Экономический спад, начавшийся в 2006 г. в США, постепенно переросший в мировой финансовый кризис, безусловно оказал свое влияние на социально-экономическое состояние России, затронув все отрасли народного хозяйства страны.

Потеря работы значительным количеством людей, обесценивание рубля, повышение цен на товары потребительского спроса, застой в промышленности и в сельском хозяйстве - все это указывает на то, что экономика РФ находится в сложном состоянии и требует поддержки со стороны государства. В этой связи, как никогда возросла потребность в более действенном социальном обеспечении населения страны.

Среди множества проблем современной России одной из главных является проблема низкого качества и уровня жизни населения. Будучи следствием кризиса, практически, во всех сферах жизнедеятельности общества, она порождает, в свою очередь, ряд других проблем, таких как рост преступности, снижение рождаемости, вызванное неуверенностью в завтрашнем дне, повышение уровня смертности и другие. Вот почему в нынешнее время эта проблема должна стать ключевым вопросом национальной экономической стратегии.

Организацией Объединенных Наций для сравнения стран по уровню и качеству жизни с 1990 г. рассчитывается агрегированный показатель - Индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index, HDI), который измеряет достижения страны с точки зрения продолжительности жизни, грамотности населения; реального ВВП на душу населения (в долл. США). Среднее арифметическое число от трех частных индексов это и есть индекс развития человеческого капитала.

Согласно опубликованным данным на 2009 г. (по итогам 2007 г.) рейтинг качества жизни возглавляет Норвегия. В пятерку наиболее благополучных стран вошли также Австралия, Исландия, Канада и Ирландия. На шестом месте Нидерланды, а на седьмом - Швеция. Франция и Швейцария оказались на 8 и 9 месте. Япония разместилась на 10 месте. США оказались на 13-м месте.

Россия вошли в группу стран с высоким уровнем человеческого развития и заняла 71 место. По сравнению с прошлогодним рейтингом ООН - Россия поднялась вверх на две ступеньки.

Особый интерес представляет сравнение по качеству жизни Норвегии и нашей страны. Так средняя продолжительность жизни в Норвегии составляет 80 лет, ВВП на душу населения - 59 300 долл. США. Средняя же продолжительность жизни в России - 66 лет, ВВП на душу населения в России - 16 100 долл. США. Рождаемость в России и Норвегии (на 1000 человек) одинакова - 11 детей, зато смертность в России (на 1000 человек) - 16 умерших, а в Норвегии - 9. В Норвегии идёт на образование - 7,2% от ВВП, а в России всего лишь 3,8% от ВВП. В России за чертой бедности по итогам 1 полугодия 2009 г. живет около 15% населения (21,1 млн. человек). В Норвегии бедности естественно нет, ведь пособие по безработице здесь очень высокое.

Теперь остановимся на некоторых показателях уровня жизни населения нашей страны. По данным Минэкономразвития России рост ВВП в 2009 г. сохранился на уровне предварительного прогноза - 91,5% (таблица 1). В IV квартале 2009 г. спад ВВП уменьшился до -4,8%, против - 9,9% в январе-сентябре 2009 г.

Таблица 1

Основные показатели развития экономики России за 2008-2009 гг. ( в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатели 2008 г. 2009 г.
I кв II кв. III кв. IV кв. год
ВВП 105,6 90,2 89,1 91,1 95,2 91,5
Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего периода 113,3 105,4 101,9 100,6 100,8 108,8-109
Реальные располагаемые денежные доходы населения 102,9 99,9 102,6 95,4 104,5 100,7
Реальная заработная плата 111,5 99,2 96,1 94,8 96,8 96,6

 

За рассматриваемый период (2008-2009 гг.) величина индекса потребительских цен за 2009 г. по предварительным данным сократилась до 8,8-9% (в 2008 г. - 13,3%). Снижение инфляции отразилось на пересмотре оценок большинства социальных показателей.

С учётом уточненных данных на 14,9 п.п. в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшился размер реальной заработной платы до 96,6%. Величина реальных располагаемых доходов населения в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшилась на 2,2 п.п. и составила 100,7%. Тем не менее имеет место повышение темпа роста реальных располагаемых доходов населения в 2009 г., что обусловлено как ростом пенсий и социальных пособий, так и значительной продажей населением иностранной валюты.

В связи с изменением индекса потребительских цен и уточненными данными величины прожиточного минимума за I-III кварталы 2009 г., несколько скорректирована оценка прожиточного минимума населения на 2009 г. - 5 185 руб. (5 323 руб. по предварительной оценке).

На основе данных текущей статистики по итогам 2009 г. численность занятых в экономике составила 69,7 млн. человек (в 2008 г. -70,9 млн. человек). Общая безработица, рассчитанная по методологии МОТ, в 2009 г. составила 6,5 млн. человек или 8,9% (рис. 1) экономически активного населения (в 2008 г. - 4,8 млн. человек или 6,4%).
Уровень безработицы по методологии МОТ
Рис. 1. Уровень безработных по методологии МОТ за 2000-2009 гг., %

В результате снижения величины прожиточного минимума и более высоких темпов роста доходов населения доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2009 г. составила около 15% (порядка 21,1 млн. человек), тогда как в 2008 г. значение данного показателя составляло 13,1% (18,5 млн. человек), что не идёт ни в какое сравнение с ситуацией 1990 г. - 1,6% (2,3 млн. человек).

