго уровня, в финансовом регулировании его деятельности в целях снижения рисков, в применении единой нормативной доку­ментации, единой системы подбора и подготовки кадров, дает возможность создания внутреннего аудита, единой системы гарантий и санаций, сотрудничества с государственными органами.

Важным моментом данного законопроекта является также контроль со стороны государства за деятельностью кредитного кооператива. То, что контроль за деятельностью кредитных кооперативов необходим, ни у кого не вызывает сомнения. Различаются лишь мнения по поводу того, какой государственный орган должен осуществлять этот контроль. На наш взгляд, контроль за деятельностью кредитного кооператива 1-го уровня может осуществлять местный орган исполнительной власти. Эта практика уже существует в Волгоградской области и является положительной. В будущем при создании крупных кредитных кооперативов 2-го и 3-го уровней или кооперативного банка возможно передать функции контроля соответствующему федеральному органу. Учитывая то, что система кредитной кооперации сегодня интенсивно развивается, Федеральный закон «О кредитной кооперации» сегодня крайне необходим. Но именно такой закон, который не перечеркнул бы все достижения кредитной кооперации, не привел бы к ее распаду, а способствовал бы ее развитию, стимулировал бы привлечение дополнительных инвестиций на развитие этого сегмента финансового сектора.

Непонимание определенных моментов сущно­сти кредитной кооперации может привести к приня­тию такого закона, который сегодня не только не нужен сельской кредитной кооперации, но и будет вреден, поскольку может разрушить столько лет создаваемую и эффективно сегодня действующую систему финансирования малого агробизнеса.

Источник: Сельский кредит, №6, 2003