Развивать кооперацию в России

Анализируются состояние и перспективы развития кооперации в России. Особое внимание удепено сельскохозяйственным потребительским кооперативам, которые способствуют повышению конкурентоспособности мелких сельхозпроизводителей, росту их доходности за счет сокращения числа посредников-перекупщиков и повышения товарности производства, особенно хозяйств населения. Предложены направления подготовки кооперативных кадров, что будет содействовать выполнению Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы. Определены пути повышения эффективности кооперативного сектора экономики.

 

 

Восстановление отечественного аграрного сектора экономики требует особых рекомендаций, в том числе по созданию кооперативных форм хозяйствования и организацинно-экономическото механизма их функционирования. Все это определило тему настоящей работы. Ее цель заключаются в выявлении путей повышения эффективности работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и организаций потребительской кооперации России в сфере заготовки, переработки и сбыта сельскохозяйственной процукции.

В целях решения постатейной задачи рекомендуется:

  • осуществлять подготовку и переподготовку кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов в кооперативных, а также сельскохозяйственных высших и средних учебных заведениях;
  • региональным органам управления сельским хозяйством шире практиковать заключение хоздоговорных научно-исследовательских работ по кооперативной тематике с кооперативными, сельскохозяйственными вузами и научно-исследовательскими институтами;
  • разработать нормативные правовые акты по предоставлению малым формам хозяйствования АПК гарантий и поручительств за счет средств региональных гарантийных и залоговых фондов;
  • предоставить сельскохозяйственным потребительским кооперативам льготы по региональным и местным налогам;
  • применять упрощенный режим торговли в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих свою продукцию через потребкооперацию;потребкооперации совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов создавать сельскохозяйственные кооперативные рынки.

Научная новизна исследования заключается в системной постановке и структуризации проблемы повышения эффективности экономических взаимоотношений товаропроизводителей в сельскохозяйственных потребительских кооперативах в рыночных условиях, выявлении основных тенденций и закономерностей развития этих кооперативов, выработке предложений по повышению эффективности их работы.

В основополагающих документах, определяющих современную аграрную политику, — Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы» — определены место и роль сельскохозяйственной потребительской кооперации, ее форм в возрождении и дальнейшем развитии агропроизводства. Первые успехи на этом пути убедительно свидетельствуют о созидательном потенциале кооперативного движения.

По данным Росстата на 1 января 2008 г„ в стране насчитывалось 5,6 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе: кредитных — 1634, перерабатывающих — 880, заготовительных и снабженческо-сбытовых — 1974. Процесс их создания продолжается и в настоящее время. Для сравнения напомним, что на начало 1917 г. в России было 27 тыс. крестьянских кооперативов, но их становление заняло почти 15 лет (в 1902—1917 гг.). Современные кооперативы начали активно формироваться лишь в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Процесс активного создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов вызван переходом к рыночным отношениям, потребовавшим новых форм взаимоотношений в агропромышленном комплексе.

Преобладание в аграрной экономике мелких организационных структур значительно увеличивает неэквивалентность обмена между производителями сельскохозяйственной продукции и обслуживающей село сферой. В этих условиях возрастает потребность в формировании специальных институтов защиты крестьянских интересов, позволяющих обеспечить, с одной стороны, успешное ведение бизнеса, с другой — развитие институтов самоуправления аграриев. В наибольшей степени решению этих вопросов соответствует активное вхождение крестьян в сельскохозяйственные обслуживающие потребительские кооперативы, в которых развитие получает собственная инициатива сельхозтоваропроизводителей. В то же время объединение в кооператив, в отличие от иных организационно-правовых форм, не снижает значимости их самостоятельной экономической деятельности.

Как показывает практика, максимальная эффективность государственной поддержки обеспечивается в системе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, чьей деятельности в последние годы уделяется все большее внимание.

