Банковская система России в условиях мирового экономического кризиса.
В докладе рассмотрены вопросы, касающиеся анализа антикризисных мер регулирования денежно-кредитной политики, организации и регулирования национальной банковской системы России в условиях мирового экономического кризиса.
Доклад подготовлен в Центре финансово-банковских исследований Института экономики РАН (руководитель д.э.н В.К. Сенчагов).
В подготовке доклада принимали участие сотрудники сектора денежно-кредитной политики: д.э.н. С.А. Андрюшин, д.э.н. В.К. Бурлачков, к.и.н В.В. Кузнецова, д.э.н. О.Л. Рогова, д.э.н. А.О. Шабалин, к.э.н. Г.И. Белова.
Глобальный финансовый кризис, начавшийся в августе 2006 г. в США и плавно в течение 2007-2008 годов охвативший всю мировую экономику, показал противоречивость финансовых нововведений, впервые появившихся в 1970-х годах как механизмов, позволяющих преодолевать ограничения государственного регулирования рыночной экономики. В качестве одного из них следует назвать модификацию механизма мультипликации денег, который для валют, имеющих свободное хождение, стал носить международный характер. Второе явление связано с финансовыми производными инструментами, использование которых должно было обеспечивать как диверсификацию рисков, так и расширять возможности финансовых спекуляций. И третье - это появление новых кредитных институтов, прежде всего банковских холдинговых групп и транснациональных банков, одновременно действующих на нескольких сегментах финансового рынка.
В условиях полномасштабного экономического кризиса данные механизмы, первоначально способствовавшие существенному ускорению развития экономики, стали источником серьезнейших дисбалансов. Более того, неконтролируемый национальными центральными банками процесс мультипликация валют, имеющих свободное хождение, привел к стремительному росту заемных ресурсов. Сложилась парадоксальная ситуация, когда новые кредиты предоставлялись за счет ресурсов, полученных от размещения ценных бумаг, эмитированных под ранее выданные средства. Это создавало риск обесценения залога по первоначальному кредиту, в результате чего банк-кредитор попадал в ситуацию, когда был не в состоянии точно оценить качество собственного кредитного портфеля и риски, связанные с вероятным его обесценением.
Падение цен на реальные активы, служившие первичным залогом по банковским кредитам, стало "пусковым механизмом", приведшим в действие принцип домино: снижение цен на реальные активы, снижение качества первичного кредита, повышение доходности по ценным бумагам, обеспеченным банковскими активами, падение курсов деривативов, массовая распродажа деривативов, сокращение инвестиционных и торговых портфелей банков и рост убытков от инвестиций, еще большее снижение качества кредитных портфелей, необходимость для банков формировать дополнительные резервы под возможное обесценение кредитов, рост убытков или банкротство банков. Все вместе эти явления выразились в резком сжатии фондовых рынков и ограничении предложения новых кредитов.
Реальные объемы глобального рынка производных финансовых инструментов оценить достаточно сложно. Примерный его объем по незавершенным сделкам, по данным Банка международных расчетов (BIS) на июнь 2008 г., составлял 766,5 трлн долл. При этом более 89% (683,7 трлн долл.) всего объема сделок пришлось на внебиржевой рынок (в основном межбанковский) и 11% (фьючерсы - 28,6 трлн долл. и опционы - 54,2 трлн долл.) - на биржевые площадки . Внебиржевой рынок до сих пор никем в мире не регулируется, организаторы торгов на этом рынке не несут никакой ответственности, хотя по объему совершаемых сделок он превышает мировой ВВП более чем в 10 раз. Рынок производных инструментов во многом стал "пусковым механизмом" нынешнего глобального кризиса. Непрозрачная структура многих производных инструментов, целей их выпуска, преобладание спекулятивных сделок на внебиржевых площадках способствовали обострению системного риска как на мировых, так и национальных финансовых рынках, макроэкономической неустойчивости.
Банковские холдинговые группы (БХГ) и транснациональные банки (ТНБ), бывшие еще недавно катализаторами экономических реформ и экономического роста, стали источником нестабильности в развитии мирового финансового рынка. Так, недавние банкротства английского Northern Rock (сентябрь 2007 г.), Bear Steams (март 2008 г.), Merrill Lynch (в августе 2008 г. его в экстренном порядке приобрел Bank of America) и Lehman Brothers (в сентябре 2008 г.) стали причиной начавшейся c конца 2008 г. рецессии во всех без исключения национальных экономиках.
Постоянный рост трансграничных финансовых операций, периодическое появление на глобальном финансовом рынке новых финансовых институтов (хеджевых, паевых, пенсионных фондов и др.) и инструментов, прежде всего структурированных производных, привели к тому, что вопрос об экономическом кризисе и мерах по его преодолению перестал быть исключительно внутренним делом отдельных государств. Мировое сообщество признало, что необходимо определенное наднациональное регулирование финансовой, прежде всего банковской, деятельности. С другой стороны, конкретный механизм по преодолению экономического кризиса не может не опираться на особенности развития, исторический опыт и не учитывать текущее состояние национального финансового рынка, и в частности его банковской системы.
Стабильность национальной банковской системы, как свидетельствует банковская практика ведущих стран мировой экономики, зависит не столько от размера транснациональных операций ТНБ, сколько от функционирования кредитных организаций, деятельность которых основана на принципах взаимности и доверия. Речь в первую очередь идет о таких институтах гражданского общества, как строительные общества Великобритании и кредитные союзы США, народные банки и сельские кооперативы Франции, кредитные кооперативы и строительно-сберегательные ассоциации Германии, учреждения кредитной кооперации и почтово-сберегательные ассоциации Японии и аналогичные финансовые кооперативы в других странах. Данные кредитные организации имеют самое непосредственное отношение к реальной экономике и способны противостоять негативным проявлениям финансового кризиса.
В докладе на примере организации и регулирования банковских систем США, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Китая, построенных на принципах функционирования трехуровневой модели банковской системы , а также исторического опыта организации банковской системы Российской империи и России периода НЭПа, предложена новая модель организации и регулирования банковской системы для современной России. Данная модель может стать основой для выработки программы реформирования банковской системы России, которая начиная с 1990 г. развивается как двухуровневая структура. Это свидетельствует, по мнению авторов, о незавершенности ее институционального развития. Отсутствие в структуре банковской системы России выше указанных кредитных организаций приводит к таким негативным последствиям, как ограниченность ресурсной базы коммерческих банков и недоступность ряда финансовых услуг для многочисленных хозяйствующих субъектов.
В докладе будут рассмотрены следующие вопросы: а) современное состояние и проблемы развития банковского сектора России; б) анализ антикризисных мер регулирования денежно-кредитной политики России; в) денежно-кредитная политика Банка России в условиях экономического кризиса; г) кредитные институты гражданского общества как основа успешной реализации стратегической цели ДКП ведущих стран мировой экономики; д) опыт организации и развития кредитных институтов гражданского общества в России; е) организация и регулирование национальной банковской системы России в условиях экономического кризиса.
Доклад подготовлен в Центре финансово-банковских исследований Института экономики РАН (руководитель д.э.н В.К. Сенчагов). В подготовке доклада принимали участие сотрудники сектора денежно-кредитной политики: д.э.н. С.А. Андрюшин, д.э.н. В.К. Бурлачков, к.и.н В.В. Кузнецова, д.э.н. О.Л. Рогова, д.э.н. А.О. Шабалин, к.э.н. Г.И. Белова.