Экономия. Уменьшение налогооблагаемой базы может быть достигнуто за счет перевода бизнеса на основу коллективной (кооперативной) собственности в рамках строго определенной законом организационно-правовой формы — потребительского общества.
В любом хозяйственном процессе есть две стороны: собственники предприятия и наемные работники. Когда в результате их совместной деятельности возникает товар — продукт, произведенный на продажу, в их отношения неизбежно вмешивается государство. По факту продажи, или реализации, возникает доход экономического субъекта, с него и берет начало процесс исчисления налогов. Однако если продукт (хотя бы частично) производится для потребления внутри организации, то в ее пределах можно, не убирая из этой схемы денег, заменить продажу обменом. Тогда целый ряд налогов и обязательных платежей снимается автоматически вместе с исчезновением налогооблагаемой базы. Подобным образом можно строить жилье, распределять в розницу товары, закупленные оптом, предоставлять любые услуги, например питание, обучение и отдых сотрудников. Все это лишь отдельные примеры деятельности предприятий, которые способны существовать в рамках уникальной организационно-правовой формы под названием «потребительское общество» (ПО).
Потребительская кооперация в России зародилась еще в XIX веке, крупнейший союз потребительских обществ — «Центросоюз» был создан в 1888 году. Классики марксизма рассматривали коллективную (кооперативную) собственность как «переходную форму» от капитализма к социализму, поэтому в СССР существовать ей не запрещалось. Напротив, ее развитие подкреплялось специальными положениями, например особым планом бухгалтерских счетов. Государственная собственность была господствующей, и индустриализация шла полным ходом, но, например, в начале 40-х годов 80% текстиля и продуктов питания, продававшихся в Москве, было произведено потребительскими кооперативами. Перед началом реформ 80-х годов из 285-миллионного населения СССР 65 млн являлись пайщиками системы «Центросоюза».
Сейчас их число сократилось в несколько раз: по информации «Центросоюза», в России эта организация объединяет 12 млн человек из 3,4 тыс. потребительских обществ — в основном это традиционная сельскохозяйственная кооперация с общим оборотом 40-50 млрд. рублей. Но такие данные говорят больше о том, что новые организации, образованные в форме потребительских обществ, уже не группируются вокруг старого ядра. Кроме того, возможности кооперации оценивают заново и этот процесс только начинается. После естественного постсоветского перегиба в сторону тотальных рыночных отношений альтернативные экономические формы все еще вызывают недоверие. Однако их жизнеспособность давно проверена и подтверждена именно в развитых странах — около 60% активного населения Европы и Америки являются членами различных потребительских кооперативов.
Что говорит закон. Деятельность потребительских обществ регулируется Федеральным законом от 19 июня 1992 года № 30-85-1 ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Согласно его формулировке, «потребительское общество — это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов». Далее, «пайщик — гражданин и (или) юридическое лицо, внесший вступительный и паевой взносы, принятый в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющийся его членом».
Ключевой момент здесь заключается в определении целей общества. В соответствии с Гражданским кодексом все организации в России разделяются на две группы — коммерческие и некоммерческие. Первые создаются для получения прибыли, вторые — для достижения общественно полезных целей. В основе коммерческих организаций — ОАО, ЗАО, ООО и др. — лежит категория собственности, права совладельца строго пропорциональны его доле в уставном капитале. Некоммерческие — партнерства, благотворительные, религиозные — организацией предпринимательской деятельности не занимаются и прибыли не получают. Потребительское общество представляет собой синтез двух форм. Схема его работы основана на двух принципиальных положениях.
Первое: согласно статье 48 ГК РФ, участники потребительского кооператива приобретают обязательственное право по возврату своего взноса. Этот режим — возврата активов, внесенных в уставный капитал, или их стоимости — действует в коммерческих организациях. Напротив, взнос в некоммерческую организацию — это уже не ваше имущество, вернуть его нельзя.
Второе положение — возможность «новации», реструктуризации обязательств (ст. 414 ГК РФ), в данном случае обязательств потребительского общества как юридического лица. Его участник (пайщик) может, не выходя из общества, вернуть часть своего паевого взноса путем присвоения взносов других пайщиков, разумеется, равных в сумме по стоимости.
Потребительское общество имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, если эта деятельность соответствует целям, для достижения которых она создана. Как коммерческая организация ПО может нанимать работников, имеет право делить и распределять полученные доходы.