В рамках осуществления приоритетного национального проекта «Развитие АПК» Министерством сельского хозяйства Российской Федерации подготовлены и утверждены: Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и Концепция развития сельских кредитных кооперативов. Разработаны методики формирования и реализации региональных, а также муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организации бухгалтерского учета в сельских кредитных кооперативах, решения других вопросов по созданию и работе сельскохозяйственных' потребительских кооперативов.

В целях улучшения сбыта продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей с участием сельскохозяйственных потребительских кооперативов через сельскохозяйственные рынки принят Федеральный закон «Об организации деятельности розничных рынков», а также внесены изменения в статью 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому эти кооперативы при налогообложении приравниваются к сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Важной вехой в развитии отечественного сельского хозяйства явилось принятие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В целях его реализации Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы», в которой сохранены все мероприятия по поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также предусмотрено субсидирование кредитов, взятых на их обустройство.

За последние годы существенно возросла финансовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Так, за 2006—2007 гг. ОАО «Россельхозбанк», выступающий основным кредитором этих объединений, направил для помощи им 6 млрд руб., в том числе: кредитным кооперативам — 1352 млн, перерабатывающим, закупочно-сбытовым и обслуживающим — 3977 млн руб. Значительный вклад в финансовую поддержку сельскохозяйственных кооперативов внес Фонд развития сельской кредитной кооперации, который в 2007 г. предоставил кооперативам займы на сумму 375,7 млн руб., а всего с начала своей деятельности — 1670 млн руб.

За первые 9 месяцев 2008 г. портфель займов сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (СПК) превысил 8 млрд руб. Ежегодно растет сумма привлекаемых ими средств из внешних источников, что свидетельствует о повышении активности этих объединений. Следует отметить, что в целом в системе сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации наблюдаются не только увеличение числа кооперативов, но и качественные изменения: общий объем кредитов за последние 2 года вырос более чем в 3 раза, а собственный капитал за предыдущие 3 года — почти в 5 раз, составив около 2,3 млрд руб.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации продолжает формироваться система сельской кредитной кооперации, как финансовая структура и инфраструктура поддержки крестьян, укрепляется взаимодействие между ее элементами. Так,, в конце 2008 г. в 78 регионах функционировали сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, в 37 — созданы двухуровневые системы сельской кредитной кооперации (кооперативы 1-го уровня объединены в региональный кооператив 2-го уровня). Процесс формирования двухуровневых систем в субъектах Федерации продолжается. На национальном уровне действует Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив (МСКПК) «Народный кредит», в который входят 4 ассоциированных члена и 17 кооперативов 2-го уровня из Волгоградской Саратовской, Астраханской, Пермской, Томской, Оренбургской, Ярославской, Вологодской, Ивановской областей, республик Чувашия, Удмуртия, Карелия, Калмыкия, Марий Эл, Адыгея, Краснодарского, Ставропольского краев, объединяющие 279 кооперативов 1-го уровня. В задачи МСКПК входит привлечение финансовых ресурсов, перераспределение свободных средств фонда финансовой взаимопомощи региональных кредитных кооперативов, снижение финансовых рисков деятельности региональных систем сельской кредитной кооперации. Несмотря на короткий период своего функционирования (кооператив зарегистрирован 27 октября 2004 г.), МСКПК достигнуты значительные успехи. Если на 1 января 2006 г. портфель займов составлял немногим более 8 млн руб., то на ту же дату 2008 г. достигал уже 89,3 млн руб.
Наиболее развитая региональная система кооперативов сформировалась в Волгоградской области. Так, областной сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Содружество (2-й уровень) объединяет 53 кооператива 1-го уровня, которые имеют 234 представительства в селах и хуторах региона (охватывают свыше 50% от общего числа сельских населенных пунктов). Всего же система сельскохозяйственной потребительской кооперации Волгоградской области насчитывает более 58 тыс. членов. На 1 сентября 2008 г. портфель кредитных кооперативов региона составлял 1,33 млрд руб., и в каждом из них сформированы страховой, резервный и целевой фщды (соответственно 23,5 млн, 25,5 млн и 55,8 млн руб.). Эти фонды придают системе кредитной кооперации определенную финансовую устойчивость.

