РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ.

С момента своего создания российские коммерческие банки ориентировались преимущественно на оказание услуг юридическим лицам, рассматривая их в качестве приоритетных клиентов. В настоящее время большинство юридических лиц уже охвачено банковскими услугами. Сейчас именно розничный рынок банковских услуг населению, по оценкам специалистов, обладает огромным потенциалом. Розничный рынок может дать значительные средства, которые могут служить источником для расширения ресурсной базы банков. Развитие потребительского и ипотечного кредитования позволит не только расширить активные операции банков, но и повысить уровень жизни населения, стимулировать развитие сопряженных отраслей экономики, что будет способствовать экономическому росту.

Таким образом, развитие рынка розничных банковских услуг имеет большое социально-экомическое значение для динамичного развития экономики страны.

 

На рынке банковских услуг,  как и на любом другом, их объем регулируется спросом и предложением на различные банковские продукты. Взаимодействие на рынке немыслимо как без самих кредитных организаций, так и главных покупателей их продуктов - индивидуальных потребителей, домохозяйств, организаций, крупных предприятий. Формирование системы взаимоотношений между индивидуальными потребителями и кредитно-финансовыми институтами таким образом, где индивидуум формирует свои потребности по мобилизации или приращению ресурсов, осуществлению расчетов, информационно-консультативному обслуживанию или хранению ценностей и заявляет о них банку, который, в свою очередь, предлагает клиенту продукт, разрабатывает оптимальный механизм его продажи, ориентированный на максимальное удовлетворение потребности клиента и обеспечение условия прибыльности деятельности банка. В результате такого взаимодействия и формируется розничный рынок банковских продуктов, который представляет собой услуги банка, полностью удовлетворяющие потребностям клиентской сети. Следовательно, именно наличие клиента предопределяет трансформацию операций банка в его услуги, а поэтому к классификации банковских услуг следует подходить с точки зрения потребностей банковских клиентов.
Разумеется, потребности, удовлетворению которых могут способствовать банковские услуги, весьма разнообразны. Это могут быть как производственные потребности (расширение производства на основе банковского кредита, обеспечение бесперебойного функционирования производства при помощи отлаженной системы расчетов с поставщиками и покупателями), так и личные, начиная от удовлетворения физиологических потребностей за счет доходов от активов, находящихся на депозитных счетах или в трастовом управлении банка, т.п.

Все названные потребности не могут быть удовлетворены непосредственно банковскими услугами. Они удовлетворяют не первичные производственные и личные потребности, а производные от них финансовые потребности. В условиях функционирования товарно-денежных отношений многие потребности трансформируются в необходимость увеличения настоящих или будущих доходов. Возникающие при этом финансовые потребности представляется возможным объединить в три большие группы:

  1. Потребности в финансировании, выражающиеся в необходимости привлечения дополнительных средств для финансирования текущего производственного и личного потребления;
  2. Потребности в инвестировании, выражающиеся в необходимости вложения имеющихся временно свободных средств с целью их приумножения в будущем;
  3. Потребности в рационализации оборота финансовых активов, Сражающиеся в необходимости обеспечения сохранности имеющихся средств, оптимизации их движения и использования.

Переориентация с проблем организации банковских операций внутри банка на проблемы организации продаж банковских продуктов  конкретному типу покупателей приводит к необходимости создания клиентоориентированных стратегий и структур. Области и направления применения инновационных процессов в российских банках чрезвычайно широки, они включают такие актуальные задачи, как:

  • централизация информационно-технологических процессов в банке,
  • сегментирование клиентов с целью определения целевых рынков услуг,
  • четкая стратегия развития филиальной сети, увязанная со стратегией развития ритейлового бизнеса,
  • стратегия информационно-аналитического обеспечения работы с клиентами так называемая система CRM-технологии, которая должна давать полное представление о клиенте банка с целью выявления особенностей его бизнеса и определения его потребностей в банковских продуктах и услугах,
  • стратегия ценообразования на банковские продукты и услуги,
  • инновационная стратегия, которая должна заключаться в предложении банком нового типа услуг.

Следует отметить, что до конца 2007 г., до усугубления ситуации на финансовом рынке, связанной с «ипотечным» кризисом в США и его разрастанием до мирового финансового кризиса, повлекшим все из него вытекающие негативные последствия, на российском рынке розничных банковских услуг наблюдался стабильный рост объемов поставляемых услуг и объемов их потребления. Для российского рынка розничных банковских услуг, как и рынка банковских услуг в целом, характерна неравномерность территориального развития. В России очень заметны региональные различия в состоянии экономики и банковского сектора. Наиболее развит рынок в Москве, где высокая степень предложения банковских услуг сопровождается хорошим качеством. Наблюдается тесная взаимосвязь между динамикой реальных доходов населения, объемами вкладов физических лиц, выданных потребительских кредитов и размещенных корпоративных ценных бумаг.

