Реформирование экономики России, началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность производства, неконкурентоспособная продукция, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, неразвитая инфраструктура, негативные последствия либерализации цен, кризис сбыта и потеря управляемости экономики - это только некоторые из причин, обостривших проблему платежеспособности предприятий и организаций и поставивших на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства хозяйствующих субъектов.

Усилия органов государственной власти в ходе экономических реформ были направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической политики. Проведена либерализация национальной экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, подавлены высокие темпы инфляции, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование привлеченными средствами, улучшается инвестиционный климат.

Однако в целом создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления кризиса. В полной мере это относится и к потребительской кооперации.
На экономическое положение организаций потребительской кооперации наряду с общими причинами кризиса оказали негативное влияние и присущие только системе потребительской -кооперации специфические причины. В их числе: игнорирование или искажение кооперативных ценностей, отсутствие внимания к социальным аспектам управления со стороны государства, снижение уровня удовлетворения потребностей и интересов пайщиков внутри системы, деформация отношений кооперативной собственности. Это привело к тому, что большинство кооперативных организаций России из категории прибыльных и эффективных хозяйствующих субъектов экономики перешли в-категорию убыточных и кризисных.

Уместно заметить, что одной из причин развития кризисных явлений в системе потребительской кооперации явилась децентрализация управления, обусловленная реализацией закона РФ «О потребительской кооперации», что привело в итоге к ослаблению управляемости, разрыву сложившихся хозяйственных связей, совпавших по времени с периодом резкого обострения социальных проблем пайщиков и работников кооперативных организаций. Кроме того, система не избежала злоупотреблений, связанных со специфическими изменениями отношений собственности в потребительской кооперации, так как, согласно Закону от 1992 года, не только пайщики, но и работники системы наделялись правом выдела части кооперативного имущества.

Одним из неоднозначных результатов экономических реформ в современной России ставшим, по нашему мнению, основной причиной негативных процессов в экономике, является значительное снижение финансового обеспечения мер социально-экономической политики. Дефицит денежных средств резко ограничил возможности государства в проведении активных социальных преобразований, в силу чего в сложном экономическом положении оказались все без исключения социальные отрасли: наука, образование, соцобеспечение, и т.п. В данных условиях чрезвычайно актуальной становится проблема дополнительного привлечения внебюджетных средств для решения важнейших социально-экономических задач современной России.

Общественным институтом, способным справиться с решением такого рода проблем, привлечь дополнительные ассигнования в отрасли социальной сферы, содействовать распределению финансовых и других ресурсов национальной экономики, являются некоммерческие организации, В связи с этим исследование проблем экономики и регулирования некоммерческих организаций становится важным с позиций обеспечения социальной защиты населения, сохранения накопленного научного и образовательного потенциала России, борьбы с бедностью и бездуховностью.

Особенности некоммерческого хозяйствования, которые выделяют некоммерческий сектор экономики за рамки рыночного сектора, заключаются в следующем:

  • в ориентации некоммерческих организаций на решение каких-либо социальных задач, а не на получение прибыли от деятельности;
  • в сочетании экономической эффективности хозяйствования с социальной эффективностью деятельности для достижения провозглашенных целей.

Перечисленные особенности некоммерческого хозяйствования позволяют третьему сектору во многих случаях преодолевать цикличность рыночного развития эффективнее, чем другим секторам экономики, эффективнее, чем государству реализовать услуги коллективного пользования. Преимущества некоммерческого хозяйствования в третьем секторе экономики состоят в следующем:

  • в децентрализации управления;
  • в более быстрой диверсификации услуг;
  • в смешанном финансировании;
  • в возможности широкого использования добровольного труда.

На организационно-правовом уровне государство определило формы функционирования учреждений и организаций некоммерческого сектора экономики. Согласно ГК РФ, к таким формам относятся и потребительские кооперативы. Они осуществляют организацию производства общественных благ, продукции и услуг, которые рыночная система экономики или государство в силу высоких трансакционных издержек не намерены производить на данном этапе развития гражданского общества и национальной экономики. Участие в деятельности кооперативных организаций при минимальном предпринимательском риске способствует росту экономической активности населения, получению им возможностей и стимулов для личной инициативы, исключает криминальные проявления, связанные с различными формами теневой экономики. Таким образом, потребительская кооперация не подменяет, а дополняет роль государства в решении социальных проблем общества.

Сложность реформирования российской потребительской кооперации заключаюсь в масштабе преобразований, которые нужно было провести при переходе экономики России крыночной системе хозяйствования.

