Исследования показывают, что многие работники идут на компромисс со своими моральными принципами под воздействием условий, существующих в организации, в которой они работают. Важное место при этом занимает система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации, которую называют корпоративной этикой.
Корпоративная этика, в отличие от универсальной, обусловлена особенностями деятельности и целями организации, а также исторически сложившимися стереотипами поведения в данной организации. Она является частью более широкой нормативной системы, так называемой корпоративной культуры.
Организация, функционирующая достаточно продолжительное время, в которой сложилась корпоративная культура, в состоянии разработать кодекс ведения бизнеса. В Республике Саха (Якутия) кооперативная культура складывалась практически на протяжении всего XX в. Её уровень высок, и она может быть формализована в форме кооперативного кодекса ведения бизнеса.
Для приведения в соответствие коммерческой деятельности потребительских обществ с принципами и ценностями кооперации нами разработан кооперативный кодекс ведения бизнеса. При разработке использовался «Кодекс ведения бизнеса» кооперативного общества оптовом торговли Р. Квинни и «Кодекс наилучшей практики. Корпоративное управление» Кооперативного союза Великобритании, а также Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития и духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации» и «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании».
В кодексе, разработанном для республики более конкретно отражен важный аспект роли пайщиков в экономической деятельности и управлении. Мы уверены, что кодекс внесет важный вклад в деятельность кооперативов:
- улучшение качества руководства и управления, деловую активность;
- достижение высших стандартов в отчетности менеджеров перед советом потребительских обществ;
- содействие открытости и прозрачности в отношениях между советом и
- привлечение новых членов и вовлечение их в работу кооператива.
Потребительским обществам и союзам рекомендуется учитывать положения, содержащиеся в Кодексе ведения бизнеса, при разработке устава и внесении в него изменений.
Кодекс ведения бизнеса содержит следующие основополагающие положения.
Потребительское общество требует от всех своих работников вести себя в соответствии с целями потребительского общества:
- стремиться к высоким профессиональным стандартам и увеличению объёмов деятельности;
- способствовать достижению доходов и прибыли, обеспечивающих реализацию социальных программ;
- содействовать повышению имиджа кооперативного сектора в экономике Республики Саха (Якутия);
- руководствоваться в хозяйственной и социальной деятельности кооперативными ценностями: справедливостью, взаимопомощью, взаимной ответственностью, демократией, равенством, солидарностью, честностью, открытостью, социальной ответственностью, заботой о других;
- распространять принципы кооперации среди своих членов и пропагандировать сотрудничество между кооперативами;
- использовать широкий ассортимент товаров и услуг для выгоды всей организации и пайщиков;
- мобилизовать покупательские и маркетинговые способности своих корпоративных обществ-членов;
- обеспечивать членов всей необходимой информацией, позволяющей им участвовать в делах Союза потребительских обществ;
- обеспечивать максимальную безопасность капиталовложений своих членов с помощью эффективного управления ресурсами потребительского общества;
- индивидуально работать с каждым пайщиком над достижением поставленных целей, чтобы они вносили положительный вклад в экономику и управление кооперативом;
- воспринимать пайщика как экономического партнера;
- обеспечивать следующие формы экономического участия пайщиков:
а) покупка товаров в торговых предприятиях своего кооператива,
б) продажа пайщиками своему потребительскому обществу продукции и сырья личных подворий, продукции промысловой деятельности, непродовольственных изделий собственного изготовления.
в) привлечение денежных средств пайщиков на возвратной основе,
г) увеличение паевого фонда; - систематически поощрять пайщика за экономическое участие в форме кооперативных выплат в следующих формах:
а) торговые скидки (бонус) со стоимости купленных товаров,
б) надбавки к закупочной цене,
в) стоимость транспортных услуг со скидкой или бесплатно,
г) авансовые платежи по договору под будущую продукцию,
д) доходы от приращения капитала на заемные средства,
е) дивиденды от прироста паевого фонда; - осуществлять моральное поощрение пайщика за активное сотрудничество в зависимости от практических услуг или в связи с юбилеем членства в потребительской кооперации.