С 1998 г. наблюдается ежегодное стабильное увеличение денежных доходов населения и, следовательно, увеличение денежных средств, размещённых во вклады, в корпоративные ценные бумаги. Активное развитие потребительского кредитования, выброс на рынок огромного количества банковских продуктов, не требующих какого-либо обеспечения, доставляемые без предварительной проверки, позволили    сделать кредитование физических лиц самой доходной статьей коммерческих банков, в то же время, и достаточно рискованной. Развитие экономики и увеличение доходов населения положительно сказались на росте кредитного рынка. Это позволило расширить круг потенциальных заёмщиков как за счёт увеличения числа клиентов, которые могут обратиться за кредитом и в отношении которых будет вынесено положительное решение, так и в росте предложения платных услуг, которыми они могут воспользоваться. По данным исследований число таких потребителей за 2007 г. возросло более чем вдвое: с 13% до 28% от обшей численности населения.

В настоящее время число коммерческих банков, поддерживающих положительные темпы роста кредитного портфеля, продолжает сокращаться. Повсеместно имело место повышение процентных ставок, ужесточение требований к заемщикам, свертывание целых направлений кредитной деятельности (и в первую очередь на рынке розничных ссуд), сокращение сроков финансирования. В условиях, когда просроченная задолженность продолжает расти высокими темпами (в частности, критической можно считать ситуацию в сфере ипотечного кредитования), а объем возможных потерь не поддается адекватной оценке, только капитализированные банки, имеющие доступ к инструментам рефинансирования ЦБ РФ и межбанковским кредитам, готовы работать на удержание или увеличение своей рыночной доли.

В связи с этим становится объяснимым опережающий рост кредитных операций банков с государственным участием, использующим текущую ситуацию для пополнения собственной клиентской базы (так, за 4 квартал 2008 г. четыре крупнейших госбанка смогли увеличить портфель корпоративных ссуд на 13,2%, в то время как прирост по банковскому сектору в целом составил 4%). В дальнейшем, однако, при сохранении влияния негативных факторов даже для них нагрузка на капитал может оказаться чрезмерной.

По оценкам Агентства по страхованию вкладов, в 2009 г. темпы прироста рынка вкладов вероятнее всего будут находиться в интервале от 14 до 18%, что соответствует абсолютному приросту на 820-1 060 млрд. руб. Тем самым предполагается, что объем депозитов по итогам 2009 г. составит 6700-6950 млрд. руб. Вклады физических лиц в банках - участниках системы страхования кладов в I полугодии 2009 г. увеличились на 9,9% до 6 467,6 млрд руб., в том числе во II квартале — на 4,7%.

Помимо сезонного ускорения притока средств физических лиц в банки II Квартал 2009 г. характеризуется повышенной склонностью населения к накоплению. Так, доля денежных доходов населения, направляемых на сбережения, выросла с 8,7% в I квартале 2009 г. до 17,1% во II квартале 2009 г.

Причинами такого поведения являются финансовая стабилизация после осенне-зимней кризисной волны и, как следствие, реализация отложенного спроса потенциальных вкладчиков на финансовые услуги, а также рост процентных ставок по вкладам и желание части населения накопить дополнительные сбережения на случай непредвиденных обстоятельств.

Несмотря на то, что отток клиентских средств со счетов и депозитов был достаточно быстро остановлен, я считаю, стоимость их привлечения в настоящее время заметно превышает предкризисный уровень. Дальнейшее развитие событий может привести к серьезному разрыву между привлеченными и размещенными средствами, и, как следствие, привести к потере прибыли кредитных организаций. В условиях сохраняющихся рисков дальнейшей девальвации рубля, увеличение доли валютных пассивов (в структуре вкладов физических лиц на валютную составляющую приходится около трети от их общего объема) представляет серьезную угрозу финансовому положению кредитных организаций, которые лишены возможности уравновесить их сопоставимыми по доходности активами.

Проблема также заключается в том, что средства физических лиц, возвращение которых на банковские счета было обусловлено в первую очередь изменением условий компенсации по вкладам, вряд ли могут служить устойчивой базой для кредитных операций. Существенный их объем представлен короткими депозитами и вкладами, условия по которым допускают совершение расходных операций, что в ситуации возможных резких колебаний конъюнктуры валютного рынка не позволяет их рассматривать в качестве срочного ресурса.

Тенденции кредитно-депозитного рынка указывают на то, что уровни рентабельности, достигнутые банками в предшествующие годы, еще в течение длительного периода останутся недостижимыми. Сжатие чистых процентных доходов и рост расходов на формирование резервов по ссудам вряд ли будут компенсированы комиссионными доходами и поступлениями от операций в иностранной валюте. Даже по оптимистическим оценкам, в 2009 г. рентабельность банковских активов не сможет выйти за пределы 1% в годовом исчислении. В связи с этим, есть все основания прогнозировать серьезные сдвиги в институциональной структуре национального банковского сектора. Процессы консолидации и концентрации на рынке финансовых услуг могут достичь интенсивности, сопоставимой по степени с последствиями кризиса 1998 г., когда общее число действующих кредитных организаций сократилось более чем на 20%.

Такое движение к новой структуре рынка банковских услуг, в случае возникновения вышеперечисленных условий, будет обеспечиваться как сделками слияния и поглощения, так и перетоком клиентуры в устойчивые банки и ликвидацией проблемных кредитных организаций, что приведет к возможному структурному изменению финансовой системы экономики страны.

Источник: Социально-политические аспекты реформирования экономической системы современного общества. Материалы научно-практической конференции (30 октября 2009 г.).