Специфические особенности ПО делают его более демократичным, чем коммерческая структура, разумеется, если во главу поставить принцип «удовлетворения потребностей». Например, если миноритарному акционеру легко потерять контроль над деятельностью АО, то пайщики ПО равноправны в строгом смысле, решения принимаются по принципу «один пайщик — один голос». Операции с уставным капиталом коммерческой структуры подлежат государственной регистрации, движения собственности пайщиков в пределах ПО неподконтрольны ни одному внешнему органу. Членами ПО могут быть как российские, так и иностранные юридические и физические лица без ограничений.
Высшим органом управления обществом является общее собрание членов-пайщиков. Подотчетные ему органы — совет общества во главе с председателем, правление и контрольно-ревизионная комиссия. Совет — главный орган управления потребительским обществом в периоды между общими собраниями пайщиков. К исключительной компетенции общего собрания относится, в частности, определение средств на содержание совета. Председатель, члены совета и ревизионной комиссии избираются из числа пайщиков, правление является исполнительным органом общества, его члены не обязаны являться пайщиками. В пункте 2 статьи 19 закона «О потребительской кооперации» сказано, что члены совета и председатель, как правило, исполняют свои функции на общественных началах. Закон не запрещает им исполнять какую-либо иную, оплачиваемую функцию в обществе, но таких членов совета должно быть менее половины от его численного состава.
Взносы и фонды. Законом устанавливаются понятия вступительного и паевого взносов, а также паевого, резервного и неделимого фондов. Вступительный взнос — денежная сумма, направленная на покрытие расходов, связанная с вступлением в потребительское общество, а паевой взнос — имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку.
Потребительское общество распределяет взносы пайщиков на различные цели по строго определенным фондам. Фонды могут быть разделены на собственные — их средства полностью принадлежат ПО как юридическому лицу — и несобственные, которые находятся в коллективной долевой собственности пайщиков.
К основным фондам общества относятся: паевой фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества; резервный фонд, который предназначен для покрытия убытков от чрезвычайных обстоятельств, порядок формирования и использования которого определяется уставом ПО; неделимый фонд — часть имущества потребительского общества, не подлежащая распределению между пайщиками, порядок формирования и использования которой определяется уставом ПО. Возможность формирования неделимого фонда существует только для потребительских кооперативов.
Кроме них могут, например, создаваться фонд финансовой взаимопомощи (формируется по желанию пайщиков и предназначен для того, чтобы организовать «кассу взаимопомощи») и фонд исполнения поручения пайщиков — это несобственный фонд ПО. Поскольку по закону общество может создавать и другие целевые фонды, то в его рамках можно разработать любую страховую, в частности пенсионную, систему, полностью подконтрольную пайщикам.
К вопросу о бухгалтерии: все членские взносы не подлежат налогообложению как средства, уплаченные участниками некоммерческой организации на ее содержание. Баланс ПО, которое не ведет коммерческую деятельность, состоит из 5-6 строчек, в основном из статьи «Целевые взносы» и «Расчеты с учредителями». Все коммерческие операции учитываются по общим правилам. В зависимости от того, насколько эффективно работает схема ПО для различных типов предприятий, сокращение налогооблагаемой базы составляет от 30 до 100%.
Примеры из жизни. До сих пор наиболее известным направлением является сельскохозяйственная кооперация — потребительское общество, которое организует прием у своих пайщиков излишков сельхозпродуктов и их реализацию заводу, торговой фирме или через свой собственный магазин в городе. Для этого ПО принимает в члены-пайщики потребителей и принимает от них денежные средства в специальный коллективный фонд. Из этого фонда производится закупка у оптовиков товаров и продуктов. При этом можно рассчитывать еще и на дополнительные скидки, поскольку товары закупаются оптом на большую сумму. Далее они выдаются (а не продаются) пайщикам, которые внесли денежные средства. Ни на одной стадии этой операции не берется наценка или любая другая плата с пайщика, товар выдается и учитывается только по покупным ценам. Логичным продолжением может стать создание розничных сетей в микрорайоне с приемом в пайщики всех его жителей — тогда рядовой гражданин будет получать скидки на товары ежедневного потребления именно там, где он обычно их покупает.
В действительности схема потребительского общества распространена гораздо шире и не только «по территориальному принципу». Например, с ней мы имеем дело, покупая клубную карточку в фитнес-центр и подобные спортивные или культурно-развлекательные комплексы. По похожему принципу работают некоторые торговые сети, например немецкая Metro AG. Вообще система дисконтных платежей существует практически во всех крупных торговых сетях, но в потребительском обществе дисконт достигается не за счет уменьшения доходов, а за счет экономии на налогах.