Потребительское общество в отношениях с партнерами по бизнесу:
- выстраивает отношения с партнерами по бизнесу на основе открытости и честности в торговых сделках;
- пропагандирует и распространяет заслуживающие доверия данные о преимуществе кооперативов в ведении любого бизнеса, приверженности к надежной торговле;
- стремится к процветанию основного направления бизнеса - розничной торговли, удовлетворяя нужды всех покупателей, проживающих на территории;
- нацелено на соблюдение законов, принятых в защиту потребителя, предоставляет полное описание предлагаемых услуг и товаров;
- обеспечивает высокий стандарт обслуживания во время совершения покупки клиентом с целью удовлетворения клиента;
- избегает действий, которые приводят к увеличению товарооборота способами, противоречащими правилам торговли;
- сохраняет конфиденциальность информации о клиенте.
Потребительское общество нацелено на развитие отношений с поставщиками, основанное на взаимном доверии:
- осуществляет оплату поставок в условленные сроки и в соответствии с согласованными условиями торговли;
- никогда не использует права закупщика в корыстных целях;
- требует сохранения конфиденциальности информации об отношениях между потребительским обществом и поставщиком;
- признает, что получение подарков, льгот или гостеприимства работниками может привести к затруднительным ситуациям, а также может рассматриваться как условие для незаконных действий против партнера.
Отношение потребительского общества к окружению:
- признает, что вся коммерческая деятельность оказывает влияние на среду, в которой работает организация, стремится следовать и сокращать до минимума негативный эффект деятельности, содействуя улучшению общества;
- гарантирует, что пи один продукт, произведенный в системе потребительской кооперации, не будет представлять опасности для населения.
Потребительское общество в отношении нравственного воспитания в области повышения роли духовно-нравственных качеств работников потребительской кооперации в борьбе с бедностью и бездуховностью:
- считает одной из важнейших задач потребительской кооперации на современном этапе заботу о развитии духовности и нравственности;
- направляет усилия организации на формирование духовно развитой, высоконравственной, творческой личности работника потребительской кооперации,
- развивает кооперативную идеологию и способствует формированию на ее основе высокой кооперативной культуры, укрепляет единство и сплоченность организаций потребительской кооперации;
- развивает мировоззрение работников кооперативных организаций на основе духовных ценностей национальной культуры региона, укрепляет сотрудничество с конфессиями для объединения усилий по формированию высоких духовно-нравственных качеств работников потребительской кооперации и пайщиков;
- принимает за основу духовно-нравственного воспитания работников «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятый VIII Всемирным Русским Народным Собором;
- активизирует профессиональную ориентационную работу среди школьников и ссльской молодежи;
- разъясняет историческую миссию потребительской кооперации, ее принципы и ценности;
- принимает участие в социальном обустройстве села;
- оказывает поддержку ветеранам кооперации, инвалидам, одиноким и престарелым, многодетным семьям через предоставление услуг;
- повышает роль кооперативных участков в пропаганде кооперативных идей, проведении организационно-массовой, воспитательной и духовно-просветительской работы, укреплении связей с пайщиками и сельским населением, организации кооперирования населения, проводит участковые собрания не реже двух раз в год;
- информирует о работе потребительского общества по реализации социальной миссии через местные средства массовой информации, обеспечивает подписку на газету «Российская кооперация» на каждом участке;
- в целях развития интеллектуального и творческого потенциала работников организации активизирует работу по проведению конкурсов профессионального мастерства, лучшего магазина, столовой и т. п.;
- перенимает у других кооперативных организаций положительный опыт работы по развитию духовно-нравственных основ деятельности, сохранению кооперативных ценностей, наращиванию объемов деятельности.
Следует соблюдать следующие принципы.