Процессы реформирования происходили путем изменения законодательной и нормативной базы потребительской кооперации. Они затрагивали все стороны ее деятельности — отношения собственности, экономические отношения между пайщиками и потребительскими обществами, структуру хозяйствования, структуру управления и контроля. Это в конечном итоге сказалось на экономических и финансовых показателях потребительской кооперации и ее месте в со временной экономике России.

Знание реальных процессов, происходящих в современной российской потребительской кооперации за годы реформ, позволит достоверно оценить ее современное экономическое положение.

На момент появления нового государства - Российской Федерации — потребительские кооперативы, как правовая форма хозяйствования, в стране отсутствовала. Причины этого парадоксального явления кроются в изменениях правового статуса кооперации СССР за последние годы его существования. Рассматривая последние годы перед развалом государственного и экономического устройства СССР, можно сделать вывод, что руководство страны, понимая всю сложность политического и экономического кризиса, не имея возможности изменить экономическую систему в целом, пыталось внести некоторые элементы рыночной системы в существующую экономику, оставляя без изменения ее основные принципы.

Для реализации этого руководство СССР приняло ряд нормативных документов о создании кооперативов в различных отраслях народного хозяйства.

Отсутствие реального экономического результата от деятельности вновь образованных кооперативов стало основанием для вывода о неэффективности кооперативного способа хозяйствования.

Поэтому закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» исключил из правовых форм системы национального хозяйствования не только вновь созданные кооперативы, не имеющие практического влияния на экономику государства, по и потребительскую кооперацию с ее мощным накопленным потенциалом и значительным социально-экономическим вкладом в народное хозяйство страны.

Это привело к тому, что кооперативные организации стали преобразовываться в акционерные общества, причем особенностью приватизации собственности в потребительской кооперации явилось отсутствие,четкой правовой основы.

Реформирование отношений собственности в потребительской кооперации прекратилось с выходом Закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации» №3085-1 от 19,06,1992 года. Благодаря ему зарегистрированные хозяйственные общества стали преобразовываться в потребительские, вновь восстанавливая в правах пайщиков.

Далее статус предприятий потребительской кооперации как некоммерческих организаций был закреплен в Гражданском Кодексе РФ.
После подписания в 1994 году соглашения о взаимоотношениях Правительства РФ с Центросоюзом РФ, в 1996 году аналогичные совместные документы были приняты администрациями регионов и областными (республиканскими) союзами потребительских обществ.

Наибольшей глубины кризис потребительская кооперация переживала в 19961997 годах, поэтому в ходе реализации Указа Президента РФ от 31,05.96 г. № 795 «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами» в системе кооперативных организаций была проведена работа среди пайщиков с целью выявления причин сокращения их численности по сравнению с 1990 годом, восстановления нарушенных прав, привлечения новых членов.

В результате целенаправленной работы Центросоюза с Правительством РФ, с администрациями краев и областей, потребсоюзами и обществами, для потребительской кооперации были решены многие вопросы по оказанию ей поддержки на федеральном и региональном уровнях.

Наиболее значимыми для потребительской кооперации льготами являлись:

  • включение фонда развития потребительской кооперации в себестоимость продукции (работ, услуг);
  • рассрочка на 10 лет погашения централизованных кредитов, полученных в 1992-1994 гг., и процентов по ним;
  • установление повышенного (в сравнении с коммерческими организациями) предельного размера расчетов наличными деньгами при закупке сельхозпродуктов и сырья;
  • разрешение привлекать заемные средства населения с отнесением выплачиваемых по ним процеЕггов на издержки обращения и производства;
  • разрешение включать в издержки обращения отчисления в фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Центросоюза РФ;
  • освобождение от налогообложения прибыли предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера;
  • освобождение от взимания налога на добавленную стоимость и налога на прибыль при безвозмездной передаче основных фондов и иного имущества организаций, предприятий и учреждений внутри системы потребительской кооперации,

В то же время, руководители некоторых кооперативных организаций недостаточно активно и настойчиво решали с главами местных администраций вопросы получения льгот, снижения ставок местных налогов или отмены их уплаты. Кроме того, зачастую руководство этих потребсоюзов, не желая обострять отношения с местными властями (действия которых можно было бы оспорить в судебном порядке), не проявляли достаточной настойчивости и активности в отмене принятых администрациями решений, касающихся незаконного регулирования органами исполнительной власти цен на товары путем введения торговых надбавок и других механизмов регулирования.

В 1996 г. Центросоюз РФ совместно с главным правовым управлением Президента РФ, Государственной думой, завершил подготовку Федерального закона о внесении дополнений и изменений в Закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации" разработку примерных Уставов потребительских обществ и союзов.

Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 11.07.1997 года №97-ФЗ, от 21.03.2002 года №ЗЬФЗ, от 28,04.2002 года №54-ФЗ привел основные принципы функционирования Организаций потребительской кооперации и их союзов в соответствие с принципами рыночной экономики, огкрыв тем самым новые возможности для развития потребительской кооперации в России. В соответствии с этим законом, высший орган потребительских обществ - общее собрание пайщиков. В период между общими собраниями управление союзом и (или) потребительским обществом осуществляет совет, выступающий, как отмечено выше, представительным органом, а исполнительным органом власти в союзе и в потребительском обществе является правление союза или потребительского общества. С этих позиций, советы можно рассматривать как органы общественного самоуправления пайщиков, а правления - органами профессионального менеджмента. Контроль за соблюдением уставов союза или потребительского общества, их хозяйственной, финансовой и иной деятельностью согласно статей закона осуществляет ревизионная комиссия, соответственно - союза или общества.

Закон направлен на возвращение российской потребительской кооперации в мировое кооперативное сообщество в качестве равноправного партнера, признающего и выполняющего принятые в нем кооперативные принципы.

Закон определил потребительскую кооперацию как систему, состоящую из потребительских обществ и их союзов, причем, на наш взгляд, существование потребительских обществ не раздельное, а в единой системе. Объединение потребительских обществ в союзы представляется одним из существенных конкурентных преимуществ, позволивших потребительской кооперации выжить в сложных условиях разбалансированной российской экономики. Потребительские общества образуют потребительские союзы на уровне районов, областей, краев, республик и Центросоюза, Отношения между членами союза строятся на основе принципа равноправия, на основан ни Закона и Уставов потребительских обществ, союза и Центросоюза, при этом выстраивается, согласно Закону, определенная властная вертикаль, предоставляя союзам контрольные и распорядительные функции, в числе которых; возможность отстранения выборных должностных лиц в потребительских обществах, реформирование организационной структуры системы, например, в направлении оптимизации количества уровней управления.

Контрольные и рас поря дительные функции органов управления союзов по отношению к организациям потребительской кооперации означают следующее:

-    контрольные функции - проведение проверок с целью соблюдения прав пайщиков, Закона о потребительской кооперации, уставов обществ и союзов, хозяйственно-финансовой деятельности кооперативных организаций;
-    распорядительные функции — принятие органами управления союза решений, обязательных для потребительских обществ и их союзов, так. как любое управление подразумевает соблюдение принципа обязательности управленческих решении.

Следует учитывать, что регулирование экономики, в том числе государственное, может выступать в трех основных формах: директивное планирование, индикативное регулирование и рыночное саморегулирование. Причем, на наш взгляд, в реальной экономике, реализуется сочетание всех трех форм в определенных соотношениях. Применительно к потребительской кооперации регулирование ее экономики осуществляется Центросоюзом в основном через индикативную форму - разработку программ развития и концепций, однако наличие права на контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, так и союзов потребительских обществ означает использование формы директивного планирования.

С этих позиций под антикризисным регулированием в потребительской кооперации следует понимать систему, определяющую отношения между кооперативными организациями, объединенными в систему Центросоюза Российской Федерации, направленную на реализацию антикризисных процедур и мероприятий по прогнозированию кризисных ситуаций, выводу хозяйствующих субъектов из кризисного состояния, на их финансовое оздоровление или контролируемую ликвидацию при необходимости.

Система антикризисного регулирования в потребительской кооперации должна действовать, не выходя за рамки системы государственного антикризисного регулирования, использовать в целях финансового оздоровления кризисных кооперативных организаций положительные стороны законодательства и, по возможности, избегать разрушительных последствий воздействия системы государственного антикризисного регулирования на систему Центросоюза РФ.

Антикризисное управление в потребительской кооперации — это система управления, с участием органов общественного самоуправления,, пайщиков и работников, направленная на вывод конкретной кооперативной, организации из кризисного состояния, обеспечение экономической стабильности и последующего роста. Антикризисное управление при этом включает комплекс организационных и экономических мер в области маркетинга, ценообразования, учета, управления рисками, социальной политики, поиска наиболее рациональных форм и методов хозяйствования. Кроме того, к антикризисному управлению следует отнести действия представителя кооперативной организации-должника в рамках процедур арбитражного управления должником после инициирования банкротства, направленные на социальную защиту работников ликвидируемой организации и сохранение кооперативной собственности.

Необходимость включения комплекса радикальных правовых организационных и экономических мер в антикризисное управление хозяйствующими субъектами потребительской кооперации подчеркивается в Концепции развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года.

На наш взгляд, основной отличительной особенностью антикризисного регулирования и управления в потребительской кооперации России является формирование эффективного собственника внутри системы и сохранение целостности имущественного комплекса, а не замена неэффективного собственника на эффективного через передачу собственности за пределы системы потребительской кооперации путем банкротства хозяйствующих субъектов.