Успешно развивается двухуровневая система сельской кредитной кооперации в Чувашской Республике. Так, функционирует Республиканский сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Согласие», который является кооперативом 2-го уровня и объединяет 42 кооператива 1-го уровня, насчитывающих 592 члена. На 1 июля 2008 г. активы этой региональной системы составляли 487 млн руб., портфель займов — 425 млн руб., создан страховой фонд в размере 60 млн руб.

При позитивных тенденциях в развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов следует отметить, что сдерживающими факторами более эффективной их деятельности являются:

  • низкая доля действующих кооперативов в общем количестве зарегистрированных, значительная часть которых числится формально, пока еще низка их кредитоспособность, особенно вновь созданных;
  • несформированность или недостаточность залоговой базы;
  • отсутствие в большинстве регионов гарантийных и залоговых (имущественных) фондов, что затрудняет получение кооперативами гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в обеспечение кредитов на условиях, приемлемых для банка и его клиентов.

Существенное число сельскохозяйственных кредитных кооперативов еще не полностью удовлетворяет потребности своих членов в заемных средствах, необходимых для развития производства. Спрос мелких сельхозпроизводителей на ссуды обеспечивается менее чем на 15%. Необходимо увеличивать фонд финансовой взаимопомощи СПК, основными источниками которого, кроме собственного капитала, должны стать займы членов кооператива, в том числе ассоциированных, ссуды банков и других кредитных организаций.

В перспективе же кредитным кооперативам необходимо укреплять взаимодействие не только с региональными финансовыми рынками, но и постепенно выходить на федеральный и международный уровни.

В рамках сельскохозяйственной кредитной кооперации важно разрабатывать и осваивать новые финансовые продукты, выдавать стартовые займы на развитие новых кооперативов, шире применять механизм кредитования успешно работающих. Кооперативам требуется предоставить возможность получать ссуды и поддерживать их ликвидность. Система сельскохозяйственной кредитной кооперации позволяет размещать временно свободные средства, превышающие 50% фонда финансовой взаимопомощи, в кредитных кооперативах последующих уровней, и этот финансовый продукт должен находить все большее распространение.

Решение вопросов финансового обеспечения кооперативов напрямую связано с созданием системы гарантий и страхования. Гарантийные структуры являются важным элементом финансового сектора, дающего ему возможность выполнять свои функции, снижающие финансовые риски. Среди главных задач этих структур — защита кооперативов, испытывающих экономические трудности, от банкротства, обеспечение гарантии (защиты) сбережений их членов, а также средств рефинансирования.

Особое внимание следует уделить формированию гарантийного фонда на принципах софинансирования кредитными кооперативами, региональными и федеральным бюджетами, что существенно увеличит его размер, Такой фонд позволяет в значительной мере решить острейшую проблему обеспечения возврата кредитов, взятых кооперативами в коммерческих банках и других финансовых организациях, завоевать доверие членов этих объединений, а следовательно, привлечь дополнительные ресурсы в систему кредитной кооперации и придать ей определенную устойчивость.

В настоящее время особую актуальность приобрели вопросы организации сбыта и кооперативной переработки агропродукции. В этой сфере деятельности весомое место должны занять перерабатывающие, торгово-закупочные, снабженческие и обслуживающие сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Рациональная организация их работы даст возможность сельхозтоваропроизюдителям выступать на рынке сельскохозяйственной продукции крупными поставщиками, обходиться без услуг многочисленных посредников-перекугациков, снизить реализационные затраты и повысить доходность.

За 2007 г. 880 сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих кооперативов закупили для переработки: зерна — 21,7 тыс. т на сумму 46,3 млн руб., картофеля — 932,6 т на 5323,9 тыс. руб., скота и птицы в живой массе — 3939 т на 6,8 млн руб., молока — 67,9 тыс. тна 908,3 млн руб. Ими отгружено продукции собственного производства на 1351,5 млн руб., в частности мяса, включая субпродукты, — 2805 т, колбасных изделий — 1668,4 т, консервов плодоовощных — 1263,9 тыс. усл. банок, муки — 5974,3 т, комбикормов — 19583,7 т.

