Инвестиционная политика осуществляется в рамках национальной внешнеэкономической стратегии. Ее специфика зависит как от содержания и целей преобладающего направления внешнеторговой политики — импортной или экспортной политики, так и от соотношения между тенденциями внешнеторговой политики — между протекционизмом и либерализацией. При разработке национальной политики регулирования инвестиционных потоков государство учитывает их возможное негативное влияние. По мнению зарубежных аналитиков, следует выделить три момента: Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения зарубежных инвестиций для: Первая цель требует установления более высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирмы и контроля в руках зарубежных собственников, например, в тех отраслях, привлечение капиталовложений в которые положительно влияет на рост производительности труда в принимающей стране. Напротив, вторая цель требует более высокого уровня национальной собственности и сохранения контроля над местными инвесторами. Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала включает в себя: В настоящее время мировой рынок инвестиций является зоной острой конкурентной борьбы, в которой победителем является та страна, которая способна предоставить иностранному инвестору более либеральный, стабильный и предсказуемый инвестиционный режим. Как показывает международная практика, в современных условиях всё больше стираются различия в подходах по привлечению инвестиций из национальных и зарубежных источников. В краткосрочном периоде политика, направленная на привлечение зарубежных инвестиций способна дать больший эффект, однако в долгосрочном периоде целесообразно не делать различий между видом инвестиций, а ориентироваться, прежде всего, на их устойчивость и важность для повышения конкурентоспособности страны. Вместе с тем, различные страны в связи с различными геополитическими условиями, а также разноскоростной степенью развития их экономик имеют свои специфические черты экономического развития. Так, многие экономисты критикуют Францию за абсурдные условия для бизнеса: сильные профсоюзы, бесконечные забастовки рабочих по всей стране, 35-часовая рабочая неделя. Однако страна успешно привлекает всемирно известные корпорации из Северной Америки, особенно производителей лекарственных препаратов, и активно занимается диверсификацией экономики от традиционной сельскохозяйственной зависимости. Главное государственное ведомство, которое занимается вопросами привлечения инвестиций – Агентство по инвестициям во Францию. Кроме того, подобные органы существуют и на региональном уровне, предоставляя различные льготы для инвесторов совместно с федеральным центром. Чехия является одной из наиболее успешных стран Европы в части привлечения иностранного капитала. В большей степени успех Чехии - результат эффективной политики правительства по привлечению иностранных инвестиций.Регулирование потока иностранных инвестиций в мире
Стимул |
Социальные требования |
Льготы по налогу на прибыль до 10 лет – в два периода по 5 лет. Сумма льгот за второй период не может превышать сумму первого периода |
Инвестор должен быть первым собственником своего производственного оборудования в Чехии. Сумма, равная сумме налоговых льгот, должна быть реинвестирована в установленный период времени |
Создание или расширение беспошлинных зон для основных инвесторов |
Сумма инвестиций должна превышать 25 млн. $. Разрешается использовать только новейшее оборудование. Стратегически важность проекта должны быть подтверждена независимым технико-экономическим обоснованием. |
Освобождение нового оборудования от НДС и пошлин при импорте |
Только для видов оборудования, установленных Министерством Финансов |
Субсидии на создание рабочих мест до 3000$ на одно созданное рабочее место |
Только для регионов с высоким уровнем безработицы. Нанятые должны проработать в компании не менее 3 месяцев. Беспроцентный кредит, который конвертируется в субсидию, как только выполнены все остальные условия. |
Субсидии на переподготовку кадров, покрывающие до 50% общих затрат на каждого служащего |
Изменяется в зависимости от структуры занятых и региона инвестирования. Компания должна сохранить в своём штате переподготовленных служащих, по крайней мере 2 года, следующих за обучением. |
Предоставление земли и инфраструктуры на льготных условиях |
Муниципальная земля может быть продана по сниженной цене. Федеральное правительство при этом может предоставить финансовую помощь для создания производства. Земля, находящаяся в введении Фонда национальной собственности, может быть продана по цене пахотной. Муниципальные службы могут подвести инфраструктуру прямо к производственным помещениям. |
В частности, чешским законодательством предусмотрено пятилетнее освобождение от уплаты всех налогов, которые получает каждый иностранный инвестор. За каждое рабочее место, созданное иностранной фирмой на территории региона страны с высоким уровнем безработицы, компания получает из государственного бюджета 200000 чешских крон (более 5000$). Государство также оплачивает 35% затрат иностранной компании, связанных с обучением новых рабочих. Крупные субсидии предлагаются на покупку нового промышленного оборудования и на модернизацию старых заводов. Не менее важным фактором являются упрощенная процедура открытия нового бизнеса и либеральный визовый режим с западными странами. Китай осуществил довольно успешный переход от плановой экономики к рыночным отношениям. Открытость экономики и экспортоориентированное развитие стали частью стратегии Китая. Центральным элементом государственной политики Китая по отношению к иностранным инвестициям было формирование на территории страны специальных экономических зон, в которых иностранному капиталу обеспечивались льготные условия хозяйствования по сравнению с режимом деятельности национальных предприятий на остальной территории КНР. Главными целями было привлечение зарубежного технологического и управленческого опыта, обработка мероприятий экономической реформы и постепенное перенесение эффекта рыночных преобразований из СЭЗ в другие районы страны на предприятия государственного сектора экономики. Результатом таких последовательных усилий стало, в частности, интенсивное развитие китайского машиностроения, судостроение и автомобилестроения. Характерные особенности государственной политики Китая по отношению к иностранным инвестициям состоят в: Также в Китае действует разрешительный порядок создания инвестиционных объектов с участием иностранного капитала. Доля же развивающихся стран остаётся невысокой. Среди развивающихся стран лидируют, прежде всего, страны БРИК. Их суммарная доля в осуществлении инвестиции составляет чуть более 5%
Ведущими инвесторами являются экономически развитые страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии возросли (соответственно с 37% до 47% и с 1% до 4%).