Преобразования последних лет в России не просто затронули различные аспекты развития страны, но и привели к серьезным изменениям в экономической и социальной сферах. В силу обрушавшегося осенью 2008 г. на страну кризиса социальные проблемы стали настолько глубоки, что очевидной становится необходимость систематического и последовательного их разрешения, возникла потребность вмешательства государства. Необходимо отметить, что правительством России был предпринят ряд антикризисных мер, среди которых разработка и введение в силу пакета антикризисных законов, предоставление гражданам возможности досрочного использования материнского капитала, возможность реструктуризации кредитов для лиц, потерявших работу, увеличение суммы имущественного вычета при исчислении НДФЛ при покупке жилья с 1 до 2 млн. руб., увеличение пенсий и пособий и другие.

Так в 2009 г. правительство четыре раза индексировало пенсии. В результате к концу 2009 г. средний размер трудовой пенсии составил 6 280 руб. В 2010 г. средний размер трудовой пенсии составит 7 902 руб.

Но многие вопросы, которые требуют непосредственного вмешательства государства, остаются открытыми. Так в начале 2010 г. ожидается очередной рост тарифов на услуги ЖКХ. В зависимости от региона и населённого пункта он составит от 10 до 30% (в среднем 20-25%) (таблица 2).
Таблица 2
Рост основных тарифов ЖКХ для населения в 2010 г. (в среднем по России)

Показатели Рост тарифов ЖКХ в 2010 г., %
Электроэнергия 10
Природный газ 15 (в два этапа - с 1 января и с 1 апреля)
Тепловая энергия 15

 

И все многочисленные «пенсионные усилия» правительства аннулируются одним-единственным повышением тарифов ЖКХ, которое поглотит все надбавки, если не больше.

Реальные денежные доходы населения и в лучшие-то годы отставали от темпов роста тарифов (таблица 3), а теперь и подавно. Казалось бы, в условиях кризиса тарифы можно было бы притормозить, чтобы дать передышку населению. Но этого не случилось.

Таблица 3
Прирост тарифов ЖКХ и реальных денежных доходов населения РФ за 2004-2009 гг.

Год Рост тарифов ЖКХ (в % к предыдущему году Рост реальных денежных доходов населения (в % к предыдущему году)
2004 23,5 11
2005 32,7 12
2006 17,9 14
2007 13,8 13
2008 16,4 2,9
2009 19,4 0,7

 

Кроме того если посмотреть на темпы, с какими происходит ежегодное удорожание тарифов на услуги ЖКХ, можно заметить, что эти темпы намного опережают инфляцию в стране. Так, в 2008 г. инфляция, согласно данным Росстата, составила 13,3%, в 2009 г., по предварительным итогам, - будет составлять около 9%. В то же время тарифы на коммунальные услуги подорожали за минувший год в среднем на 20-25%.

За последнее время народ стал все больше приходит к убеждению, что большинство реформ, проводимых государством и особенно в период кризиса, направлено не на реальное улучшение жизни населения, а на укрепление крупного частного капитала. Государственные чиновники, многие из которых являются совладельцами огромных капиталов увещевают о том, что повышение тарифов на коммунальные услуги связано с ростом цен на энергоносители и в первую очередь на газ. А цены на газ повышаются потому, что согласно действующей программе они должны быть постепенно приведены к уровню мировых.

Не в худшем положении и нефтяные магнаты. Рост цен на бензин ежедневно ощущают миллионы владельцев транспортных средств. И здесь нас без устали убеждают нефтяные монополисты, что снижению цен на заправках препятствуют конъюнктура мировых цен на углеводороды. Но возникает вполне оправданный вопрос: почему в США вслед за значительным удешевлением нефти розничные цены на бензин к декабрю 2008 г. упали более чем в 2 раза, достигнув в ряде штатов отметки в пересчете на российскую валюту 12-13 руб. за литр. Ничего подобного не произошло в России.

Не меньшую озабоченность вызывает в стране ситуация с постоянным ростом цен на фармацевтическом рынке. Здесь, как ни в одной другой области, сказывается неимоверное число посредников при продаже лекарств.

А вопиющий разрыв в доходах, разве это не показатель качества и уровня жизни российских граждан. Вот уже более десяти лет не стихает в стране разговор на эту тему. А что изменилось? Ничего. До сих пор не введены налоги на сверхприбыли и роскошь, не создан надежный заслон в России перед потоком незаконных денег, уходящих на заграничные счета и в оффшоры. Народ не знает, кто является истинным, а не подставным владельцем сотен банков, отмывающих откаты и коррупционные накопления. Если в 1990 г. доходы 10% высоко- и малообеспеченного населения различались в 4,4 раза, то сегодня, это различие возросло до 14 раз (по официальным данным). По некоторым данным всего лишь 5% наших сограждан контролирует 80% всей собственности РФ, получая от неё огромные доходы, которые впоследствии оседают на счетах в зарубежных банках.

Эти и другие рыночные явления негативно влияют на качество и уровень жизни населения нашей страны. Рынок в настоящее время не является единственным регулятором экономики, необходимо в ряде случаев активное вмешательство государства. Бытующее же пока суждение о ненужности и даже вредности государственного вмешательства в экономику и в первую очередь в ценообразование и тарифную политику в условиях глобального кризиса является несостоятельным и весьма опасным.