По состоянию на 1 января 2008 г. в системе Центросоюза в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» в 25 регионах созданы 116 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В 2007 г. ими было закуплено сельскохозяйственной продукции на 339,5 млн руб., в том числе мдса — 1873 т, молока — 17,2 тыс. т, картофеля — 3,6 тыс. т и произведено промышленной продукции на 200 млн руб. На 1 января 2008 г. сбытовыми кооперативами продано сельскохозяйственной продукции на сумму 2603,5 млн руб., в том числе зерна — 106,1 тыс. т на 508,5 млн руб„ семян подсолнечника — 28,1 тыс. т на 376,9 млн, скота и птицы в живой массе — 5373,8 т на 258,3 млн, молока сырого — 116,7 хыс. т на 852,4 млн руб. Снабженческими кооперативами поставлены сельхозпроизводителям всех видов товары на сумму 933,1 млн руб., в том числе минеральных удобрений — 11,3 тыс. т на 130,2 млн, семян — 10,8 тыс. на 95,8 млн, комбикормов — 5,9 тыс. на 19,8 млн, дизельного топлива — 21,1 тыс. т на 307,8 млн руб.

Следует отметить, что из числа зарегистрированных перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов функционируют чуть более половины. Основной причиной, сдерживающей налаживание деятельности кооперативов, является недостаток денежных средств на формирование материально-ресурсной базы, включающей помещения и оборудование для переработки сельхозпродукции. В связи с этим возрастает необходимость в предоставлении инвестиционных займов для членов кооперативов.

Одно из перспективных направлений активизации работы торгово-закупочных и обслуживающих кооперативов — увеличение числа членов, более широкое включение в их состав сельскохозяйственных организаций наряду с фажданами, ведущими подворное хозяйство, и представителями крестьянских (фермерских) хозяйств. Вновь создаваемые кооперативы по технической оснащенности и объемам работы должны конкурировать с предприятиями холдингового типа, в противном случае их ждет банкротство.

Необходимо шире практиковать формирование сельскохозяйственных кооперативов по переработке агропродукции на базе уже действующих перерабатывающих предприятий, созданных в форме хозяйственных обществ или товариществ. Такие организации не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, однако законодательство позволяет им вступать в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, что дает льготы по налогам, поскольку подобные объединения приравнены в части налогообложения к сельхозтоваропроизводителям, а также имеют доступ к кредитам, как сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Члены кооператива, пользуясь его услугами, обеспечивают ему устойчивую клиентскую базу. Такой вариант пока не получил широкого распространения из-за низкой информированности о его преимуществах и отсутствия четкого механизма формирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов на базе действующих агросервисных предприятий и организаций, в том числе хозяйствующих субъектов системы потребительской кооперации.

Недостаточно пока предусмотренных законом универсальных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предоставляющих своим членам комплекс услуг, включая кредитование, закупки агропродукции, ее сбыт и др. Для них характерна высокая экономическая устойчивость и привлекательность для своих членов. Создание универсальных кооперативов позволит облегчить подбор руководителей вследствие сокращения их численности. При этом сохранятся преимущества специализации по видам кооперативной деятельности, так как универсальный кооператив, занимающийся, например, кредитованием, может вступить в кредитный кооператив 2-го уровня, сбытом — в сбытовой кооператив 2-го уровня и т. д.

Формирование универсальных кооперативов особенно актуально в тех сельских поселениях, где прекратили деятельность сельскохозяйственные организации, выполняющие градообразующие функции. Чтобы оказывать разнообразные услуги сельскому населению и сельскохозяйственным предпринимателям, следует создавать подобного рода кооперативы при муниципалитетах и с их участием в качестве ассоциированных членов.