Другой пример: подготовительное отделение института на платной основе или дополнительные услуги по обучению в школах. Родители могут организовать ПО и вносить не плату, а взносы, снижая себестоимость обучения и предусматривая другие необходимые затраты.
В сфере производства использование схемы ПО особенно выгодно для холдингов. Например, комплекс предприятий — птицефабрика, комбикормовый завод, ТЭЦ, мельничный комбинат работают как отдельные юридические лица. Оформляя передачу продукции друг другу как реализацию, они платят налоги, которые потом включаются в цену конечного продукта. Если оформить эту группу как ПО, то каждое из них продолжает существовать в прежней юридической форме, но «внешний» оборот каждого уменьшается, следовательно, уменьшаются и налоги.
Отдельная тема — схемы, связанные с жильем. Во-первых, строительство жилья на основе образования кооператива строителей и будущих хозяев — в этом случае можно существенно сократить стоимость строительства. Во-вторых, модель потребительского общества позволит обойти многие проблемные вопросы реформы ЖКХ. Например, ни в одну другую форму нельзя объединить коллективного пользователя коммунальных услуг уже существующего дома, где есть и собственники, и съемщики неприватизированных квартир, и арендаторы помещений нижних этажей — юридические и физические лица. Поэтому от мирового опыта не уйти: потребители должны объединяться не только для того, чтобы легально снижать свои расходы, но и для того, чтобы экономические конструкции как в бизнесе, так и в повседневной жизни работали эффективно.
КОММЕНТАРИИ
Константин Дьяченко, председатель совета потребительского общества «ФОР», член совета Союза потребительских обществ Академии потребительской кооперации «ПРАГМА»:
— Уже более восьми лет специалисты нашего общества обслуживают коммерческие обороты коммерческих и некоммерческих организаций путем разработки и внедрения механизмов хозяйственных расчетов, основанных на потребительской кооперации. Приведем примеры этой деятельности. Несколько образовательных учреждений Москвы решили проблемы по легализации доходов от коммерческой деятельности, при этом снизив издержки на налогообложение на 100%; элитный спортивный клуб, имеющий оборот до $450 тыс. в месяц и при этом огромную налогооблагаемую базу, также снизил издержки и дополнительно получает до $120 тыс. в месяц, при этом достиг прозрачности в движении средств, упростил хозяйственную схему и схему управления, а также ликвидировал недостатки в вопросах защиты прав потребителя. Три достаточно крупных холдинга во Владимире, Владивостоке и Саратове решили не только вопросы экономии, но и более интересующие их вопросы сохранения имущества производственных комплексов, в том числе от нереальных аппетитов кредиторов, путем создания неделимого фонда. Эффективно работают торговые дисконтные системы в Москве и Подмосковье, Новосибирске и Хабаровске. Мы не рассматриваем указанные суммы как дополнительный «карманный» заработок предпринимателей, эти средства могут пойти на снижение цен для потребителя (на борьбу с ложными ценами), создание целевых общественных фондов, содействующих развитию самоуправления, которое в настоящее время пытается организовать государство. При внедрении вышеуказанных механизмов обязательно получаются дополнительные эффекты: отпадает необходимость лицензирования, использования кассовых аппаратов, легализуются доходы и обороты физических и юридических лиц.
Олег Шагов, председатель совета потребительского общества МСК «Север-Центр»:
— На основе правовой базы традиционной потребительской кооперации ПО МСК «Север-Центр» разрабатывает и внедряет правовые и финансовые механизмы, позволяющие превратить потребительское общество в более открытую и самодостаточную форму хозяйствования. С моей точки зрения, потребительское общество может применять как апробированные, так и вновь создаваемые механизмы, в ходе практической реализации этих механизмов могут возникать новые программы, основанные на совершенствующейся правовой базе. Например, сегодня специалистами нашего общества разрабатываются и внедряются схемы по реформе жилищно-коммунального хозяйства в Москве и Тульской области. А несколько организаций, занятых строительством жилья в Москве и Подмосковье, действуя в форме потребительского общества, снижают издержки до 90% от уровня прошлых лет и применяют ипотечные и накопительные схемы.
Кроме того, применение механизмов финансово-хозяйственной деятельности потребительской кооперации способно принести и такие эффекты, которые зачастую невозможно выразить в цифрах. Например, к ним относятся легализация оборотов имущества и денежных средств, повышение инвестиционной привлекательности объектов и предприятий, защита имущества (особенно производственных комплексов) от кредиторов и защита интересов трудовых коллективов и руководителей подведомственных организаций.