В связи с этим возрастает необходимость разработки и реализации единой стратегии финансового оздоровления, использования приемов антикризисного регулирования и управления имеющей стратегическое значение для сохранения целостности системы». По нашему мнению это возможно в рамках системы предупреждения банкротства кооперативных организаций.

Вместе с тем, считаем необходимым подчеркнуть целесообразность дифференцированного подхода к выбору и реализации антикризисных стратегий, обеспечению ликвидации внутренних причин банкротства за счет снижения издержек производства и обращения, выполнения планов финансового оздоровления, прогнозирования финансового состояния и возможного банкротства.

Основные цели кооперативной организации в условиях кризиса могу г быть построены на следующих принципах:

  • сохранения кооперативной собственности;
  • взаимной выгоды для организации, потребителей услуг и кредиторов;
  • выгоды организации и пайщиков;
  • привлечение к управлению пайщиков и всего персонала;
  • получение оптимальной суммы прибыли от хозяйственной деятельности.

Цели организаций могут быть дифференцированы на конечные и промежуточные, что дает возможность выделения приоритетов в развитии.

Основные цели и направления деятельности кооперативной организации формулируются обычно в виде деловых установок и принципов, периодических заявлений руководства, долгосрочных программ и текущих планов.

Цели организации формируются теми, кто распоряжается ее ресурсами в определенном соответствии с системой ценностей собственников этих ресурсов (пайщиков), поэтому система ценностей руководителей исполнительных органов существенно влияют на структуру целей, особенно, если это касается кооперативной организации в период кризиса.

В условиях антикризисного управления кооперативной организацией совершенствование сложившихся организационных структур может и должно осуществляться в рамках реализации принципов оптимального соотношения централизации и децентрализации управления, всемерного упрощения системы управления, обеспечения гибкости и обоснованности в принятии управленческих решений. Необходимо создание оргструктуры, которая бы объединила всю управленческую цепочку or Центросоюза до низовой кооперативной организации, и при этом сохранила функции эффективного контроля.

На наш взгляд, оптимальные оргструктуры предполагают обязательное участие пайщиков и персонала кооперативных организаций в управлении, гибкие вертикальные и горизонтальные коммуникации.

Следует отметить, что внутренняя оргструктура управления многих кооперативных организаций строго иерархии на и слабо адаптирована к рыночным условиям, однако определить, насколько структура конкретной кооперативной организации оптимальна, нуждается ли она в изменениях, обычно не просто.

Таким образом, в качестве концептуальных основ антикризисного управления организациями потребительской кооперации выступают объективно-субъективные предпосылки, связанные с кризисным уровнем социально-экономического развития конкретной организации. Данные предпосылки в содержательном плане раскрываются путем обобщенного анализа управленческо-хозяйственной деятельности кооперативной организации, изучения стратегических альтернатив и стадий рыночной конъюнктуры, разработки тактики, политики, конкретных антикризисных процедур и правил внутрисистемного антикризисного регулирования.

Следует учитывать, что в практике управления кризисами используют разные подходы к диагностике несостоятельности, при этом к основным признакам возможного банкротства хозяйствующих субъектов потребительской кооперации принято относить:

а)    кризис хозяйственной деятельности:
-    падение объемов производства и реализации продукции (услуг);
-    со кращен и е ры ноч ной доли, зан и маемой орга н и за цией;
-    сокращение числа работающих;
б)    кризис имущественный:
-    сужение материально-технической базы;
-    повышение доли медленно реализуемых активов в структуре имущества, в том числе недействующих или законсервированных мощностей;
в)    кризис финансовый:
-    хроническая убыточность хозяйственной деятельности;
-    рост объемов кредиторской задолженности;
-    рост объемов «дорогостоящих)» заемных средств;
-    снижение уровня платежеспособности хозяйствующего субъекта;
-    снижение качества текущих активов, уменьшение в них доли собственных средств.

Таким образом, для того, чтобы определить основные направления совершенствования антикризисною регулирования и управления в потребительской кооперации России, необходимо провести тщательный и всесторонний анализ хозяйственной деятельности, имущественного и финансового положения кооперативных организаций. Кроме того, как мы уже выяснили, одним из основополагающих факторов в разрешении проблем, связанных с несостоятельностью хозяйствующих субъектов, является участие государства в процессе регулирования экономических отношений, в том числе и в секторе потребительской кооперации. Следовательно, необходимо провести экономико-правовой анализ и дать оценку мер государственного регулирования, направленных на разрешение проблем несостоятельности в экономике в целом, и в отрасли потребительской кооперации в частности.