Перед сельскохозяйственными потребительскими кооперативами всех видов, как и перед сельскохозяйственными товаропроизводителями остро стоят проблемы реализации продукции. В этих условиях целесообразно использовать накопившийся опыт заготовительных предприятий и организаций системы потребительской кооперации России. Одновременно особого внимания заслуживает организация сельскохозяйственных кооперативных рынков. Планами предусмотрено формирование в Российской Федерации 59 таких рынков, а создано пока 8. Основные трудности связаны с оформлением землеотводов, разрешительной документации, предоставлением за счет региональных бюджетов средств для строительства подъездных путей и инженерных коммуникаций.

Следует изменить подход к налогообложению прибыли кооперативов, чтобы по аналогии с кооперативами, например, США, налог взимался с остающейся в них прибыли после распределения между членами. В настоящее время этот налог выплачивается дважды: с кооператива и с его участников. В этой связи важно предусмотреть в Налоговом кодексе Российской Федерации налоговые каникулы для вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

По-прежнему остается не решенной проблема подбора и подготовки кадров для сельскохозяйственных кооперативов, в первую очередь для работы в качестве инструкторов по организации этих объединений и исполнительных директоров.

Полагаем целесообразным осуществить ряд мероприятий по обучению кооперативных кадров в рамках Госпрограммы в кооперативных вузах системы потребительской кооперации России, создать специальный учебный центр, обеспечив его финансирование за счет государственного бюджета. Одновременно важно активнее включать кооперативные дисциплины в программы по подготовке специалистов сельского хозяйства в высших и средних учебных заведениях. Органам управления АПК страны и регионов следует заключить соглашения с кооперативными вузами по обучению кооперативных кадров на договорной основе. Не решив эту проблему, эффективного развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации не добиться.

Заслуживает внимания опыт организации подготовки кадров для кредитной кооперации в Волгоградской области, где на базе Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии в 2001 г. была открыта кафедра «Сельская кредитная кооперация», а на экономическом факультете введена специализация по кредитной кооперации. Обучение ведется в тесном контакте с областным сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативом «Содружество», на базе которого создана «кафедра на производстве».

Включение кооперативных вузов в подготовку кооперативных кадров для сельского хозяйства позволит более эффективно и в кратчайшие сроки формировать резерв специалистов, владеющих теорией и практикой кооперации, знающих кооперативные основы, принципы и способных пропагандировать идеи кооперации среди населения. Незнание же кооперативных принципов или их игнорирование ведет к ошибкам при создании кооперативов и организации их работы, дискредитации кооперативного движения, как это уже не раз было в истории России.

Суть работы любого кооператива состоит в соблюдении кооперативных принципов: его член не вправе ограничиваться только внесением доли, он должен пользоваться услугами кооператива, быть его клиентом. Кооператив - это организация, отличие которой от других заключается в первую очередь в том, что она оказывает услуги преимущественно своим членам.

Высокой эффективности снабженческо-сбытовой деятельности в аграрном секторе можно достигнуть при более тесном сотрудничестве сельхозпроизводителей с заготовительными предприятиями и организациями потребительской кооперации. Укрепление сотрудничества в сфере продовольственного обеспечения между органами управления АПК и системой потребительской кооперации России позволит более полно и с меньшими потерями выполнить задачи, поставленные перед сельским хозяйством страны в послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 4 ноября 2008 г.

Литература:

  1. Гордеев А. В. Итоги реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006—2007 годах и направления работы на долгосрочную перспективу // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 2.
  2. Ткач А. В., Романова Ю. А. Основные направления участия потребительской кооперации в реализации национальных проектов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №11.
  3. Плиева Н. М. Потребительская кооперация в продовольственном обеспечении Ингушетии. Назрань, 2006.
  4. Лукьянов В. И. Оценка устойчивого экономического экономического развития организаций потребительской кооперации Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №11.
  5. Кооперация России — социально ориентированный сектор экономики страны. Материалы Всероссийской конференции. 11 декабря 2006. Российский университет кооперации. М., 2006.

Рассказов Александр Николаевич, кандидат экономических наук, заместитель директора Департамента сельского развития и социальной политики Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Экономика сельского хозяйства России, №2, 2009.