Потребительское общество в отношениях с работниками потребительской кооперации:
- трудоустраивает, продвигает по службе работников на основе их соответствия выполняемых обязанностей без дискриминации относительно расы, религии, национального происхождения, цвета, пола, возраста, сексуальной ориентации, семейного положения или инвалидности;
- гарантирует, что оплата работникам соответствует рыночным условиям и производительности труда;
- поддерживает и помогает работникам всех уровней развивать необходимые умения и содействует карьерному росту в организации;
- пропагандирует эффективное сотрудничество, стимулирует работников к улучшению их деятельности, а также всей организации в целом;
- обеспечивает охрану и безопасные условия труда в соответствии с производственными нормами:
- уважает личные интересы или интересы семьи члена потребительского общества, который принимает участие в бизнесе Союза потребительских обществ;
- признает обязанность соблюдения интересов и благополучия работников, имеющих длительный стаж работы, особенно тех, кто остается в организации до пенсионного возраста;
- привлекает сотрудников к работе по вовлечению новых членов в потребительское общество;
- решает разногласия и конфликты среди работников;
- признает права работников как членов профессиональных союзов, создавая соответствующие структуры для ведения конструктивных диалогов и переговоров;
- распространяет знания о кооперативном движении Союза потребительских обществ.
Коллектив потребительского общества в отношениях с населением:
- является частью населения и активно вносит вклад в благополучие своего народа, выполняя требования молодежи, пенсионеров, инвалидов, семей;
- обеспечивает население товарами и услугами эффективно и выгодно, предлагая хорошие условия и возможности трудоустройства;
- учитывает интересы широких слоев населения как на местном, гак и на государственном уровне;
- привлекает граждан к участию в общественных и гражданских делах;
- осуществляет благотворительные пожертвования, а также спонсирует направления культуры и образования.
Потребительское общество в своей финансовой деятельности:
- соблюдает требования в составлении финансовых отчетов;
- не скрывает объемы деятельности;
- не уклоняется от налоговых обязательств;
- регистрирует и отчитывается о всех перечислениях, включая оплату наличными;
- гарантирует, что все виды деятельности, которые облагаются налогами, будут своевременно перечислены в налоговые службы.
Потребительское общество в отношениях с конкурентами:
- активно конкурирует, но на честных условиях;
- не причиняет вреда репутации конкурентов прямо или косвенно;
- требует, чтобы при любом контакте с конкурентами работники сохраняли конфиденциальность информации;
- не старается получить информацию о бизнесе конкурента незаконным способом;
- не участвует в запрещенных торговых операциях, искусственном преобладании на рынке.
В вопросах, связанных с международным бизнесом:
- потребительское общество признает себя частью экономического пространства Российской Федерации и региона;
- осознает необходимость участия в реализации экономических и социальных программ развития региона;
- использует материальную поддержку федерального и республиканского правительства в интересах потребительской кооперации и всего общества;
- способствует развитию кооперативного сектора экономики республики и других, кроме потребительской, видов кооперации;
- принимает участие в мероприятиях Международного кооперативного альянса, его региональных комитетов;
- принимает участие в обслуживании Международных детских спортивных игр и других республиканских мероприятий международного и российского масштаба;
- активно содействует выработке и реализации кооперативной идеологии, философии, культуры;
- принимает участие в мероприятиях Центросоюза Российской Федерации и считает обязательным активно проводить в жизнь рекомендации научно-практических конференций,
- считает необходимым изучать международный опыт кооперативного движения, а также передовой опыт кооперативных организаций Российской Федерации.
Совет потребительского общества:
- контролирует соблюдение Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации)» и устава потребительского общества, защищает материальные и иные интересы своих членов;
- защищает кооперативную собственность, обеспечивает ее сохранность, пресекает ее отчуждение в интересах, не соответствующих кооперативным;
- укрепляет социальную, то есть членскую базу организации, способствует совершенствованию членских отношений;
- поддерживает Кодекс ведения бизнеса по корпоративному управлению, пересматривает и публикует свой вариант соблюдения правовых норм;
- нацелен на создание климата и возможностей для работников выражать свое мнение о поведении или решениях, которые они считают неэтичными;
- привлекает внутренних или внешних аудиторов для проверки любой деятельности, где выявлено нарушение кодекса.
По нашему мнению внедрение в практику кооперативных организаций кодекса ведения бизнеса будет способствовать повышению качественного уровня кооперативного менеджмента.