В 2006 г. общемировой приток только прямых иностранных инвестиций оценивался в 1306 млрд. долл. Как правило, главным их источником являются транснациональные корпорации (ТНК). Сто наиболее крупных в мире по размерам иностранных активов ТНК владеют через свои иностранные филиалы почти 2 трлн. долл., контролируя, по экспертным оценкам, пятую часть глобальных зарубежных активов.
Транснациональные корпорации с наибольшими зарубежными активами, в млрд. долл. США (по данным за 2006 г.)
Место |
Наименование ТНК |
Страна материнской компании |
Зарубежные активы |
1 |
General Electric |
США |
412,7 |
2 |
Vodafone Group PLC |
Великобритания |
196,4 |
3 |
General Motors |
США |
175,3 |
4 |
British Petroleum Company PLC |
Великобритания |
161,2 |
5 |
Royal Dutch/Shell Group |
Нидерланды |
151,3 |
6 |
ExxonMobil |
США |
143,9 |
7 |
Toyota Motor Corporation |
Япония |
131,7 |
8 |
Ford Motor |
США |
119,1 |
9 |
Total |
Франция |
108,1 |
10 |
Electricite de France |
Франция |
91,5 |
Анализ показывает, что значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее – в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток. Значительный рост ПИИ и связанного с ним международного производства отражал, прежде всего, довольно стабильное развитие мировой экономики и увеличивающиеся корпоративные прибыли во многих странах мира, дальнейшую либерализацию экономической политики и прочие специфические факторы, такие как движение денежного капитала, развитие товарных и фондовых рынков. Также увеличению ПИИ способствовали трансграничные слияния и приобретения. В 2006 г. Они продолжали занимать ведущее место среди способов проникновения ПИИ, но также выросли и гринфилд, особенно в развивающихся странах с переходной экономикой. Инвестиции гринфилд – инвестиционные проекты, которые приводят к возникновению новых производственных мощностей и оборудования, таких как офисы, здания, заводы, фабрики, а также к движению нематериальных активов (преимущественно в виде услуг). Притоки ПИИ в развитые страны в 2006 г. выросли на 45%, что намного больше темпов роста в 2004-2005 гг., и достигли 857 млрд долл. США, т. Е. возвратили позиции крупнейшего рецепиента ПИИ, превзойдя Великобританию, лидировавшую в 2005 г. ЕС продолжил оставаться крупнейшим получателем инвестиций с долей 41%. Рост ПИИ в развивающиеся страны составил 21%, в страны с переходной экономикой – 68%. Это новый рекорд. Прямые иностранные инвестиции в Африку превысили предыдущий рекорд, зафиксированный в 2005 г. Ключевыми факторами тенденции стали высокие цены и повышающийся глобальный спрос на их продукцию. Нефтяная промышленность привлекала инвестиции ТНК, расположенных и в развитых, и в развивающихся государствах. В некоторых отраслях трансграничные СиП выросли в 5 раз – до 4,8 млрд. долл. Как и в прошлые годы, основные потоки средств были направлены к государствам Западной, Северной и Центральной Африки. Однако притоки средств к странам с низким доходом на душу населения продолжали оставаться незначительными. Что касается Азии, то наиболее привлекательными для инвесторов продолжали оставаться развивающиеся страны Азии. На них в 2006 г. пришлось более 2/3 валовых инвестиций в развивающиеся страны. Китай, Гонконг, Сингапур сохранили позиции трёх крупнейших рецепиентов ПИИ в регионе. Турция и нефтеэкспортёры привлекали основную часть средств, направляемых в регион, несмотря на некоторую геополитическую нестабильность. Страны с крупными финансовыми ресурсами, во главе с Кувейтом, продолжали оставаться крупнейшими инвесторами. Продолжавшийся рост потоков ПИИ в значительной степени отражал стабильный экономический рост во многих странах мира. Реальный мировой ВВП в 2005 г. вырос на 4,9%, в 2006 г. – на 5,4%, в 2007 – на 4,9%. Высокие корпоративные прибыли привели к росту стоимости СиП, на которые приходилась большая часть