Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Инвестиционные фонды представляют собой механизм, при помощи которого частные лица передают денежные средства или активы в руки профессиональных менеджеров для управления. Вложения инвесторов затем управляются как единым портфелем, в котором у каждого инвестора есть доля, пропорциональная его инвестиции. Инвесторы, приобретающие доли участия в инвестиционном фонде, являются его пайщиками. В основе взаимодействия пайщика, ПИФа и управляющей компании (УК) лежит договор доверительного управления. Согласно этому договору, одна сторона (учредитель управления) передает другому лицу (доверительному управляющему) в распоряжение имущество, принадлежащее учредителю управления на правах собственности. Будущие пайщики фонда передают управляющей компании имущество для включения его в состав паевого инвестиционного фонда с условием объединения этого имущества с имуществом остальных пайщиков. Имущество, составляющее ПИФ, является общим имуществом пайщиков и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре не допускаются. Это означает, что если пайщику принадлежит 1 пай из 1 000, а имущество ПИФа инвестировано, например, в 1000 акций какого-либо предприятия, это не означает, что пайщику принадлежит 1 акция этого предприятия. Управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам. Доход, который получает инвестиционный фонд, состоит из дивидендных и процентных выплат, а также и из прироста стоимости ценных бумаг, входящих в состав активов фонда. Правда, активы фонда могут, как вырасти в цене, так и упасть. Стоимость пая может как увеличиваться, так и уменьшаться. Доходность фонда в прошлом не гарантирует получения дохода будущем. Ни управляющая компания, ни государство не гарантируют доходности инвестирования в ПИФы. Пайщики же кредитного кооператива — члены кредитного потребительского кооператива. Их отношения с кредитным кооперативом не клиентские, а кооперативные, основанные на иных принципах и нормах, в частности, на принципах обязательственного права. Членами кредитных кооперативов могут быть только граждане, то есть физические лица. Кроме того, необходимо, чтобы все они были членами какого-то одного сообщества, знали бы друг друга достаточно хорошо, чтобы пользоваться взаимным доверием. Это последнее обстоятельство играет решающую роль в отношениях взаимной помощи, поскольку предполагают взаимную ответственность. ПИФ не несёт никакой ответственности за совершаемые им действия, т.е.в случаях неисполнения своих обязательств фактически ненаказуем. Пайщики кредитных кооперативов доверяют свои денежные средства кредитному кооперативу аналогично пайщикам ПИФа, но первые, в отличие от вторых получают гарантированный, а не мнимый, зависящий от различных экономических и финансовых обстоятельств, доход. Паевые инвестиционные фонды не обладают статусом юридического лица, они представляют собой имущественный комплекс. Напротив, кредитные потребительские кооперативы являются организацией с правами юридического лица. В паевых инвестиционных фондах лица, вложившие свои деньги, практически отстранены от управления ими. В кредитном потребительском кооперативе, напротив, такого отчуждения не происходит, управляют, сами пайщики объединенными деньгами, а не передают их в управление сторонней организации — банку или инвестиционной компании. Цель кредитных потребительских кооперативов, в отличие от целей участников паевых инвестиционных фондов, — не только сберечь свои денежные средства, но прежде всего помочь пайщикам в получении дешевого займа в основном на потребительские нужды. При этом не процент по сбережениям как таковой, а cooтношение между процентом по займам и процентом по сбережениям. Важнее не накопить, а сохранить средства и помочь друг другу. Поэтому в кредитном потребительском кооперативе иные риски, чем в паевом инвестиционном фонде, иные правила привлечения и возврата средств. В кооперативе важен принцип «общей связки» или, как говорили раньше, «общего котла», в то время как вкладчики паевых инвестиционных фондов зачастую не знают друг друга - им этого не требуется. В отличие от автономных некоммерческих организаций и фондов, не имеющих членства, в кредитном потребительском кооперативе граждан принцип членства играет ключевую роль: только членам кооператива дают займы, только их личные денежные средства помогает сберечь кооператив. Таким образом, вкладывая деньги и ПИФы, вы доверяете управление вашими средствами другим лицам за вознаграждение, которое составляет несколько процентов в год от вклада каждого пайщика. Доходность ПИФов не гарантируется. Высокая доходность в прошлом абсолютно не гарантирует высокую доходность в будущем. Вы можете выбрать подходящий для себя фонд, сейчас есть фонды на любой вкус и цвет, с разным уровнем доходности и риска, но в условиях нестабильности на мировых рынках и масштабного падения цен на акций, выбрать ПИФ с минимальным уровнем риска практически невозможно. Так, например, акции Сбербанка за период с июля августа 2000 г. по июль 2007 г. выросли почти в 8 раз, а за период финансового кризиса – обрушились в 3 раза. Поэтому, если вашей целью является максимальное приумножение денежных средств, то можете попробовать вложить свои деньги в ПИФы. А если вы ищете максимальное соотношение между доходностью и надёжностью, то для вас оптимальный выбор – кредитный кооператив. Источник: Кредитная кооперация Чувашии Кооператив или ПИФ. Выбираем лучшее.
В этом как раз и проявляется публичный характер деятельности паевых инвестиционных фондов в отличие от кредитных потребительских кооперативов, круг пайщиков которых ограничен количественно и качественно: люди должны знать друг друга и доверять друг другу.
Кризис отбил у россиян желание брать кредиты
Подавляющее большинство россиян не планируют брать кредит в ближайшее время, выяснили социологи. Граждане убеждены, что сейчас не самое лучшее время для этого. Между тем с весны количество таких пессимистов несколько уменьшилось.
Книга "Маркетинг в кредитных кооперативах. Том 1"
Выжить в условиях нарастающего кризиса Вам поможет опыт зарубежных и российских коллег.
Предлагаем к прочтению первый том методического пособия "Управление функциями маркетинга в КПК".
Кредитная кооперация Чувашии: кредитные кооперативы и союзы
Кооператив или ПИФ? Выбираем лучшее
- Автор: Сергей Емельянов