потоков ПИИ. Число инвестиций гринфилд и прочих экспансионистических проектов в 2006 г. увеличилось на 13% (до 11800 проектов), в особенности в развивающихся странах, преимущественно в сфере услуг. Поэтому, как и в предыдущие годы, потоки ПИИ продолжали быть важнейшим и стабильным источником внешнего финансирования для развивающихся стран. В 2006 г. на них приходилось почти половина чистого притока капитала к развивающимся государствам, а за период 2000-2006 гг. ПИИ в среднем составляли 56% притока; тогда как доля портфельных инвестиций была 16%, прочих капитальных трансакций - 19%. Глобальные потоки ПИИ также росли в результате ослабления доллара. В 2006 г. США получили крупные средства и из зоны евро, и из Японии. Однако в целом, суммы 2006 г. (как и 2005 г.) были не намного больше, чем в 1990-е гг. Резкая переоценка евро в течение последних лет не привела к сравнимому росту оттока инвестиций из зоны евро в США и Японию (рис. 2). Возможно, потому что ТНК из стран, входящих в зону, сегодня слабее реагируют на колебания валютного курса, чем в прошлом, поскольку они уже достигли сравнительно высоких уровней интернационализации что делает их прибыли менее волатильными, менее подверженными влиянии изменений валютного курса в некоторых странах, где они оперируют. Более того, сегодня стратегии ТНК влияют на развитие экономики. Например, создание зоны евро стимулировало увеличение степени региональной интеграции и концентрации экономической активности в ЕС, а также привело к увеличению размеров потоков капитала внутри ЕС (к странам с единой валютой), как и к Великобритании, и к вступающим в ЕС государствам. Растущие корпоративные прибыли (и растущие связанные с ними стоимости акций) можно назвать в качестве иного фактора, способствовавшего росту глобальных ПИИ. Они стимулировали увеличение стоимости трансграничных СиП, составляющих значительную часть ПИИ, и внесли вклад в повышение реинвестируемых доходов. Например, отношение прибыли к продажам для 500 ведущих американских компаний в 2006 r. было наивысшим за два последних десятилетия, а прибыли японских компаний продолжали расти, ставя новые рекорды каждый год с 2003 г. В частности, текущая прибыль листинговьгх компаний росла уже четвертый год. Это самый длинный период с; 1980-х гг. Средний коэффициент текущей прибыли, листинговьгх компаний в 2006г. был 6,5. Аналогично, прибыли компаний ЕС повышались. Репатриированные прибыли и доходы от реинвестированных капиталов также росли. В 2005 г. - на 16 %, в 2006 г. - на 29 %. Они составляли около 30% мировых притоков ПИИ и почти 50% всех средств, инвестированных в развивающиеся страны. Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют своего дальнейшего изучения. При этом, важной особенностью инвестиционной деятельности можно считать возможность обеспечения с ее помощью устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в конечном счете, всей жизнедеятельности общества – как для стран-доноров, так и стран-реципиентов. Также, можно сделать вывод, что на способность страны/региона привлекать капитал, в первую очередь ПИИ, влияют 3 группы факторов:
Притоки иностранных инвестиций увеличились во все группы стран – развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, но темпы роста были различны. Подобный рост отражал довольно стабильное развитие экономик многих стран мира.
Притоки ПИИ в 2006 г. были на 38% выше, чем в 2005 г., однако по-прежнему преобладало движение капитала между развитыми странами.
Приток инвестиций в страны Латинской Америки и Карибского бассейна в 2006 г. выросли в среднем на 11%. Однако если исключить движение средств к офшорным финансовым центрам, отличия от предыдущих лет инвелируются. Крупнейшим рецепиентом в 2006 г. была Мексика, затем - Бразилия. ПИИ в Мексику осуществлялись на уровне 2005 г., а в Бразилию выросли на 25%